В условиях пандемии и спада заграничного туризма правительство старается привлечь российских туристов путешествовать внутри страны. Создаются различные парки, туристические маршруты. Одним из них стал горный парк Рускеала в Карелии. Недавно я побывал там.
Первое, что бросается в глаза, это великолепные дороги: иногда кажется, что едешь в Финляндии или в Швеции. Одни говорят, что это благодаря туркомплексу Рускеала, другие – направлению трассы в Финляндию, другие благодарят Владимира Путина, который приезжает отдохнуть в Ладожские шхеры.
Выехав из Петербурга, по дороге мы посетили Храм Коневской Иконы Божией Матери, крепость «Корела» в Приозерске, музей под открытым небом «Город Ангелов» в развалинах лютеранской кирхи Яккима, пообедали на теплоходе «Адмирал Кузнецов», насладились водопадами «Ахинкоски».
Территория Карелии освободилась ото льда около восьми тысяч лет до нашей эры. Люди жили небольшими группами на громадных расстояниях друг от друга, разделённые бескрайними лесами. Исторически здесь сложились три группы племён: карелы, жившие к западу и северу от Ладожского озера; весь (вепсы), жившие между Ладожским и Онежским озерами; саами (лопари), занимавшие практически всю территорию современной Карелии. На западе карелы граничили с родственными им племенами сумь и емь, на юге – со славянами и ижорой.
В Х-ХI веках южная часть Карелии попала в сферу влияния древнерусского государства, здесь стали возникать славянские поселения. С ХII века Карелия входит в состав Новгородского княжества. В ХIV-XV веках возник целый ряд торговых поселений – Олонец, Пудога, Повенец, Сума и Вытегорский погост. С 1478 г. вместе с Новгородом Карелия вошла в состав Русского государства. С 1784 года центром Олонецкой губернии стал Петрозаводск, основанный царём Петром I. Первым губернатором в Петрозаводске был поэт Г. Р. Державин.
Горный парк Рускеала расположен на международной трассе «Голубая дорога», связывающей Россию с Финляндией, по которой идёт активный поток туристов в обе стороны. Рускеальские каменоломни — первый на пути от финлянско-российской границы объект, рассчитанный на туристов.
Горный парк «Рускеала» (фин. Ruskeala — «Коричневая, Бурая») — туристический комплекс, расположенный в 30 километрах к северу от города Сортавала на берегу реки Тохмайоки. У парка находится конечная железнодорожная станция линии Сортавала — Рускеала. Основой комплекса является памятник истории — заполненный грунтовыми водами бывший мраморный карьер. Протяжённость карьера с севера на юг составляет 460 метров, ширина — до 100 метров. Расстояние от самой верхней точки борта карьера до его дна — свыше 50 метров. Прозрачность воды достигает 15-18 метров.
Стены старого карьера пронизаны целой системой подземных выработок — штолен и штреков, соединённых вертикальными шахтами. Общая протяжённость горных выработок составляет несколько километров. Большая часть выработок после Великой Отечественной войны оказалась затопленной; откачать воду не представляется возможным.
Каменоломни были обнаружены пастором-краеведом, членом Вольного экономического общества Самуилом Алопеусом в середине 18 века. Разработку начали в 1765 году, в начале правления царицы Екатерины II. Первым руководителем был «каменных дел подмастерье» Андрей Пилюгин, которого консультировали итальянские специалисты.
На месторождении было заложено 5 карьеров, на которых с помощью бурения и закладки пороховых зарядов добывался мрамор 4-х цветов. Этот мрамор использовался в сооружении значимых зданий Санкт-Петербурга и дворцовых пригородов. Им облицован Исаакиевский собор. Архитектор собора Огюст Монферран лично приезжал на каменоломни выбирать подходящую породу.
Мрамором из Рускеалы выложены полы Казанского собора, изготовлены подоконники Эрмитажа, обрамлены окна Мраморного дворца и фасад Михайловского замка, а также во второй половине XX века — подземные залы станций Петербургского метрополитена «Приморская» и «Ладожская».
Название поселка Рускеала, вероятно, произошло от местного названия реки Тохмайоки – Русколка (от карельского «ruskea» – коричневый, рыжий, красный), в которой вода всегда коричневая, темно-рыжая из-за растворённых в ней соединений железа.
В давние времена недалеко от Рускеалы, в местечке Ханки добывали железную руду – охру. Деревня Рускеала под таким названием упоминается только с начала XVIII века, а до этого времени она называлась иначе – Руйсселькя (Руйсселя).
После окончания Северной войны новая граница между Россией и Швецией прошла по северной окраине Рускеалы, так что старые шведские каменоломни оказались на русской территории.
Рускеальские земли император Петр I подарил князю, будущему фельдмаршалу Александру Борисовичу Бутурлину.
С приходом к власти Екатерины II в России начались крупномасштабные поиски природного камня для строительства Санкт-Петербурга. В сентябре 1767 года в Рускеалу из столицы приехали горные инспекторы – гвардии капитан Кожин и полковник Иван Васильевич Зверев. Они осмотрели месторождение, написали отчёт и 19 января 1768 года императрица Екатерина II подписала указ Сената о начале разработки мрамора в Рускеале для строительства Исаакиевского собора. С наступлением навигации сюда из Санкт-Петербурга приходили галиоты с продуктами. На обратном пути они загружались мрамором и отправлялись по реке Хелюля, Ладожскому озеру и Неве до столицы.
С 1974 по 1986 годы на одном из карьеров Рускеалы добывали мраморные блоки, используя для этого станки канатного пиления, созданные в Италии. Так образовался «Итальянский» карьер с ровными, как бы полированными уступами, на которых запечатлен причудливый рисунок мрамора, образовавшегося из морских осадков по соседству с вулканом два миллиарда лет назад.
В 1998 году главный карьер мраморных ломок принят на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия.
В 1999 году главный карьер мраморных ломок включен в международный туристский маршрут «Голубая дорога».
В 2000-2001 годах была разработана концепция развития туристского объекта «Мраморные ломки Рускеала».
В 2005 году был образован Горный парк Рускеала, который является уникальным техногенно-природным и ландшафтно-туристическим объектом.
1 июня 2019 года со станции Сортавала до горного парка Рускеала был запущен туристический ретропоезд на паровой тяге (настоящий паровоз), интерьер которого выполнен в стиле «Николаевского экспресса».
В ходе увлекательной экскурсии по парку продолжительностью около двух часов туристы узнают историю освоения каньона и добычи мрамора. Летом туристов ждёт приятное дополнение к экскурсионной программе – прогулка по Мраморному озеру на плавучей платформе.
Мраморное озеро – одно из самых живописных мест Карелии. Его длина – около 460 м, ширина – 100 м. Главная особенность – очень чистая вода красивого бирюзового цвета. В некоторых местах дно просматривается до 18-метровой глубины.
Особый интерес представляет Рускеальский провал.Он представляет собой глубокую и широкую яму диаметром около 30 м. В летние месяцы он затоплен водой, образуя небольшое подземное озеро. Зимой озеро замерзает, и по прочному льду спокойно можно перемещаться. Знающие даже прихватывают с собой коньки.
Экскурсия по подземной Рускеале дарит самые фантастические впечатления. Разноцветная подсветка и звуковое сопровождение создают ощущение лёгкой нереальности происходящего, будто попадаешь в совсем другой мир.
Очень интересен Сад камней, основанный уроженцем здешних мест Борисом Ахоненом.
Музей «Обитель ангелов» – это резные деревянные изделия. Основатель музея – Александр Ивченко, известный резчик по дереву.
В парке масса развлечений и аттракционов. Одно из самых популярных развлечений – троллей или зиплайн. Аттракцион представляет собой скоростной спуск по тросу, натянутому между двумя точками под небольшим углом. Конструкция безопасна, но такой спуск дарит ощущение скорости и возможность полюбоваться с высоты прекрасными видами. «Полёт» проходит над самой живописной частью горного парка – Мраморным озером.
Также любителей острых ощущений ждет в Рускеале тарзанка. Посетителей аттракциона перевязывают резиновым тросам, а затем они прыгают с высоты 20 метров.
Для любителей скалолазания оборудован скалодром высотой 6 м.
В летнее время в Горном парке проходят различные анимационные программы, организуются фаер-шоу и лазерное шоу.
Недалеко от Итальянского карьера расположен парк «Калевала». Путешественников поджидают вырезанные из дерева и камня герои эпических рун (песен). Местность делится на Темную (с каменным обрывом) и Светлую (с обширной поляной) части.
В детстве я зачитывался эпосом «Калевала», часто смотрел диафильм по эпосу. А недавно прочитал карело-финский эпос КАЛЕВАЛА в пересказе Павла Крусанова. Это «ценнейшее из того, что создано на финском языке».
В основу «Калевалы» легли руны — народные эпические песни, большая часть которых была записана в Карелии. Обработкой исходного фольклорного материала занимался финский языковед и врач Элиас Лённрот (1802—1884), который сюжетно связал отдельные народные эпические песни. Материалом для сложения обширной поэмы из 50 песен (рун) послужили Лённроту отдельные народные песни.
В Сартовале есть памятник рунопевцу «Калевала». Памятник был установлен в 1935 году к 100-летию первого издания карело-финского эпоса «Калевала», когда город Сортавала входил в состав Финляндии. Автор — известный финский скульптор Алпо Сайло (1877-1955).
Каждый год в Финляндии и Карелии проходит «Калевальский карнавал», в форме уличного костюмированного шествия, а также театрализованных представлений по сюжету эпоса. Ежегодно, с 2006 года в Санкт-Петербурге проводится Международный этнофестиваль «Земля Калевалы», объединяющий ведущих экспертов, художников, дизайнеров и творческие коллективы из России и Финляндии.
«Калевала» занимает центральное символическое положение в Финляндии. Это национальный эпос Финляндии, который считается одним из краеугольных камней финской национальной культуры. Роль «Калевалы» в истории финских идей и построении национальной культуры не имеет себе равных даже в международном масштабе.
Читая «Калевалу», я научился слушать природу и понимать говор ручья, шум деревьев, шелест листьев…
Слов других храню немало
И познаний, мне известных:
Я нарвал их на тропинке,
Их на вереске сломал я,
Их с кусточков отломил я,
Их набрал себе на ветках,
Их собрал себе я в травах,
Их я поднял на дороге,
…
Насказал мороз мне песен,
И нанёс мне песен дождик,
Мне навеял песен ветер,
Принесли морские волны,
Мне слова сложили птицы,
Речи дали мне деревья.
…
Сижу один и никого в округе. Вершины гор застыли в облаках. Зачем идти, ведь движемся мы в круге. Всё ищем, а ведь смысл — в нас. Дворцы плывут по небу голубому. Так и мечты реальны и пусты, коль жизнь не посвящаем мы другому, видя во всём только свои черты. Но мир не пуст, он тайна и разгадка, лишь потрудись во всём увидеть смысл. И счастьем станет в огороде грядка, когда трудом наполнится твоим.
Течёт река, спокойна и мудра. Вода кристальна как слеза младенца. Мечтал об этом, кажется, всегда. Иль может быть, мне снилось это с детства? Как тихо. Нету ни души. Лишь жизнь цветов меня всего пленяет. Как хочется, чтоб рядом была ты. Желанье это строки сотворяет. Готов сидеть так вечность. Но пора идти. Дорога в неизвестность пусть уведёт неведомо куда, и я уйду весь в счастья беспредельность.
Счастье — оно всегда с нами: в солнца закате и в блеске росы, время когда не измерить часами, и когда звёзды с тобою на ты, это когда в каждом вздохе Вселенной чувствуешь радость любви и добра, это восторга полёт упоенный, глядя в бездонные чьи-то глаза. Душу раскрыть без стесненья для Рая, чтобы любовью наполнить её. И перестать жить, о чём-то мечтая, чтоб ощутить Вечности бытиё».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё, что я хочу сказать людям, заключено в главных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость
4\ Всё есть любовь
А Вы хотели бы посетить РУСКЕАЛА?