СВЯТОЙ ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ

Спиридон Тримифунтский

Недавно я посмотрел фильм «Человек Божий» – об одном из наиболее почитаемых святых Греции Нектарии Эгинском, о выпавших на его долю испытаниях. В результате церковных интриг Нектарий был оклеветан, осуждён без суда и изгнан. Однако до конца оставался верным своим принципам, вдохновляя людей вокруг. Он отдавал своё жалование на лечение больных, мыл туалеты вместо заболевшего служащего, терпеливо сносил всю клевету и агрессию. Через сто лет Синод признал свою неправоту, извинился перед уже умершим Нектарием и возвёл его в ранг святых.
Запомнились слова Нектария: «Слепец тот, кто ищёт счастье вне своей души»; «Строгости не должно быть больше, чем проявления доброты». На предложение стать патриархом Нектарий отвечал: «Быть патриархом не только почётно, но и опасно. Патриаршество даёт власть, и она как раковая опухоль съедает человека, подчиняя его себе. Я не хочу попасть в эту западню».
В Греции почти каждый остров находится под небесным покровительством своего святого. В 2018 году мы приехали на Корфу, чтобы побывать в храме Святого Спиридона Тримифунтского и совершить паломничество в Бари в базилику Николая Чудотворца. В Греции Спиридона почитают не меньше, чем Николая. В столице острова Керкире мы пришли храм Святого Спиридона, чтобы понять: за что же почитают святого человека божия?


Спиридо́н Тримифу́нтский — христианский святой, почитается в лике святителей как чудотворец. Согласно церковному преданию Спиридон родился на острове Кипр в деревне Ассия около 270 года. С детских лет пас овец. Своей жизнью Спиридон стремился подражать ветхозаветным праведникам: Давиду — в кротости, Иакову — в сердечной доброте, Аврааму — в любви к странникам.
Доброжелательность и душевная отзывчивость привлекли к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники — пищу и отдых. За добрые дела Бог наделил будущего святителя дарами прозорливости, исцеления неизлечимых больных и изгнания бесов.

В молодости Спиридон женился на честной целомудренной девушке. У них родилась дочь Ирина, которую Спиридон сам крестил. Семейная жизнь продолжалась недолго, вскоре жена умерла, однако и после этой тяжёлой потери Спиридон не впал в уныние, а продолжил служение Богу своими добрыми делами.

Во времена правления императора Константина Великого святой Спиридон был избран епископом кипрского города Тримифунта. Во время продолжительной засухи и голода на Кипре по молитве святителя Спиридона пошли дожди, и бедствие прекратилось. Доброта у святого сочеталась со справедливой строгостью по отношению к людям недостойным. По его молитве был наказан немилосердный хлеботорговец, а бедные поселяне избавлены от голода и нищеты.

Завистники оклеветали одного из друзей святителя, и тот был заключён в тюрьму и приговорён к смертной казни. Святой поспешил на помощь, путь ему преградил многоводный поток. Святитель с твёрдой верой во всемогущество Божие вознёс молитву и поток расступился. Вместе со спутниками, невольными очевидцами чуда, святитель Спиридон перешёл посуху на другой берег. Предупреждённый о происшедшем, судья встретил святителя с почётом и отпустил невиновного.

По церковному преданию, святитель Спиридон совершил множество чудес. Известен случай, когда святому Спиридону незримо сослужили ангелы и слышалось их пение. Святитель исцелил тяжелобольного императора Констанция; оживил свою умершую дочь Ирину, чтобы она рассказала, где спрятала драгоценности, переданные ей на хранение одной знатной женщиной, после чего душа Ирины снова покинула тело; воскресил грудного ребёнка язычницы, а затем и саму мать, упавшую замертво от потрясения увиденным чудом.

Согласно житию, святитель Спиридон по своему смирению не гнушался пасти овец и вёл простой образ жизни. Он чрезвычайно заботился о строгом соблюдении церковного чина и сохранении во всей неприкосновенности Священного Писания. Святитель строго обличал священников, которые в своих проповедях неточно употребляли слова Евангелия и других священных книг.

Провидя тайные грехи людей, святой призывал их к покаянию и исправлению. Последние слова святого были о любви к Богу и ближним. Скончался святитель около 348 года во время молитвы. Погребли его в храме в честь Святых Апостолов в Тримифунте.

В конце VII века по причине арабского нашествия на Кипр мощи святителя были перенесены в Константинополь. В 1456 году ради большей безопасности переправили на остров Корфу (греч название острова — Керкира). Здесь, в одноимённом городе Керкира (главный город острова) и до настоящего времени сохраняются мощи святителя Спиридона в соборе Святого Спиридона, освящённом в 1589 году.

В конце июня 1716 года 50 тысячная армия великого султана с суши и с моря начала осаду острова Корфу. Силы были неравные. Гарнизон венецианцев, защищавших остров, был в 6 раз меньше, чем подошедшая османская армия. 11 августа должно было состояться генеральное сражение. Священники и жители острова собрались в храме святого Спиридона и просили его защитить их. И прямо перед штурмом османов пошёл сильнейший ливень, а на море разыгрался шторм, потопивший большую часть турецких кораблей. Турки, потерявшие большую часть флота и войска в борьбе со стихией, отошли от острова и больше не нападали.

В житии Спиридона есть много чудес, которые, однако, невозможно проверить. Но существует факт, уже из современной жизни, которому есть живые свидетели. Во время Второй мировой войны, когда итальянцы сбрасывали бомбы на остров Корфу, большая часть столицы была разрушена. Жители бежали в храм Святого Спиридона, чтобы найти там укрытие и спастись. Одна бомба попала в храм Святого Спиридона, упала на крышу, но не взорвалась.

Кого-то не убеждают такие свидетельства, их не считают доказательствами бытия Божия. Вольтер говорил: если бы Бога не было, его следовало бы выдумать. Атеист скажет, что вера в существование Бога это иллюзия. Но разве не лучше верить в Бога, в доброту, любовь и высшую справедливость, чем не верить?

Блез Паскаль утверждал, что разумнее верить, чем не верить в то, чему учит христианская религия. Бог есть или нет, разум тут ничего решить не может. Шансы существования или отсутствия Бога примерно равны. Если не верить, то в случае существования Бога проигрыш — вечные муки. Если верить, то возможный «выигрыш» в случае существования Бога бесконечно велик — спасение души и вечная жизнь.

Говорят, что Спиридон Тримифунтский и Николай Мирликийский были друзьями. На Корфу приезжают паломники со всего мира, чтобы посетить храм и помолиться Святому Спиридону. Мне удалось поговорить с паломницами из России.

В 325 году по приказу императора Константина Великого в городе Никее был созван Первый Вселенский собор, целью которого было определение основных истин христианской веры и осуждение ереси священника Ария. Согласно житию, Спиридон выступил против арианства. На примере простой черепицы Спиридон показал единство глины, огня и воды, как единство Бога, Бога-сына и Святого Духа.
Правая рука святого, которой он демонстрировал черепицу, хранится в храме. Можно подойти к раке с мощами святого Спиридона.
Раньше неверующие считали странным почитание святым мощам. А теперь, когда из костей можно выделять ДНК и клонировать тело, на святые нетленные мощи смотрят иначе.

Ещё недавно можно было только верить в триединство Бога, что Бог-отец и Бог-сын есть одно, хотя это невозможно было представить. А сегодня мы имеет возможность клонировать идентичные тела, и не удивляемся непорочному зачатию через ЭКО.

Две тысячи лет назад в Святой Дух можно было только верить: он подскажет, научит, наставит на путь истинный. Сегодня «Алиса» ответит на все интересующие вопросы и подскажет верное решение. А чайник из «интернета вещей» включится по одному твоему слову (и даже мысли).

Мы погружены в информационное поле Земли, и Святой Дух можно представить как вселенский Интернет, пронзающий нашу жизнь и управляющий ею.

Когда полвека назад верующие говорили: «ты у Бога как на ладошке, он видит тебя всюду, услышит все твои молитвы и знает все твои мысли», — атеисты считали это фантазиями. А сегодня это стало реальностью.
Если раньше на человека, разговаривающего как бы с самим собой, смотрели как на сумасшедшего, то теперь понимают, что это он разговаривает по мобильному телефону, возможно, с кем-то на другом конце земли.
С мобильного телефона можно позвонить и тебя увидят и услышат в любой точке мира, даже на «небесах» (орбитальной космической станции).

В Москве практически весь город охвачен видеокамерами, так что можно увидеть (и записать) движение каждого. Недавно в московском метро сделали проход и оплату по распознаванию лица. Искусственный Интеллект позволяет не только распознать личность движущегося (даже если он в маске и капюшоне), но и предположить маршрут его движения. Это приводит к тому, что по ошибке задерживают невиновных людей, внешне похожих на разыскиваемых преступников.

Огромное количество видеокамер и сканеров в аэропортах и метро позволяют идентифицировать не только личность, но и нервно-психическое состояние и даже отчасти мысли. Учёные научились управлять наночастицами, вводимыми в тело человека «укольчиками», и диагностировать его состояние.

Повсеместно вводят систему разрешительных QR-кодов для посещения общественных мест. Если и в храмы начнут пускать по QR-коду, значит наступает Апокалипсис, как об этом писал Иоанн Богослов. «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его». (Откровение Иоанна Богослова 13:16-17)

Чем же отличается святой от обычного человека?

13 декабря 2018 года я был на конференции «Бог. Человек. Мир», которая проводилась в Русской христианской гуманитарной академии в Петербурге. Участникам конференции я задал вопрос: что отличает святого человека от обычного?

На мой взгляд, святого всегда отличали аскетическая скромность и простота, молчаливость и любовь несмотря ни на что.
Святость достигается не трудом ради обретения богатства, а добротой души и бескорыстной любовью.
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кинвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто». (1-е Коринфянам 13:1).

Святость – это посмертное признание церковью человека, которое даётся за сотворённые им чудеса. Хотя, на мой взгляд, чудеса не главный показатель святости, как и нетленные мощи. Главное – подвиг любви бескорыстной и веры нелицемерной.
Святые – такие же люди, как и мы, только канонизированы Церковью, поскольку показали пример христианской жизни для многих своих современников.

В католической церкви нетленность мощей не играет никакого значения для канонизации. Главное – святая жизнь и проявление чудодейственной силы. Для канонизации требуются четыре чуда, установленные посредством показаний свидетелей и очевидцев.

В православии христианин причисляется церковью к лику святых после смерти. Важны его страдания за православную веру, дар творить чудеса при жизни и/или после смерти как свидетельство того, что через подвижника действует Божественная Благодать; точное соответствие веры подвижника православному вероучению, нетленность мощей. Народное почитание служит поводом для рассмотрения вопроса о канонизации церковными властями.

Святых людей мы можем пересчитать по пальцам рук, а миллионы людей проживают жизнь бесследно. Вполне можно допустить, что жизнь одного святого человека важнее и ценнее жизни многих миллионов людей. Жизнь одной выдающейся души иногда может служить оправданием целого поколения людей.

Жизнь человека, впоследствии признаваемого святым, всегда интересна.
Даже когда Спиридон был избран епископом, он продолжал пасти овец.
«Дивен Бог во святых своих!»

Может ли быть Святой идеалом для современных людей?

Вряд ли. Святой к богатству не стремится, детей не родит, карьеры не делает.
Святым поклоняются, ставят свечи, молятся, однако мало кто хочет следовать их примеру. Вряд ли кто из сегодняшних молодых прагматиков имеет своим идеалом Николая Чудотворца. Такое впечатление, что у современных людей вообще нет веры в идеал.

Протоиерей Андрей Ткачёв считает, что святости научить невозможно, она сродни гениальности. Для того, чтобы человека наполнить такой благодатью, надо чтобы он был пуст. И Спиридон опустошил себя, полностью доверился Господу. Святой Спиридон ничего не просил для себя. Они не себя проповедуют, а благодать Божию: я просил Христа, и вот что он через меня сделал!
Хорошо, чтобы в каждом поколении был такой Спиридон. Но нету. Остаётся питаться тем, что было в 4-ом веке. Люди просят и получают ответы от Спиридона в виде конкретных вещей.
Материя способна впитывать святость. Материя не мертва, она подвижна. Тело и вода способна впитывать благодать Божию святого человека.

Как же надо жить, чтобы о тебе помнили через полторы тысячи лет и обращались как к живому?

В православии считают допустимым просить святого обратиться к Богу, и часто молятся в большей мере святым, нежели Господу. У наших святых можно просить «моли Бога о мне». Но о помощи, о спасении, о здоровье и других важнейших вещах нужно просить прежде всего Бога.

В протестантских храмах нет изображения святых, поклоняются только Господу. Протестанты считают, что человеку не нужны посредники для общения с Богом. Обращаться нужно непосредственно к Богу, а не к святому как посреднику.

Католические священники дают обет безбрачия, поскольку считают, что надо либо думать о Боге, либо о жене. А вот научиться думать и о Боге и о жене, это трудно. Ещё труднее научиться любить. Супружеская жизнь является большим испытанием и большим опытом любви.

Мы приходим в эту жизнь с определённой целью – научиться любить, любить несмотря ни на что. Цель эта достигается через труд души («душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь»). Труд души в том, чтобы творить любовь. В этом заключается и смысл жизни, который везде и во всём.

Жизнь создана на Земле для совершенствования человеческих душ. Судьба конкретной души важнее прогресса цивилизации!

Творить любовь – необходимость и для собственной души и всего мира.
Любовь не удовольствие, не наслаждение, не забава – а именно необходимость.

Человек должен жить для Бога и творить добро для людей. Любить Бога и означает любить людей. Без любви к Богу не хватит сил любить ближнего. Ведь человек любит прежде всего себя самого. Но именно любовь к Богу даёт силы любить ближнего, а тем паче врага своего.

Лучше верить в Бога, жить любовью и творить добро, чтобы оказаться готовым к посмертному суду. Это лучше, чем ни во что не верить, творить зло и ненавидеть, то есть жить исключительно негативными эмоциями.

Все люди делятся на тех, кто боится Бога и живёт праведно, и тех, кто уверен, что Бога нет и всё дозволено. Святой человек божий не боится умереть и предстать перед Господом на суд в любую минуту.

Почему же люди не следуют заветам святых старцев и не живут по заповедям Божьим? Почему крадут, прелюбодействуют, лжесвидетельствуют, убивают?

А.П.Чехов говорил: «Человек должен быть или верующим или ищущим веры. Иначе он пустой человек».

Известен коан Эпикура. «Если Бог хочет предотвратить зло, но не может? Тогда он не всесилен. Может, но не хочет? Тогда он и есть – зло. Может и хочет? Тогда откуда зло берётся? Не может и не хочет? Тогда зачем называть его Богом?»

Махатма Ганди писал: «У Бога нет религии… А еще у Бога нет канонов, пяти столпов и правила не носить цветастую одежду. Ему все равно едим ли мы яблоки до Спаса, готовим ли молоко и мясо на разных плитах и принимаем ли пищу в светлое время суток во время рамадана. Он не требует читать намаз, совершать обрезание и верить в то, что мир основан на страдании. Ему не нужен наш двухнедельный пост, постное лицо и вырезанная дыра в районе сердца в знак скорби за усопшими. Все это придумали сами люди: слепили богов, нарисовали иконы и нанесли на белый камень орнаменты. Столетиями вели религиозные войны, уничтожали рыжеволосых женщин и тех, кто думал иначе. Написали сотни книг, разработали тысячи правил и ограничений. Осудили всех, кто не выполняет «Миквэ», не молится за умерших, на манер протестантов и не признает литургии. И ничего за 2000 лет не изменилось. Мы изучили языки, пользуемся телефоном, разработали умные палочки для еды и храним пуповинную кровь, но продолжаем убивать, грабить, врать и ненавидеть, невзирая на Иисуса, Кришну, Мухаммеда и Будду. Мы ссоримся на улицах и в вагонах метро. Имеем сотни врагов и половину друга. Играем в прятки и подделываем голоса. Носим маски и искусственные клапаны. И напрочь забыли, для чего живем, дышим и сцеживаем молоко. И даже не догадываемся, что пришли на эту Землю с одной единственной задачей – обрести счастье!»

«Люди отрицают жизнь после смерти, потому что боятся посмертного суда. Они не просто не верят, они НЕ ХОТЯТ ВЕРИТЬ (!), что за все прегрешения придётся расплачиваться.
Дело вовсе не в ответственности перед Богом за своё поведение и не в посмертном воздаянии за добрые дела. Именно вера в то, что творя добро для других, ты тем самым делаешь благо своей собственной душе, — это и есть земное воздаяние за любовь».
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё, что я хочу сказать людям, заключено в главных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость
4\ Всё есть любовь

А кого Вы считаете людьми СВЯТЫМИ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , , ,

Комментарии запрещены.