22 апреля 1907 года родился будущий писатель-фантаст Иван Ефремов. В детстве я с упоением читал его произведения: «Туманность Андромеды», «Звёздные корабли», «Час Быка», «Лезвие бритвы», «Озеро горных духов», «Катти Сарк», «Сердце змеи». Фильм «Туманность Андромеды» (1967 г.) и сейчас пересматриваю с удовольствием.
Помню как к нам в пионерский лагерь «Дружба» приезжали писатели-фантасты (по линии общества «Знание») и рассказывали о своём творчестве. Мне их рассказы были очень интересны, потому что я в это время читал сборники научной фантастики. Помню, в одном фантастическом рассказе прочитал, что в 2000 году метро в Москве будет бесплатным.
Полвека назад мы мечтали о том, каким будет наше будущее. И вот прошло пятьдесят лет. Каким видится будущее Ивана Ефремова сегодня? Об этом я спросил современных читателей.
https://youtu.be/8HBrgmO5vx8
Иван Ефремов родился в деревне Вырица Царскосельского уезда Петербургской губернии 22 апреля 1907 года. Но на самом деле он родился 23 апреля 1908 года. Сейчас в посёлке Вырица Гатчинского района Ленинградской области в библиотеке имени И.А. Ефремова есть музей писателя, небольшая экспозиция его вещей. Более 20 лет здесь ежегодно проходят Ефремовские чтения.
Я часто бываю в Вырице, и недавно посетил библиотеку имени Ивана Ефремова. Там я узнал много нового о моём любимом писателе-фантасте.
https://youtu.be/vf-LcifsATo
Способности Ивана проявились достаточно рано: в четыре года он научился читать, в шесть — познакомился с творчеством Жюля Верна и полюбил книги о землепроходцах, мореплавателях и учёных. У отца была библиотека, и Иван стал первым её читателем. Большое впечатление на него произвёл роман «Двадцать тысяч лье под водой». Вслед за книгами Жюля Верна были Хаггард, Уэллс, Конан-Дойль, Джек Лондон и другие.
В очерке «Путь в науку» (1964) Ефремов описал как «остался без родителей в возрасте двенадцати лет». Учёбу пришлось совмещать с работой: Иван работал грузчиком (разгружал дрова из вагонов и выгружал с барж), пильщиком дров, помощником шофёра, шофёром. Последнюю работу пришлось оставить, чтобы сдать выпускные экзамены.
В 1923 году Ефремов сдал экзамены на штурмана каботажного плавания при Петроградских мореходных классах и весной 1924 года уехал на Дальний Восток. Будущий палеонтолог плавал матросом на судне у берегов Сахалина и по Охотскому морю.
В 1924 году Ефремов поступил на биологическое отделение физико-математического факультета ЛГУ, сначала вольнослушателем, а через год студентом. В 1925 году освободилось место препаратора в Геологическом музее, и Иван стал научно-техническим сотрудником Академии наук. Его способности сразу заметили: академик В.Л. Комаров в рекомендательном письме для одной из его первых командировок писал: «Молодой человек — настоящий тип начинающего учёного».
С середины 1920-х годов жизнь Ивана Ефремова проходила в палеонтологических и геологических экспедициях. Маршруты пролегали по Поволжью, северу Европейской части СССР, Уралу и Средней Азии, затем — в малоисследованных областях Восточной Сибири, Якутии и Дальнего Востока. По подсчётам самого Ефремова он руководил 26 экспедициями из 31, в которых участвовал (17 экспедиций были палеонтологическими и 14 ― геологическими).
В 1932―1935 годах Иван прошёл курс геологоразведочного факультета Ленинградского горного института и стал горным инженером. Диплом с отличием он получил в 1937 году. В 1935 году по совокупности научных работ ему была присвоена степень кандидата биологических наук по разделу «Палеонтология» без официальной защиты.
Ефремов не получил систематического образования и фундаментальной подготовки, однако сумел достичь значительных результатов и общественного статуса благодаря упорству, труду, способностям организатора и лояльности к властям.
С 1930 по 1959 год — Ефремов научный сотрудник Палеонтологического института. В марте 1941 года за работу «Фауна наземных позвоночных средних зон перми СССР» Ефремову была присвоена учёная степень доктора биологических наук.
Учёный считается одним из основоположников современной тафономии. Под его руководством экспедиция в пустыне Гоби (1946-1949) открыла ископаемые останки динозавров, коллекции которых составляют золотой фонд московского Палеонтологического музея.
Научное наследие Ефремова включает около ста работ, двухсот других публикаций, среди которых заметки, рецензии, отзывы, научно-популярные статьи.
В 1945 году совместно с В.А. Обручевым (я читал его книги «Плутония» и «Земля Санникова») Иван Ефремов воссоздал научно-популярный журнал «Вокруг света» (мои родители его выписывали и я всё детство читал взахлёб).
Во многих произведениях Ефремов высказывал научные предположения, которые позднее подтверждались. Так в рассказе «Озеро горных духов» (1944) высказано и обосновано предположение о существовании на Алтае месторождений самородной ртути, которое впоследствии подтвердилось.
В рассказе «Алмазная труба» (1945) высказано и обосновано предположение о существовании в Сибири месторождений алмазов. В августе 1954 года в Сибири было открыто первое месторождение — алмазная труба «Зарница». Метод поиска, предложенный Ефремовым, стал основным при поиске новых месторождений.
В романе «Туманность Андромеды» (1956) Ефремов описал геостационарный спутник, который всегда находится над одной точкой земной поверхности (в романе он называется суточный спутник). Также описан экзокостюм («прыгающий скелет»), который позволяет людям преодолевать повышенное гравитационное притяжение. Ефремов предсказал создание глобальных систем связи.
В романе «Сердце змеи» (1958) описано микрокибернетическое лечащее устройство, заглатываемое больными, оно ставит диагноз и лечит изнутри. Сейчас это стало практикой.
В романе «Час быка» (1968) Ефремов предсказал создание ультразвукового оружия и приближение глобальной экологической катастрофы.
В антиутопии «Час Быка» показан негативный сценарий развития человечества. А в романе-утопии «Туманность Андромеды» (1957) писатель представил масштабную картину коммунистического будущего ― мир Великого Кольца, содружества различных разумных цивилизаций.
«Туманность Андромеды» и «Час Быка» следует воспринимать как интересный культурный феномен – когда научные и философские концепции излагаются в форме увлекательной художественной прозы.
Ефремов пробовал писать ещё в юности, однако бросил начатый в середине 1920-х годов роман об Атлантиде, в 1930-е годы он безуспешно пытался записывать воспоминания геолога.
Всерьез заняться фантастическим жанром посоветовал Алексей Толстой.
Литературные успехи учёного привлекли внимание руководства Палеонтологического института, где работал Ефремов. Весной 1952 года партбюро собиралось провести заседание по личному делу беспартийного Ефремова, который тратил рабочее время на написание художественных произведений. Обсуждение не состоялось, поскольку учёный получил Сталинскую премию.
Над своим самым известным произведением (первоначальное название — «Великое Кольцо») Ефремов работал чуть больше года, замысел «звёздной повести» относится к 1954-1955 годам. Сокращённый вариант печатался в «Технике ― молодёжи» в 1957 году, годом позже вышло отдельное издание. Автор отказывался лучше проработать роман и отложить публикацию, считая его «первой вехой», а не программной работой.
Отправной точкой «Туманности Андромеды» Ефремов называл роман Уэллса «Люди как боги», утверждая, что частью полемизировал с картиной «затухания» человечества в «Машине времени», а также признавал влияние Ш. Фурье.
По воспоминаниям Ивана Ефремова, замысел романа возник у него, когда он прочитал ряд западных, преимущественно американских, научно-фантастических книг о завоевании космоса.
«…у меня возникло отчётливое и настойчивое желание дать свою концепцию, своё художественное изображение будущего… Всей этой фантастике, проникнутой мотивами гибели человечества в результате опустошительной борьбы миров или идеями защиты капитализма, охватившего будто бы всю Галактику на сотни тысяч лет, я хотел противопоставить мысль о дружеском контакте между различными космическими цивилизациями».
Действие романа «Туманность Андромеды» разворачивается в XXX веке ― в Эру Великого Кольца, всепланетной коммунистической цивилизации, когда общество переживает расцвет культуры, науки и техники. Человечество давно преобразовало Землю (по ней «можно всюду пройти босым, нигде не повредив ног»), вышло в космос и, освоив Солнечную систему, уже много столетий поддерживает связь с десятками других обитаемых миров галактики, хотя без непосредственного контакта из-за огромных расстояний.
Идею Великого Кольца — братства всех разумных существ — писатель считал своим главным достижением.
Человек эры Кольца — духовно и физически совершенен, высокообразован, великодушен, не испытывает сострадания и жалости, а бескорыстно помогает более слабым; он ― свободолюбивый путешественник, не любящий города. Сообщество сверхлюдей будущего представлено как гармоничная и единая семья, в которой их могущество «безвредно».
В романе «Туманность Андромеды» человечество говорит на одном языке, оно возникло в результате длительного процесса ассимиляции и слияния разных рас и народов. Развитие медицины увеличило продолжительность жизни до двухсот лет, исчезла старость. Численность населения стабилизирована ― каждая женщина обязана родить двоих детей. Полностью автоматизированы заводы и энергостанции, планета связана единой энергетической и транспортной системой и разделена на природно-климатические зоны. Люди проживают в умеренных широтах с мягким климатом, другие регионы (тропики) являются сырьевыми и производственными, место жарких пустынь занимают цветущие сады, растоплены льды на полюсах (своеобразное контролируемое «глобальное потепление»).
Мир будущего начинается с сооружения всепланетной Спиральной Дороги, которая соединяет страны и континенты. В мире будущего нет государств, государственных границ и социальных различий. Модель общества в Эру Кольца носит антиавторитарный и не иерархический характер. В обществе отсутствуют принуждение и насилие (даже в виде уговоров), его отличают высокий уровень доверия и уважения, самодисциплина и ответственность. Управление возложено на общественно-консультативные структуры сетевого типа (Академия Горя и Радости, Академия Стохастики и Предсказания Будущего, Академия Пределов Знания и др.). Хотя центральное место занимает Совет Экономики, имеются аналоги контролирующих и судебных органов (Совет Чести и Права). Однако людям не удаётся полностью победить «вредную нечисть прошлого» или «вредоносные формы жизни». Преступники, те, кто не хотят или не могут жить в обществе, отправляются на остров Забвения.
Место института семьи занимает свободная любовь — временные отношения на основе взаимной симпатии. Воспитание детей происходит с годичного возраста в коллективе.
Материнский инстинкт Ефремов считал атавизмом. Воспитанием должны заниматься не кровные родители, а коллектив высококвалифицированных психологов.
Коллективная система воспитания ― одна из наиболее спорных идей у Ефремова и, по-видимому, связана с его жизненным опытом, ранним разрывом с родителями.
В ходе обучения лучшие учителя раскрывают врождённые качества учеников, помогают им преодолевать эгоизм и обуздывать желания. В возрасте семнадцати лет сдаётся экзамен на зрелость — «подвиги Геркулеса». Если матери хотят сами воспитывать детей, то отправляются на остров Матерей.
В романе «Туманность Андромеды» дело происходит не в 30-м веке. Сам Ефремов писал, что он не может и не хочет определять время действия.
«Туманность Андромеды» раскритиковали за слишком далёкую перспективу, назвав книгу вредной для молодёжи. Автору ставили в упрёк технократическое общественное устройство, в котором нет места рабочему классу, систему воспитания и образования. В защиту писателя утверждалось, что скучные книги не снискали бы такой популярности. Популярность романа, особенно среди молодёжи, была очень большой. Помню, как читал его в журнале «Техника — молодёжи».
Ефремов вёл обширную переписку. После публикации «Туманности Андромеды», ввиду большого количества писем от читателей, ему пришлось установить почтовый ящик нестандартного размера.
В 1960-е годы книги Ефремова печатались большими тиражами, его произведения открывали сборники научной фантастики и представляли советскую фантастику за рубежом, а его отношения с властями формально были отличными.
Тематика Великого Кольца была продолжена повестью «Сердце змеи» (1958), где автор оптимистично описал первый контакт между двумя высокоразвитыми коммунистическими цивилизациями.
Роман «Лезвие бритвы» продавался на чёрном рынке за огромные деньги — 40 рублей. Тем не менее в 1964 году писатель жаловался в частной переписке, что написание книг ― «дело выгодное лишь для халтурщиков или заказников». По его подсчётам, за пять с половиной лет работы над «Лезвием бритвы» он заработал меньше, чем если бы получал зарплату доктора наук и тем более заведующего лабораторией.
Над романом «Час Быка» (в первоначальном варианте ― повесть «Долгая заря») писатель в общей сложности работал семь лет, замысел относится к 1961 году, роман писался в 1965-1968 годы. Книгу отказались публиковать журналы «Октябрь», «Москва» и «Знамя», сокращённый вариант удалось напечатать в дружественной «Технике — молодёжи» (без социально-философских фрагментов) и в «Молодой гвардии» (1969), отдельное издание вышло в 1970 году.
Роман поначалу встретили положительными откликами в «Правде» и «Литературной газете». Но когда в 1970 году вышло отдельное издание романа «Час Быка», в ЦК КПСС стали поступать «сигналы» от «бдительных» граждан, заметивших в книге идеологические ошибки. «Расшифровкой» романа «Час Быка» занялся КГБ. В секретной записке в ЦК от 28 сентября 1970 года за подписью председателя КГБ Юрия Андропова утверждалось, что писатель «под видом критики общественного строя на фантастической планете „Торманс“ по существу клевещет на советскую действительность». 12 ноября 1970 года вопрос обсуждался на заседание Секретариата ЦК КПСС. Ефремов оправдывался, что имел в виду маоистский Китай.
Хотя внешне лояльного автора трогать не стали, роман фактически запретили. Запрету способствовали внимание к книге со стороны эмигрантской критики и чисто коммерческие обстоятельства (в записке Андропова отмечалось, что на «чёрном рынке» роман продаётся в 10 раз дороже официальной цены).
Роман «Час Быка» не переиздавался до 1988 года, запрет распространялся даже на упоминание. Хотя из библиотек книга, скорее всего, систематически не изымалась, но получить и прочитать её было практически невозможно.
«Час Быка» следует типичным образцам антиутопии, однако антиутопическое общество описывается с точки зрения жителей коммунистической Земли, откуда прибывает экспедиция. На планете Торманс (планета мучений; обитатели называют её Ян-Ях) далёкие потомки землян выживают в состоянии «инферно»: неограниченная эксплуатация ресурсов вызвала социальный, демографический и экологический коллапс, завершившийся установлением тоталитарной диктатуры.
Управляет планетой Торманс олигархическая верхушка ― «Совет четырёх» во главе с председателем (Верховным владыкой) Чойо Чагасом, власть которого безгранична. Однако между членами Совета постоянно идут интриги и борьба за власть.
На планете господствует жёсткая, хотя и не наследственная, иерархия: люди разделены на страты «краткоживущих» («кжи») «долгоживущих» («джи»).
«Кжи» ― большинство населения ― занимаются физическим трудом и обязаны умереть в 25-30 лет, чтобы не тратиться на здравоохранение и пенсионное обеспечение. «Лёгкая смерть» пропагандируется как благо. Но «Кжи» могут немного продлить свою жизнь при условии, что займутся активной пропагандой сложившегося общественного строя.
К «Джи» относятся учёные, инженеры, интеллигенция.
Есть ещё «Змееносцы» ― это чиновники и силовики (среди них есть и отдельная элитная каста – лиловые – гвардия охраны и стражи правопорядка).
Основой для единения общества является популяризация героизма далекого прошлого и формирование образа внутренних и внешних врагов (к ним относятся «осквернители» ― изгои из заброшенных городов, а также «Серые ангелы» ― подпольное движение сопротивления).
Четверо землян погибают, включая главную героиню Фай Родис, начальника экспедиции, но Торманс обретает свободу. Перед своей гибелью Фай Родис умоляет командира корабля не мстить, не сеять на Тормансе насилие, «ненависть и ужас».
Впервые с романом «Час Быка» я познакомился в журнале «Техника ― молодёжи». Меня поразила идея о социальном порядке планеты Торманс, где одним была разрешена короткая жизнь, а другим длинная. Сейчас «Час Быка» кажется актуальнее, чем во время написания романа.
«Часом Быка» автор называет XX век ― конец Эры Разобщённого Мира ― одну из худших эпох в человеческой истории. Общество в романе можно считать сочетающим худшие черты советского социализма и западного капитализма.
С точки зрения Ефремова объединение всех государств и народов в единую нацию землян, в единый социальный организм является просто неизбежным.
Ефремов стал одним из немногих мыслителей советского времени, которой сумел обнародовать собственную концепцию, существенно расходившуюся с официальной доктриной. В СССР только научная фантастика давала возможность наиболее свободно выражать свои мысли.
По признанию Ефремова, он писал фантастику, а не философские трактаты, поскольку у этого жанра «больше читателей»; научная фантастика занимала место «натурфилософской мысли, объединяющей разошедшиеся в современной специализации отрасли разных наук».
Ефремов хорошо знал и ценил англо-американскую фантастику, в одном из писем он советовал читать Р. Желязны и Д. Браннера.
Тема демографического коллапса в контексте постапокалипсиса была новаторской для советской фантастики, аналогичные западные романы вышли примерно в то же время, поэтому писатель находился в глобальном тренде.
В 1998 году Борис Стругацкий так оценил Ивана Ефремова: «Это был воистину «матёрый человечище» — гигант мысли, великий эрудит, блистательный рассказчик и бесстрашный боец… Конечно, писателем он был неважным, да он и сам… считал себя в первую очередь философом, мечтал писать трактаты и «Диалоги» в манере древних».
«Я думаю, что нынешний «обморок» научной фантастики — это прежде всего результат общего разочарования, поразившего науку в конце ХХ века.
Со времен Жюля Верна наука обещала замечательные чудеса, но уже к середине ХХ века стало ясно, что чудеса эти главным образом малоприятные. Связаны они главным образом с совершенствованием способов уничтожения людей и разрушения городов. Да и полезные вроде бы чудеса сами по себе не радовали. Ильф об этом написал грустно, но точно: «Вот все говорили: радио, радио… И вот – радио есть, а счастья нет».
ХХ век не подарил человечеству ни панацеи, ни бессмертия, ни скатерти-самобранки, ни тем более – неразменного рубля. Космос оказался безжизнен и пуст, искусственный интеллект – далек и страшноват, снежный человек, лох-несское чудовище, тайны телекинеза так и не перестали быть красивыми легендами.
Самые лакомые порождения фантазии остались игрой воображения, а те «чудеса», которыми склонны так восхищаться высоколобые, на взгляд простого человека, никакими чудесами не являются вовсе, они слишком заумны и слишком далеки от «реальной жизни».
Наука более не чревата чудом – она чревата опасностями, малопонятна (тут вы правы) и, видимо, должна ответить за всё. И за призрак ядерного Апокалипсиса, и за тихое безудержное умирание природы, и даже за пресловутое глобальное потепление…»
(Из интервью Бориса Натановича Стругацкого, 2010 год.)
https://youtu.be/fi-CYSfr0Fg
Ефремов верил в добрую природу человека и считал, что создание правильного общества позволит раскрыть (через коммунистическое воспитание) положительные качества и интеллектуальные способности всех людей. Тем не менее писатель размышлял о трагичности бытия и краткости существования человека в масштабах исторического времени и межзвёздных пространств.
В космогонии Ефремова человек — единственное разумное существо во вселенной, любые иные мыслящие существа не должны отличаться от человека. Человек воплощает жизнь и «антиэнтропию мира», противостоит злу, страданиям и смерти; лишь человек может остановить бесконечную «игру слепых стихийных сил», победить «косную, неживую материю» ― через объединение человечества, распространение разума, этическое освоение космоса, целесообразное и всестороннее переустройство мира, победу над временем и пространством.
В романе «Час Быка» писатель обобщил свои взгляды. Согласно концепции инферно, развитие жизни и социума на Земле представляют собой ад — «страшный путь горя и смерти», который может длиться вечно; цена эволюции ― мириады погибших существ. С развитием организмов страдания возрастают — человек страдает и душой, и телом.
Инферно включает биологический уровень (естественный отбор), психический (первобытные инстинкты), социальный (война всех против всех) и политический (самоизоляция диктаторских режимов). Крайняя тенденция инфернальности — Стрела Аримана, всеобщий закон усреднения, который способствует распространению зла, уничтожению прекрасного и возвращению на низшие уровни ада.
Круговорот зла в природе воплощает образ змеи, вцепившейся в свой хвост ― в этом «величайшая загадка жизни и её бессмысленность», поскольку всё живое обречено на гибель.
Задача борьбы с инферно возлагается на искусство и духовное самосовершенствование, которые приводят к изменению общества.
Выход из инферно ― создание «могучего бесклассового общества из сильных, здоровых и умных людей» через отказ от искусственных социальных барьеров и привилегий, значительное увеличение расходов на образование и медицину.
Ефремов считал, что долг художника ― говорить о прекрасном и возвышенном, улучшать общество, а не демонстрировать человеческие пороки. Он пытался соединить европейский модерн, российскую культуру и советский коммунитаризм (без репрессивных аспектов) на основаниях «общечеловеческой» эзотерической духовности.
Ефремовский «коммунизм» напоминает скорее платоновскую или фурьеристскую модели общественного устройства, чем Карла Маркса и советскую идеологию. Социальная эволюция оказывается «историей духовных ценностей, процессом перестройки сознания», а не изменениями в материальном базисе или борьбой классов.
Позднему Ефремову был свойственен социальный пессимизм на фоне постоянных недомоганий и депрессии. Ефремов писал о «взрыве безнравственности», более опасном, чем ядерная война, — причине распада всех империй и государств. После исчезновения поколения, «воспитанного жить честно», через двадцать лет «придёт величайшим бедствием в истории за всю историю человечества техническая монокультура» ― равенство худших.
https://youtu.be/xPWzom8u6cE
Иван Ефремов умер в Москве 5 октября 1972 года на 65-м году жизни от сердечной недостаточности. Согласно завещанию, урна с прахом захоронена на кладбище в посёлке Комарово под Ленинградом. Некрологи на кончину писателя были опубликованы в еженедельниках «Литературная газета» и «Литературная Россия».
На кладбище в посёлке Комарово я видел могилу Ивана Ефремова. Поговаривают, будто бы это кенотаф, а на самом деле прах развеяли где-то в Индии.
Иван Ефремов умер в Москве 5 октября 1972 года, а через месяц работники КГБ СССР провели в его квартире обыск с изъятием документов и личного архива. По воспоминаниям вдовы Таисии Иосифовны это был не просто обыск , там выковыряли очень много «жучков» (прослушек). Спецслужбы считали, что настоящий Ефремов был убит и подменён английским шпионом. Возбудили уголовное дело, которое через год прекратили.
Некрологи о Ефремове сняли из ряда журналов, было приостановлено издание шеститомного собрания сочинений в «Молодой Гвардии»; его имя некоторое время не упоминалось в печати и научных работах. Период замалчивания продолжался с конца 1972 до 1975 года.
К 1994 году книги Ефремова выдержали свыше четырёхсот переизданий на русском языке и за рубежом, их общий тираж на родине превысил 20 миллионов экземпляров.
В начале XXI века книги Ефремова читают мало, хотя они регулярно переиздаются.
Мысли Ивана Ефремова, которые он высказывал в своих письмах, более чем современны и актуальны. Из писем (1969г.):
«Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. Это является единственной действительной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения. Некомпетентность, леность и шаловливость «мальчиков» и «девочек» в любом начинании является характерной чертой этого самого времени. Я называю это «взрывом безнравственности», и это, мне кажется, гораздо опаснее ядерной войны….»
«Когда для всех людей честная и напряжённая работа станет непривычной, какое будущее может ожидать человечество? Кто сможет кормить, одевать, исцелять и перевозить людей? Бесчестные, каковыми они являются в настоящее время, как они смогут проводить научные и медицинские исследования?»
1971 год:
«Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдёт величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах, и даже в Китае, Индонезии и Африке».
«Думать, что можно построить экономику, которая удовлетворит любые потребности человека, тенденция к чему пронизывает всю западную (e.g. американскую), да и нашу, в вульгарном и буквальном понимании «каждому по потребностям», фантастику – это непозволительная утопия, сродни утопии о вечном двигателе и т.п».
«Единственный выход – в строжайшем самоограничении материальных потребностей, основанном на понимании места человека и человечества во вселенной, как мыслящего вида, абсолютном самоконтроле, и безусловном превосходстве духовных ценностей перед материальными. Понимание того, что разумные существа – инструмент познания вселенной самоё себя.
Если понимания этого не произойдёт, то человечество вымрет как вид, просто в ходе естественного хода космической эволюции, как неприспособленный/неприспособившийся для решения этой задачи, будучи вытеснено более подходящим (возникшим не обязательно на Земле). Это закон исторического развития столь же непреложный, как законы физики».
https://youtu.be/-cxuIpZe-7w
«Человечество идёт по неправильному пути. Счастье не в количестве материальных благ, счастье — это удовлетворённость бытиём. Единственное, что может спасти человечество — самоограничение! Накоплено уже достаточно, достаточно взято от природы, чтобы перестать нуждаться. Сколько же ещё нужно взять от природы, чтобы опомниться и начать возвращать?!
Люди слепы. Счастье в самоограничении! Не так уж много человеку необходимо. Все проблемы он выдумывает себе сам. Нужно лишь перестать желать, перестать потреблять сверх меры. Счастье в том, чтобы творить и отдавать!
Человечество погибнет, если не прекратит брать безмерно из кладовой природы.
Как вразумить людей, как остановить их самоубийство?!
Люди! Остановитесь! Взгляните на то, что вы натворили! Земля устала от нас. Мы губим её. Одно неосторожное движение, и сила, открытая и сдерживаемая пока, уничтожит нас и всё живое на планете.
Господи, посмотри на ничтожность своего творения. Чего хочет человек? О чём мечтают люди? Ведь они и так всё имеют! Даже электричество. Но вечно недовольны! И ведь сами не знают, чего хотят!
Люди, опомнитесь! Пощадите природу, не убивайте себя! Слейтесь в гармонии, и вам не потребуется роскошь и орудия убийства. Чтобы стать счастливыми, для этого не нужно много иметь, — достаточно любить!»
(из моего романа-быль «Странник (мистерия) на сайте Новая Русская Литература
В процессе написания статьи ещё раз посмотрел фильм «Туманность Андромеды» (СССР, 1967 год, киностудия им. Ал. Довженко). Американцы многое взяли из нашего фильма для своих «Звёздных войн» (англ. Star Wars) и для фильма «Чужой» (англ. Alien) Ридли Скотта.
https://www.youtube.com/watch?v=9gTs1OL1jrQ
P.S. Посмотрел фильм «Вызов». Кино не для слабонервных: смотреть как делают операции, манипулируют законом, постоянно курят, распивают коньяк на рабочем месте руководители Роскосмоса… «Лучше бы пенсии и стипендии подняли!» – верно говорит мать героини.
Вот бы экранизировали «Час Быка», – это было бы здорово!
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость
4\ Всё есть любовь
А как Вы относитесь к БУДУЩЕМУ ЕФРЕМОВА СЕГОДНЯ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: будущее, вырица, иван ефремов, туманность андромеды, фильм вызов, Час Быка