КРАСИВЕЙШИЙ ГОРОД МИРА

Когда давным-давно мне говорили, что Санкт-Петербург самый красивый город мира, я, признаться, не верил. Но когда посетил Париж, Лондон, Рим, Венецию, Барселону, Хельсинки, Стокгольм, Осло, Берген, Флоренцию, Женеву, Берлин, Мюнхен, Копенгаген, Амстердам, Дубай, Каир, Иерусалим, Эдинбург и многие другие, — убедился, что Санкт-Петербург действительно красивейший город мира. В День ВМФ в очередной раз с удовольствием прокатился по рекам и каналам города Святого Петра, осмотрел военные корабли.


Петра I считают основателем города на Неве, и полагают, что столица названа в его честь — Санкт-Петербург. Хотя в действительности город назван в честь Святого Петра.
Также существует неверное представление, будто бы до Петра на месте, где стоит Петербург, было пустынное место. В книге «Петербург до Петербурга» показано, что место здесь было достаточно оживлённое, причём интернациональное. На месте Летнего сада был сад шведского капитана, а на месте Смольного русское село. До завоевания Петра в устье Невы заходили 250 кораблей, и шведы этому не мешали.

Согласно свидетельству архиепископа Афанасия Холмогорского, в начале 1700-х годов в Ниене было 450 дворов. «…От того посаду чрез малую реку учинён во град (в крепость) мост подъёмный, деревянный, и к нощи на градские врата воротами поднимают. <...> К тому граду … по всякое лето купецких кораблей приходит по 50 и больши, и менши.. »

Санкт-Петербург строился на месте шведской деревянно-земляной крепости Ниеншанц, и расположенной на другом берегу небольшой реки города-посада Ниен, ставшего довольно крупным торговым центром благодаря расположению близ Финского залива и в окружении судоходных рек.

Санкт-Петербург был заложен в дельте реки Невы. В конце XIX века дельта Невы состояла из 48 рек и каналов, образующих 101 остров. Ныне число островов сократилось до 42. Всего в городе около ста водоёмов (озёр, прудов), через которые перекинуто около 800 мостов, в том числе 218 пешеходных. Городских мостов собственно 342, из них 13 разводных.
Санкт-Петербург называют городом мостов и каналов. Реки, протоки и каналы составляют 7% всех площади города, а общая протяжённость их составляет 282 км. Всего в черте города не менее 93 водотоков, из них 20 – искусственных.

Ежегодно на возведении объектов столицы трудились от 20 до 40 тысяч строителей, работавших по вахтовому методу: первые года — в три смены по два месяца, затем в две смены по три месяца. Рабочий день длился 11-12 часов плюс 3-4 часа на приём пищи и отдых.
Работные люди получали «хлебное жалованье и денег по полтин (50 копеек) на месяц каждому». Когда город обзавёлся какой-никакой инфраструктурой, от централизованного кормления строителей отказались, увеличив зарплату до одного рубля (обычной тогда платы в России).

Всего на строительстве столицы Российской империи было с 1703-го по 1717 год задействовано не более 400 тысяч подневольных работных людей (позже использовался труд наёмных работников). Смертность среди строителей составляла 6-8%, что соответствует смертности в целом по стране в XVIII веке.

Ганноверский резидент Фридрих Вебер писал, что при возведении Санкт-Петербурга и Кронштадта погибло более 300 тысяч человек. Секретарь прусского посольства Иоганн Фоккеродт говорил о 200 тысячах. Датский посланник Юст Юль сообщал о 100 тысячах жертв.
Но даже если принять уровень смертности в 10%, умерших окажется не 100 тысяч…

Михаил Боярский в интервью «Царь или Родина?» сказал: «Я рождён в городе Петра Первого, мне симпатично, что именно он является символом Петербурга. Служить ему – да, вот это здорово. Хотя, он был во многом и жесток, но зато – что нам оставил! Были недовольные? Конечно, были. И бороды брили, и головы рубили, и сам Питер, как говорят историки, был построен на костях».

Побеги со стройки были весьма часты и тревожили царя. Когда в 1707 году подались в бега более половины работников из Белозёрья, царь приказал взять в заложники всех, «кто в домах их живут», и держать в тюрьмах до обнаружения беглецов.

Немецкий путешественник Адам Олеарий, дважды посетивший Русь в первой половине XVII века, писал: «…русские по природе жестокосердны и как бы рождены для рабства, их и приходится держать постоянно под жёстким и суровым ярмом и принуждением и постоянно понуждать к работе, прибегая к побоям и бичам. Никакого недовольства они при этом не выказывают, так как положение их требует подобного с ними обхождения, и они к нему привыкли».

Знаменитый историк Василий Ключевский писал в начале ХХ века: «Едва ли найдётся в военной истории побоище, которое вывело бы из строя больше бойцов, чем сколько легло рабочих в Санкт-Петербурге и Кронштадте. Пётр называл новую столицу своим «парадизом», но она стала великим кладбищем для народа».

Царь Пётр строил Санкт-Петербург во многом по образцу Амстердама.

Но больше всего напоминает Санкт-Петербург столица Швеции Стокгольм

Копенгаген тоже напоминает Санкт-Петербург

Лондон во многом похож на Санкт-Петербург.

А.С.Пушкин, автор поэмы «Медный всадник», высоко ценивший деяния «царя-плотника», признавал, что его указы были «жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом».
Кстати, сравнение Петербурга с окном в Европу принадлежит не Пушкину, а Мицкевичу, как и слова «медный всадник».

Поэт Иосиф Бродский любил Венецию, но тосковал по родному Ленинграду

Многие сравнивают Петербург с Парижем. С воды Питер гораздо интереснее.

Калининград (бывший Кёнигсберг) по-своему тоже интересен.

Недавно я побывал в Волгограде, покатались по Волге. Но всё же Петербург шикарнее.

Дубай, конечно, это не Питер, но тоже красиво.

Возможно, Питер и не самый лучший город на Земле, но однозначно — красивейший!

Петербург — это город мечты,
что застыла в разводке мостов,
колыбель для поэтов судьбы,
пантеон для несбывшихся снов.

Это место где грёзы живут
обещанием счастья тебе,
где мечты воплощения ждут
в предвечерней и утренней мгле.

Тут Невой вдохновенье живёт.
Ну а львы сторожат здесь талант.
Только тот тайну града поймёт,
кто придёт ночевать в Летний сад.

Символ города этого — Сфинкс —
гордо тайной застыл над Невой.
Сокровенного творчества смысл
постижим лишь поэта душой.

Здесь всегда я как гость восхищён.
Не привыкну к его красоте!
В этот город с рожденья влюблён.
Им я, в общем-то, и сотворён.

Где бы ни был — душой у Невы
среди сфинксов и львов мне родных.
С этим градом всегда я на Вы.
Он отец всех мечтаний моих.

Заблужусь в лабиринте домов,
чтоб понять в чём каналов секрет,
и постигнув творенье без слов,
я стихами сведу их на нет.

В бесконечность залива уйду,
чтоб остаться с собою на ты,
и, вкусив сотворенье мечты,
только здесь с наслажденьем умру.
(из моего романа-быль «Странник»(Мистерия) на сайте Новая Русская Литература

А по Вашему мнению, какой КРАСИВЕЙШИЙ ГОРОД МИРА?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Комментарии запрещены.