МУЗЫКА СМЫСЛОВ В ПЕТЕРБУРГЕ

18-20 февраля 2022 года в Санкт-Петербурге проходил IV Всероссийский фестиваль «Книжный маяк Петербурга». Из всех многочисленных мероприятий мне удалось побывать на трёх, на мой взгляд самых важных. В этом году девизом стала МУЗЫКА СМЫСЛОВ.
Фестиваль книжный Маяк Петербурга вновь заглядывает в будущее. В этот раз в фокусе мир искусства и культуры. Что ждёт культуру в будущем? Как изменятся жанры, площадки, зрители? Обо всём этом спорили ведущие представители мира петербургской культуры.
Валерий Фокин – художественный руководитель Александринского театра; Семён Михайловский – ректор Санкт-Петербургской Академии Художеств; Михаил Казиник – искусствовед, музыкант, писатель, просветитель и педагог (онлайн); Алексей Герман – кинорежиссёр, сценарист, продюсер и киноактёр, народный артист Российской Федерации; Денис Котов – основатель фестиваля Книжный маяк Петербурга, общественный деятель; Роман Герасимов – журналист и телеведущий.


Стагнация общества видна по состоянию культуры. В ней господствует низкопробность и примитивизм. Это культура разложения и распада!

«Судьба культуры не только в руках людей, производящих художественные ценности, но и в руках тех людей, кому эти ценности предназначены», – говорил выдающийся русский композитор Георгий Васильевич Свиридов.
«Искусство несёт в себе божественную тревогу. В глубине этого чувства – страстное желание постичь смысл жизни через постижение божественной природы человеческого существа».
«Мне кажется, в искусстве главное – это как раз то, чего вообще нельзя придумать. Это главное является как откровение. Душа таланта должна быть открыта ему. Подлинный талант непредставим без откровения, в нём всегда есть загадка, нечто удивительное, которое не проходит даже тогда, когда узнаешь, как это сделано.
Художник призван служить, по мере своих сил, раскрытию Истины Мира».

В книжном клубе «Книги и кофе» состоялась интеллектуальная беседа-чаепитие с Павлом и Екатериной Лукша «Человек книжный» Первая живая встреча-разговор о «Человеке» в эпоху трансформации. В дискуссии принял участие Денис Котов — организатор фестиваля «Книжный маяк Петербурга», основатель петербургской книжной сети «Буквоед», общественный деятель.
А также Николай Ютанов – издатель, писатель-фантаст, футуролог.

Как и зачем мы читаем книги? Почему для человечества важна культура текста и текстовых произведений, чтобы совершить следующий эволюционный переход? Чтение – как новый способ существования и стиль жизни. Кто такой – человек читающий в ближайшие 30 лет?

Размышлять о будущем публично и вслух стало легко и модно. Доказывать ничего не надо. Что ни на фантазируешь – никто не проверит. Чем дальше в будущее заглядываешь, тем меньше ответственности за сказанное.

Я спрашивал у многих писателей, какова главная идея их творчества. Очень не многие могли кратко сформулировать свой mеssage – послание миру. У большинства нет новых конструктивных идей, это так называемые «переписатели».

Вслед за объявленной Ницше «смертью бога», Ролан Барт объявил «смерть автора». Но свято место пусто не бывает: авторов заменили скриптеры, писателей – «переписатели», а литераторов копирайтеры.
По мнению Ролана Барта, культурная работа, которую раньше выполняли боги и эпосы, сегодня выполняется героями комиксов, а вовсе не авторами от литературы. Писатели перестали быть медиаторами между Небом и землёй.

Великая русская литература оказалась погребена под валом развлекательного чтива. Читатель, приученный к наркотику бездумного, криминального чтива, просто не испытывает потребности читать что-то чистое и высокое, что заставляет думать, напрягаться, совершенствоваться душой.

В каждой исторической эпохе писатели анализировали проблемы общества и человека соответственно духу своего времени. При этом одни авторы скользили по поверхности бытия, а другие погружались в бездну страстей человеческих; кто-то создавал «нетленку», а кто-то оставался лишь современным.

Но возможно ли, оставаясь современным автором, писать для Вечности?

Как-то я опрашивал людей о будущем литературы. Одни видят будущее русской литературы в философском осмыслении действительности, другие утверждают, что доминирующим трендом останется развлекательность, третьи считают, что литература будет развиваться во все стороны и станет мультикультурной.

«Современная литература – это отражение попыток человека уйти от одиночества и возвращение к нему».
«Современная литература – это краеугольный камень непрофессионализма со скороспелостью и жаждой наживы».
«Современная литература больше разобщает, чем воспитывает; это чтиво на один раз».
«Это большая помойка, но и на ней иногда удаётся найти гениальные цветы жизни».

Что важнее в литературе: красивость художественного вымысла или соответствие правде жизни?
Лично для меня правдивость изложенного важнее совершенства стиля. Поскольку назначение литературы я вижу в анализе жизни и поиске ответов на злободневные вопросы мира и человека.
Некоторые писатели считают, что красивое изложение важнее правдивости, поскольку без совершенства стиля нет хорошей литературы, а правду жизни даёт публицистика. Другие считают, что без таланта и мастерства нет художественного произведения.

По моему мнению, даже если писатель искусно владеет словом, но при этом представляет собой отнюдь не лучший образец человеческого поведения, то, как автор развлекательного чтива, он, возможно, и вне критики. А вот если этот писатель пишет о духовных идеалах, а при этом не соответствует в жизни этим идеалам, то для меня это не писатель.

В современной литературе можно выделить условно два трэнда: литература нарратива, которая предлагает задуматься над происходящим вокруг и в себе, даёт пищу для души и ума. И литература перформанса, которая предлагает не думать и развлекаться – «отправь мозги в отпуск».

Не устаревающим критерием, по которому можно различить эти два направления в литературе, является понимание искусства, и того, как оно влияет на человека.
Если в результате прочтения литературного произведения с человеком происходит катарсис, духовное очищение, преображение, то это произведение можно назвать искусством. Если же такого преображения не происходит, то это развлекательная литература, которая тоже имеет право на существование.

Постмодернистский «текст» с набором чужих цитат (дискурсов) почти вытеснил литературное произведение, содержащее авторский замысел и смысл. На смену печатной книге пришёл текст в электронном виде. Но Книга и Текст не одно и то же.

Сравнивая классическое «произведение» и постмодернистский «текст», Ролан Барт пишет: «произведение замкнуто, сводится к определённому означаемому… В Тексте, напротив, означаемое бесконечно откладывается на будущее».

Постмодернизм был направлен на разрушение базовых иллюзий, разрушил он и все критерии истинности.
Если время модерна – это реализация проекта, оно вызвало к жизни роман. То постмодерн – это анализ проекта, и он вызвал бурный расцвет литературоведения.
Если модернизм – это властный дискурс, то постмодернизм – это дискурс о власти во всех её проявлениях.
Модернизм можно сравнить с вертикальным восприятием мира. А постмодернизм с горизонтальным, где правы все и у каждого своя правда.

Сегодня, когда период игр постмодернизма заканчивается, встаёт вопрос о том, в какую же сторону будет развиваться современная литература. Идёт процесс поиска синтеза вертикального и горизонтального мировосприятия, что должно привести к созданию нового метанарратива.

Все ощущают потребность в светлой, вечной, возрождающей идее, которая бы придала литературе и жизни новый толчок и смысл. На смену литературе разрушения (постмодернизма) приходит новая русская литература созидания и конструктивизма.

Литература, если она настоящая, способна изменять сознание людей, а значит и саму жизнь. Литература не есть нечто искусственное, оторванное от жизни, — это сама жизнь в её квинтэссенции.

В цифровую эпоху время настолько ускорилось, что литература хронически отстаёт от жизни. И даже попытки осмыслить последние тридцать лет ещё не привели к большим романам-эпопеям.
Сегодня с помощью смартфона можно в любое время в любом месте скачать любую книгу, узнать мнение о ней других читателей и при желании сразу обсудить книгу на интернет-форуме.
Цифровая революция сменила формат письма и чтения (как это произошло во времена Гуттенберга и после возникновения печатной машинки). Читающих становится всё меньше за счёт того, что увеличивается количество слушающих и смотрящих.

Сегодня видео конкурирует с книгой, и её вытесняет. Читающих становится всё меньше. Клиповое мышление молодёжи требует коротких фраз. Если не удаётся заинтересовать и удержать внимание за 10 секунд, человек переключается.

Мне кажется, ставить задачи регресса – вернуть читателя к прежней форме чтения – неверно. Нужно книгу делать другой – соответствующей требованиям времени, то есть медийной.
Уже есть аудиокниги с авторским прочтением текста. Есть компьютеры книжного формата, позволяющие прочитывать не только текст, но и просматривать видео, прослушивать одновременно звукозапись.
Полагаю, что в будущем книги будут представлять собой сложные творения, содержащие текст, фотографии, видеоролики, аудиозапись и компьютерные эффекты.

Аудиовизуальный человек – продукт научно-технического прогресса. Его интеллектуальные возможности, вероятно, не ниже возможностей человека читающего, а в некотором смысле, несомненно, выше.

Филологи уже отказались от разделения письменное и устное. Вместо «устного» говорят «звучащее» слово, «звучащая речь» и т. д. Звучащее слово – особый феномен. Оно обладает особыми свойствами и колоссальными возможностями, по сравнении с написанным.

Вдумчивое рефлексивное чтение есть процесс развития человека.
Предполагаю, что, как при наличии глухоты, отсутствие разговорных навыков может привести к отключению определённых участков головного мозга, так и отсутствие навыков вдумчивого(!) чтения непоправимо изменит мозг человека.

Уметь высказываться объёмно, лаконично, не более десяти минут, это могут не многие. Гораздо легче писать объёмные нудные книги. Время уплотнилось. Теперь нужно говорить кратко и содержательно. Если ты не смог привлечь к себе внимание за минуту, зритель выключается.

За один день мои видеоролики, содержащие отрывки из текста моего романа, просматривают, а значит, и прочитывают, несколько тысяч человек, причём в разных концах света и совершенно бесплатно.

Через видеоролик я могу выразить гораздо больше, чем через текст. Видеоролик есть синтез изображения, текста, слов и музыки.
Да, просмотр видеоролика и чтение книги это два разных вида мозговой деятельности. Если в процессе просмотра кино остаётся возможность лишь оценки, то в процессе чтения мозг читающего создаёт мыслеобразы, самостоятельно, иногда параллельно фантазирует, создавая чуть ли не параллельный замысел.

В предполагаемой книге будущего читатель сможет сам выбирать опции ознакомления с книгой. Он сможет включать фото и видеоиллюстрации, звуковое сопровождение, авторское прочтение, сможет сам выбирать настройки, помогающие ему глубже проникнуть в замысел автора.

Книга будущего сможет позволять выбирать различные «маршруты прочтения». То есть читатель сможет компоновать книгу так, как ему хочется, прочитывать её так, как ему удобно. Таким образом, читатель станет полноправным соавтором книги.

В отличие от кино, книга позволяет читателю самому выбирать темп и ритм прочтения, перечитывать куски, делать комментарии. Текст даёт свободу восприятия и трактовки.
Но иногда хочется услышать, как свой текст прочитывал автор, увидеть то, что он видел, когда писал эти строки. В тексте не всегда возможно передать смысловые интонации, которые часто оказываются важнее самих слов. Особенно интересно, как прочитано – авторские эмоциональные акценты. От того, как именно прочитано, важен и смысл передаваемого текста.
Иногда автору хочется, чтобы прозвучала музыка, которая вдохновила его на написание текста, иногда хочется продемонстрировать «картинку», отражающая время и место повествования. К сожалению, весьма редки случаи, когда писатели довольны экранизацией своих произведений. Чаще всего снимают «по мотивам», внося отсебятину и превращая авторский замысел в совершенно самостоятельное произведение, часто противоречащее идее автора.

Писатель Борис Акунин высказал идею о трансформации книжной литературы в авторские интернет-блоги. В ноябре 2010 года он создал ЖЖ, в котором апробирует свои «блог-романы», подключая читателя к обсуждению текстов. В мире уже появились подобные интерактивные произведения, которые создаются в результате соучастия читателей в творческом процессе автора.

Лично я уже в 2005 году, сразу после выхода своего второго романа, создал сайт Новая Русская Литература, и свой виртуальный блог «пишу» как открытую интерактивную видео-книгу. В Интернете нет другого подобного блога, в котором бы органично сочетались тексты с видеороликами, и где комментарии читателей играют важную составляющую роль.

Нужно делать книгу соответствующей требованиям времени, то есть медийной. Уже есть аудиокниги с авторским прочтением текста. Есть планшеты книжного формата, позволяющие прочитывать не только текст, но и просматривать видео, прослушивать одновременно звукозапись.

Электронная книга не просто носитель, это электронная форма подачи текста, который уже не просто текст, а нечто большее.
Полагаю, что в будущем книги будут представлять собой сложные творения, содержащие текст, фотографии, видеоролики, аудиозапись и компьютерные эффекты.

Современные мультимедийные возможности позволяют создать универсальную интерактивную виртуальную книгу с открытым финалом, в которой читателю будет предлагаться несколько вариантов развития событий, и несколько форм усвоения текста: самостоятельное прочтение, прослушивание, музыкальное оформление, просмотр видео-иллюстраций. И читатель будет выбирать, как ему прочитывать (усваивать) эту книгу, читать с конца или с середины. Он становится со-творцом данной «книги».

Ведь главная цель – изменение духовного качества человека, расширение его сознания, облагораживание души!

Я предлагаю читателю стать соавтором, расставить знаки препинания и тем самым открыть свой смысл в прочитанном. Ведь от того, как расставишь знаки препинания, кардинальным образом может меняться смысл. Например, ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ. Это основной вывод моего романа-быль «Странник»(мистерия).

Конечно, это не означает, что классическая книга умрёт. Также как с появлением кино не исчез театр, а с появлением телевидения не исчезло кино, не умрёт и книга с появлением интернета. Просто книгоиздание становится всё более дорогим. Поэтому я предлагаю бесплатно скачивать мои романы с сайта Новая Русская литература.

По моему мнению, русская литература XXI века будет литературой смысла, поиском ответов на вечные вопросы бытия. Но, наверное, необходимо потрясение, чтобы люди поняли важность размышлений о смысле жизни и цели человеческого существования.

Искусство слова — кое и есть литература — состоит в умении проникнуть в сердце, и, покорив его, заставить разум побуждать людей творить добро без оглядки, вызвать чувства, которые лучше любого доказательства убедят в необходимости любить несмотря ни на что.

Истинна лишь та литература, где фраза не аргумент, а чувство, где строчки — музыкальная партитура, а буквы — ноты, где текст не текст вовсе, а мука, радость, боль и любовь; это ключ к разгадке своей души, когда лишь слово одно способно вызвать в душе такие чувства, кои прежде человек в себе и не подозревал.

Высшая награда — это получаемое в процессе творчества наслаждение. Сотня проповедей о Христе стоит одного доброго дела. Слава — это от человеков, её можно купить, она как блеск от света прожекторов; тогда как лишь при вечном мерцании звёзд обнаруживается истинная ценность сотворённого.

Когда признанья нет, поэт, увы, свободен, когда известен — раб пустой толпы. Он лишь тогда ей на потребу годен, когда творит за деньги, без любви. Лишь без наград, без всякого признанья, вдали от липкой жизни суеты творит он для себя, как в покаянье. Он Дара раб, а не людской молвы!
— Стихи забудут, рукопись сгорит.
— Быть может, вспомнят добрыми словами?
— Не памяти нам нужен монолит, а то, с какими мы умрём сердцами!

Главный итог прожитой жизни — не количество написанных книг, а состояние души на пороге смерти. Не важно, как ел и пил, важно, что в душе накопил. А для этого нужно любить, любить несмотря ни на что! Нет ничего прекраснее любви. И даже творчество — всего лишь восполнение любви. Так хочется любить, любить на полную катушку, не оглядываясь, любить несмотря ни на что!.. Любовь есть подвиг в нашей сложной жизни, как, впрочем, и в былые времена. Презреть расчёт, жить с чувством укоризны, — ведь для того лишь только жизнь дана. Жить для другого, для других бесплатно, даря всё без остатка, что имеешь, и жертвовать собой без принужденья, — тогда лишь скажешь: «прожил не напрасно!» Проблемы выживанья не всесильны. Я жить хочу, а не … не выживать. Любить, пусть даже и страдать. Но быть или не жить — не выбирать. О хлебе не заботясь о насущном, но о душе — ей праздник создавать! Жить каждым днём, как будто он последний, и без оглядки отдавать, дарить. Ведь завтра… завтра может и не быть. А потому любить, любить, любить! Сквозь суету нужды осознавая то главное, зачем нам жизнь дана, и в каждом шаге Смысл постигая, и то, что свыше наша есть судьба!»
(из моего романа-быль «Странник»(мистерии) на сайте Новая Русская Литература

P.S. Читайте об эволюции будущего в моих следующих постах.

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё, что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что.
2\ Смысл – он везде.
3\ Любовь творить необходимость.
4\ Всё есть любовь.

А КАКОВО ВАШЕ МНЕНИЕ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , ,

Комментарии запрещены.