ДОРОГА СМЕРТИ В ЖИЗНЬ

Кобона Дорога Жизни

В этом году исполняется 80 лет дороге, спасшей мой родной город, а возможно, и всю страну, во время Великой Отечественной войны. В ночь с 22 на 23 ноября в 1941 году начала функционировать «Дорога жизни» в блокадный Ленинград. Точнее, зимний вариант этой дороги – по льду Ладожского озера. Первоначально её называли дорогой смерти – многие не доезжали до спасительного берега. Потом её стали называть Дорога Жизни (официально — Военно-автомобильная дорога № 101). Она протянулась по льду Ладожского озера на 71 км и в первую блокадную зиму просуществовала 152 дня. В Ленинград было доставлено 361 тысяча тонн грузов, эвакуировано почти 550 тысяч человек.
В июле 1942 года моего отца 10-летнего подростка эвакуировали из блокадного Ленинграда на барже по Ладожскому озеру в Кобону. 27 января 2021 года (в день полного снятия блокады Ленинграда) я проехал с экскурсией по Дороге Жизни и посетил Кобону.


Через Кобону в годы Великой Отечественной войны проходила знаменитая Дорога жизни, связывавшая блокадный Ленинград с Большой землёй. По Дороге жизни проходила эвакуация населения, фабрик и заводов, подвозились продовольствие, топливо, подкрепления, вооружение и боеприпасы. В навигационные периоды перевозки производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства из портов Новая Ладога (большая трасса 125 км) и Кобона (малая трасса 35 км) до порта Осиновец; в период ледостава — по ледовой дороге на автомашинах из Кобоны до Ваганова и Коккорева.

Дорога жизни

Первая колонна из 60 машин с продовольствием ушла из Кобоны по льду Ладожского озера в блокированный Ленинград 23 ноября 1941 года. Зимой 1941-1942 года в Ленинград через Кобону было перевезено более 360 тысяч тонн грузов, главным образом продовольствия и боеприпасов, а из Ленинграда было эвакуировано около полумиллиона человек.

Летом 1942 года был создан Кобоно-Кареджский порт. К северу от Кобоны было построено восемь пирсов длиной по полкилометра. Сюда подвели временную железнодорожную линию, связывающую Ладожское озеро со станцией Войбокало. От Осиновца до Кобоны работала паромная переправа для транспортировки паровозов и железнодорожных вагонов. По дну Ладожского озера были проложены трубопровод для горючего и подземный кабель для передачи в Ленинград электроэнергии Волховской ГЭС. Зимой 1942—1943 года от Кобоны до Осиновца снова стала действовать автомобильная дорога по льду Ладожского озера.

Кобона карта

В деревне есть стела «Кобона», посвящённая Дороге жизни (установлена в 1964 году, архитекторы М.Н. Мейсель, А.А. Яковлев).
В сентябре 2020 года на территории Музея Дороги жизни был открыт памятник неизвестному водителю, посвящённый водителям, работавшим на Дороге жизни.

Наиболее заметная достопримечательность Кобоны — каменная церковь Святителя Николая Чудотворца с колокольней. Во время войны она использовалась как временное пристанище для эвакуированных жителей блокадного Ленинграда (эвакопункт). Сюда, вместе с другими детьми, привезли и моего отца.

14 мая 2010 года двухэтажный деревянный дом бывшей школы, где располагались Музей Дороги жизни, сгорел вместе со всеми экспонатами. Сохранились лишь каменная цокольная часть здания и крыльцо из путиловского известняка со стороны лицевого фасада. Однако к сентябрю 2015 года здание было полностью восстановлено по чертежам оригинала. В отремонтированном здании открылась постоянно действующая выставка, посвящённая Дороге жизни. На реставрацию музея, создание экспозиции и благоустройство было потрачено более 49,3 млн рублей из областного бюджета.

Школьные зимние каникулы я проводил в загородном пионерском лагере. На автобусе мы проезжали мимо памятника «Цветок жизни», и сердце каждый раз замирало. В 2020 году я проехал по Дороге Жизни, осмотрел «Цветок жизни», «Разорванное кольцо» и другие памятники, а также посетил музей «Дорога Жизни» в посёлке Осиновец.

Изначально блокада не планировалась ни немцами, ни советским руководством. Но поскольку Ленинград взять штурмом не удалось, немцы приняли решение вынудить город сдаться посредством голода. Планировалось, что население за зиму вымрет, и весной можно будет войти в город без потерь.
В архивах обнаружили приказ по первой немецкой дивизии, которая была под Петергофом в 20 километрах от центра Ленинграда, о том, что в случае попыток гражданского населения прорыва из кольца блокады, по ним открывать огонь.
Что оставалось ленинградцам? Либо победить, либо умереть!

В осаждённом городе осталось 2 млн. 544 тыс. гражданского населения. С началом войны добавилось не менее 300 000 беженцев из прибалтийских республик и соседних областей РСФСР. Вместе с жителями пригородных районов в блокадном кольце оказались 2 млн. 887 тыс. человек.

После того, как 8 сентября немцы замкнули кольцо блокады, единственная дорога на Большую землю лежала через Ладожское озеро.
16 сентября 1941 года курсантов и выпускников военных училищ, а также медперсонал и эвакуируемых гражданских решили на барже переправить на Большую Землю. Со многими ехали члены их семей. Всего почти полторы тысячи человек. Идти решили под покровом ночи на барже «752» (в некоторых источниках указывается «725»). Капитан буксира отказался вести ветхую баржу через штормовую Ладогу. Но приказ есть приказ! Через несколько часов пути начался 9-балльный шторм. Старое судно развалилось на части. Появились немецкие самолёты, которые стали расстреливать тонущих. Погибло более тысячи человек!

Воспоминания 240 человек, которым удалось спастись, легли в основу фильма «Спасти Ленинград». Однако не все ужасы той трагедии были воплощены в фильме режиссёра Алексея Козлова. Например, молодой лейтенант, когда понял, что баржа тонет, застрелил свою жену и ребёнка и после этого застрелился сам.

«Дорога жизни» связывала блокадный Ленинград и Большую землю с 12 сентября 1941 по март 1943 года. 22 ноября начала действовать автомобильная ледовая дорога, но отдельные суда продолжали доставлять грузы вплоть до 4 декабря.
Всего за первую навигацию в Ленинград водным транспортом было перевезено 60 тыс. тонн грузов, из них 45 тыс. тонн продовольствия. В обратном направлении отправлено 10,3 тыс. тонн грузов, эвакуировано 33 тыс. ленинградцев и перевезено около 20 тыс. военнослужащих.

Среди опубликованных на сайте Министерства обороны РФ рассекреченных документов есть постановление Военного совета Ленинградского фронта от 24 ноября 1941 года о строительстве зимней дороги через Ладогу.
«28 недель жизни в осаждённом Ленинграде стали бы невозможными для нескольких миллионов блокадников, если бы не “Дорога жизни” — транспортная артерия, снабжавшая город всем необходимым и служившая путём убежища для всех, кто его искал», — отмечает Министерство обороны РФ. — «Общее количество грузов, перевезённых в Ленинград по “Дороге жизни” за весь период её действия, составило более 1615000 тонн. За это же время было эвакуировано около 1376000 человек».

По словам автора трёхтомного издания «Ленинград в борьбе за выживание в блокаде» доктора исторических наук, профессора Г.Л.Соболева Сталин скептически относился к идее проложить дорогу по льду Ладожского озера. И только когда в город по льду пришёл первый конный обоз с хлебом, вождь одобрил строительство «ледяной дороги», которая спасла город.

24 января 2018 года в Памятном зале Монумента героическим защитникам Ленинграда состоялась презентация третьего тома издания «Ленинград в борьбе за выживание в блокаде». Книга первая: июнь 1941 — май 1942. Книга вторая: июнь 1942 — январь 1943. Книга третья: январь 1943 — январь 1944.
Автор трилогии — петербургский историк, переживший ребёнком блокаду Ленинграда, ныне профессор, доктор исторических наук Геннадий Леонтьевич Соболев — стремился ответить на вопросы: Какие причины привели к длительной блокаде Ленинграда? Каковы были реальные потери мирного населения и воинов Красной армии, оборонявших Ленинград? Каковы были взаимоотношения между властью и населением в критические месяцы блокады?
Я задал профессору Г.Л.Соболеву несколько вопросов, поскольку кто-то из моих родственников пережил блокаду, а кто-то погиб.

В ночь с 22 на 23 ноября 1941 года колонна из 60 машин доставила в осаждённый город 70 тонн муки. Несколькими днями до этого в пробный рейс ушёл обоз, состоящий из 350 саней. Лед к этому моменту еще не совсем окреп – лишь на 10 см.

Капитан Порчунов, ответственный за первый рейс, вспоминал: «Почти в темноте подъехали к фарватеру, по которому летом шли суда из озера в Неву. Это было самое опасное место. Лед здесь гнулся под колёсами, словно живой». Кроме того, работе мешала немецкая авиация, которая исправно устраивала авианалёты на «дорогу жизни». В результате к 6 декабря на озере затонули уже 126 машин».

На 25 декабря в составе 17-й отдельной автотранспортной бригады всего числилось 2877 автомашин, из которых только 1198 находилось в эксплуатации.
Общая протяжённость рейса по первой кольцевой трассе составляла 83 км. Водители часто ездили без дверей и даже кабин (и это при морозе -30 градусов), чтобы облегчить массу знаменитых «полуторок». Это хорошо показано в эпизоде фильма «Балтийское небо».

Для прохождения грузовика с тонной груза через озеро по льду, его толщина по всей трассе должна быть не меньше 20 см. 17 ноября толщина льда была 10 см, 20-го уже 18 см. Лёд на Ладоге в это время постоянно трескался из-за подводных течений, в результате чего образовывались трещины и полыньи, в которые могли провалиться машины и утонуть за минуту.

Бывали случаи, когда тяжёлый грузовик, идущий по льду, нормально преодолевал маршрут, но идущая по тому же пути лёгкая машина с людьми при определённой скорости могла провалиться под лёд.
Для предотвращения проваливания под лёд сразу нескольких автомобилей, дистанция между машинами в колонне была не менее 100 м. Дорогу обслуживало 350 регулировщиков. Вдоль ледовой дороги была проложена воздушная линия связи на вмороженных в лёд столбах.

Всего на обеспечении дороги в среднем были заняты около 300 человек ежедневно. В некоторых местах трасса проходила всего в 15-20 км от позиций, которые контролировали силы Вермахта.

Для эксплуатации и охраны дороги и перевалочных баз было создано Управление дороги во главе с инженером первого ранга В.Г.Монаховым. 7 декабря начальником дороги вместо Монахова был назначен капитан 2 ранга М.А.Нефёдов.
Для обслуживания дороги, включая перегрузочные пункты, Управлению ледовой дороги были приданы воинские части, насчитывающие в общей сложности 9 тыс. человек. На льду было сооружено две оборонительных полосы, состоящих, в частности, из снегово-ледовых фортификационных укреплений.

Для защиты трассы от авианалётов, вдоль ледовой дороги, через каждые 3 км устанавливались орудия малокалиберной зенитной артиллерии, а через 1—1,5 км попарно ставились зенитные пулемёты. С воздуха маршрут перевозки грузов прикрывался истребителями.
С 20 ноября 1941 года по 1 апреля 1942 года эти части, обороняя дорогу, произвели 6485 самолёто-вылетов на патрулирование и перехват, и приняли участие в 143 воздушных боях.

Первый начальник ледовой дороги, Михаил Нефедов записывал в своём дневнике: «3.12.41. Вчера и позавчера трассу бомбили около 30 самолетов противника. У нас по носу машины появились самолёты – 9 штук, они бомбят трассу и обстреливают обозы и машины из пулемётов. Так продолжалось на всём протяжении пути в течение двух часов».
За весь октябрь 1941 года на порт Осиновец было совершено 22 авианалёта, тогда как на Ленинград за это же время — 18 налётов.

27.01.2019 я посетил музей «Дорога Жизни» в Осиновец на Ладожском озере.

В ноябре 1941 года через Ладогу было перевезено около 85 тысяч человек, то есть за один день — около 3 тысяч.
Директор музей «Невский пятачок» в посёлке Невская дубровка рассказал мне, что бывали случаи, когда водители грабили перевозимых обессиленных ленинградцев. Таких мародёров расстреливали без суда и следствия. Это хорошо показано в фильме «Ладога».

За первую зиму, до 24 апреля 1942 года, когда зимняя «дорога жизни» окончательно растаяла, в осаждённый город было перевезено 361 тонна грузов, вывезены 550 тысяч человек и переброшены пять стрелковых дивизий с вооружением и боевой техникой, а также танковая бригада.

Некоторые называют блокаду Ленинграда «искусственной», а её саму «преступлением сталинского режима». По их мнению, «Дорога жизни» оказалась достаточно широкой для вывоза из города более 700 танков, но слишком узкой для эвакуации умирающих от голода людей.

Действительно, в самый разгар битвы за Москву из осаждённого Ленинграда было отправлено свыше 400 полковых пушек, около 1 тыс. миномётов различных калибров и почти 40 тыс. бронебойных снарядов. 28 ноября 1941 г. командующий Западным фронтом Г.К.Жуков прислал в Ленинград телеграмму: “Спасибо ленинградцам за помощь москвичам в борьбе с кровожадными гитлеровцами”.

С ноября 1941 года по апрель 1942 года из блокированного города было эвакуировано более 550 тыс. человек и доставлено в Ленинград 361 тыс. тонн грузов, из них 262 тыс. тонн составило продовольствие.

С декабря 1941 года по 22 января 1942 года походным порядком через Ладожское озеро и неорганизованным автотранспортом было эвакуировано 36 тысяч человек.
22 января 1942 года ГКО принял постановление об эвакуации 500 тыс. жителей Ленинграда. Эвакуируемые получали в Ленинграде по карточкам хлеб на день вперёд, на Финляндском вокзале их кормили горячим обедом, в который входило 75 г мяса, 40 г жиров, 20 г сухих овощей, 70 г крупы, 20 г подболточной муки и 150 г хлеба. Кроме того, каждый получал по 1 кг хлеба в дорогу, в расчёте на два дня пути.

Одна из жительниц блокадного Ленинграда Октябрина Батенина вспоминала об эвакуации: «Тихо-тихо, беззвучно, крадучись, каждые 15 минут мы останавливались. На остановках из вагонов выносили трупы и складывали вдоль дороги, и когда мы доехали, в вагоне стало уже довольно просторно, можно было даже сидеть на полочке».

Бывшая блокадница Зоя Зуева вспоминала: «из Ленинграда я уезжала 27 января 1942 года через Ладогу на грузовике, а моя подружка, младше меня, на барже. Было три баржи с малышами. Две из них фашисты утопили, а подружкина баржа осталась на плаву».

«Да никто и не считал, сколько их покоится в земле, а сколько – на дне. Понятно, что численность населения в Ленинграде того времени была чётко зафиксирована, но в к нам ведь бежали и из Ленобласти, и из Карелии, и из Прибалтики», – вспоминает И.Б.Скрипачёва.

Моего отца тоже эвакуировали на барже по Ладожскому озеру в июле 1942 года. Отец рассказывал мне, как их – детей – посадили на верхней палубе. Появился немецкий самолёт, и начал пикировать на баржу. Отец испугался, что немец начнёт сейчас стрелять. Но лётчик не стал стрелять в детей.

Кирилл Александров считает, что «блокады Ленинграда как таковой не было — всё-таки это была осада города». «Это не блокада города — это не замкнутое кольцо…. если мы посмотрим на северо-восточную часть, то мы увидим, что там вообще никакой блокады нет и через Ладогу действует Дорога жизни, то есть, есть как воздушный, так и морской ладожский коридор для подвоза продовольствия, вывоза раненых. Таким образом, получается, что полного обложения города нет».

Российская писательница Елена Чижова написала эссе, которое было опубликовано в швейцарской газете Neue Zurcher Zeitun. По словам Елены Чижовой, Сталин ненавидел Ленинград и «для укрепления богоподобной власти» он хотел уничтожить город. Чижова считает, что это единственное объяснение тому, что около ста поездов, следующих с Большой земли в Ленинград, везли строительные материалы, а не продовольствие. «Я не историк, но я думаю, что даже небольшая часть этих составов могла бы спасти десятки, если бы не сотни тысяч человеческих жизней», — пояснила Елена Чижова.

«Заместитель председателя правительства Советского Союза Алексей Косыгин был уполномоченный от Государственного комитета обороны и был послан в Ленинград, — поведал в немецком бундестаге Даниил Гранин. — Он мне рассказывал, какая проблема ежедневно стояла перед ним. Отправлять по Дороге жизни на Большую землю детей, женщин, раненых или материалы, станки, цветные металлы, какие-то приборы — для военных заводов на Урале. Эта проблема выбора между людьми и приборами, необходимыми для военной промышленности, он рассказывал, какая это была мучительная и безвыходная проблема».

До войны Ленинград снабжался что называется «с колёс». К началу блокады в городе не было достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Доктор исторических наук Юлия Кантор в статье в «Российской газете» 18.01.2013 пишет:
«Решение комиссии Госкомитета обороны о срочном ввозе продовольствия в Северную столицу в связи с угрозой осады было принято катастрофически поздно – в конце августа. На 21 июня 1941 года на ленинградских складах имелось муки на 52 дня, крупы – на 89 дней, мяса – на 38 дней, масла животного – на 47 дней, масла растительного – на 29 дней. Никакого «неприкосновенного запаса» вопреки всем правилам обеспечения жизнедеятельности мегаполиса до войны в Ленинграде не было».

«Наше правительство и ленинградские руководители бросили нас на произвол судьбы, – писала в своём дневнике «блокадная муза» Ольга Берггольц. – Люди умирают как мухи, а мер против этого никто не принимает».
Впервые дневник Ольги Берггольц был опубликован лишь в 2010 году. В нём она писала: «Жалкие хлопоты власти и партии, за которые мучительно стыдно… Это называлось: «Мы готовы к войне». О сволочи, авантюристы, безжалостные сволочи!»
«Не знаю, чего во мне больше – ненависти к немцам или раздражения, бешеного, щемящего, смешанного с дикой жалостью, – к нашему правительству», – писала в дневнике Ольга Берггольц.

Никакого подвоза продовольствия не было. Надвигалась зима, и как назло лютая: тридцать – тридцать пять градусов. Огромный город лишился всякого жизнеобеспечения. Его ежедневно нещадно бомбили, обстреливали с воздуха. Но только 3% ленинградцев погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97% умерли от голода.

За двадцать пять дней декабря умерли 40 тысяч человек. В феврале ежедневно умирало от голода по три с половиной тысячи человек. В дневниках того времени люди писали: «Господи, дожить бы до травы» — когда появится зелёная трава. Всего от голода умерло более одного миллиона человек. Маршал Жуков в своих воспоминаниях пишет, что умерли 1 миллион 200 тысяч человек».

Гранин блокадная книга

В журнале «Звезда» №1 за 2014 год была опубликована статья Даниила Гранина «Как жили в блокаду».
«Голод сводил с ума, человек постепенно терял все представления, что можно, что нельзя. Он готов жевать кожу ремня, вываривать клей из обоев, варить засохшие цветы. Раньше меня ужасало людоедство. На войне я понял, что не любовь, а «война и голод правят миром». … «В июне месяце по Неве поплыли трупы красноармейцев, днём и ночью, один за другим, один за другим».

В еду запускали немыслимые вещи – соскабливали клей с обоев, варили кожаные ремни. Учёные-химики в институтах перегоняли олифу. Съедали кошек, собак. С какого-то момента началось людоедство. …
У матери умирает ребенок, ему три года. Она кладёт труп между окон, каждый день отрезает по кусочку, чтобы накормить дочь. Спасала её. Я говорил с этой матерью и с этой дочкой. Дочь не знала подробностей. А мать всё знала, не позволила себе умереть, и не позволила себе сойти с ума, надо было спасти дочь. И спасла. …

Недавно я купил книгу «Люди хотят знать» – об истории создания «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина.

Люди хотят знать

Согласно последним исследованиям, за первый, самый тяжёлый год блокады погибли приблизительно 780 000 ленинградцев. По данным официальной статистики, в феврале 1942 года на улицах города было подобрано около 7000 трупов. Для захоронения трупов использовали воинские траншеи.
К моменту прорыва блокады в январе 1943 года в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения.

Были предприняты четыре попытки разорвать вражеское кольцо. Первая – в сентябре 1941 г.; вторая – в октябре 1941 г.; третья – в начале 1942 г., в ходе общего контрнаступления, которое лишь частично достигло своих целей; четвертая – в августе–сентябре 1942 г.

Тяжелейшие бои в 1941-1942 гг. происходили на «Невском пятачке» — узкой полосе земли на левом берегу Невы шириной по фронту 2-4 км и глубиной всего 500—800 метров. Этот плацдарм удерживали около 400 дней. Бои за «Невский пятачок» унесли, по некоторым данным, жизни 50 000 советских воинов.

12 января 1943 года началась операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда. Было выделено 300 тысяч солдат. 4 дивизии наступали в первом эшелоне. Целых семь дней войска Ленинградского и Волховского фронтов преодолевали 16 км глубоко эшелонированной обороны немцев. Наконец 18 января войска фронтов соединились. В этот же день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера.

27 января 2019 года я поехал по Дороге жизни и посетил под Кировском новый Музей прорыва блокады. Трёхмерная панорама, где можно было пройтись по окопам и заглянуть в землянку, впечатлила настолько, что казалось, создатели остановили мгновение.

В освобождённом коридоре шириной 8-11 километров за семнадцать суток (!) была проложена железная дорога длинной 35 километров. И уже 7 февраля на Финляндский вокзал прибыл первый поезд с продовольствием. Эта «Дорога Победы», как называли её ленинградцы, помогла выстоять Ленинграду ещё один год.

Об этой «Дороге победы» снят фильм «Коридор бессмертия». Шлиссельбургская магистраль, соединяющая блокадный Ленинград с Большой землёй, находилась в прямой видимости немецкой артиллерии. В День прорыва блокады Ленинграда я проехал по «Дороге Жизни» через «Разорванное кольцо» и посетил музей «Дорога Победы» в Шлиссельбурге.

Президент ассоциации историков блокады и битвы за Ленинград в годы Второй мировой войны Юрий Иванович Колосов считает, что за годы блокады погибло вовсе не 1,5 миллиона, а вдвое меньше – 750 тысяч человек. 600 тысяч жителей города ушли в армию, 1 миллион 370 тысяч человек были эвакуированы, а 560 тысяч осталось в живых на конец блокады.

Однако по подсчётам доктора исторических наук, профессора Г.Л.Соболева количество захороненных в Ленинграде составило примерно 1 млн. 200 тысяч человек (1 млн 93 тысячи было похоронено на городских кладбищах и 145 тысяч кремировано).

Можно верить или не верить цифрам. Я лично предпочитаю верить людям, пережившим блокаду. Мой научный руководитель доктор юридических наук, профессор Яков Ильич Гилинский осенью 1941 года пошёл в первый класс и всю блокаду прожил в Ленинграде. Недавно мы прошли с ним по местам детства, и он поделился своими воспоминаниями.

Недавно в электричке я разговорился с одной пожилой женщиной. Она рассказала, как ребёнком пережила блокаду Ленинграда. Сказала, что власти Германии перевели средства в качестве денежной компенсации детям блокадного Ленинграда (в размере 7 тысяч каждому) и она уже год ждёт обещанной выплаты.

Не только наши историки, но и некоторые современные немецкие историки считают блокаду Ленинграда военным преступлением Германии и союзных армий. По архивным немецким документам, немцы планировали применение химического оружия под Ленинградом.

По воспоминаниям Ирины Борисовны Скрипачёвой (председателя правления общественной организации «Жители блокадного Ленинграда») «когда открылась Дорога жизни, приятельница эвакуировалась. Мама тоже пошла в военкомат, но по возвращении сказала: нет, эвакуироваться не будем … Теперь я понимаю, что это было верное решение, ведь на дне Ладоги лежит мёртвых больше, чем на Пискарёвском кладбище».

Сегодня Пискарёвское мемориальное кладбище – самое большое в мире захоронение жертв Второй мировой войны. Там погребено более 400 тысяч ленинградцев!

В Нормандии на торжествах, посвящённых 50-летию открытия второго фронта, Президент Франции Ф.Миттеран говорил: «Не было бы защиты Ленинграда, сапог немецких солдат до сих пор бы топтал Францию».

Вражеские войска вновь стоят на границе Ленинградской и Псковской области как в 1941 году. Страшно представить, что война и блокада могут повториться.
Путин и Медведев – ленинградцы! – и обязаны сделать всё, чтобы война и блокада не повторились.

Моя бабушка всю блокаду работала в Ленинграда. Награждена медалью «За оборону Ленинграда». Отец выжил благодаря эвакуации. Спустя сорок лет после окончания войны отец руководил строительством мемориального комплекса под Кировском на месте прорыва блокады Ленинграда. 18 января 2011 года я посетил тот самый мемориальный комплекс – музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда».

«Быть может, судьба России в том, чтобы страдать за всё человечество, освобождая народы от засилья зла на земле. Может быть, это мазохизм, но русская душа не может без страдания, а прежде сострадания, потому как только оно освобождает от плена наслаждения и личной выгоды. Мы готовы с радостью мучиться ради всех, находя в этом смысл своего существования. Именно жажда сострадать, причём без всякого расчета, — вот отличительная особенность русской души. Сострадать с выгодой невозможно; это единственное, что невозможно делать с выгодой для себя».
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

P.S. Президент России Владимир Путин подписал указ о единовременной выплате блокадникам и награждённым за оборону Ленинграда в размере 50 тысяч рублей.

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
4\ Всё есть любовь.

P.S. Посвящаю этот пост всем погибшим на Дороге Жизни.

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , ,

Комментарии запрещены.