ОРХАН ПАМУК И НОБЕЛЕВСКИЙ МИФ

Орхан Памук

В 2009 году в Пушкинском Доме в Петербурге я познакомился с турецким писателем Орханом Памук. Он автор таких известных романов как «Белая крепость», «Чёрная книга», «Снег», «Меня зовут красный», «Дом тишины», «Музей Невинности», обладатель множества литературных премий, в том числе Нобелевской премии по литературе 2006 года.
29 августа 2009 года я был приглашён в институт русской литературы «Пушкинский дом» на открытую лекцию Орхана Памука. Мне понравилась лекция и сам Орхан. Говорил он искренно, по существу и лаконично.




Я задал Орхану Памуку два вопроса, на которые он дал искренние ответы. Примерно такой ответ я и предполагал. Вообще, в его и моём подходе я обнаружил много общего, хотя в главном мы различаемся. Общее – в источниках вдохновения, в стремлении сохранить память о своём прошлом, в чувственной эмоциональной связи с вещами. Но наше различие состоит в том, что русская литература всегда отличалась философичностью и космизмом, призывала к духовному совершенствованию.

На мой вопрос «После получения вами высшей награды по литературе – Нобелевской премии – каковы цели вашего творчества?» Орхан Памук ответил:
«Нобелевская премия изменила мою жизнь, но не изменила мои литературные пристрастия. Я пишу не ради премии, а ради удовольствия. Я пишу уже более тридцати лет, у меня много премий, но ни одна из них не повлияла на моё удовольствие от работы. Писательство делает меня счастливым. Я хочу продолжать писать. Я счастлив своей работой. Мне не требуется никакой отпуск никогда. Я постоянно работаю. Работа для меня главное. Я работаю с удовольствием. И я счастливый человек, потому что счастлив тем, что я делаю. Всегда спрашивают, что изменилось в моей жизни после Нобелевской премии. И я всегда отвечаю, что изменились две вещи: мой адрес электронной почты, а также мой банковский счёт, который стал больше».

На мой вопрос: «Русская литература всегда имела целью духовное совершенствование автора, героя и читателя. Ваша литература имеет целью духовное совершенствование автора, читателя и героя?» Орхан Памук ответил:
«Нет, подобной цели у меня, конечно же, нет. Это, в основном, другая движущая сила. Многие писатели пишут по разным причинам: кто-то ради политики, кто-то ради заработка, – у всех свои цели. Но вся литература приводит к тому, что в конце концов возникает та или иная мысль, та или иная идея. Мне кажется, что причина того, что в 19-20 веке русская литература дала так много шедевров, заключается в том, что русское общество в тот момент было одновременно и проблемным, и в то же время стремительно развивающимся, богатеющим. И люди видели в литературе источник надежды, свет. Такие вопросы часто задаются по всему миру, но они настолько сложны, что быстро на них ответить невозможно. Но я глубоко верю, что литература придаёт смысл жизни для многих людей, и литература является пионером этого процесса».

Кофырин и Орхан Памук

Творчество — это всегда выражение смысла, проявление духовной жизни, мука и счастье одновременно. Творчество всегда осуществляется наперекор неблагоприятным условиям. И если для духовной жизни требуются материальные средства, то это не есть духовная жизнь. Духовная жизнь самодостаточна и находится, если так можно выразиться, на самообеспечении. Вся наша жизнь — творчество; мы сами делаем себя счастливыми и несчастными.
— Ты так много говоришь интересного. Почему бы тебе не написать роман?
— Вся моя жизнь роман. Да и кому нужны книги? Людям нужна любовь!
— Ты бы мог стать писателем.
— Я не понимаю, как можно быть всего лишь писателем. Это все равно что быть любителем музыки. Писатель не профессия, а призвание и служение. Возможно, даже долг! Настоящий писатель — это Пророк, потому как его совестью Бог судит происходящее.
— Ты бы мог прославиться.
— Кому нужна моя слава? Всем нужна любовь. Высшая награда — это получаемое в процессе творчества наслаждение. Сотня проповедей о Христе стоит одного доброго дела. Слава — это от человеков, ее можно купить, она как блеск от света прожекторов; тогда как лишь при вечном мерцании звезд обнаруживается истинная ценность сотворенного. Когда признанья нет, поэт, увы, свободен, когда известен — раб пустой толпы. Он лишь тогда ей на потребу годен, когда творит за деньги, без любви. Лишь без наград, без всякого признанья, вдали от липкой жизни суеты творит он для себя, как в покаянье. Он Дара раб, а не людской молвы!
— Но ведь кому-то могут оказаться полезны твои стихи.
— Стихи забудут, рукопись сгорит.
— Быть может, вспомнят добрыми словами?
— Не памяти нам нужен монолит, а то, с какими мы умрем сердцами! Когда никто не ждет от нас шедевра, тогда лишь мы способны на шедевр. Для творчества свобода непременна, а неизвестность дарит мне маневр. Стихи — это музыка слов, а роман — как симфония, — главное здесь не цель, а процесс сопереживания, когда если не почувствуешь, то ничего и не поймешь. При этом всякая книга — плод страданий и раздумий автора, и она должна иметь для читателя ценность практическую. Поэтому писать нужно и можно лишь то, что самолично пережил и выстрадал. Причем если не уверен, что твои произведения будут читать через сто лет, не стоит и бумагу марать. Можно опубликовать тома, а на слуху останутся только строчки. Так что справедливо, когда настоящий талант оценивается после смерти. Купить посмертную славу невозможно. Только Вечность дает истинную оценку. Талант писателя и состоит в умении разглядеть в случайном закономерное, выделить в суетном неизменное, чтобы перевести временное в вечное.
— Но ведь книги это и средство общения.
— В книгах люди прежде всего стремятся найти сочувствие своей боли. Подлинное общение — всегда сопереживание, а потому бессловесно. Слова не могут выразить всего, что мы чувствуем. Когда человек обращается к другому, он хочет не столько объясниться, сколько облегчить свою душу. Напишешь что-нибудь для себя, для души, а критики набросятся, как мухи навозные, разберут по косточкам, так что и себя не узнаешь, и не рад будешь, что написал. Слова мало что скажут. Лучше просто любить». (из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

Я неоднократно бывал в Стокгольме. Оба мои романа хранятся в библиотеке Нобелевского фонда: роман-исследование «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» и роман-быль «Странник» (мистерия). Недавно я получил приглашение из музея Альфреда Нобеля на очередное проводимое там мероприятие.



Музей Альфреда Нобеля располагается в здании шведской Академии наук на Gamle stan – в старом городе – на очаровательной площади, где масса уютных кафе.
В музее можно посмотреть восемь фильмов, посвящённых среде, в которой живут и работают Нобелевские лауреаты. Революционные достижения в науке, литературе и защите мира представлены в 33 короткометражных фильмах о лауреатах Нобелевской премии.
С 1901 года более восьмисот лауреатов получили Нобелевскую премию.
Во временной экспозиции, к своему удивлению, я обнаружил материалы, посвящённые нашим российским правозащитникам.

Лавка при музее предлагает изысканный ассортимент литературных произведений и сувениров. Лично я купил себе медаль Нобелевского лауреата (разумеется, шоколадную копию, по виду и формату не отличающуюся от подлинника), и теперь храню как память.

Альфред Нобель (1833-1896) был гражданином мира, проживавшем на разных этапах своей жизни в Санкт-Петербурге, Стокгольме и Париже. Помимо воплощения в жизнь своих изобретений, он постоянно искал пути решения различных проблем. На закате своей жизни ему пришла идея учредить Нобелевскую премию.
В своём завещании Альфред Нобель написал, что каждый год за достижения в области физики, химии, медицины, литературы и защиты мира лауреаты должны получать часть доходов от его состояния. В 1968 году была учреждена премия по экономике в честь Альфреда Нобеля.

Любопытно, что «торговец смертью», как называли Альфреда Нобеля недоброжелатели, в душе всю жизнь оставался романтиком. Наверное, поэтому в его завещании одна часть премии должна была доставаться «человеку, создавшему наиболее значительное литературное произведение идеалистического направления».
Такое решение возникло потому, что в детстве Альфред Нобель мечтал стать поэтом. Однако всю жизнь успешно занимался предпринимательством. И всё же в конце жизни он остался верен своему призванию и написал драму «Немезида», реализовав свою мечту стать писателем.

Личная жизнь великого изобретателя не сложилась; он не был счастлив. Когда Альфреду Нобелю было 43 года, он познакомился с 20-летней продавщицей цветочного магазина Софией Гесс. И хотя та годилась ему в дочери, их роман продлился 18 лет! Альфред написал Софии 218 писем, которые та, после смерти Нобеля, выставила на продажу. Душеприказчики, желая избежать скандала, выкупили эти письма у Софии за внушительную сумму, – её всегда больше всего интересовали деньги.

Не знаю, променяет ли кто-нибудь счастье в личной жизни на Нобелевскую премию?
Кто-то хорошо сказал о писателе Иване Бунине, получившем Нобелевскую премию по литературе в 1933 году: «он хотел любви, а получил Нобелевскую премию».

Драматически сложилась и жизнь Бориса Пастернака после присуждения ему Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго». Как сейчас выяснили, публикация романа «Доктор Живаго» за границей без разрешения автора являлось хорошо продуманной и осуществлённой операцией западных спецслужб.

Многие до сих пор недоумевают, за что получил нобелевскую премию мира первый и последний президент СССР Михаил Горбачев.

Иосиф Бродский – человек, не закончивший 8 классов средней школы – изгнанный из своей родины, получил Нобелевскую премию по литературе. Василий Аксенов писал, что Иосиф Бродский — «вполне середняковский писатель, которому когда-то повезло, как американцы говорят, оказаться «в верное время в верном месте».

Если бы не позиция Ж-П Сартра, то и Михаил Шолохов не получил бы Нобелевскую премию за лучший образец социалистического реализма (!) – роман «Тихий Дон» – который теперь называют лучшим романом ХХ века.

Дело, конечно, не в Нобелевской премии. Хотя о ней не мечтают только люди, лишённые воображения. Александр Солженицын в 1951 году, будучи в лагере в Экибастузе, случайно узнал о существовании Нобелевской премии, и подумал «вот бы её получить» (при этом не имея ни одной печатной публикации!) А после получения Нобелевской премии в 1974 году, Солженицын записал: «Неужели ради этого тогда в семидесятом году я бы уехал из России, лишился бы родины и не смог бы вернуться?»

К сожалению, приходится признать, что премию чаще присуждают за общие заслуги в области литературы, а не за лучшее произведение идеалистической направленности, как завещал основатель премии Альфред Нобель. Премия по литературе самая необъективная, в отличие от премий по физике и химии, которые дают за признанные открытия, имеющие практическое значение.

Разумеется, не литература должна быть для премии, а премия для литературы. Но если с премиями всё более или менее ясно, то с будущим литературы неясностей хоть отбавляй. Как сказал один из членов жюри одной престижной премии: деньги-то мы найдём, а вот найдём ли достойную книгу, сомневаюсь.

Русская литература имеет пятерых нобелиатов (Бунин, Пастернак, Шолохов, Солженицын, Бродский).
Не буду обсуждать решение Нобелевского комитета. Кому интересна тема «некорректности» Нобелевской премии по литературе, тот может познакомиться с трудами Вадима Кожинова («Нобелевский миф» и др.).
Но надо отдать должно Нобелевскому комитету, – им до сих пор удаётся поддерживать марку высшей награды в мире, и в денежном выражении, и в плане престижа.

Потратил ли Альфред Нобель зря деньги на основание премии?
Лично я считаю, что он потратил деньги не то что не зря, а самым образцово-показательным образом. Это наилучший способ распорядиться накопленным: деньги не разбазарили паразиты-наследники, которые их не заработали; и служат средства фонда делу мира и прогресса.
Именно так и нужно распоряжаться накопленным состоянием – тратить на поощрение творческой деятельности.

Спрашивают: зачем премия, которая неизвестно куда ведёт?
Мне кажется, Нобелевская премия это вершина, на которую нужно ориентироваться, но которую совсем не обязательно покорять.
Получение Нобелевской премии не может быть мотивом и даже стимулом для творчества. Важен сам высокий уровень претензий и требований, который писатель должен стремиться достичь в своём творчестве. Дело, в данном случае, не в результате, а в процессе!
Писать нужно о вечном, на уровне «Божественной комедии» Данте, и, разумеется, не ради премии!
Альфред Нобель писал: «Если хоть одна из тысячи моих идей послужила добру, я удовлетворён.

Главный итог прожитой жизни — не количество написанных книг, а состояние души на пороге смерти. Не важно, как ел и пил, важно, что в душе накопил. А для этого нужно любить, любить несмотря ни на что! Нет ничего прекраснее любви. И даже творчество — всего лишь восполнение любви…
Хотя, в конце концов, важно не как кто-то написал о чужой жизни, а насколько хорошо ты проживешь свою. Ведь не прочитанными, и даже не написанными книгами измеряется жизнь, но только тем, сколько раз мы любили и сколько добра принесли в мир».
(из моего романа-быль Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
4\ Всё есть любовь

P.S. Читайте и смотрите далее мои заметки с видеороликами о путешествии по Европе: «Мой любимый Стокгольм», «Брюссель – муха в янтаре», «Люблю Любек», «По каналам Амстердама», «В квартале красных фонарей», «Новая русская литература в Париже», «Странник в Париже».



© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , , , ,

Комментарии запрещены.