Спустя четверть века споры о том, что написал Карлос Кастанеда в своих книгах, не утихают, а разгораются с новой силой. Кастанеда не оставил автобиографии и неоднократно «стирал» своё прошлое. «Жизнь Карлоса Кастанеды подобна землетрясению. И чем ближе вы находитесь к эпицентру, тем большим будет ущерб».
Путешествие в Мексику в 2018 году для меня имело много целей, в том числе и понимание произведений Карлоса Кастанеды. Я изучил книгу Николая Непомнящего «Путь мага и воина духа», книги самого Карлоса, посмотрел фильмы: «Рассказы из Джунглей Карлос Кастанеда (ВВС, 2007) и «Загадка мага» (2004).
В своих галлюцинаторных видениях Кастанеда часто видел себя птицей: он превращался в ворону и летал, летал, летал… Миф о человеке-птице присутствует во многих культурах (Икар). В парке Шкарет в Канкуне мы увидели театрализованное представление, основанное на мифах индейцев Мексики, в том числе человека-птицу.
Карлос Сесар Сальвадор Аранья Кастанеда — американский писатель, учёный-этнограф и антрополог — один из ярчайших мыслителей эзотерической, мистической и оккультной направленности второй половины ХХ века. Он автор 12 томов книг-бестселлеров, разошедшихся тиражом в 28 миллионов экземпляров на 17 языках и посвящённых изложению эзотерического учения о «Пути знания» индейца из племени яки дона Хауна Матуса.
Кастанеда утверждал, что его книги — это феноменологический отчёт метафорическое и мифологическое описание из области оккультизма и мистицизма. Сочинения Кастанеды были поданы под соусом науки этнографии, и потому казались солидными.
Научные специалисты считали Кастанеду шарлатаном, сочинившим свои встречи с доном Хуаном. С точки зрения специалистов по мифологии и примитивным религиям, учение дона Хуана в изложении Кастанеды не представляет собой никакого открытия. Откровением стала лишь яркая литературная форма изложения.
Первые книги Карлоса Кастанеды были приняты научным антропологическим сообществом. Но позже, с углублением Кастанеды в оккультную и эзотерическую проблематику, научная значимость его книг в области антропологии была критически переосмыслена и отвергнута. Невозможность проверить исторические факты вызывала шквал критики о достоверности описанных в книгах событий. По этой причине критически настроенные читатели рассматривают книги Кастанеды как художественный вымысел и отбрасывают мифологическую составляющую.
Кастанеду также критикуют за описание психоделических растений, недобросовестное отношение к своим последователям и распущенность в поздний период (1980-90-e годы). Читатели, решившие последовать за Кастанедой, съезжались на его лекции и семинары, но оказались, впоследствии, брошенными, сохранив обиду на писателя на многие годы.
Карлос Кастанеда долгие годы сознательно не реагировал на многочисленные противоречивые публикации в прессе относительно его жизни, деятельности и смерти при жизни. Кастанеда отказывался фотографироваться, запрещал видеосъёмку и использование диктофона во время интервью и публичных лекций. Объяснял это тем, что согласно «Пути воина» личная история фиксирует образ человека и лишает его свободы.
Карлос Кастанеда, следуя описанному в своих книгах «Пути воина», целенаправленно старался держать в тайне свою жизнь, а также уничтожил большинство личных вещей, записей и фотографий. В результате история его жизни стала объектом многочисленных спекуляций и противоречащих друг другу версий, что осложняет составления точной биографии.
ТАЙНА РОЖДЕНИЯ
Точная дата рождения Карлоса Кастанеды не известна. Сам он называл датой свого рождения 25 декабря 1935 года. Местом своего рождения называл деревню Juquery «неподалёку от Сан-Паулу в Бразилии». Однако, известна версия, что Кастанеда родился в Перу в городе Кахамарка.
В марте 1973 года журнал «Тайм» опубликовал обширную статью о Кастанеде. По версии журнала, в 1951 году некто Карлос Сесар Аранья Кастанеда действительно приехал в Сан-Франциско, о чём свидетельствуют записи иммиграционной службы. Однако датой его рождения было 25 декабря 1925 (а не 1935, как утверждал Кастанеда), а под гражданством значилось Перу.
На момент рождения возраст его матери составлял 15 лет, а отца — 17. Впоследствии обстоятельства зачатия Карлос охарактеризовал как быстрое совокупление «за дверью» (дон Хуан в воспоминаниях Кастанеды назвал «скучное совокупление»).
Карлоса передали на воспитание одной из сестёр матери. Она умерла, когда ему было шесть лет. Его настоящая мать умерла, когда Кастанеде исполнилось двадцать пять. Маленький Карлос отличался несносным поведением и часто попадал в неприятности.
В год пятнадцатилетия Карлоса отправили в США. По всей видимости, родители нашли ему принимающую семью в Сан-Франциско, в которой он жил, пока не закончил обучение в школе. Получив диплом о среднем образовании, он поехал в Милан учиться в Академии изящных искусств Брера. Однако изобразительное искусство ему не давалось и вскоре он вернулся в Калифорнию.
В период между 1955 и 1959 годами он посещал различные курсы по литературе, журналистике и психологии в Лос-Анджелесе. В это же время он работал помощником у одного психоаналитика, его задачей было упорядочивание сотен магнитофонных аудиозаписей, сделанных в ходе терапевтических процедур. «Их было примерно четыре тысячи, и при прослушивании жалоб и рыданий я обнаружил, что в них отражаются и все мои страхи и страдания», — вспоминал будущий писатель.
ТАЙНА ИМЕНИ
Его первоначальное имя по отцу Карлос Аранья (по-португальски — паук). В 1959 году при получении американского гражданства Карлос принял фамилию матери — Кастанеда. Слово «Кастанеда» означает «каштановая роща», и сам Карлос немного напоминал каштан: крепкий, но мягкий в общении латиноамериканец ростом 165 сантиметров, весом около 65–70 килограммов.
В январе 1960 года Карлос Кастанеда заключает брак с Маргарет Раньян, но в июле того же года они расходятся. Официально развод был оформлен лишь 17 декабря 1973 года.
ТАЙНА ДИССЕРТАЦИИ
В 1959 году Карлос принимает решение записаться в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе и примерно через два года завершает обучение по специальности антропология. Однако решает остаться при университете, записавшись на учёбу без перерывов до 1971 года.
По воспоминаниям преподавателей, Карлос был обычным студентом, просто наслаждающимся общением в университете. Он не курил, не употреблял наркотики и спиртное, даже не пил пиво, не любил кофе. Увлекался философией, посещал лекции по феноменологии, изучал работы Гуссерля, Парсонса, Витгенштейна.
Получив грант Калифорнийского университета на антропологические исследования, Кастанеда продолжал искать свою сверхтему. Он прекрасно понимал, что вряд ли сможет обойти своих коллег-антропологов, десятилетиями занимающихся тем же самым. Однажды ему посоветовали: напиши, например, о пейотле (лекарственном растении наркотического действия).
В рамках подготовки магистерской диссертации на факультете антропологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Карлос Кастанеда решил провести полевое исследование. Его интерес к полевой работе был открыто поддержан профессором Клементом Мейганом. Местом проведения данной полевой работы оказались штат Аризона (США) и штат Сонора (Мексика).
Летом 1960 года, планируя написать статью о лекарственных растениях североамериканских индейцев, Карлос Кастанеда начал свою работу. Он отправился по предложению своего друга в путешествие по Юго-Западу США и в Ногалесе (штат Аризона) впервые встретил человека, известного в его книгах под именем дон Хуан Матус – шамана из племени яки. Вскоре Карлос отправился к дону Хуану в Сонору (Мексика) и в течение нескольких лет с перерывами, в период с 1961 по 1965 годы, проходил у него обучение. Осенью 1965 Кастанеда прекратил ученичество и возвратился в Лос-Анджелес.
Вернувшись в родной университет, Кастанеда стал восстанавливать свои полевые заметки. Когда наконец он превратил заметки в рукопись, то принёс её своему преподавателю со словами: «А не мог бы ты прочитать это дерьмо…»
Преподаватель не только одобрил рукопись, но и рекомендовал к печати в университетском издательстве. Три года ушло на уточнение позиций профессуры по поводу публикации. Никто даже не догадывался о потенциале этих заметок. Результатом многолетней работы стала книга «Учение дона Хуана».
ТАЙНА БЕСТСЕЛЛЕРА
В 1968 году издательство «University of California Press» опубликовало книгу Кастанеды «Учение дона Хуана», благодаря которой год спустя Карлос защитил диссертацию магистра. Книга сразу же стала бестселлером, как и все последующие работы автора. Книга была ещё и диссертацией учёного-антрополога, что придавало роману о магии блеск гиперреализма. За первые 2 года было продано 300 тысяч книг.
Книга сделала Кастанеду миллионером. Популярности способствовала вьетнамская война и студенческие бунты. Кастанеда появился в нужное время в нужном месте. Полагаю, власть держащие использовали писателя, чтобы отвлечь молодёжь от радикальных антивоенных выступлений. Читателей соблазнили магией и мистикой, перенаправив внимание с внешнего на потусторонний мир.
Молодёжь привлекло, что существует альтернативная, лучшая реальность, и она может быть доступна, если следовать учению дона Хуана. Карлос соблазнил американцев легальным не наркотическим источником просвещения. Ключевым моментом было убеждение в том, что наша повседневная реальность не настоящая.
Кастанеда имел диплом Калифорнийского университета, его поддерживал декан факультета антропологии, и многие поверили. Карлос мог бы быть серьёзным учёным, но серьёзность его утомляла, он любил выделывать фокусы. Он был нарциссом, им двигала потребность в любви.
Читатели проникались силой духа, которая шла через писателя. Кастанеду воспринимали как гуру. Он создал мечту, и попал в капкан своего мифа. Карлос написал опасную книгу. И заплатил огромную цену. Автора уничтожил им же созданный миф. Миф обладает собственной силой!..
Учёные вылавливали ошибки и натяжки в книгах Кастанеды десятками. Этнологии указывали на то, что он перепутал философию и магические ритуалы племён яки и уичолей, ботаники и микологи («грибники») отмечали, что магические кактусы и грибы на севере Мексики не произрастают (после чего Кастанеда благоразумно перенёс место действия на юг страны – в указанный специалистами гористый штат Оахака). Лингвистов смущало подозрительное отсутствие в текстах ученика мага-яки хотя бы одного слова на языке этого племени.
После успеха первой книги «Учение Дона Хуана», издатель попросил написать продолжение диалогов с доном Хуаном. Кастанеда смекнул, что напал на «золотую жилу», и выкачал из неё всё возможное, превратив антропологию в бизнес.
В 1968 году Кастанеда вернулся в Сонору и возобновил обучение у дона Хуана. В 1971 году его ученичество дало плоды в виде книги «Отдельная реальность», а в 1972 году он опубликовал книгу «Путешествие в Икстлан».
Вторая книга «Отдельная реальность: продолжение бесед с доном Хуаном», включала новые сведения о старом индейце, его приключениях и методиках. Кроме того, там появился дон Хенаро — супермен из племени масатеков.
В третьей книге «Путешествие в Икстлан» описываются лекции мага, в которых он излагает свои представления о смерти и рассказывает о различных методиках просветления. За эту книгу Кастанеда получил степень доктора философии по антропологии и стал профессором Калифорнийского университета.
ТАЙНА ВЫМЫСЛА
Некоторые до сих пор сомневаются в самом факте проведения полевых исследований Кастанеды и даже в его встрече с доном Хуаном. Когда у Карлоса попросили посмотреть его полевые заметки, он сказал, что они были полностью уничтожены пожаром. Исследователи проверили и обнаружили, что индейцы племени яки не используют пейотль, он даже не растёт в этой местности.
«Нет никакого Дона Хуана, личности, способной меняться изо дня в день. Единственным объяснением может быть то, что писатель водит нас за нос. Дона Хуана не существует, он персонаж, придуманный Карлосом Кастанедой», — считает его оппонент писатель Ричард де Миль. — «Я собрал две сотни цитат из книг Кастанеды, о чём пишут и другие люди. Кастанеда постоянно читал новые книги и трансформировал их в собственную историю. Таким был его метод».
Дотошные библиографы обнаружили странные текстуальные совпадения с популярными в начале ХХ века сочинениями йога Рамачараки.
А техника «визуализация рук», которую Кастанеда описал как полученную от дона Хуана, была разработана великим мистиком Г. Гурджиевым за семьдесят лет до этого.
«Кастанеда выдумал величайшую мистификацию в антропологии, — считает доктор Джей Кортни Файкс. — Карлос взял некоторые части реальности, смешал с выдуманными вещами и преподнёс это как правду. В этом деле он один из лучших актёров-мошенников в истории».
Однако имеются документы, подтверждающие полевые исследования Кастанеды и его реальный контакт с индейской культурой. Но есть и утверждения, что Карлос не интересовался ритуалами индейцев.
«Заявление о том, что я выдумал такого человека, как дон Хуан, просто поразительно. Вряд ли европейская интеллектуальная традиция, на которой я воспитан, могла способствовать созданию подобного персонажа», — говорил Кастанеда.
Прототипом дона Хуана мог быть шаман Рамон Медина Силуа. Но Кастанеда никогда не быть учеником шамана. Колдун был лишь моделью для создания образа дона Хуана. По версии Кастанеды, дон Хуан не занимался повседневной помощью людям в быту, а был озабочен лишь персональным просвещением.
ТАЙНА ШАМАНИЗМА
Ещё в студенческие годы Кастанеда узнал, что ритуалы мексиканских брухо (колдунов) не возникли вдруг в 1960 году. Они были по-настоящему первобытными, насчитывали в своей истории две, а то и три тысячи лет, восходя к культу пейотля и грибов у ацтеков и тольтеков.
Первые сведения о шаманах пришли к нам от племени тунгусов, живущих в Центральной Азии в конце 17-го века. Они до сих пор встречаются там как часть культуры народа. Политики побаиваются шаманов и стараются наиболее агрессивных на всякий случай изолировать.
Лично мне образ шамана запомнился по фильму «Земля Санникова». Шаман был прав, когда после беседы с духами, советовал вождю избавиться от пришельцев, которые в итоге погубили мир земли Санникова.
Для Кастанеды было очевидно, что индейцы были не только прародителями сложных первобытных религиозных систем, но и обладали совершенно уникальным взглядом на мир. И этот взгляд имел всемирное значение и мог совершить такую же интеллектуальную революцию в мировоззрении, какую совершили идеи Ницше, Дарвина, Эйнштейна.
Антропологи не замечали ничего особо значительного в шаманизме. Каждый из антропологов изучает свой узкий аспект культуры.
В 1960-х годах шаманизм был определён антропологами как ключевой механизм множества мелких культур по всему миру. Шаман мог входить в мир духов, чтобы предсказывать, лечить и получать мудрость. Одной из величайших способностей шаманов является способность предвидеть будущее и возможность рассматривать тайны в прошлом. Для этого использовалась трава «дурман обыкновенный», вызывающая галлюцинации.
Основой шаманизма являются знания о различных растениях, используемых в ритуалах. Шаманы считают, что растения имеют «дух» и могут научить всему, что нам необходимо знать. Это стержень верований американских и мексиканских индейцев.
ТАЙНА ПЕЙОТЛЯ
Пейотль был известен за 1900 лет до прибытия в Мексику европейцев. В Теотиуакане ацтекская настенная роспись, на которой изображена Богиня-Мать, есть священное растение ацтеков, оно датируется примерно 500 годом.
Кактус пейотль содержит галлюциноген. Поедание кактуса, по мнению индейцев, позволяет проявиться тайному духу Прародителя.
Для индейцев Мексики уичолей употребление «кактусов, открывающих привидения» (галлюциногенов) есть средство связи с Богом. В результате возникает чувство «всезнания». Индейцы используют его как лекарство от всех болезней. Это растение использовалось для достижения изменённых состояний сознания, для вхождения в мистический транс.
В конце 1950-х годов с воздействием некоторых веществ экспериментировал известный английский писатель Олдос Хаксли (автор романа «О дивный новый мир»). Книга Олдоса Хаксли «Врата познания» о влиянии галлюциногенов на сознание человека произвела большое впечатление на Кастанеду, эту тему он развил в своей курсовой работе второго курса.
На французского писателя Жана-Поля Сартра кактус оказал поистине дьявольское воздействие. Сартр очень живо описал зонтик, который превращался в труп, и ботинки, становящиеся скелетами. Раки и моллюски ему корчили рожи, а дома смотрели косо и скрежетали зубами. Это состояние философ обозначил как «предел галлюцинаторного психоза».
В социальных науках учёный должен ограничиться только наблюдением и констатацией фактов. Кастанеда хотел лишь понаблюдать и сделать записи для своей диссертации, но дон Хуан сказал, что для полного понимания шаманизма нужно вкусить пейотль. Растения предназначались для разрушения «обороны» сознания, для разрушения привычной картины миры, чтобы остановить описание реальности, пока перенастройка не возобновит мир в новом виде.
Испытанное после принятие галлюциогена видение позволило Кастанеде опознать человека, совершившего серию преступлений в Калифорнийском университете.
Постепенно Карлосу стали являться духи без употребления галлюциногенов. Это были проблески новой реальности, существующей параллельно, о которой ему рассказывал Дон Хуан.
Карлос Кастанеда инициировал создание Академии преодоления границ, для разрушения границ между наблюдателем и практикующим.
В интервью 1985 года Кастанеда пояснил, что слово «тольтеки» обозначает не индейскую культуру Месоамерики, а имеет широкое значение, которое обозначает «людей знания» — философов, политиков.
В 1996 году Кастанеда выпускает статьи в «Журнале прикладной герменевтики», написанные в 1971 году, в которых во вступительном слове связывает учение о «Пути знания» с герменевтикой — философским методом толкования литературных текстов.
Кастанеда достиг популярности путём трансформации основных идей восточной философии в чисто шаманские суждения. Смысл всегда один и тот же: за пределами реального мира, которым ограничено обычное человеческое Я, существует другая реальность.
Карлос говорил: главное – понять, что наш мир «здравого смысла» является результатом социального консенсуса.
«Как антрополог, могу сказать, что Условная реальность лишь малая часть всего спектра тех вещей, которые мы можем ощущать реальными. Если бы мы могли научиться кодировать реальность или стимулы, как это делают шаманы, возможно, мы расширили бы границы того, что мы называем реальным до иной интерпретации. Но такая кодировка может быть для нас только галлюцинацией, безумием, мы не способны её постичь», – считает профессор Роберт Мосс.
После того как в 1973 году Кастанеда получил степень доктора философии по антропологии и стал профессором Калифорнийского университета, он сокращает публичную активность, реже даёт интервью и, в соответствии с учением о «Пути воина», уничтожает информацию о себе. В 1974 году выходит книга «Сказки о силе», в которой дон Хуан уходит из этого мира.
В период с 1977 по 1997 годы вышли оставшиеся восемь книг Карлоса Кастанеды. С первой половины 1970-х по конец 1980-х Кастанеда, по предположениям, вёл активную практику, согласно учению о «Пути воина», вместе со своей группой.
С начала 1990-х годов Кастанеда начал вести более активный образ социальной жизни, читал лекции в Калифорнийском университете, обучал небольшие группы, устраивал платные семинары и лекции в США и Мексике.
Одни считали Кастанеду революционером в антропологии, другие – что он пользовался своей властью. «Он обманывал людей, он стремился к власти, он боролся за власть, у него была сила заставить людей думать так, как он пожелает», – убеждён писатель Ричард де Миль, оппонент Кастанеды.
16 июня 1995 года Кастанеда основал свою издательскую организацию для распространения своего метода тенсегрити. В 1998 году вышли две последние книги Карлоса Кастанеды — «Колесо времени» и «Магические пассы». Первая является дополненным сборником цитат из предыдущих книг, вторая описывает комплексы телесно-ориентированных практик.
Кастанеда говорил, что каждый день нужно проживать как свой последний миг. «Я готов в любой момент подвести итог своей жизни». «Смерть стоит слева от вас. Смерть является бесстрастным судьей, который будет говорить вам правду и давать точный совет».
Профессор Роберт Мосс считает:
«Полагаю, мы принимаем более удачные решения, более удачный выбор, когда чувствуем присутствие смерти в качестве нашего советника. Что это значит? Мы способны взглянуть на все наши вопросы с точки зрения нашей смерти. Это придаёт ясность. Если вы взглянете на происходящее как человек, который сегодня умрёт, вы будете делать выбор с большей смелостью, страстью и состраданием, чем обычно. Вы сможете отбросить всё наносное. И кроме взгляда на жизнь глазами человека, который сегодня умрёт, у вас появится понимание того, что после смерти есть другая жизнь, с особыми условиями. И тогда всё у вас станет намного лучше».
«Существует большая разница между теми, у кого есть личный опыт переживания жизни после смерти, и теми, у кого его нет. Вы иначе смотрите на вещи. В нашей культуре тесные личные контакты со смертью пугают большинство людей, люди не хотят думать о смерти, чтобы не впасть в депрессию. Наша культура не готовит нас к тому, что следует за смертью, в отличие от культуры древних. Древние понимали, что одна из целей жизни – подготовиться к смерти». Так считает профессор Роберт Мосс:
ТАЙНА СМЕРТИ
Умер Карлос Кастанеда от рака печени 27 апреля 1998 года. Но сообщение о его смерти появилось в газетах лишь 18 июня.
Почему?
Кастанеда должен остаться загадкой — так диктует бизнес.
Неплохо заработав на учении бессребреника дона Хуана, Кастанеда оставил после себя прекрасно работающую индустрию с многомиллионным доходом. Карлос основатель компании Cleargreen, которая ныне владеет правами на творческое наследие Кастанеды. Однако всё наследство было оценено лишь в 1 миллионов долларов.
12 книг-бестселлеров переведены на 17 языков, их общий тираж составил 28 миллионов экземпляров.
1968 – Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки.
1971 – Отдельная реальность
1972 – Путешествие в Икстлан
1974 – Сказки о силе
1977 – Второе кольцо силы
1981 – Дар орла
1984 – Огонь изнутри
1987 – Сила безмолвия
1993 – Искусство сновидения
1997 – Активная сторона бесконечности
1998 – Колесо Времени
1998 – магические пассы: практическая мудрость шаманов древней Мексики
ТАЙНА ТВОРЧЕСТВА
Первая жена писателя заявляла, что дон Хуан – выдумка её мужа, как и все его сочинения.
В событиях книги «Колесо времени» Хуан Матус заявил Кастанеде, что придумал псевдо-индейский шаманский вздор для отвлечения внимания.
Но даже если все книги Кастанеды чистый вымысел, появилась реальность, выводящая на духовный путь. Самая важная мысль – о силе реальности воображения! Кастанеда создал нечто, подтверждающее силу воображения. Через историю шаманизма он открыл новые ресурсы духовного наследия планеты.
«Я вижу книги во сне. Вечером я ложусь рано, и мне снится то, о чём я буду писать. Тогда я просыпаюсь и могу проработать до утра. У меня в голове все выстроено в безупречном порядке, и мне нет нужды переписывать», – с удовольствием рассказывал Кастанеда в феврале 1973 года о бессознательном способе создания своих книг.
«Аборигены говорят, что важные истории жизни выслеживают нужных рассказчиков. Важные истории нашей жизни охотятся на нас, в наших снах, когда мы избавляемся от амбиций и повседневных забот. Для чего? Чтобы связать нас с большей частью нашей личности. У событий и обстоятельств нашей повседневной жизни есть источник – смысл и глубинный порядок. … Не имея связи с этим глубинным ощущением смысла, мы делаем с самими собой и окружающей средой то, чего не сделали бы, чувствуя глубинную естественную цель жизни. Имея глубинную связь с этой реальностью, мы не будем разрушать мир вокруг. … Если мы будем знать, что во снах мы можем разделить опыт других людей, понять, каково жить их жизнями, то больше не сможем причинять им вред. Если мы будем знать, что сны это глубинная реальность, настоящий мир, и даже более чем настоящий в сравнении с обычной жизнью, мы сможем перенести магию из того мира в этот и наделить ей наши жизни».
Так считает профессор Роберт Мосс.
«Ты полагаешь, что тебе доступны два мира, два пути – но мир только один. Покровитель совершенно ясно это тебе показал. Единственный доступный тебе мир – мир людей, и этот мир ты не можешь покинуть, когда тебе вздумается. Ты – человек. Покровитель показал тебе мир счастья, где нет различия между предметами, ибо там некому спрашивать о различиях. Но это – не мир людей. Покровитель вытолкнул тебя оттуда и показал, как думает и борется человек. Это – мир людей, и, будучи человеком, ты обречён на него. Лестно тешить себя мыслью, будто живёшь сразу в двух мирах, но всё это глупости и тщеславие. Есть один-единственный мир, другого нам не дано. Мы – люди, и мы должны довольствоваться миром людей. В этом, по-моему, и состоит урок Мескалито». («Учение дон Хуана»).
«Тебе так хочется найти смысл жизни? А зачем? Ведь если кто-то вдруг скажет, что смысла в твоей жизни нет или ты выбрал не ту цель, которая казалась тебе предназначением, ты можешь опечалиться, начнёшь тосковать, а то и подумаешь о смерти. Тебе хочется смысла, который был бы удобен и достижим и при этом привносил бы радость в твоё земное существование. Ну так выбери любой. А если ничего не удовлетворит из имеющегося, выдумай что хочешь. Лишь бы это доставляло тебе как можно больше приятных мгновений и поменьше страданий и разочарований; ведь разочарования происходят от очарования. Главное, чтобы не исчезало желание жить. Выбери то, что помогает жить в покое. А поступки совершай такие, которые бы не препятствовали возвращению в покой, доставляли тебе радость и не мешали окружающим. Переживаемая радость — это и есть момент выхода из состояния покоя и возвращения в покой. Главное, чтобы избранная деятельность не нарушала твоего равновесия и не уменьшала желания жить. Всё предопределено и обязательно исполнится, неважно, когда и с чьей помощью. Нет времени и нет цели, нет ни будущего, ни прошлого, ни настоящего. Но зачем знать это? Разве без этого трудно быть счастливым? — Так как же, как же мне жить? — Люби землю, на которой живёшь. Она тебя всему научит. — Но каким образом? — Посмотри на меня. Я не зависим ни от кого и свободен от всего, что может привязать меня к одному месту. Живу, не терзая себя размышлениями о смысле существования, можно сказать, в полном безмыслии. Разговаривать мне не с кем, да и не о чем, желания спорить и вступать в дискуссии вовсе не имею, а потому вольно или невольно я сохраняю безмолвие, тем самым становясь проницаемым для покоя, уютно укутывающего меня тёплым покрывалом. Я чувствую себя счастливым, настраиваясь на волну любви, которую излучает всё живое. И когда ритм сердца начинает сливаться с ритмом покоя, меня наполняет ощущение силы и счастья, а не смущаемая ничем радость даёт возможность любить несмотря ни на что. Глядя вокруг себя, я вижу, что все едино, и я часть единого, и сразу все тайны открываются мне, как только, сохраняя безмолвие и растворяясь в покое, я начинаю любить. — Но как, как? — Освободись от привязанностей, довольствуйся имеемым, обрети покой и откройся радости. Начни любить, и всё откроется тебе, и будешь счастлив”.
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература
По опыту своего литературного творчества, могу сказать, что для хорошего вымысла нужна реальная история. Я могу поверить в то, что Карлос Кастанеда действительно повстречался на автобусной станции со старым индейцем и что у них были беседы, которые студент-исследователь проанализировал в своей диссертации.
Я тоже писал диссертацию, но в итоге превратил её в роман-исследование «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак».
Когда в начале 90-х я познакомился с книгами Карлоса Кастанеды, то не стал их изучать, чтобы избежать влияния и уподобления.
Первая (научная) работа Кастанеды «Учение дона Хуана» по стилистике и документальной манере изложения лично у меня вызывает доверие. Чего не скажешь о последующих книгах писателя.
Читайте продолжение в следующей моей публикации «РАЗОБЛАЧЕНИЕ КАРЛОСА КАСТАНЕДЫ»
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
4\ Всё есть любовь
А как Вы понимаете ТАЙНЫ КАРЛОСА КАСТАНЕДЫ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: дон хуан, карлос кастанеды, Мексика, мистика, пейотль, учение дона хуана, шаманы