После музея Льва Троцкого в Мехико мы посетили находящийся неподалёку музей мексиканской художницы Фриды Кало. Она стала последней страстью русского революционера Льва Троцкого. Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды, и в течение 30 лет облик дома не менялся. Вход охраняют два гигантских Иуды, фигуры двадцати футов высотой из папье-маше словно приглашают к разговору.
Мексиканская художница Фри́да Ка́ло де Риве́ра (или Магдале́на Ка́рмен Фри́да Ка́ло Кальдеро́н) родилась в Мехико 6 июля 1907 года. Её отцом был фотограф Гильермо Кало, родом из Германии. Мать Фриды, Матильда Кальдерон – мексиканка с индейскими корнями. Фрида Кало была третьим ребёнком в семье. В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой.
В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжёлую аварию. Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), множественные переломы костей. Год она была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Впоследствии Фриде пришлось перенести несколько десятков операций, она месяцами не выходила из больниц.
Именно тогда Фрида впервые попросила у отца кисти и краски. Для девушки сделали специальный подрамник, позволявший писать лёжа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла видеть себя. Первой картиной был автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества Фриды Кало: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».
Художественный стиль Фриды Кало иногда характеризуют как наивное искусство или фолк-арт. Фрида создала достаточно работ, чтобы стать ученицей знаменитого уже тогда художника Диего Риверы в подготовительной школе Академии изящных искусств. Она была моложе его лет на двадцать, и, судя по рисункам, несомненно талантлива. Диего всегда гордился, что это он открыл Фриду-художницу.
Очень скоро Ривера сделал своей ученице предложение. Ей было 22 года, ему — 43. Диего был женат неоднократно. Первой его женой была русская художница из Петербурга Ангелина Белова, потом вспыхнуло увлечение другой русской женщиной, а мексиканских красоток никто не сосчитал.
В 1929 году Фрида и Диего поженились. Помимо искусства их сблизило то, что оба поддерживали коммунистическую партию.
Родители Фриды назовут их отношения «союзом слона и голубки».
Бурная совместная жизнь супругов-художников стала легендой. Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего».
Спустя четыре года Диего соблазнил младшую сестру своей жены — Кристину, в чём честно сознался Фриде. Диего считал, что между ним и женой не должно быть тайн.
Возможно, Фрида решила отплатить ему тем же.
Фрида — художник, понимающая все циклы жизни-смерти-наслаждения. Часто повторяющиеся на её картинах Две Фриды — это её Душа и Тело, это две Мексики — индейская и испанская. С одной стороны — первобытное обращение к природе — к смерти, к наслаждению, к естественному. С другой стороны — поиск осмысления природы вещей, циклов, себя, бытия, внутренних связей.
Лев Троцкий в 1936 году после высылки из СССР долго скитался по разным странам, не находя приюта. Власти Мексики сначала признали СССР в 1924 году, но потом, в 1930-м, разорвали дипломатические отношения. Троцкому было очень удобно поселиться в Мексике, где, как он надеялся, его не достанут агенты Сталина.
Троцкий прибыл в страну в январе 1937 года по личному приглашению президента-социалиста Ласаро Карденаса. На самом деле его пригласил Ривера, друг Карденаса.
Диего Ривера был коммунистом и восторженным поклонником революции 1917 года. С Троцким они начали общаться на почве общности политических взглядов. Между ними установились тёплые дружеские отношения. Троцкий давал высокую оценку творчеству мексиканского художника: «Это не просто картины, не объект пассивного эстетического созерцания, это живая часть классовой борьбы».
Диего верил в идеального героя-революционера и даже изобразил фигуры Ленина и Троцкого на главной фреске в Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке, чем повергнул в ужас заказчиков.
Когда Троцкий прибыл в Мексику, Диего Ривера лежал в больнице из-за болезни почек, и в мексиканском порту прибывших встретила его жена Фрида. Троцкий с семьёй поселились в доме у Диего Риверы. Хозяйка дома была умна, талантлива, образованна, поддерживала разговор на любые, даже политические, темы и приглянулась революционеру-изгнаннику.
Фрида Кало пленила революционера с первого взгляда – её талант и горячий нрав не оставили равнодушным к себе революционного вождя. Несмотря на свои физические увечья, она была очень обаятельной и харизматичной. Влюбленность Троцкого и амбициозность Фриды привели к тому, что между ними завязались романтические отношения.
В один из вечеров 1937 года в саду сидели втроем Фрида, Троцкий и 55-летняя жена Троцкого Наталья Седова. Внезапно Кало встала и позвала Троцкого к себе в спальню посмотреть картины, где они увлеклись друг другом.
Льву Троцкому к тому времени уже исполнилось 58 лет, а Фриде — 29. Его всегдашними обращениями к ней стали слова: «О, любимая моя, любимая!» Между ними начался легкий флирт с перепиской. Каждый день Троцкий передавал Фриде десятки записочек, заложенных в марксистские книги. В одной из них он писал: «Ты вернула мне молодость и отняла рассудок. С тобой я чувствую себя семнадцатилетним мальчишкой».
Он посылал ей стихи, а она рисовала его портреты.
«Любовь — это прозрение и желанье отдать себя целиком, освободившись от искушения иметь что-либо для себя в другом; это забвенье мечты и надежды и радость служенья без всякой корысти; стремленье пожертвовать всем, что имеешь, и вера в то, что летать ты умеешь; это когда исчезает страх, и следуешь сердца лишь зову впотьмах, уже не желая иметь или слыть, а только, отдав всё что можешь, забыть. Да, это полное забвение себя, когда исчезает упрямое Я, когда лишь отдав, всё что можешь отдать, себя ты в другом вдруг не сможешь узнать, и сбросив желаний балласт, воспарить… Иначе, прости, не умею любить!»
Фрида и в юности была экспрессивной, и позже не лишилась своего пыла. Она много курила, в избытке употребляла спиртные напитки (особенно текилу), была открытой бисексуалкой.
Наталья Седова обо всём догадалась, устроила жуткий скандал и покинула жилище. Но тут появился Ривера. Он среагировал гораздо спокойнее и сам снял на несколько недель для любовников фазенду Сан Мигель Регла в 130 километрах от Мехико. Фрида выдержала на фазенде только неделю. Ей быстро надоел «занудливый козлобородый». Лев Давидович явно не рассчитал свои силы. С подозрением на (мнимый) аппендицит его отвезли в больницу. Страсть к Фриде Кало едва не лишила Троцкого здоровья и рассудка.
Когда близкие отношения между Троцким и Фридой были раскрыты, Наталья Седова пообещала, что не станет мешать его счастью и уйдёт. Но Троцкий уговаривал её в письмах: «Умоляю, перестань соревноваться с женщиной, которая значит так мало».
«Весною жизнь опять манит надеждой, перевернув песочные часы. И кажется, что молоды как прежде, хотя безумия давно мы лишены. И чудится, что сбудутся мечтанья, и мы найдём, чего мы лишены, и мимо нас прошествуют страданья, и обретём мы счастие в любви. Пусть годы дарят трезвость взгляда, а опыт жизни грустью давит грудь. Душа как прежде молода и рада, и верит: сбудется мечта когда-нибудь! Мы часть Природы, часть Закона Жизни, и вне Её нам счастья не найти. Себя по свету ищут половинки, друг в друге целостность надеясь обрести. И доводы рассудка здесь бессильны, ведь сердце выбирает нам пути. Первично чувство, и вторичны мысли, — так подчинимся мудрости весны! Обманемся, хотя бы на мгновенье, или на день, а лучше уж на год. Печально знание. Душа же упоенья вымаливает, зная наперёд, что всё проходит…»
Для Троцкого, возможно, мало значили и другие его пассии: англичанка Клер Шеридан — скульптор, которая приезжала в советскую Россию с одной лишь целью вылепить бюст героя Октября. Или Лариса Рейснер, написавшая поэму «Свияжск», после того как провела летний месяц 1918 года на Восточном фронте под Свияжском в обществе неутомимого революционера.
Лев Троцкий и Наталья Седова приняли решение начать раздельное жительство на неопределённый срок. Однако уже через несколько месяцев Лев начал направлять прямые и нежные письма своей незаконной жене (первая жена Соколовская так и не дала развод). Он раскаивался и просил восстановления семейных уз. Наталья была зависима от мужа, и в июле 1937 года их семья восстановилась.
Троцкий и Седова
Биограф Троцкого Г. Чернявский пишет, что Фрида «вряд ли испытывала серьёзные чувства к Льву, но увлеклась им как человеком знаменитым… Она стремилась при помощи адюльтера с «учителем» своего мужа как-то унизить Диего, отомстить ему за многочисленные измены. Как юноша, Троцкий бегал за ней по патио (понятно, это был, скорее, шуточный бег, ибо Фрида не могла передвигаться быстро). Позволив себя поймать, она уводила его в собственную спальню с огромной ортопедической кроватью, поначалу вроде бы для того, чтобы полюбоваться висевшими там её произведениями».
Фрида Кало и Диего Ривера называли себя убеждёнными троцкистами. 7 ноября, в день рождения Троцкого и в годовщину октябрьской революции, художница подарила революционеру яркий чувственный автопортрет «Между портьерами». На картине Фрида, одетая в персиковую юбку и укутанная в широкую шаль, стоит между двумя портьерами, смело смотрит в глаза зрителю, а в руке держит записку для Троцкого.
На прощание она написала: «Льву Троцкому с глубокой любовью я посвящаю эту работу».
Но съезжая из «синего дома», Троцкий постарался подарок забыть. Вряд ли это огорчило Фриду. В новом жилище она навестила своего бывшего любовника всего один раз. И написала подруге: «Какой же он всё-таки… (и дальше следовало нецензурное испанское слово)».
Как же она могла увлечься стареющим Троцким?
Это был демонстративный роман для обоих, с целью привлечения внимания к себе. Фрида иронично называла Льва «стариком», предельно ясно проливая свет на истинные чувства к нему. Где-то через неделю после начала их любовной интрижки, она сказала: «Как же я устала от этого старого и однообразного козлобородого дурака».
Или это была утонченная любовная месть своему мужу Диего Ривере?
Возможно этот короткий роман Фриды с мировой знаменитостью был всего лишь средством мести мужу за его бесконечные измены, особенно за связь с её младшей сестрой Кристиной.
Много лет спустя Фрида Кало написала свой очередной автопортрет с физиономией Льва Давидовича у себя на груди и ликом жены Натальи Седовой во лбу.
Существует предположение, что эта любовная интрижка только часть остроумного плана, в котором мексиканские художники Диего Ривера и Фрида Кало участвовали в исполнении приговора, вынесенного Троцкому Иосифом Сталиным.
24 мая 1940 года 20 человек под предводительством трёх мексиканских художников Хосе Сикейроса (убеждённого сталиниста), Антонио Пуйоля и Луиса Ареналя напали на дом Троцкого в Койоакане. Они произвели где-то 200 выстрелов, однако Троцкий и Седова залезли под кровать и остались невредимы. Это покушение было организовано советским агентом Иосифом Григулевичем, впоследствии ведущим специалистом Института Латинской Америки и академиком АН СССР.
В начале того же 1940 года в окружение Троцкого проник Рамон Меркадер, бывший лейтенант Республиканской армии времён Гражданской войны в Испании. 20 августа 1940 года Меркадер якобы принёс Троцкому посмотреть свою статью о немецкой оккупации Франции. Пока Троцкий читал, он зашел к нему за спину и со всех сил ударил по голове ледорубом, припрятанным в плаще. Серьёзная рана доходила до 7 см вглубь, однако убить Троцкого с одного удара не вышло. Тяжело раненый Лев даже стал душить Меркадера и сумел позвать на помощь. Троцкий прожил ещё около суток и умер 21 августа. После кремации был похоронен во дворе дома в Койоакане.
Фрида Кало и Диего Риверо первыми попали под подозрение. Полиция Мехико предъявила художнице подозрение в убийстве русского революционера Льва Троцкого. Оказалось, что в 1939 году Фрида встречалась в Париже с Меркадером и полиция заинтересовалась причиной этого свидания. Кало и Ривера убедили детективов в том, что они не имеют отношения к убийству, а с Сикейросом их связывает соперничество, но не дружба. Через сутки после ареста Фриду отпустили.
Меркадер отсидел 20 лет в мексиканской тюрьме. А когда вышел, тайно эмигрировал в СССР, где в 1960 году получил Золотую Звезду героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Жил в Москве, недалеко от метро Сокол, под именем Рамон Иванович Лопес. В середине 70-х перебрался на Кубу по личному приглашению Фиделя Кастро. Работал в Гаване советником министра иностранных дел. Умер в 1978 году.
Вскоре после смерти Льва Троцкого Фрида разошлась с мужем. Но в 1940 году Диего вновь предлагает ей выйти за него, но Фрида требует брак без интимной близости, жизнь — в разных частях дома, материальная независимость друг от друга.
Фрида Кало умерла 13 июля 1954 года. Незадолго до смерти она оставила в своём дневнике последнюю запись: «Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь».
Некоторые знакомые Фриды предполагали, что она умерла от передозировки, и её смерть могла быть неслучайной. Вскрытие тела не проводилось, поэтому доказательств этой версии не существует.
В начале 2006 года автопортрет Фриды «Корни» («Raices») оценён экспертами в 7 миллионов долларов при первоначальной цене в 4 млн фунтов стерлингов.
На аукционе в Нью-Йорке картина Фриды Кало «Автопортрет с обезьянкой и попугаем» была продана за 4 миллиона долларов.
Наталья Седова-Троцкая пережила мужа на 22 года. Она скончалась в 1962 году в пригороде Парижа, а похоронена была в Мексике, в Койоакане, рядом с мужем.
«В жизни своей ошибок не бывает. Всё есть Судьба — плоха, иль хороша. И даже если в нас душа страдает — то ей на благо, но не навсегда. Всё выправит любовь, печаль и скуку, затянет раны, шрамы удалит, и в счастье превратит былую муку, и в радость обернёт, что в нас болит. Лишь верить надо в давние заветы, и чудо в точности произойдёт. Душа нам шепчет верные рецепты. Неверящий же это не поймёт. Не сотворим же мы прелюбодейства, но лишь любовь — в том мудрости секрет! Противно мне любое лицедейство. И в этом заключил я свой обет. Не нужно слов — вы мне в глаза взгляните, и я пойму, где правда, а где ложь. Передо мною вы не согрешите. Нам Бог судья, Он видит нас насквозь! Так будем же честны друг перед другом, а более пред тем, кто стал родным. Добро и зло идут от нас по кругу. Что получили, то не возвратим. Чтоб разорвать порочный круг ошибок, покаемся пред всеми и собой, что злоба не лишит нас впредь улыбок и искренним наш будет шаг любой. Быть честным до конца душа желает, ведь ложь любая к гибели ведёт. Любовь без правды тотчас же растает, а в искренности только расцветёт. Мы радостью проверим наши чувства. Надрыв любой укажет нам на грех. Творить любовь — то мудрость и искусство, а вовсе не соблазн ночных утех».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
4\ Всё есть любовь.
Поздравляю женщин, которые украшают нашу жизнь и привносят в неё смысл!
А Вы оцениваете отношения ФРИДЫ КАЛО И ТРОЦКОГО?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: лев троцкий, Мексика, мехико, фрида кало