ЦЕЛИ, ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ

Достоевскй жизнь без цели

Система ценностей является важным показателем (не)благополучия личности и общества. Когда я работал в НИИ комплексных социальных исследований Ленгосуниверситета, мы изучали среди прочего систему ценностей молодёжи. Традиционно на первом месте всегда стояла семья, здоровье, дружба, хорошая работа, безопасность.
А сейчас?
Весной я приехал в Сестрорецк и решил по старой памяти опросить людей об их целях, жизненных ценностях и о смысле жизни.


Заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ доктор психологических наук профессор Александр Асмолов дал интервью, в котором утверждает: «отсутствие смысла стало страшнее смерти!» «…ключевая примета времени, ещё один маркер нашего времени — резкий дефицит смысла. Были проведены исследования в разных странах, в которых выяснился удивительный факт: если раньше главным страхом был страх смерти, в 2020 году на первое место вышел особый страх — страх потери смысла жизни».

— Если кто-то не видит в жизни смысла, это ещё не значит, что смысла нет!
— А в чём смысл-то? Всё так же бессмысленно с точки зрения существования Земли, не говоря уже о нашей Солнечной системе и Вселенной. Какой смысл существования Земли, Сатурна, атома, молекулы?… Люди придумывают «смысл существования», чтобы без всякого основания выделить себя из других кусочков Вселенной (от атома до Солнечной системы). Да и сама Вселенная не имеет никакого смысла. Существует и существует. Им (людям) так хочется выделиться (выпендриться). Никакого реального основания тому НЕТ.
— Я вижу смысл прежде всего в собственном самосовершенствовании, позволяющем быть счастливым несмотря ни на что!
— Каждый может выдумать какой угодно «смысл». К реальности это не имеет никакого отношения. Реальности, бытию глубоко наплевать на все наши «смыслы».
— Разумеется, смыслы мы придумываем. Но само придумывание разве бессмысленно?
— Жизнь прожить тем легче, чем яснее понимаешь её абсурдность.
— Люди не могут вынести (и объяснить) всей жестокой правды жизни и прячутся в создаваемые иллюзии и сказки.
— Лучше не рождаться! Я всё время об этом говорю!
— Философия жизни должна быть с позитивом.
— Что значит – должна? Философия никому ничего не должна, тем более, рисовать лубочные картинки. Философия должна объективно воспринимать и описывать сущее (существующее). Выдумывать позитив значит ИСКАЖАТЬ сущее…
— Екклесиаст, описывая картину вечного круговорота вселенной и человека, говорит, что накопление богатства, почести, чины, наслаждения, и даже праведный труд и рождение детей — всё это уже было под солнцем и всё это — суета (бессмысленно, бесцельно). «И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!
— Всецело поддерживаю. Всё бессмысленно! Но, коль уж нам довелось родиться, так зажжëм факел сарказма над абсурдностью бытия!
— Вы видели только видимость. А сущность — абсурд, бессмысленность, ужас существования.
— Субъективное отрицание смысла ещё не означает его объективного отсутствия.
—- Смысл, который мы не осознаём, утешить не может.
— Смысла нет НИГДЕ. И быть не может. Вселенная существует (пока) и всё. Перестанет существовать (схлопнется или разлетится – два варианта) и всё.
— Есть институциональная иллюзия смысла. И значит, «что-то такое» всё же есть.
— Люди выдумывают «смысл», «бога», «тот свет» — это вытесненный страх смерти, прекращения существования.
— Выдумка, которая есть у всех без исключения как «инстинкт», это уже не выдумка, а данность.
— Ну, а что не выдумка? Да, разве что инстинкт…
— Мне кажется неверным отрицать то, что мы не можем представить и познать. Многие отрицали наличие планеты Уран (поскольку она не была наблюдаема астрономами), но Кант предсказал её существование, и впоследствии Уран был открыт.
— Смысла нет, но его иллюзии возможны — за них и идёт борьба.
— Иллюзии дороже жизни. Точнее, без них нет и её.
— Никакого смысла в этом нет; разве что самоутверждение для самоудовлетворения…
— Если объективного смысла жизни нет, то остаётся только наслаждаться этой жизнью.
— Было бы хорошо ещё понять что такое смысл. То, что для одного является смыслом для другого бессмысленно.
— Я понимаю СМЫСЛ и как наличие закономерностей в причинно-следственных связях. Всё не беспричинно и закономерно!
— «Погибает» (исчезает, уничтожается) во Вселенной ВСЁ. Другое дело, что всё это происходит по законам Вселенной. Человечество САМО готово самоуничтожиться, и уничтожить всё живое на Земле… Смысла просто ни в чем нет перед непременным концом всего живого, неживого, планет, солнц, всей Вселенной.
— Но каковы эти законы Вселенной? Всё, что имеет начало, имеет и свой конец или непрерывно перерождается-трансформируется?
— А может самоуничтожение человечества заложено в законах вселенной?
— Предполагаю, что и мы (люди) созданы по законам Вселенной и наша жизнь идёт по тем же законам.
— Каждому очень хочется иметь смысл своей жизни. Это всё бред недоучек, ничего не думающих о конце всего, всего, всего — от мышки и пчелки до планет, солнечных систем и Вселенной. Ни один современный мыслящий физик, астроном, настоящий ученый других профессий не думает о смысле людей, чьё существование в любом случае (даже, если оно сотню лет ещё продлится) не более секунды…
— Разумеется, в рамках вселенной, возможно, и бессмысленно, но для тех, кто живёт рядом с вами, безусловно, нет!
— Может быть, для нескольких близких людей. И это смысл жизни? Смешно. Кто сейчас помнит о «смысле» миллиардов никому не известных, давно забытых людей? «Смысл» человеческой жизни и действий не больше, чем смысл жизни гусеницы или таракана.
— Такова участь почти всех людей. И.С. Баха вспомнили только лет через 150 после его смерти, да и Сократ остался в воспоминаниях людей по чистой случайности, как и Платон с Аристотелем. От всех нас со временем останется только «культурный слой». Се ля ви. Если честно, никто никому никогда не нужен по-настоящему. Мы всего лишь кучка молекул.
— Я разграничиваю понятия «смысл жизни» и «смысл бытия». Бытие может быть и безжизненным. На планете может не быть органической жизни, однако от этого планета не перестаёт быть/существовать. Со смертью человек лишается жизни, но не исчезает из бытия живущих, их памяти.
— Нет никакого ни смысла бытия, ни смысла жизни. Отвлекитесь от конкретных людей и посмотрите с точки зрения Вселенной и вечности…
— Ни с точки зрения Вселенной, ни вечности взглянуть не смогу, потому как ограничен и смертен. Объективны смысл бытия в рамках вселенной мы вряд ли понять сможем. А вот смысл жизни — глубоко личное понятие, у каждого он свой! Что для других бессмысленно, для меня имеет смысл. Если человек смог прожить так, как хотел и добился того, чего хотел, то можно говорить, что прожил жизнь со смыслом. Каждый сам формулирует себе смысл жизни, у каждого он свой!

«Человек пугается бессмыслицы и убегает в «смысл», прячется в «смыслы». Нужно наоборот. Набраться мужества и принять бессмыслицу, принять для того, чтобы её осмыслить», — пишет в книге «Седьмой день Сизифа» доктор философских наук, профессор Владимира Варава. — «Надо перестать искать, а в действительности наделять смыслом то, что принципиально бессмысленно».
«Фундаментальная интуиция – интуиция бессмысленности существования – может быть выражена в простых и однозначных словах: «жизнь не имеет смысла».
«Изначально мир как мир, включая человеческий, природный и культурный, бессмысленен».
«В умении наделять нечто смыслом усматривается основная метафизическая человека, отличающая его от всех остальных видов сущего».
«В этом «смысл» человеческой деятельности – духовное спасение от ужаса бессмысленного существования».
«Сизиф приучает нас жить в бессмысленности не в расчёте на будущий смысл».

«Теперь ясно одно: стремление к совершенствованию человечества – неудачный проект… Если история Homo sapiens имеет известное начало и более-менее предсказуемый финал, может ли наша гибель рассматриваться как несчастье для прошлых поколений или как трагический провал вселенского замысла? Было ли появление человеческого сознания простой случайностью эволюции или оно действительно имело значение для Вселенной? Если наш величайший триумф, современная наука и технологии не в состоянии избавить нас от уничтожения, то, возможно, в самом технологическом обществе заложено нечто, что мешает миру спастись?» — пишет Яков Гилинский в статье «Немного об Апокалипсисе» (Вопросы девиантологии, №1, 2020. С. 109-117).

«Ты конечен», — говорит вам время голосом скуки, — «и что ты ни делаешь, с моей точки зрения, тщетно». Это, конечно, не прозвучит музыкой для вашего слуха; однако, ощущение тщетности, ограниченной значимости ваших даже самых высоких, самых пылких действий лучше, чем иллюзия их плодотворности и сопутствующее этому самомнение. Ибо скука — вторжение времени в нашу систему ценностей». (Иосиф Бродский «Похвала скуке»).

«Мы легко скажем и опишем, как живут люди, но никогда не ответим на вопрос – зачем, — считает Владимир Варава. — За вычетом самого простого – выживания, никакого общего понимания в вопросе «зачем живут люди» нет, и в общем-то никогда не было. Но с этим «простым» смыслом всё же никогда не согласится большинство мало-мальски думающих людей, что они живут лишь затем чтобы выжить. И правильно, что-то важное в человеке всегда будет этому сопротивляться, раскрывая ложность этой «простой истины».
<…>
А может быть в этой безответности и заключается самое главное для человека… И правильнее говорить не о смысле существования, а о его тайне. И если таким образом ставить вопрос, то открываются совсем иные перспективы.
Что из того, что они никогда не открывались в полной мере, и люди традиционно кружат вокруг «смыслов» и «ценностей»? Возможно, что перемещение акцента со «смысла» на «тайну» содержит в себе ещё не разведанный ресурс того же смысла, который исчерпался лишь в одной социальной перспективе.
Это говорит о том, что нужна новая философия, вернее, не новая, а просто философия, но которая вновь поставит самый главный вопрос – не о смысле жизни, а о смысле бытия…»

Мы, как существа конечные и ограниченные, вряд ли сможем понять смысл Бытия, а вот смысл жизни каждый придумывает себе сам.
Да, жизнь есть тайна, и можно лишь строить догадки о смысле жизни и смысле Бытия. Жизнь – только частица Бытия, а Бытие – лишь частица Небытия.
Замена «смысла» «тайной» ничего не меняет. Если «смысл» ещё как-то надо разъяснять, то «тайна» не требует разъяснения, на то она и тайна.

Если смысл понимать как Закон, то отсутствие смысла это отсутствие закономерностей в нашей жизни, а значит всё нелепо и случайно, не поддаётся никакому пониманию и управлению, жизнь — абсурдна!

Иногда словом «абсурд» и «бессмыслица» пытаются оправдать неспособность найти смысл.
Какова будет реакция человека счастливого, влюблённого, семейного, который занят приятными заботами о своих любимых детях, для которого радость каждый миг существования, его мир прекрасен и он счастлив в этом мире, а ему вдруг скажут, что его жизнь бессмысленна и абсурдна?!

О целях, ценностях и смысле жизни человека я беседовал 08.08.2021 с доктором медицины и доктором богословия, профессором, протоиереем настоятелем храма в Юкках отцом Григорием (Григорьевым).

Человеку важно не просто жить сыто, важно понимать, ради чего следует жить. «Жизнь задыхается без цели», – говорил Достоевский. – «Да и что, какая цель в жизни важнее и святее целей родительских?»

«Вопрос о ценностях — это вопрос о том, что мы делаем, к чему стремимся, как должны себя вести. Поэтому он ставится человеком и для человека; это вопрос о компасе, которым мы должны руководствоваться, отыскивая свой путь в жизни», — пишет в статье «Ценность как системообразующая категория экзистенциального сознания Ф.М.Достоевского» А.Н.Кошечко.

А. Г. Деменев в статье «Проблема ценности жизни в философии Ф. М. Достоевского» пишет: «Жизнь сохраняет смысл, пока есть вера в силу добра. …
Достоевский связывал возможность любви человека к человеку с верой в Бога и в бессмертие души. Без всеобщей веры любовь к человечеству невозможна. …
Отсутствие бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество?
В природе человеческой не заложена любовь к себе подобным. Она становится возможной лишь при условии веры в бессмертие. Исчезнет вера – исчезнет и любовь, и нравственность и смысл жизни».

Взгляды Достоевского на смысл жизни менялись на протяжении всей жизни и творчества.
Герой романа «Игрок» Алексей Иванович убеждает себя, что смысл его жизни в великом и светлом чувстве, которое носит гордое название «Любовь».
В романе «Преступление и наказание» отстаивается мнение, что истинным смыслом жизни является очищение души; причём это очищение может быть мучительным, но оно обязательно должно быть.
В романе «Братья Карамазовы» Алёша смысл своего существования видит в служении Богу и людям.

Иван Карамазов усомнился в смысле всего общественно-исторического устройства, мироздания и человеческого естества как такового, в справедливости мира, который сотворён Богом. «Я не Бога не принимаю, пойми ты это, я мира, Им созданного, мира-то Божьего не принимаю и не могу согласиться принять».

Иван Карамазов хочет жить, но не видит в жизни смысла. Он останавливается в трагическом недоумении перед обнаруженным им парадоксом жизни: в мире одновременно существует зло и насилие, но при этом бескорыстная и жертвенная любовь людей друг к другу.

Достоевский был убеждён, что полюбить жизнь нужно и можно прежде её смысла. Такова мысль Алёши Карамазова в беседе с братом Иваном: для того, чтобы понять жизнь, надо полюбить её «прежде логики».
— Я думаю, что все должны прежде всего на свете жизнь полюбить.
— Жизнь полюбить больше, чем смысл её?
— Непременно так, полюбить прежде логики, как ты говоришь, непременно, чтобы прежде логики, и тогда только я и смысл пойму.

Достоевский полагал, что любой поступок человека должен быть нравственно обоснован и оправдан, чувство любви должно распространяться на весь мир, мораль должна быть нравственной, а любовь деятельной. Однако попытки обоснования морали привели писателя к неразрешимому противоречию природного и духовного в человеке.

«Попытки Достоевского связать гуманистический общественный идеал с личностным совершенствованием противоречивы. Его этика зиждется не на познании законов действительности и не на ориентировании нравственного суждения на них, а на воле к утверждению абсолюта», — признаёт А.Н. Кошечко.

В уста старца Зосимы Достоевский вкладывает свою заветную мысль о всепокрывающей любви. «Любовью всё покупается, всё спасается… Любовь такое бесценное сокровище, что на неё весь мир купить можешь, и не только свои, но и чужие грехи ещё выкупишь».

В. Ш. Сабиров, О. С. Соина в статье «Ф.М. Достоевский о смысле жизни, смерти и бессмертии человека (антропология почвенничества)» пишут:
«…по Достоевскому, первое необходимое условие, придающее человеческой жизни смысл и устраняющее трагедию смерти, есть вера в Бога и бессмертие души». …

Достоевский полагал: «Если убеждение в бессмертии так необходимо для бытия человеческого, то, стало быть, оно и есть нормальное состояние человечества, а коли так, то и само бессмертие души человеческой существует несомненно».

Если Земля и Солнце не вечны, всё обречено на разрушение, зачем тогда созидать? Нельзя рационально обосновать смысл жизни и благодаря этому полюбить её. Неизбежность смерти делает бессмысленными все жизненные стремления, желания.

Человеку приходится искать смысл жизни. В декабрьской книжке «Дневника писателя» за 1876 год Достоевский анализирует проблему самоубийства и утверждает. «Потеря высшего смысла жизни… несомненно ведёт за собою самоубийство».

«Согласно Достоевскому, — пишут В. Ш. Сабиров, О. С. Соина, — смысл человеческого существования именно в силу своей онтологической всеохватности никоим образом не может быть представлен в виде моральной проповеди или ещё того менее — какой-либо социальной доктрины и уж тем более — какой-либо «идеи», претендующей «переделать» «ошибочное» существование человечества «по новому штату»».

Так в чём же смысл жизни по Достоевскому?
Об этом я спрашивал участников IX Международного конгресса «Русская словесность в мировом культурном контексте. Классика и мы: к 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского» 14-17 мая 2021 года

Учёные предполагают, что через двадцать лет откроют ген бессмертия и вечная жизнь станет реальностью. Но если бессмертие действительно станет реальностью, то неизбежно начнётся разделение на тех, кто достоин стать бессмертным, а кто не достоин.

Идея бессмертия не так однозначна и привлекательна, как может показаться. Достаточно вспомнить мифического Сизифа, обречённого на вечные муки. Да и проклятый Вечный Жид вряд ли счастлив.
К тому же идея бессмертия – всего лишь предположение. Строить систему ценностей исходя из предположения, не следует, шаткость её очевидна.

Бессмертие создаёт принципиально новую этику, меняется представление о добре и зле, о смысле жизни и смысле смерти. Так называемая НОВАЯ ЭТИКА это не абьюз и не харассмент, и не cancel culture. А прежде всего это мораль бессмертного человека среди смертных людей.

15 апреля в Гагаринском зале состоялся Круглый стол «Новая этика: за и против» с участием почётного гостя Европейского университета Ирины Прохоровой. Мы поговорили с ней о смысле жизни современных людей.

Если человек будет жить вечно, это означает, что рушится вся система ценностей, гуманность, сострадание, сочувствие становятся не нужны, время теряет всякий смысл. Если человек никогда не умрёт, зачем жертвовать собой?.. Смысл жизни и смысл смерти — взаимосвязанные вещи. Если смерть теряет смысл, то и жизнь теряет смысл.

Понимание смысла своего существования определяет цели, которые ставит перед собой человек, а цели определяют его ценности. Но обычно люди идут от критического анализа своих целей и ценностей к пониманию действительного смысла жизни.

К сожалению, истинную ценность жизни большинство людей начинает понимать только в результате столкновения со смертью. Пережившие близкое соприкосновение с ней утверждают: «Без смерти нет смысла жизни!»

25.03.2021 я был в Европейском университете в Петербурге на семинаре «Проект NEXT GENERATION: трансфер ценностей». Выступал известный миллиардер и филантроп Рубен Варданян. Я задал ему несколько вопросов. В результате у меня сложилось представление, что мы живём в мире, где многое перевернулось. В 90-е годы произошла революция ценностей и мы потеряли точки опоры. Особенно волнует кризис смысла жизни. Люди не знают, для чего живут, к чему следует стремиться.

«Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл», — говорил Диоген.

«Если не изучишь жизнь, то в ней нет никакого смысла», — утверждал Платон.

«В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро», — уверял Аристотель

«Я считаю специфически человеческим проявлением не только ставить вопрос о смысле жизни, но и ставить под вопрос существование этого смысла» — считал Виктор Франкл. — «Смысл должен быть найден, но не может быть создан».

«Воля к смыслу — наиболее человеческий феномен, так как только животное не бывает озабочено смыслом своего существования» — считает Виктор Франкл.
«Человек нуждается не в разрядке напряжения любой ценой, но в возбуждении потенциального смысла, который он должен реализовать».

«Нет такой ситуации, в которой нам не была бы предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело. Возможность осуществить смысл всегда уникальна, и человек, который может её реализовать, всегда неповторим» — Виктор Франкл.

«В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно», — считал Эрих Фромм.
«Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий — его собственная личность».

«…определение понятия смысла жизни: он состоит в том, чтобы наша жизнь была назначена и служила действительным средством для достижения абсолютно ценной цели, то есть такой цели, преследование которой было бы обязательно не ради других целей, для которых она служила бы средством, а ради неё самой» — А.И. Введенский.

«Только соучастие в бытии других живых существ обнаруживает смысл и основание собственного бытия», — уверял М. Бубер.

«Всякая онтология, распоряжайся она сколь угодно богатой и прочно скреплённой категориальной системой, остаётся в основе слепой и извращением самого своего её назначения, если она прежде достаточно не прояснила смысл бытия и не восприняла это прояснение как свою фундаментальную задачу», — полагал Мартин Хайдеггер.

«Вообще абсолютный смысл (смысл жизни) трудно вербализуем, и о нём в приличном обществе говорить не принято», — говорил В.П. Зинченко.

«Я давно научился отличать то, что важно, от того, что необходимо. Необходимо, ясное дело, чтобы человек ел, потому что без питания не будет человека и таким образом человек перестанет существовать, но любовь, смысл жизни и вкус вещей Божьих важнее», — был убеждён Антуан де Сент-Экзюпери.

«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл», — говорил Альберт Эйнштейн.

«Призвание каждого человека в духовной деятельности — в постоянном искании правды и смысла жизни», — считал Антон Павлович Чехов.

«Кто хочет принять смысл жизни как внешний авторитет, тот кончает тем, что за смысл жизни принимает бессмыслицу своего собственного произвола», — считал философ Владимир Сергеевич Соловьёв.

«Смысл жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живём», — полагал Оскар Уайльд.

«Человек имеет в глубине души своей неизгладимое требование того, чтобы жизнь его была благом и имела разумный смысл», — полагал Лев Толстой.
«Спасение не в обрядах, таинствах, не в исповедании той или иной веры, а в ясном понимании смысла своей жизни».
«Кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача — внести вклад в это движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним».
«Я понял, что для того, чтобы понять смысл жизни, надо прежде всего, чтобы жизнь была не бессмысленна и зла, а потом уже — разум для того, чтобы понять её».
«Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас — просто расти в любви».

«В конечном итоге, вся философия и жизненная мудрость должна иметь корни в концепции мироустройства — почему нужно вести себя так, а не иначе.
Счастье на земле возможно только как счастье вселенское, это универсальный принцип устройства мироздания, по которому сконструированы и люди. Человек должен жить в гармонии с Вселенной, в этом его счастье!
Человечество лишь малая часть единого вселенского процесса, в котором всё взаимосвязано, и мы лишь отражаем в себе то, что существует в мироздании.
Если бы в Космосе царила ненависть, то не было бы никакого движения, никакого развития. Вселенная наполнена любовью, а мы лишь дорастаем до царящей во Вселенной любви.
Жизнь есть необходимость творить любовь. Бытие — это сила любви! Всё существует для любви, и так называемое зло лишь метаморфоза любви.
А потому и борьба за выживание, и соперничество за самку по сути есть необходимость осуществить себя — сотворить любовь. В этом творении любви заключён вселенский смысл! Смысл в том, что творить любовь необходимость, необходимость, в том числе и вселенская!
Необходимость — есть творение любви. Любовь — это необходимость творить. Творение — необходимость любить.
ТВОРИТЬ любовь необходимость — то есть творить, а не потреблять. ЛЮБОВЬ творить необходимость — именно любовь, как символ мира. НЕОБХОДИМОСТЬ творить любовь — необходимость как выражение закона жизни.

Если нуждается хоть в чём-то
Светильник Вечный средь ночи,
Так поразвлечься жизнью в ком-то,
Осуществить себя в любви,
Сыграть спектакль «Жизнь» от скуки,
Участвовать и наблюдать,
Переживать любовь и муки,
Мечтать, надеяться, страдать…
Пожить цветком, рекою, камнем,
Дельфином, птицей, комаром,
Людей создать, родиться парнем,
Стать братом, мужем, и Христом,
Любить, страдать, прощать измены,
Стать женщиной, рожать детей,
Искать смысл жизни непременно,
И находить себя в себе.
Быть неизменным и неповторимым
Во всём, везде, сейчас, всегда,
Открытым и непостижимым,
Как пламя моего костра.
Я Жизнь—Огонь—Любовь—Благо,
Я из себя себя творю,
Я Всё во Всём, себя мне мало,
И я тобою жить хочу.
Всё из меня в меня вернётся,
Когда наскучит театр «Жизнь»,
Чтоб вновь начать, создать вновь Солнце,
Осуществить новую мысль.
Живи и помни — ты бессмертен!
Твори любовь, и будь собой.
Я — Ты, Ты — Бог, так будь же честен,
Ведь мы одно всегда с тобой.
Я Бог? Я — Бог! И Бог повсюду:
Он в каждом, в малом и большом,
Всё Благо, и любить я буду,
Чтоб ощутить себя Творцом!
Я часть Творца, часть Света и Любви всей,
Что с нежностью творит миров миры,
И нету точно силы беспредельней,
Которая скрывается в любви.
Земля не вечна, как и мирозданье,
Исчезнет всё, чтобы возникнуть вновь.
Мне открывается всей Истины познанье:
Закон для всех един, и Он — Любовь!
С любовью возникает всё на свете,
Живёт любовью и любовь творит,
И всё, что существует на планете,
К любви стремится, ею дорожит.
В круговороте жизни суть нетленна,
Любовь во всём, и смерть лишь грань любви,
Любовь осуществится непременно
И я умру, чтоб вновь родились мы.
Ничто не исчезает во Вселенной,
Всё отражается, чтобы вернуться вновь,
Закономерно всё, и путь мой в жизни бренной,
И то, чью унаследовал я кровь.
Мир — это Я, планеты — клетки крови,
Галактики — часть тела моего,
И сердце бьётся — кто-то жаждет боли,
Я счастлив — я постигнул Смысл Всего!
Я стал частицей смысла мирозданья —
И жизнь моя теперь имеет смысл.
Я удержать не в силах восклицанья:
Я Бога часть, Я — Бог, Его я мысль!

(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
4\ Всё есть любовь

P.S. Позавчера вернулись из Турции: побывали в Демре – храме, где был похоронен Николай Чудотворец; посетили 8-е Чудо света – Памуккале; в Каппадокии любовались Долиной Любви. В результате бесед на фоне древностей и красоты природы снял фильм о бессмыслице жизни. Читайте мои посты о путешествии по Турции. Приглашаю посмотреть мой ролик «Турецкая ночь».

А каковы для Вас ЦЕЛИ, ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , , , ,

Комментарии запрещены.