ЗАКАТ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

100 лет назад появилась книга Освальда Шпенглера «Закат Европы». Помню, как ещё в детстве говорили о загнивании капитализма на Западе и неминуемом закате Америки. СССР мечтал «догнать и перегнать Америку», а закатился сам. В 90-е годы эти разговоры поутихли, однако недавно вспыхнули вновь. 27 апреля 2023 года профессор Ю.Л. Слёзкин (США) выступил с лекцией в Европейском университете в Петербурге «Очередной, и на этот раз окончательный, закат Западной цивилизации».
18 апреля 2023 года в Европейском университете в Петербурге состоялся академический баттл на тему «Закат Америки?» между научным сотрудником Центра исследований модернизации Европейского университета, канд. экон. наук Павлом Усановым и преподавателем ф-та Свободных искусств и наук Санкт-Петербургского госуниверситета канд. ист. наук Даниилом Коцюбинским. Модератор дискуссии – научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге канд. экон. наук Дмитрий Травин.


По мнению Дмитрия Травина, оптимистический взгляд Усанова и пессимистический взгляд Коцюбинского основаны на их научных исследованиях последних лет и никак не связаны с современной антиамериканской или проамериканской пропагандой.

Павел Усанов и Даниил Коцюбинский недавно выпустили книги, на которых основана дискуссия. Книга Павла Усанова «Американская модернизация: идеи, люди, экономика» (СПб.: Изд-во ЕУ СПб., 2023) рассказывает о том, как США стали успешной страной с высоким уровнем хозяйственного развития, высоким уровнем жизни и благоприятными перспективами на будущее.

Книга Даниила Коцюбинского «Новый тоталитаризм XXI века: уйдёт ли мода на безопасность и запреты, вернётся ли мода на свободу и право?» (СПб.: Страта, 2022) рассказывает о том, что в эпоху интернета наш мир (в том числе и страны Запада) погружается в тоталитарную систему, и свободы прошлых лет уже не обеспечивают нормального развития в будущем.

Я – социолог, не экономист, не американист и не политолог, а потому приведу чужие мнения из открытых источников.
Российский бизнесмен Олег Дерипаска, чьё состояние по оценке Forbes $2,5 млрд, спрогнозировал через пять лет «мир без гегемона» (США). Миллиардер полагает, что ближе к концу 2020-х мировые расчёты станут более диверсифицированы из-за упадка доллара в качестве ключевой глобальной валюты. Ещё в прошлом десятилетии доминирование доллара в глобальных расчётах казалось непоколебимым, но теперь из-за санкций США доминирование американской валюты завершается быстрыми темпами, заявил Олег Дерипаска.

«Урок истории ясен: возможно, доллар потеряет свой статус, но если так и произойдёт, это будет наименьшей из наших проблем. Если доллар потеряет свой статус, это произойдёт потому, что Соединённые Штаты больше не пользуются уважением и силой в мире. Это произойдёт потому, что у нас накопилось множество непосильных долгов», — считает бывший министр финансов США Лоуренс Саммерс.

С одной стороны, США повышают размер госдолга, а с другой стороны, говорят о неизбежном дефолте (что означает, взять в долг с намерением не отдавать).

Санкционная «финансовая бомба» США, предназначенная для России, вызвала резкую реакцию мира, из-за чего американская валютная система оказалась под угрозой. США «подорвались» на финансовой бомбе, которую готовили России.

Падение статуса США в международной торговле означает, что доллар потерял незаменимость, а своими протекционистскими мерами Вашингтон лишь подталкивает другие страны к сокращению использования американской валюты.

При этом начавшееся в 2017 году снижение мировых долларовых резервов «ничему не научило» США, и, опираясь на своё доминирующее положение, они пошли ещё дальше и превратили финансовую систему в «оружие».

Страны, не осмеливавшиеся действовать открыто из-за страха возмездия со стороны Вашингтона, осознали как минимум две вещи. «Во-первых, активы в долларах — бомба замедленного действия, которую Соединенные Штаты могут использовать для нападения на другие страны в любой момент. Во-вторых, месть со стороны США можно пережить».

Как заявил РИА Новости замглавы МИД России Александр Панкин, процесс дедолларизации запущен, рано или поздно доминированию этой валюты придёт конец. «Конечно, позиции доллара сильны в мировой экономике, конечно, существует целый ряд зависимостей. Доллар не только финансовый инструмент», — отметил он. Однако, по словам замглавы МИД, ряд стран памятуют о рисках и опасениях, связанных с долларом. Замораживание в США 300 миллиардов долларов, принадлежащих России, стало для других стран показательным прецедентом.

Обещают, что США ждёт рецессия, рост инфляции, повышение ключевой ставки до 5%. Много лет ведутся разговоры, что дни доллара как резервной валюты сочтены. Однако проходят годы, но слухи о «кончине доллара» и о его запрете оказываются преувеличенными.

Американская модернизация ещё служит примером для многих. 24\03\2023 состоялась презентация книги Павла Усанова «Американская модернизация» в Европейском университете в Петербурге.

Смею предположить, что непрекращающиеся разговоры о закате Европы, Америки и всей Западной цивилизации это наш традиционный национальный ресентимент: ну не можем мы стать лучше Европы, а потому создаём образ врага и мечтаем об окончательном закате Западной цивилизации.

Ресентимент (фр. «негодование, злопамятность, озлобление») — чувство враждебности к тому, кого субъект считает причиной своих неудач («врагом»), бессильная зависть, «тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе». Чувство слабости или неполноценности, а также зависти по отношению к «врагу» приводит к формированию системы ценностей, которая отрицает систему ценностей «врага». Субъект создаёт образ «врага», чтобы избавиться от чувства вины за собственные неудачи.

Среди ярких выразителей ресентимента в русской литературе — герой «Записок из подполья» Достоевского, Раскольников и Смердяков, а также Шариков из «Собачьего сердца» Михаила Булгакова.

Сто лет назад появился философский труд немецкого публициста Освальда Шпенглера «Закат Европы», два тома которого были опубликованы соответственно в 1918 и 1922 годах. Каждая культура переживает периоды детства, юности, возмужалости и старости.
Смысл истории состоит в том, что эти культуры сменяют друг друга, вырастают друг возле друга, соприкасаются, оттесняют и подавляют друг друга.

Каждая культура имеет свою душу, на первом этапе эта душа порождает язык, вероучения, искусство, науку и государство, на втором этапе душа внезапно коченеет, что приводит к упадку и гибели культуры. Молодые культуры расцветают как цветы в поле, старые напоминают гигантские высохшие деревья, которые топорщат свои гнилые сучья в девственном лесу.

«Культура, по Шпенглеру, — это отличающее эпоху и, более того, создающее её как целостность определённое внутреннее единство форм мышления и творчества, некая единая стилистика, запечатлённая в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни».

Ключевым в концепции Шпенглера является противопоставление культуры и цивилизации.
Существуют два этапа развития культурно-исторических форм: культура (восхождение) и цивилизация (нисхождение).

Черты упадка культуры, перехода её в цивилизацию:
1\ войны за мировое господство,
2\ во главе государства встаёт тиран,
3\ перенасыщённость техникой,
4\ огромные города вместо деревень, когда горожанин это новый кочевник и безбожник, для него главное – это деньги и власть, а не героические мифы и патриотизм.

По моему мнению, цивилизацию можно понимать как определённый способ адаптации человека к окружающей среде. А культуру как информационную матрицу данной цивилизации.
Я считаю, что культура входит в понятие цивилизации, является её духовной составляющей.
Цивилизация есть результат приспособления человека к окружающей среде. А культура – это уже плоды человеческого разума, взрастающие на природной почве.
О развитии той или иной цивилизации судят именно по памятникам культуры. В основе любой культуры лежит представление о вечном, о бессмертии, о высшей справедливости.

В 1869 году Н.Я. Данилевский в своём труде «Россия и Европа» написал о «славянском культурном типе», которому принадлежит будущее, в отличие от «гниющего Запада». Западная цивилизация, по мнению Данилевского, уже пережила апогей своего развития, она исчерпала запас своих идей, является декадентской и отмирающей. Русская цивилизация должна взять самое лучшее из западной цивилизации, как последняя в своё время заимствовала самое лучшее из античной культуры.

Политические взгляды Данилевского можно выразить в следующих словах:
Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, что её интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны.
Если народ не реализует возможности формирования своей самобытной цивилизации, то ему остаётся лишь стать своеобразным этнографическим материалом для других культурно-исторических типов.

Философ Иван Ильи писал: «Россия – арена столкновения Западной и Восточной суперцивилизаций, что и составляет глубинную основу её несимфоничности, раскольности».
Иван Ильин

«Мы знаем, что западные народы не разумеют и не терпят русского своеобразия. Они испытывают единое русское государство как плотину для их торгового, языкового и завоевательного распространения. Они собираются разделить всеединый российский «веник» на прутики, переломать эти прутики поодиночке и разжечь ими меркнущий огонь своей цивилизации. Им надо расчленить Россию, чтобы провести её через западное уравнение и развязание и тем погубить её: план ненависти и властолюбия».

В 1945 году русский философ Г.П.Федотов в статье «Россия и свобода» писал:
«Весь процесс исторического развития на Руси стал обратным западноевропейскому: это было развитие от свободы к рабству. Рабство диктовалось не капризом властителей, а новым национальным заданием: созданием Империи на скудном экономическом базисе. Только крайним и всеобщим напряжением, железной дисциплиной, страшными жертвами могло существовать это нищее, варварское, бесконечно разрастающееся государство».

Н.Данилевский и О.Шпенглер в локально-историческом смысле цивилизациями называют уникальные исторические образования, ограниченные пространственно-временными рамками, (например, античная, арабская, китайская, египетская цивилизация и др.). Есть ещё две православных цивилизации (русская и византийская).

А.Тойнби понимал цивилизацию как любой отдельный (локальный) социокультурный мир. Он разработал теорию «локальных цивилизаций», которых насчитывается более 20. Это иранская, индийская, две дальневосточных, сирийская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, юкатанская, майя и др.

В русской литературе цивилизацией называют не просто культуру как таковую, а общество, которое характеризуется специфичной и достаточно развитой культурой.
Николай Бердяев говорил о цивилизации как «смерти духа культуры». «Вся ткань русской природы иная, чем ткань природы западной», – писал Николай Бердяев в работе «Философия неравенства».

В книге «Судьба России» Николай Бердяев признавал: «…для нас самих Россия остаётся неразгаданной тайной. Россия – противоречива, антиномична. Душа России не покрывается никакими доктринами… И поистине можно сказать, что Россия непостижима для ума и неизмерима никакими аршинами доктрин и учений».

Некоторые западные учёные (Р.Пайпс и др.) полагают, что отличия России от Запада являются совершенно принципиальными, фундаментальными и почти непреодолимыми. То есть Россия, с их точки зрения, всё же идёт своим особым путём, и в этом состоит её трагедия, а вовсе не призвание и не великая судьба, как полагали раньше.

Так кто же мы?

Если обратиться к самому популярному в США учебнику по истории Западной цивилизации, «цивилизацией» следует называть крупнейшее сообщество, объединённое общими текстами. В этом смысле сегодняшний Запад цивилизацией не является. Как и почему это произошло, рассказал Юрий Слёзкин.
Юрий Львович Слёзкин — американский историк-славист, переводчик и этнолог, автор работ по советской истории, профессор исторического факультета Калифорнийского университета в Беркли (США), директор Института славянских, восточноевропейских и евразийских исследований этого университета.
27 апреля 2023 года профессор Ю.Л. Слёзкин (США) выступил с лекцией в Европейском университете в Петербурге «Очередной, и на этот раз окончательный, закат Западной цивилизации».

Профессор истории и политических наук Нью-Йоркского городского университета Александр Янов в статье, посвящённой истории русской идеи (“Самодержавие, православие, народность»), пишет: «Надо было найти убедительное оправдание крепостному рабству и самодержавию в условиях, когда нигде в Европе ничего подобного уже не существовало… Что сделала в этой ситуации власть, мы знаем: обзавелась собственной идеологией, смысл которой сводился бы к тому, что Россия – не Европа».

Даниил Коцюбинский также считает, что Россия это не Европа. По его мнению, Европа – это правовая цивилизация, основанная на презумпции того, что у каждого человека есть право, которое власть не может отнять. Это «своё право» касается прежде всего неприкосновенности личности, её собственности и статуса.
Русская цивилизация основывается на прямо противоположном – на торжестве силы над слабостью. Да, право есть, но оно действует лишь тогда, когда это выгодно сильному. В результате истории монгольского нашествия возникла традиция власти править не по праву наследования, а по праву назначения. Сформировалось представление, что настоящая власть – которая может попрать любое право, которая сама себя держит, является причиной себя, а не результатом холопских выборов.

Историк Карамзин говорил, что в России свобода противопоказана, причём не только политическая, но и свобода гражданская, – у нас всё государь должен определять.
Российская власть – это самодержавная власть. Поэтому, либо мы сохраняем Россию на самодержавном фундаменте, либо Россия самодемонтируется.

В Европейском университете в Санкт-Петербурге проходят интересные лекции, академические баттлы, презентации новых книг. Мне всегда интересно слушать выступления экономистов, историков, философов. Я читаю их книги, пишу рецензии, проверяю на практике научные теории, делаю видеоролики.

Когда я снимаю видео, многие принимают меня за приглашённого видеоператора. А я социолог вот уже 40 лет. В 1981 году я начал работать в НИИ комплексных социальных исследований Ленинградского университета. У меня более 40 научных работ и около 100 публикаций в прессе. Мы с коллегой первые провели в СССР исследования негативных явлений в молодёжной среде, опубликовали результаты в газете «Смена» и даже выступили в передаче «Взгляд» с Владиславом Листьевым.

Некоторые любят писать большие книги и выступать с многочасовыми лекциями. Но XXI век требует лаконичности.
Я написал два больших социологических романа: роман-исследование «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» (1998 год) стал моей «кандидатской диссертацией», а роман-быль «Странник»(мистерия) в 2004 году стал «докторской диссертацией».
Я до сих пор провожу социологические исследования в форме опросов и интервью.
Вот уже 15 лет я веду свой блог «Новая Русская Литература»: регулярно по субботам выкладываю статьи и видеоролики — создаю свою виртуальную интернет-книгу XXI века.

«Русское государство имеет то преимущество перед всеми остальными, что оно управляется непосредственно Самим Господом Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно вообще существует», – утверждал генерал-фельдмаршал Христофор Антонович Миних.

«Россия — страна невозможного. Это место борьбы духа и плоти. Бог уберегает Россию от сытого самодовольства, заставляя страдать и тем самым искать истинный путь. Наша неустроенность — это плата за нежелание духа раствориться в материальном комфорте, это перманентное состояние высвобождения ото всего, что может сковать духовную жизнь. Даже повышение материального достатка мы не можем покупать ценой уступок нравственности.

Лидирующие сейчас в технологическом отношении нации кичатся своими успехами, но угроза глобальных катастроф заставляет задуматься: что останется от цивилизации, которая ничего не представляет, кроме технических усовершенствований. Прогресс нации определяется её духовными устремлениями! Стремление же ко всё большему комфорту — самый короткий путь к войне.

Россия всегда была сильна духом. Она пример того, как наперекор всем логическим доводам Дух Жив! В этом её главная особенность и отличие от других стран. У нас всё не как у людей. А потому, что Россия – рулетка! Здесь нет обычных законов, здесь всё случай, здесь всё игра. У каждого народа свой путь и своя судьба. Россия была и будет страной свободного духа. Это место – где познаётся Судьба. Поэтому в Россию можно только верить».
(из моего романа-исследования «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» 1998 года)

На празднике «Масленица» в Петропавловской крепости Петербурга я поинтересовался у гостей и участников: что отличает русских от других народов?

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость
4\ Всё есть любовь

А Вы верите в ЗАКАТ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , , , , , ,

Комментарии запрещены.