Посмотрел сериал «Обитель» по одноимённому роману Захара Прилепина. Это тот редкий случай, когда фильм лучше первоисточника. Снято красиво, актёры старались. Но фильм явно не 12+, а 16+. ГЛАВНЫЙ вопрос: имеет ли право писатель искажать историческую правду, обосновывая это своим «а я так вижу»?! По-моему, НЕТ!
Любое художественное произведение есть авторская интерпретация событий. Но переписывание истории в угоду властям – недопустимо. Правда – это твой честный взгляд на истину. Поэтому правда у каждого своя, а истина одна. Если честности нет, то это уже не правда, а постправда.
Интересно, что скажет о сериале РПЦ?
Я неоднократно встречался с Захаром Прилепиным. Он рассказывал о процессе создании романа «Обитель», отвечал на мои вопросы о миссии писателя в современном мире, о творческом кредо и послании миру людей.
10 мая 2021 года в передаче «Вечер с Владимиром Соловьёвым» ведущий задал писателю Захару Прилепину вопрос: «Почему не получилось? Это было время, когда во всём мире шла попытка найти рецепт создания нового человека. … Что пошло не так? Почему машина всё равно сорвалась и начался этот самый страшный процесс?»
Захар Прилепин ответил: «Если бы Советскому Союзу сказали: «Вот вам ребята 50 лет, а лучше 100, перековывайте, не куда не торопитесь, война начнётся в 1985 году, тогда бы да… Очень торопились, очень спешили, из-за этого натворили много ошибок.»
Выходит, идея была правильная, только не хватило времени?
Но эксперимент по созданию «нового человека» длился целых 70 лет! И ничего не вышло. Инстинкты сильнее культуры. Человек приспосабливается, но не меняется. Инстинкты спасли homo sapiens от последствий различных культурных экспериментов (фашизм, коммунизм и т.п.).
Человек не меняется, и потому история повторяется!
В начале ХХ века это была весьма модная идея – создание нового человека. Считали, что человеческое существо не совершенно, и что его можно, а значит и нужно усовершенствовать. Западная криминология того времени исходила из предположения о врождённой (генетической) предрасположенности к преступлению. А советская криминология, предполагала, что человек есть совокупность всех общественных отношений и, следовательно, изменив общественные отношения, можно изменить человека.
Эксперименты на Соловках по созданию «нового человека» привели к отвратительным результатам. Стоило одному заключённому получить пусть даже небольшую власть над другими сотоварищами, как он начинал издеваться над подчинёнными. «Соловецкие Франкенштейны» породили садистов и убийц, которые стали мстить своим «создателям».
Впервые я был на Соловках в 1989 году как участник первой международной конференции «Соловецкий форум». Форум был посвящён истории создания ГУЛАГа и разоблачению преступлений сталинского режима. После конференции, которая проходила в Архангельске 14 июля, мы на теплоходе отправились на Соловецкие острова, где когда-то находился СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения) или «Адский остров».
Соловецкий монастырь хранит множество тайн, до сих пор не раскрытых. Научная история Соловков по сей день не написана. Кто-то называет Соловки «островами преображения», кто-то «северный Афон», а кто-то «Русская Голгофа». Одни считают это место святым, другие – проклятым. Но одно можно сказать определённо: «тут дьявол с Богом борется, а место битвы – сердца людей».
Роман о Соловках хотел написать Фёдор Абрамов, потом такое желание было у Андрея Битова. Но написал о Соловецком лагере особого назначения Захар Прилепин – за что и получил премию «Большая книга». Критик Роман Арбитман в пух и прах он раскритиковал роман «Обитель.
«Прилепин выпускает объёмный роман «Обитель» в сомнительном для писателя-сталиниста жанре «лагерной прозы». … Читателю внушается нехитрая мысль о том, что «большой террор» в СССР был начат до Иосифа Виссарионовича, а продолжался не соратниками усатого вождя, но его политическими противниками. … Отдадим должное Прилепину: скотство лагерных конвоиров и муки подконвойных он описывает в подробностях, со всеми тошнотворными нюансами. «Русская история дает примеры удивительных степеней подлости и низости», – рассуждает писатель в послесловии, признаваясь, что и к советской власти, и к её хулителям сам относится почти одинаково скверно».
В 2016 году перед тем как вновь побывать на Соловках я прочитал роман Захара Прилепина «Обитель». Многие в художественном вымысле автора усмотрели искажение истины, отступление от исторической правды. Научные сотрудники и работники музея на Соловках рассказали мне о своём отношении к роману Захара Прилепина «Обитель».
Лично мне роман Захара Прилепина показался интересным, но не убедительным. Ощущалось творческое заимствование. На мой взгляд, правдиво и убедительно о лагерной жизни может написать лишь тот, кто лично её пережил. Правда, пусть даже корявая, ценнее искусного вымысла.
Если роман «Обитель» написан «на заказ» для последующей экранизации, то цель ясна – показать ужасы прошлой жизни при коммунистах, чтобы всё ощутили, как хорошо живётся сейчас. Так же поступили и авторы фильма о Соловках 1927 года (режиссёр С.Черкасов).
В качестве места заточения Соловецкий монастырь использовался около 350 лет с середины 16-го столетия до конца 19-го. Первый острог на Соловках был сооружён ещё в 1579 году. Камеры заключённых на протяжении первых трёхсот лет располагались по всей территории монастыря. По предписанию некоторые из заключённых содержались взаперти под крепким караулом до смерти в ручных и ножных кандалах, другие были прикованы цепью к стене, иных надлежало использовать в тягчайших трудах под строгим надзором.
В период с XVI до начала XX века в монастырскую тюрьму были заключены 316 человек. Окончательно закрыта монастырская тюрьма была лишь в 1903 году.
Во время гражданской войны «белые» использовали Соловки в качестве места высылки неблагонадёжных. Большевики ничего нового не придумали, они использовали старый опыт, но только многократно увеличили масштабы. Стараниями Михаила Кедрова (сподвижника Ленина) в Соловецком монастыре был создан концентрационный лагерь для военнопленных Гражданской войны.
7 июня 1923 года пароход «Печора» доставил в Соловки активистов политических партий, недавних союзников большевиков по борьбе за власть. Расстрелять их было нельзя, но и жить этим людям в новой стране было невозможно.
В июле 1923 года первые заключённые были переправлены из Архангельска на Соловецкий остров. Постановлением СНК СССР от 13 октября 1923 года организовался Соловецкий лагерь принудительных работ. В лагере предполагалось разместить 8 тысяч человек, в основном политических заключённых.
На 1 октября 1924 года численность политических заключённых в лагере составляло 429 человек: из них 176 меньшевиков, 130 правых эсеров, 67 анархистов, 26 левых эсеров, 30 социалистов других организаций.
19 декабря 1923 года во время прогулки были убиты пятеро и ранены трое членов партии эсеров и анархистов. Этот случай получил широкую огласку в мировой печати. С конца 1923 ОГПУ начало политику ужесточения режима содержания политических заключённых. Однако «политические» начали голодовку и добились, что летом 1925 года они все были вывезены на материк.
Первым комендантом Соловецкого лагеря особого назначения с 13 ноября 1925 года по 20 мая 1929 года был Ф.И.Эйхманс (позднее расстрелян как английский шпион).
По инициативе начальника лагеря чекисты создали музей, куда поместили 1500 единиц хранения монастырского архива, 1126 старых книг и рукописей, две с половиной тысячи икон. Всего 12 тысяч экспонатов.
В этот период в лагерном заключении находилось 119 лиц духовного звания, 485 сотрудников ВЧК и ОГПУ, 591 человек бывших членов ВКП(б).
Совнарком РСФСР постановил уничтожить тюрьмы для уголовных преступников в течение ближайших пяти лет и применять к «правонарушителям» только метод воспитания трудом в условиях возможно широкой свободы.
Идея была неплоха: заменить пребывание в тюрьмах принудительным трудом без конвоя; так сказать, физическим трудом перевоспитать преступника. Тюрьма, как известно, не исправляет, а ещё более формирует преступника.
Большевики полагали, что трудом можно будет построить справедливый мир свободных людей. Задача лагерей была – приучением к труду перевоспитать из социально вредных людей – полезных членов общества. «Мы путь земле укажем новый, – Владыкой мира будет труд».
Лозунг «Через труд — к освобождению» впервые на Никольских воротах Соловецкого кремля.
Первоначально принудительный труд для преступников подразумевался без конвоя. Но постепенно принудительный труд превратился в каторжный. Эксплуатация рабсилы на лесозаготовках была беспрецедентной. Справка из слоновской папки 1928 года в архиве МВД Республики Карелия: «128 заключённых оставлены на Красной Горке на ночь в лесу по причине невыполнения урока», — сообщал начальству младший надзиратель С.П. Поваров. «В партии 46 человек, прибывшей из командировки Параново, 75% оказались с отмороженными конечностями», — докладывала врач Л.Н. Вольская.
На Соловках по отношению к заключённым применялись разнообразные пытки и унижения. Заключённых заставляли: считать чаек, громко кричать Интернационал, перетаскивать камни или брёвна с места на место. И при этом лицемерно говорили: «Советская власть не карает, а исправляет».
“Здесь власть не советская, а соловецкая”, – излюбленное выражение Игоря Курилко (позднее расстрелянного). – «Кто не убивает, того убивают самого».
В алтаре храма Вознесения на Секирной горе кто-то нацарапал: «Товарищи!.. Соловки — это школа, ведущая нас на путь к рецидиву и бандитизму!»
История подтвердила монастырскую присказку «Сегодня в Соловках — завтра в России». СЛОН стал своего рода полигоном для ГУЛАГа.
Великой стройке социализма в СССР нужны были работники. Но платить достойную зарплату государству было нечем. Поэтому давали срок и ссылали в лагерь на принудительные работы. Рабы трудились бесплатно.
Арестанты, не способные к тяжелому физическому труду, были обречены на смерть от истощения. Нарком Ежов на вопрос начальника Оренбургского УНКВД Успенского, что делать с пожилыми заключёнными, ответил: «Расстреливать».
Соловки – это был СССР в уменьшенном масштабе. До 1930 года на островах действовало 30 предприятий. Лагерь осуществлял лесозаготовки и торфоразработки, занимался сельским хозяйством, обслуживал кирпичный и механический завод, осуществлял дорожное строительство. Помимо этого, лагерь участвовал в начале строительства Северного участка Беломорско-Балтийского водного пути.
В 1925 году Созерко Мальсагов – бывший офицер царской армии, которому 15 мая 1925 года удалось вместе с другими заключёнными совершить побег из Соловецкого лагеря, написал книгу воспоминаний «Адский остров», которая была опубликована в Англии в 1926 году. Вместе с Созерко Мальсаговым бежал и Г.Д.Безсонов. В 1926 году он написал книгу «Двадцать шесть тюрем и побег с Соловков».
Книги Мальсагова и Безсонова вызвали бурную реакцию в зарубежной прессе. Разразился скандал. В Ватикане утверждали, будто в одном из самых благодатных монастырей Святой Руси коммунисты устроили лагерь смерти.
На Соловки (видимо, по заказу ОГПУ) была отправлена киногруппа под руководством режиссёра А.А.Черкасова. В 1927 году они сняли фильм «Соловки – Соловецкие лагеря особого назначения». Этот документальный фильм и сегодня смотрится с интересом.
Западной общественности фильм, видимо, показался не убедительным. В 1929 году в Соловецком лагере побывал Максим Горький. В задачу Горького входило рассказать правду о Соловках. Его принимали как почётного гостя, и, разумеется, показывали всё самое лучшее.
Но Максим Горький не был наивным человеком. От проницательно взора автора пьесы «На дне» не удалось скрыть показуху. «Не люблю парадов», – сказал Горький, когда ему показывали больницу. Горький заметил, что заключённые одеты во всё новое.
Бывший заключённый СЛОНа академик Д.С.Лихачёв вспоминал:
«…я видел Горького в Соловецком лагере и отлично знаю, что он видел, что там происходит. Один мальчуган рассказал ему об истязаниях, о том ужасе, который творится в лесу. Однако, вернувшись в Москву, в 1930 году в журнале «Наши достижения» (!) он опубликовал восторженный очерк о соловецких чекистах…».
На Соловках «перевоспитывались» многие интеллигенты. Одним из них был и Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Он был осуждён на 5 лет за контрреволюционную деятельность. В ночь 28 октября 1929 года на Соловках было расстреляно 300 человек. Д.С.Лихачёва должны были расстрелять, но ему чудом удалось спастись. После досрочного освобождения и возвращения в Ленинград, Д.С.Лихачёв успешно закончил университет, и впоследствии стал академиком.
В сентябре 1998 года в Пушкинском Доме я встречался с Д.С.Лихачёвым и подарил ему свой роман-исследование «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак».
Солженицын полагал, что Максим Горький в 1929 году знал о Соловках всё, ибо нашлись люди, которые сумели донести до него всю правду. Но даже если Горький догадывался о правде, что уже тогда, в 1929 году, он мог сделать?
Сразу после визита Горького комиссией под руководством секретаря Коллегии ОГПУ А.М. Шанина был составлен акт: «3357 несовершеннолетних подростков, в большинстве своём — беспризорные дети, находящиеся на территории СЛОНа, не получая должной квалификации, разлагаются морально и физически взрослой частью заключённых — процветает использование их в качестве пассивных педерастов».
Несмотря на тяжёлые условия, на Соловках многие заключённые не ломались, а лишь становились сильнее духом. Некоторые заключённые, прошедшие Соловки, вспоминают, что там были удивительные отношения между людьми, и для них СЛОН не ассоциируется с тюрьмой.
На Соловках содержался известный православный священник и философ Павел Флоренский. 25 ноября 1937 года П.Флоренский был приговорён особой тройкой НКВД к высшей мере наказания и расстрелян.
Олег Волков в книге «Погружение во тьму» по личным воспоминаниям описал происходившее на Соловках. При нём чекисты сложили перед алтарём церкви на Секирной горе клумбу из побелённых известью камней в виде пятиконечной звезды, вписанной в круг. Палачи выводили обречённых на смерть узников из камер и ставили по пять человек у линии круга. Вещи и золотые зубные коронки погибших становились добычей охраны.
«Акт проверки деятельности администрации лагерной командировки Голгофа в 1929 году», составленный комиссией ОГПУ, гласит: «Большие могилы, в которых помещалось до 800 трупов, были переполнены таковыми доверху и оставались открытыми. Вышеуказанные могилы расположены на видном месте, на противоположной горе, через овраг от основных корпусов размещения заключенных».
За время существования лагеря в нём умерло около 7,5 тысяч человек, из которых 3,5 тысячи — в голодном 1933 году. Только при прокладке железной дороги к Филимоновским торфоразработкам в 1928 году, на восьми километрах дороги погибло десять тысяч украинцев и донских казаков.
СЛОН был закрыт 16 ноября 1931 года. Однако вновь организован 1 января 1932 года. И окончательно закрыт 4 декабря 1933 года. Заключённые, аппарат и имущество Соловецкого лагеря были переданы Беломорско-Балтийскому исправительно-трудовому лагерю. Освободили лишь 450 человек, из них 16 матросов, участников Кронштадтского восстания, и даже семь контрреволюционерок.
Когда лагерь расформировали, на его месте в 1936 году создали Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН). 27 октября 1937 года часть заключённых погрузили на баржи и доставили в посёлок Повенец, где расстреляли в урочище Сандормох.
В 1937-1938 годах по разнарядке из Москвы были расстреляны 1800 заключённых. Палачи заводили узников в помещение, оглушали их ударом березовой палицы по голове, раздевали и связывали проволокой. Затем людей везли к ямам, выкладывали по пять тел в ряд, убивали выстрелами в голову, а помощники в это время подтаскивали к ямам следующих.
Расстрельные приговоры приводила в исполнение бригада во главе с палачом, имевшим двадцатилетний стаж работы. Он лично убивал осенью 1937 года ежедневно от 180 до 265 соловецких заключённых. Имя его капитан НКВД Михаил Матвеев — участник штурма Зимнего дворца. За выполнение соловецкой спецоперации М.Р.Матвеев был награждён ценным подарком и серебряным нагрудным знаком «Почётный работник ВЧК-ОГПУ».
Заключённый СЛОНа Нафталий Аронович Френкель (в молодости финансовый авантюрист и контрабандист) предложил рационализаторские идеи развития лагеря. За это срок ему был сокращён вдвое. Вскоре Френкель стал начальником экономического отдела УСЛОНа. Он говорил: «От заключённого нам надо взять всё в первые три месяца. А потом он нам не нужен…» Впоследствии Френкель стал одним из «крёстных отцов» ГУЛАГа, дослужился до звания генерал-лейтенантом НКВД и спокойно вышел на пенсию.
Соловки стали синонимом смерти. Когда сотрудники ГПУ расстреливали людей во внесудебном порядке где-нибудь в Сибири, то родственникам убитых устно сообщали: «Отправлен на Соловки».
В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» пролетарский поэт Иван Бездомный предлагает: «Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!»
Захар Прилепин приводит факты из заключения комиссии, побывавшей в Соловецком лагере особого назначения. «Особенными зверствами на острове Революции отличался командир 5-й карантинной роты заключённый Курилко… Наиболее изощрённые художества: заставлял заключённых совершать акт мочеиспускания друг другу в рот, учредил специальную кабинку для избиений, ставил голыми под снег, принуждал прыгать зимой в залив и прочее». …
«Сотрудник ИСО Горшков понуждал к сожительству женщин, присваивал деньги и вещи заключённых. Каждая из склонённых Горшковым к сожительству женщин числилась у него под номером; по номерам же эти женщины вызывались на оргии, в которых принимал участие и сотрудник ИСО Ткачук, а также ряд других сотрудников».
Д.С.Лихачёв вспоминал: «Соловки – монастырь, Соловки – тюрьма ещё более отступили в царство забвения. Один памятник для всех сотен могил, рвов, ям, в которых были засыпаны тысячи трупов, открытый уже после моего последнего посещения Соловков, должен, как мне представляется, ещё более подчеркивать обезличивание, забвение, стертость прошлого. Увы, тут уже ничего не сделаешь. Надо призвать свою память, ибо помнить прошлое Соловков стало уже больше некому».
Когда в 1989 году я впервые посетил Соловки, в монастыре был только музей Соловецкого лагеря особого назначения. Храм бездействовал, службы не проводились. Лишь в начале 1990-х стали приезжать на Соловки восстанавливать церкви. Причём восстанавливали как памятник архитектуры, не думая, что здесь будут молиться монахи.
«К сожалению, мы снова возвращаемся к тоталитарному времени. Это наша общая трагедия. И то, что День памяти музей попытался заменить, — наша общая беда. Сейчас история лагерей вообще никому не нужна, это установка и светской, и монастырской власти, – признаёт Юрий Бродский автор книги «Соловки. 20 лет Особого Назначения».
В 1429 году монах Савватий и Герман прибыли на Большой Соловецкий остров. Не доходя 13 км до места современного монастыря, близ озера они водрузили крест и поставили келью. Согласно легенде, монах Савватий однажды услышал крики и попросил Германа узнать в чём дело. Герман встретил женщину (жену рыбака – они тоже поселились на Соловках). Женщина рассказала, что ей повстречались два ангела, которые избили её железными прутьями и потребовали убраться с острова, поскольку Соловки предназначены для монахов.
После смерти Савватия, на острове вместе с Германом поселился монах Зосима. Зосима и стал основателем монастыря, который получил название Соловецкий.
Соловецкий монастырь расположен на перешейке между Святым озером и бухтой Благополучия на Большом Соловецком острове. Датой основания монашеского поселения считают 1436 год — время появления на Соловках преподобного Зосимы.
В 1460-х годах на островах были построены три деревянные церкви (Преображенская, Никольская и Успенская), а также трапезная.
Соловецкий монастырь получил жалованную грамоту от Господина Великого Новгорода, которая была подтверждена в 1479 году царём Иваном III.
В первой половине XVI века монастырь получил несколько жалованных грамот от царя Ивана IV. Эти документы содержали многочисленные льготы и пожалования для монастыря.
В 1537 году в число братии был принят Фёдор Колычёв (1507-1569) – будущий игумен монастыря и митрополит московский Филипп.
Филипп решил отстроить монастырь из кирпича, который на Руси был тогда в диковинку. При Филиппе были построены садки для ловли рыбы, гавань, начали строить канальную систему, соединяющую озёра. Филипп организовал не только добычу соли, но и торговлю солью по всей стране. Деньги от торговли шли на строительство церквей в монастыре. Для строительства церквей Филипп приглашает новгородских мастеров.
Когда строили Успенскую церковь, в подвале устроили казематы. Именно при святителе Филиппе в монастыре появляются первые застенки.
Когда игумен Филипп предложил построить храм Преображения, то его отговаривали, поскольку не было денег. Но Филипп успокоил, видимо, надеясь на помощь царя.
Царь посылал игумену Филиппу не только щедрые пожертвования, но и впавших в опалу для содержания в монастырских казематах. Фактически царь платил за содержание в застенках монастыря государственных преступников. А игумен Филипп на это соглашался.
Под присмотр Филиппа в 1554 году на Соловки был сослан бывший настоятель Троице-Сергиева монастыря игумен Артемий (лидер партии нестяжателей). Сослан он был за то, что выступал против церковной знати и церковного землевладения. Соборная грамота предписывала Филиппу «поучать еретика от Божественного Писания о всех полезных к его обращению».
В 1560 году в монастырь Филиппа был заточён видный деятель «Избранной Рады» протопоп Сильвестр. Бывший духовник Ивана Грозного благовещенский поп Сильвестр в своём «Послании царю» убеждал, что самодержец обязан во всём подчиняться Богу и его установлениям. За это и упекли на Соловки.
Любопытно, что тот, кто ссылал на Соловки, потом сам попал туда в качестве заключённого. Эта закономерная история потом повторялась неоднократно.
В ноябре 1568 года в Успенском соборе Кремля состоялся церковный суд. Решением церковного собора Филипп был лишён сана и отправлен в ссылку в тверской Отроч Успенский монастырь. В 1569 году, когда Филипп отказался благословить поход Ивана Грозного на Новгород, 23 декабря святитель был задушен в своей темнице Малютой Скуратовым.
Первый острог на Соловках был сооружён в 1579 году. Камеры заключённых на протяжении первых трёхсот лет располагались по всей территории монастыря. Количество заключённых не превышало двух-трёх десятков человек. По предписанию некоторые из них содержались взаперти под крепким караулом до смерти в ручных и ножных кандалах, другие были прикованы цепью к стене, иных надлежало использовать в тягчайших трудах под строгим надзором.
Реформа Никона вызвала бурный протест соловецких монахов. Они били челом царю Алексею Михайлович, прося разрешения служить по-старому, как при Преподобных Зосиме и Савватии. В 1668 году на Соловки были посланы отряды стрельцов, чтобы мирно изгнать из монастыря монахов, отказавшихся признать реформы патриарха Никона.
Сторонники «мирного стояния за веру» были изгнаны из монастыря в 1669 году. Оставшиеся монахи считали, что следует не сдаться, а погибнуть за старую веру. Фактически бунт соловецких монахов был за независимость от московской власти, от указов жить по новым книгам; это была борьба за внутреннюю свободу и достоинство.
Осада монастыря продолжалось почти восемь лет. В 1675 году стрельцами был произведён неудавшийся штурм. Но 22 января 1676 года, в результате предательства поссорившегося с братией монаха Феоктиста, который указал слабое место в обороне, монастырь был взят царскими войсками. Из почти тысячи старцев и бельцов, запершихся в обители в 1668 году, в живых осталось только 14 человек.
Практически все участники «соловецкого восстания» погибли в ночной схватке со стрельцами либо были казнены позже по приказу воеводы Ивана Мещеринова. Позднее Иван Мещеринов сам оказался заключённым Соловецких казематов.
По мнению первого летописца истории Соловецкого заключения М.А.Колчина, условия содержания были ужасными, невыносимыми, унизительными. Заключённые часто предпочитали лучше умереть, чем сойти с ума в каземате. Другие просили «как величайшей милости» каторги, вместо условий, которые «невозможно здоровому на ум человеку представить», где «не выдерживает металл».
Последний кошевой атаман Запорожской Сечи Пётр Калнышевский 28 лет просидел в Соловецком каземате размером 1х3 метра, из них шестнадцать лет – в каменном мешке. Выпускали его из камеры на свежий воздух три раза в год: в дни праздников Рождества, Пасхи и Преображения. При этом прожил он, согласно летописи, до 112 лет – умер в 1803 году.
В Соловецких казематах закончил свой век сподвижник Петра Великого граф Пётр Андреевич Толстой. Именно он привёз из Константинополя в подарок царю арапчонка – и тем самым подарил России будущего поэта А.С.Пушкина.
Видный дипломат граф Пётр Андреевич Толстой был сослан на Соловки вместе с сыном Иваном. За год нахождения в сырой камере сгнила вся его одежда. Вначале после года заключения умер сын, а потом и сам Пётр Толстой.
По указу Екатерины II на Соловки ссылали особо буйных, а также непослушных дворянских недорослей, которые не подчинялись воле родителей.
В казематах Соловецкого монастыря содержался П.И.Ганнибал (полковник, гусар, дядя А.С. Пушкина). Как-то поэт Пушкин вызвал дядю на дуэль, которая, к счастью, не состоялась.
Поскольку отец называл своего сына Александра «чудовищем, извратившим законы природы», поэт опасался, что и его могут сослать на Соловки.
«Спаси мою честь хоть крепостью, хоть Соловецким монастырём», – просил А.С.Пушкин своего друга Жуковского.
Многих туристов, приезжающих на Соловки, поражает контраст между красотой, духовной силой островов и тем фактом, что здесь пытали, мучили и массово убивали людей.
Как же случилось, что святое место для монахов превратилось в место бесовское – монастырь стал концлагерем, настоящей голгофой для тысяч невинных людей?
В качестве места заточения Соловецкий монастырь использовался около 350 лет с середины 16-го столетия до конца 19-го. Через Соловки прошли около 600 заключенных и это своего рода рекорд для монастырских тюрем. Окончательно закрыта монастырская тюрьма была лишь в 1903 году.
В 1918 году на Соловках впервые появились отряды красногвардейцев. По декрету советской власти всё церковное имущество теперь принадлежало народу. Чекисты, видимо, искали монастырскую казну, но так ничего и не нашли. Изъяли лишь часть продовольствия.
В 1920 году властью советов Соловецкий монастырь был ликвидирован и его руководство сослано. У монахов, видимо, пытались выяснить, где спрятаны сокровища монастыря, но безрезультатно. Поэтому последний настоятель Соловецкой обители архимандрит Вениамин (Кононов) и его келейник иеромонах Никифор (Кучин) были сожжены заживо.
Тайной остаётся и точное количество погибших в застенках Соловецкого монастыря. Имена некоторых секретных узников не разглашались, а многие уголовники просто скрывали свою фамилию. Списки всех уничтоженных в Соловецком лагере особого назначения по сей день спрятаны в архивах под грифом «секретно».
На Соловках монахи поставили более трёх тысяч крестов. Но это не помогло избежать превращения святого места в место пыток и казни тысяч невинных душ.
Соловки не самое красивое место на земле, но самое трагическое. Это место крайностей человеческой природы, где человек проходит проверку на прочность и телом, и душой.
«Соловки – это отражение России, где всё как в увеличительном стекле – натурально, неприятно, наглядно». — пишет Прилепин.
«Наши Соловки – странное место! <...> Это самая странная тюрьма в мире! Более того: мы вот думаем, что мир огромен и удивителен, полон тайн и очарования, ужаса и прелести, но у нас есть некоторые резоны предположить, что вот сегодня, в эти дни, Соловки являются самым необычайным местом, известным человечеству. Ничего не поддаётся объяснению!»
В чём же метафизика этого места?
Соловки – прообраз мира: вначале созданный как райское место, благими намерениями превращён в «ад». Это праистория грехопадения человека. Желание построить рай на земле, где правит князь тьмы, неизбежно приводило к созданию тюрьмы. Соловки дают возможность понять, на что способен человек и в самом высоком своём порыве, и в самом низком. Соловки – это тайна человека!
«Человек есть тайна, — писал Достоевский. — Её надо разгадывать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
«Человек – это такое ужасное», — пишет Прилепин. — «Человек тёмен и страшен, но мир человечен и тёпел».
Многие спрашивают: зачем Евгений Николаевич Прилепин переименовал себя в «Захар Прилепин»? А вдруг объявится настоящий Захар и захочет писать под своим именем. За кого же голосовать на выборах в Госдуму: за писателя Захара Прилепина или за гражданина Евгения Николаевича Прилепина?
«Как только художник захочет отвернуться от истины, тотчас же станет бездарен, — писал Достоевский. — Искусство, без сомнения, ниже действительности. … Чего бы вы ни написали, что бы ни вывели, что бы ни отметили в художественном произведении, — никогда вы не сравняетесь с действительностью. … Проследите иной, даже вовсе и не такой яркий на первый взгляд факт действительной жизни, — и если только вы в силах и имеете глаз, то найдёте в нём глубину, какой нет у Шекспира. Но ведь в том-то и весь вопрос: на чей глаз и кто в силах? … В поэзии нужна страсть, нужна ваша идея, и непременно указующий перст, страстно поднятый. Безразличие же и реальное воспроизведение действительности ровно ничего не стоит, а главное — ничего и не значит…»
(из моего романа-быль «Странник» (мистерия) на сайте Новая Русская Литература.
Прощаясь с Соловками, я подарил Соловецкому музею-заповеднику свой роман-быль «Странник»(мистерия).
P.S. Сегодня уезжаю по приглашению на международный конгресс, посвящённый 200-летию Достоевского. Надеюсь снять фильм и написать пост, в котором обо всём расскажу.
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Главное можно сформулировать в следующих основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что.
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
4\ Всё есть любовь
А Вам понравился сериал «ОБИТЕЛЬ»?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: захар прилеп, Николай Кофырин, режиссёр Велединский, роман Обитель, сериал Обитель, Соловки