ПОКОЛЕНИЕ Z

Я занимаюсь социологическим изучением молодёжи с 1981 года, когда начал работать в НИИ комплексных социальных исследований Ленинградского университета.
Если раньше поколения отделяло 15-20 лет, то сейчас 10 и приближается к пяти. В 50-е годы было «потерянное поколение», в 60-е поколение «шестидесятников». В 70-е были «хиппи», в 80-е «панки». В конце восьмидесятых годов XX века появились «яппи» (успешные молодые люди). С 90-х годов прошлого века совершенно новое поколение молодых людей – «поколение-Интернет». В начале XXI века социологи заговорили о появлении «Z» – поколения цифровых технологий. Недавно молодёжных возраст увеличили до 35 лет.
Вот уже десять лет я прихожу на праздник «Алые паруса» и провожу опрос молодёжи. В этом году праздник проходил под девизом «Вечные ценности». Говорят – молодёжь наше будущее, и жить надо ради него. Но верно ли это? И в чём тогда смысл? Если молодёжь это наше будущее, то какова же наша молодёжь и каким будет наше будущее?


К поколению «Z» учёные причисляют подростков и молодых людей в возрасте от 11 до 20 с небольшим лет. Это «интернет-поколение», они чуть ли не «родились с гаджетами». Для них выйти из дома без мобильника всё равно что выйти на улицу голым.

Новое поколение придерживается принципа “живи настоящим”. Они хотят получать удовольствие от жизни и ни о чём при этом сильно не беспокоиться. Главная цель жизни — “быть счастливыми”. Причём счастье для них связано прежде всего с физическим и психологическим комфортом, а также персональной свободой.
У них много запросов, но мало желания брать на себя ответственность, а делать работу жизненным приоритетом ещё меньше. Они не живут, чтобы работать, а работают, чтобы жить.

Эти люди считают себя гражданами мира, и поэтому путешествия является одной из главных их ценностей. Вторая по значимости ценность – сохранение здоровья и физической формы. Далее – социальная активность и модные хобби. Они также заботятся об охране окружающей среды, интересуются искусством и инновациями, с удовольствием принимают чужие идеи, чтобы генерировать собственные.

Зэты_1

Себя представители поколения “Z” характеризуют как “творческие”, “изобретательные”, “амбициозные” и “дружелюбные”. Они способны выполнять одновременно большое количество заданий, поскольку с детства привыкли и слушать музыку, и загружать контент, и набирать текст, и читать ленту соцсети, и болтать по чату с друзьями, и при этом поглощать свой обед.

Мечтают люди «Z» о работе в крупной международной компании, чтобы был гибкий график работы и высокая оплата труда, и при этом никаких ограничений по дресс-коду. Они готовы смело браться за самые трудные задачи, и стремятся стать лучшими в компании или в профессии.

Люди «Z» очень ценят своё время. В работе они ищут не только возможности карьерного роста, но и дополнительные отпуска; предпочитают работать фрилансерами.
Многие из них уже не могут жить без общения в социальных сетях и даже требуют от работодателя разрешения на общение в Интернете во время работы.

«Z» – поколение потребителей. Они легко зарабатывают деньги и легко их тратят. Но прежде чем что-либо купить, долго выясняют соотношение цены и качества товара. Покупки предпочитают совершать в интернет-магазинах.
Они хотят наполнить свою жизнь смыслом. Но вот каким?

Сегодня невозможно спрогнозировать, какая профессия будет востребована через 5 лет. Нужно уметь адаптироваться в изменяющейся ситуации, учиться и переучиваться. Нужно относиться к жизни как эксперименту над самим собой: уметь выживать в ситуации когда «жизнь – катастрофа».

Часто приходится слышать: «молодёжь пошла не та…»
Ещё 2,5 тысячи лет назад Сократ сетовал: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей».

Сейчас молодёжь не хуже и не лучше, чем была раньше; она просто другая. Молодые предпочитают жить здесь и сейчас: не жертвовать собой в ожидании светлого будущего, а наслаждаться настоящим.

Один из крупнейших математиков XX века Владимир Арнольд заметил:
«Американские коллеги объяснили мне, что «низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом)».

Это согласуется с высказыванием бывшего министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко: «главная ошибка советской школы в том, что она растила человека-творца, а задача современной школы в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя».

Последние социологические исследования показали, что у молодежи нашей страны произошло изменение системы ценностей. Значительно ослабло уважение к таким ценностям, как «дисциплина», «выполнение долга», «самообладание», «бескорыстие», «самоотверженность». Возросло положительное отношение к ценностям «свобода от авторитетов», «признание личности», «автономия», «самореализация», «личная неприкосновенность».

23 июня 2019 года на празднике выпускников «Алые паруса» опрашивал молодых людей и пожилых: что значит быть современным сегодня?

Быть современным сегодня означает иметь деньги, много денег, очень много денег, и не важно каким способом. Деньги подменили душу. Налицо явный перекос в сторону материальных ценностей при утрате ценностей духовных. Место морали заняли целесообразность и цинизм. Везде культ успеха, красоты и секса. В условиях конкуренции считается правильным слабого вытолкнуть.

Молодёжь особенно остро нуждается в социальном признании при недостаточных возможностях самореализации. Неудовлетворенная потребность в самоутверждении приводит к попыткам реализовать себя не только в творчестве (что достаточно сложно), но и в негативных формах активности («комплекс Герострата») – насилии, преступлениях (это «проще»), или же приводит к ретретизму («уходу» – в алкоголь, наркотики, из жизни).

Об этом мы говорили ещё тридцать лет назад в передаче «Взгляд» с Владиславом Листьевым.

Чтобы уменьшить преступные проявления энергии молодёжи, нужно направить эту энергию в конструктивное русло, давая каждому возможность самому добиться желаемого, уменьшая социальные разрывы между богатыми и бедными, между народом и властью, создавая «социальные лифты» для карьеры.

Сейчас в мире идёт борьба за «креативный класс». Зарубежные компании переманивают к себе талантливых молодых людей, предлагая стажировки, стипендии, высокооплачиваемую работу. И даже самые патриотично настроенные россияне уезжают туда, где могут себя реализовать за хорошие деньги.
Современную молодёжь на идеологической мякине не проведёшь, патриотизмом не накормишь.

Благополучие страны зависит не от природных ископаемых, а прежде всего от «человеческого капитала» – наличия умных людей в стране. Именно люди делают настоящее и будущее страны. И от того, сколько в стране умных людей, зависит прогресс общества и страны в целом.

Сегодня молодёжь совсем другая, чем те, кто жил двадцать лет назад. Произошла цифровая революция. Мы перешли от логоцентричной к цифровой цивилизации. Это предсказывал ещё Пифагор, когда говорил, что всё можно выразить цифрой.

Молодежь лучше и быстрее адаптируются в быстро меняющемся мире. Извечный конфликт отцов и детей в информационную эпоху показывает очевидное превосходство «детей» над «отцами». Уже не старики учат молодёжь, а молодёжь учит своих родителей обращению с мобильными телефонами и компьютерами.

Отвечая на популярный вопрос «легко ли быть молодым?», можно сказать: сегодня у молодых так много возможностей, что быть молодым гораздо легче, чем двадцать лет назад. Благодаря развитию цифровых технологий развивается заочное обучение и гораздо больше талантливых детей из глубинки могут получить хорошее образование.

Мы живём во времена подлинной революции, когда появляется человек совершенно нового качества. Интернет сделал возможным общение on-line со всем миром. Никогда прежде люди столько не читали и не писали, как они сейчас делают благодаря Интернету.

Если взять всю информацию, которой человечество обладало от начала до 1900 года за единицу, то к 1956 году количество информации удвоилось. В конце прошлого века информация обновлялась раз в пятнадцать лет, а сейчас обновляется каждые пять лет, а то и чаще. Сегодня знания устаревают, не успев попасть в школьный учебник.

Практически любые сведения можно получить здесь и сейчас в Интернете. Через 10 лет наступит эпоха нейронета – возможность ментального подключения в сеть. Таким образом мозг одного человека становится частью мозга всего человечества.
Среди молодёжи уже есть такие, кто не откажется от усилителя интеллекта, даже если это будет нейропротез для коры головного мозга с подключением к искусственному интеллекту — глобальному мозгу всей планеты.

Известный технологический футуролог Рэй Курцвейл предсказывает, что в 2037 году будет разгадана тайна работы головного мозга человека;
в 2039 году наномашины будут имплантироваться прямо в мозг человека;
в 2042 году первая реализация бессмертия благодаря нанороботам, которые будут вычищать болезни;
в 2043 году человеческое тело сможет принимать любую форму благодаря нанороботам;
в 2044 году небиологический интеллект станет в миллиарды раз более разумным, чем биологический.

Программирование лишает человека необходимости думать, как поступить в непредвиденной ситуации. Многие разучились анализировать информацию и синтезировать логические выводы. Не способны увидеть за внешним хаосом закономерности жизни.

Школа должны учить жить в мире, которого ещё не существует. Сегодня надо учить профессиям, которые появятся в недалёком будущем. Надо не штамповать послушных исполнителей (которые часто наиболее востребованы работодателем), а выявлять нестандартных творцов.

Целью обучения в школе должно быть не усвоение устаревающих знаний, а получение целостного представления о законах природы и человеческого общества. И непременно с нравственной основой. Школа должна не только обучать («предоставлять образовательные услуги»), но и ВОСПИТЫВАТЬ!

Проблема в том, что наше общество не имеет нравственной основы. Педагоги не знают, чему и как воспитывать, потому что нет принципов воспитания, нет моральных норм. Сейчас уже никто не скажет, что правильный поступок это бескорыстный поступок.

В нашем обществе нет высоких нравственных идеалов, нет общей консолидирующей идеи. Рост благосостояния не может быть целью жизни человека, равно как и возвеличивание страны.
«Верхи» не знают, что делать, в какую сторону идти, куда развиваться. Нет цели. Нет больших идей. Все так называемые «проекты» – бессмысленная суета с целью заткнуть пустоту.

В век нанотехнологий наука ушла вперед, оставив далеко позади моральные добродетели. Человек оскудевает, грубеет, теряет душевную тонкость, личность растворяется в массовом обществе. Многие ощущают одиночество и внутреннюю раздвоенность. Сейчас модно менять пол: девушки становятся парнями, а парни – девушками. Некоторые чуть ли не гордятся, что они «геи», отдельные бравирует тем, что они «БИ».

Современные молодые люди в массе своей лишены комплексов совести, интеллигентности, вины. Прагматизм и утилитаризм современной молодёжи в перспективе могут привести к духовному кризису, когда повзрослевшие люди удовлетворят все свои витальные потребности и встанет вопрос, чем жить дальше, и ради чего жить.

Что такое «духовность», мало кто знает из молодых. «Интеллигентность» – почти забытое слово.
В плане духовности XXI век – это смерть морали.

Молодые часто говорят: «ВСЁ СЛОЖНО». Они предпочитают проще смотреть на вещи и не задумываться о проблемах смысла жизни. В моде лайфхаки. Люди разучились размышлять о сложных вещах. Объяснить это можно переизбытком технических новинок, постоянными обновлениями, трудностями информационного общества и т.п.

Студентов III курса факультета филологии и журналистики Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта попросили ответить на вопрос, что они ждут от XXI века.
Многие хотят только одного: «Чтобы всё честно было»!
«Бездуховность и падение нравов — основной источник наших бед».
«Ощущается кризис власти, грядущие перемены, которые должны произойти в ближайшее десятилетие. Наблюдаю разложение подрастающего поколения, незаинтересованность в культуре, эстетике и частичное отсутствие моральных качеств».
«Мы зависим от власти, и пока эта самая власть не поменяется, жить нам и дальше так же. И я имею в виду не глобальные изменения, а изменения буквально на бытовом уровне – внимание к человеку, который живёт в твоей, политик, стране!» — написал один из студентов Балтийского института.

Условно можно выделить три настроения современной молодёжи:
1\ патриотизм (как результат воспитания – «ген патриотизма»)
2\ прагматизм (как результат глобализма – «я гражданин мира»)
3\ пофигизм (как результат космополитизма – «где хорошо, там и родина»).

Впервые с термином «пофигизм» я познакомился в начале 80-х годов. Пофигистами называли себя молодые люди, которым всё было до «лампочки», они не хотели включаться в лживую общественную жизнь и откликаться на призывы лицемерного позднесоветского государства.

Коммунизм в СССР построить не удалось. В 90-е годы «развитой социализм» сменился «недоразвитым капитализмом». Вместо обещанного коммунизма наступило «общество наслаждения» и «потребительского цинизма».
Капитализм по западному образцу тоже построить не удалось. Решили строить «СССР 2.0.» Однако дважды войти в одну реку невозможно, как и влить новые технологии в старые меха.
Недавно политологи предложили переосмыслить советский опыт строительства коммунизма, в том числе опыт последних тридцати лет, с целью выработать новый привлекательный социальный проект на годы вперёд.
Видимо, хотят придумать новую «утопию светлого будущего», чтобы не платить достойные пенсии, а кормить обещаниями и «патриотизмом».
Только нынешнюю молодёжь на мякине не проведёшь!

Утрачено доверие! – вот что главное! – А без доверия ничего в обществе не может быть. Потому что общество – это доверие и солидарность.

Каждое время порождает своих героев. Какие времена – такие и герои. По масштабу героев можно судить и о временах.
Героем моего детства был Юрий Гагарин. Сегодня таких героев нет.

У нашего общества нет великих идей, а потому нет идеалов и героев.
Общество без героя не имеет будущего.
Общество без идеалов – обречено.

Вопрос идеала это вопрос о том, куда мы идём, чего хотим, к чему стремимся. Ответа на эти вопросы нет. Одним лишь материальным достатком сыт не будешь. Обещания постоянного повышения и улучшения ничего не стоят, поскольку непредвиденный кризис сводит все обещания на нет. А обещать прогресс в будущем – просто обман!

Есть ли сейчас ИДЕЯ, ради которой можно было бы пожертвовать своей единственной жизнью?
Что важнее: жизнь или идея?
Если важнее идея, то ради неё можно пожертвовать своей жизнью (а если потребуется, то и чужой).
А если важнее жизнь, то ради сохранения своей единственной жизни можно пожертвовать любыми идеями, принципами и ценностями (а если потребуется, то и пойти на преступление).

С точки зрения биологии, погибать ради каких-то абстрактных идей полный абсурд. Человек должен жить и размножаться, а не умирать из-за часто ошибочных и лживых идей. Всякого рода идеи является обманом одних ради процветания других. Жертвовать собой ради какой-либо идеи противоестественно. По Дарвину всякого рода идеи является обманом одних ради процветания других.
Парадокс в том, что находятся люди, готовые жертвовать своей жизнью ради абстрактной идеи.

01 июня 2022 года в прямом эфире Ютуб «Жизнь как чудо» режиссёр Андрей Кончаловский так ответил на мой вопрос, есть ли сейчас идея, ради которой можно было бы пожертвовать своей единственной жизнью:
«У каждого своя идея. Если есть, то вы можете потом неожиданно для себя её обнаружить. А так таких идей в принципе нет. Вообще не может быть. Были люди, которые отдавали свою жизнь за ужасные предрассудки. А кто-то спасал кого-то…»

12 июня 2022 года Никита Михалков при вручении ему звезды Героя России сказал: «… С края пропасти 20 лет Россия уходила и пришла к сегодняшнему дню. Мы сегодня – мне так кажется, я так думаю – живём в то время, когда реально рождается новая Россия: там, на Донбассе, рождается новая Россия. Там рождается новая элита, и эти люди, бог даст, с победой вернутся домой, и у них могут быть вопросы. Я хочу верить в то, что по крайней мере всем, кто находится в этом зале, будет, что этим людям ответить».

Ирина Хакамада считает: «Жизнь бессмысленна. Это просто череда событий, случайных. Случайно возникла Земля, случайно в огромном Космосе возникло притяжение, атмосфера, случайно появились рыбки, насекомые, люди. Всё случайно, и мы появились случайно. Поэтому с точки зрения макромира жизнь осмыслена как часть энергии. Индивидуального смысла нет. Но с точки зрения микромира смысл есть. Потому что, если уж ты появился случайно, у тебя остаётся только одна функция – быть счастливым!»

Режиссёр Римас Туминас полагает: «Всё бессмысленно. Но человек вынужден, поскольку он родился, живёт, как-то психофизика защищает тебя независимо от твоих настроений, убеждений. Она защищает, чтобы ты не умер и заставляет тебя искать какой-то смысл. И находит человек, находит. Он обречён жить, значит обречён и искать ответ ЗАЧЕМ? А ЧТО? Отгоняя бессмысленность жизни, признавая что «я слаб» и нет смысла, но всё равно вынужден я искать, оправдывать свою жизнь».

Недавно появился Манифест нового мира.
«Научиться программировать будущее, которое кодирует социальность — вместо того, чтобы переписывать доверие — кажется необходимым курсом для сохранения человеческой жизни на этой планете», — заключают авторы манифеста нового мира. Они обещают общество будущего, где будет цифровая душа, доверие вместо кредитной истории и победа над авторитаризмом.

«Молодые люди, выступающие против лжи и лицемерия, становятся чужаками в своей семье, в школе, в собственной стране, всё более противопоставляя себя обществу и даже вступая с ним в открытый конфликт. И хотя они не борются за власть, однако на деле борются против власти.
Возникающая агрессивность подростков проистекает от неприятия ими лицемерного общества, которое не может правильно сориентировать молодого человека в жизненной реальности, сохранив при этом его веру в усвоенные в процессе воспитания идеалы.
Сталкиваясь с реальностью, молодые начинают понимать, что жизнь управляется по совсем иным законами, нежели те, о которых им рассказывали в школе и дома. Но даже самый совершенный закон можно выхолостить и превратить в набор внешних ритуалов, а при необходимости использовать как оружие против бунтовщиков, желающих изменить мир к лучшему».
(из моего романа-исследования «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

Сейчас происходит передел мира, и возврата к прежнему не будет. Но как удержать мир от самоуничтожения? – Я задавал этот вопрос во время праздника «Алые паруса» в 2015 году.

В связи с происходящими в мире кардинальными изменениями можно говорить не только о поколении Z, но уже и о поколении V (victory). Это вопрос.

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
4\ Всё есть любовь.

А по Вашему мнению, ЧТО ЖДАТЬ ОТ ПОКОЛЕНИЕ Z?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , , , , , , ,

Комментарии запрещены.