ФИЛОСОФЫ О СМЫСЛЕ БЫТИЯ

Первое воспоминание детства: 1962 год, Серово, Финский залив, мама … Сегодня мне 64. Поблагодарил маму. В день рождения и в день смерти всегда задумываешься, есть ли в жизни какой-то смысл или нет. На планете Земля за 5500 лет прошло 14,5 тысячи больших и малых войн; примерно 2-3 войны в год; убито, умерло от эпидемий и голода около 3,6 млрд. человек. В чём же смысл такого бытия?
4 февраля 2023 года я был приглашён на 25-летний юбилей Санкт-Петербургского философского клуба Российского философского общества. Воспользовавшись случаем, я задал философам вопрос: в чём же смысл Бытия?


Философов с давних времён почитают мудрецами, способными объяснить всё, ну или почти всё, правда без гарантий истинности. Философию определяют как науку о наиболее общих законах бытия; учение о бытии человека в мире и его взаимодействии с ним.
Доктор философских наук, профессор В.В. Варава полагает, что «Credo philosiphiae выглядит так: этическая обязанность быть, несмотря на метафизическую неопределённость Бытия».

Отдельные философы умножают и без того избыточные сущности, вместо того, чтобы ответить на главный вопрос. А главный, на мой взгляд, вопрос философии — о Смысле Бытия. Это та самая «печка», от которой возникают все философии. Без решения этого вопроса, нельзя разрешить все остальные проблемы сознания и жизни. Вопрос смысла жизни — основной вопрос человеческого существования.

«Смысл», «мысль», «слово», — всё это ЛОГОС (от греч. Λόγος) — термин древнегреческой философии, означающий управляющий миром разумный принцип – Закон законов – смысл всякой вещи и всякого существа, огненное семя всех вещей.
В философский обиход термин ввёл Гераклит (544–483 гг. до н.э.). Логосом он называл «вечную и всеобщую необходимость», устойчивую закономерность.

Логос Гераклита — это всеобщий Закон бытия. Гераклит объявил сущностью судьбы Логос: пронизывающий субстанцию вселенной.
По Гераклиту, Логос – и ум, и Слово – имеет функцию управления (вещами, процессами, космосом).
У Гераклита читаем: «Не мне, но Логосу внимая мудро признать, что всё – едино». «Мудрость в том, чтобы знать всё как одно». «Мудрым можно считать только одно: Ум, могущий править всей Вселенной (всем через всё)».

Иммануил Кант изучал теорию пространства с физической точки зрения и доказывал существование Высшего Разума, от которого берут начало все явления жизни. Учёный считал, что, если есть материя, значит существует Бог.
При этом Кант утверждал, что доказать существование Бога невозможно: «…Мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере…».
Кант признавал: «На долю человеческого разума в одном из видов его познания выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой; но в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят возможности человеческого разума».

Мартин Хайдеггер в книге «Бытие и время» пишет:
«…вопрос о смысле бытия не только не разрешён, не только удовлетворительно не поставлен, но при всём интересе к «метафизике» предан забвению».
«Смыслом бытия сущего, которое мы именуем присутствием, окажется временность».
Хайдеггер указывает, что смыслом бытия Dasein является временность или темпоральность, и поэтому бытие вообще должно быть понято из времени. «А сегодня это особенно необходимо, тем более, когда встаёт вопрос о бытии нашего бытия-сознания (Dasein)».

По моему представлению, есть НЕЧТО – что можно обозначить большой сферой. И есть Бытие – Творение, Сущее – меньшая сфера, которая включена в бОльшую сферу НЕЧТО. Всё, что лежит вне сферы Творения есть НИЧТО. НИЧТО невозможно представить, и потому невозможно познать. Можно постичь лишь то, чего являешься частью. Человек часть Творения, его активная часть, и познавая себя, он тем самым познаёт Бытие как Творение.

Существует ли объективный Смысл Бытия или это субъективная потребность каждого конкретного индивида?

Лично мне представляется, что субъективный смысл жизни есть отражение объективного смысла Бытия. Потому как, если Бытие не имеет смысла, то не имеет смысла и жизнь конкретного человека.
В субъективном смысле в жизни каждого человека как в голограмме отражается объективный Смысл Бытия.
Если мы не можем познать Смысл Бытия, это не означает, что и жизнь конкретного человека не имеет смысла.

Смысл — категория не внутренняя и не внешняя, а, правильнее сказать — сквозная! Он пронизывает всё, присутствует везде и един для всего, связывает всё своим единством. Смысл, или Принцип, с необходимостью осуществляется, и потому по сути своей это Закон. Этот закон единый для всего, универсальный принцип существования. Он осуществляется с неизбежностью как необходимость и для человека, и для человечества.

Если понятие смысл жизни носит субъективный характер и каждый придумывает для себя свой смысл жизни, то смысл Бытия носит объективный характер.
В вопросе о смысле Бытия не может быть однозначных ответов, потому что мы не знаем и не можем знать замысла Бытия, только предполагать. Меньшая система не может познать большую, если только меньшая не является голографической матрицей Большего.

Если человек это микрокосм, то он спроектирован по законам макрокосмоса, является его голографической частичкой. То есть, постигая себя и микромир, мы отчасти можем предполагать те законы, которые властвуют в макромире. Хотя квантовая физика предполагает иные законы для микромира.

Эйнштейн.jpg

Альберт Эйнштейн писал:
«Чем больше я узнаю о физике, тем больше меня тянет к метафизике.
Что касается материи, мы всё время ошибались. То, что мы называли материей, – это энергия, чья вибрация была понижена настолько, что стала воспринимаемой органами чувств. Материя – это дух, редуцированный до стадии видимости. Материи не существует.
Всё есть энергия, и это всё, что есть. Соответствуйте частоте той реальности, которую вы хотите, и вы не сможете не обрести эту реальность. Иначе и быть не может. Это не философия. Это физика.
Время и пространство – это не условия, в которых мы живём, но способы, какими мы мыслим. Физические концепции являются свободными творениями человеческого рассудка и не обусловлены, как бы это ни казалось, внешним миром.
Времени не существует – мы его выдумали. Время – это то, что показывают часы. Различие между прошлым, настоящим и будущим – лишь упрямо повторяющаяся иллюзия.
Реальность – это всего лишь иллюзия, хотя и очень стойкая.
За долгую жизнь я понял одно: вся наша наука, соотнесённая с реальностью, примитивна и ребячлива. Мы до сих пор не знаем и тысячной доли процента того, что открыла нам природа. Вполне возможно, что за восприятием наших органов чувств скрыты миры, о которых мы даже не подозреваем.
Всё предопределено, каждое начало и конец, силами, над которыми мы не имеем контроля. Это предопределено как для насекомого, так и для звезды. Люди, овощи или космическая пыль – все мы танцуем под таинственную мелодию, которую наигрывает вдалеке невидимый волынщик».

И теория относительности Эйнштейна, и теория Большого взрыва, и «теория струн», и «теория мультивселенных» — всё это лишь гипотезы и предположения.
Открывая новые законы, учёные через некоторое время отказываются от них, чтобы открыть другие законы и новые «постоянные».

Первая Квантовая революция в её так называемой «копенгагенской интерпретации» выявила корпускулярно-волновой дуализм квантовых объектов. То есть элементарные частицы (электрон, фотон) обладают свойствами и волн, и частиц. Это называется суперпозицией. Однако при наблюдении квантового объекта происходит редукция волновой функции – объект предстаёт именно как частица: волновая функция схлопывается, суперпозиция сводится к одному (корпускулярному) состоянию.
Говоря проще, наблюдение есть требование реальности. Ничто не существует, пока оно не наблюдается. Материальный мир (в квантовых координатах) – результат нашего наблюдения.
То же самое верно и для Вселенной. Здесь тоже существует некая конечная суперпозиция, абсолютный наблюдатель, под вИдением которого Вселенная обретает материальную сущность.
«Принцип наблюдателя» гласит, что от позиции и взгляда наблюдателя зависит ход эксперимента.

Принцип неопределённости Гейзенберга в сочетании с теоремой Курта Гёделя о невозможности полного достоверного описания системы свидетельствуют об ограниченности научного познания. Если формальная система непротиворечива, таким образом, она неполна.
Согласно теореме Курта Гёделя, система определённой сложности не может познать систему, равную себе по сложности, либо более сложную.

А принцип относительности знаний гласит, что всякое знание о любом предмете действительности – относительно, неполно, ограничено.
Карл Поппер писал: «Следует признать, что в каждый момент времени наши научные теории зависят не только от экспериментов и т.п., проведённых к этому моменту, но также от предпосылок, которые мы принимаем без доказательств, т.е. принимаем, не осознавая их… Научные результаты «относительны» … лишь постольку, поскольку они являются результатами определённой стадии научного развития и подлежат смещению в ходе научного прогресса».

Признанный гений физик и космолог Стивен Хокинг говорил:
«Если принять во внимание все возможные константы и законы, которые должны были для этого возникнуть, то понятно, насколько малы шансы того, что Вселенная могла случайно породить такую жизненную форму как мы… Я думаю, что мысль о религии возникает всякий раз, когда мы начинаем обсуждать вопросы возникновения Вселенной».

Другой известный космолог Роджер Пенроуз, говоря лишь об одном параметре Вселенной, необходимом для поддержания в ней жизни, определяет вероятность его самопроизвольного возникновения величиной 1:(10\10)\ 123-дробью в знаменателе которой находится число 10, возведённое в десятую степень, а затем возведённое в 123 степень. Такие числа отрезвляют. Подумайте теперь о вероятности самопроизвольного возникновения разумной жизни.

Фрэнсис Крик, который один из первых описал спиральную структуру молекулы ДНК, считает: «В свете знаний, которые доступны нам сегодня, единственное заключение, к которому может прийти непредвзято мыслящий человек — это признание того факта, что жизнь является результатом некоего чудесного творения, а иначе, как же можно объяснить удивительно точное взаимодействие огромного количества факторов, необходимых для зарождения жизни и её развития…»

Недавно я прочитал одну из последних книг Стивена Хокинга «Теория всего. От сингулярности до бесконечности: происхождение и судьба Вселенной».
В книге «Краткая история времени» Стивен Хокинг пишет: «Законы науки не делают различия между направлением «вперёд» и «назад» во времени. Но существуют по крайней мере три стрелы времени, которые отличают будущее от прошлого. Это термодинамическая стрела, то есть то направление времени, в котором возрастает беспорядок; психологическая стрела — то направление времени, в котором мы помним прошлое, а не будущее; космологическая стрела — направление времени, в котором Вселенная не сжимается, а расширяется. Я показал, что психологическая стрела практически эквивалентна термодинамической стреле, так что обе они должны быть направлены одинаково».

Тысячи лет люди жили в плену своих ошибочных представлений, что Земля имеет край света, куда можно дойти; что Солнце вращается вокруг Земли, а Земля центр мира. Сейчас мы находимся в плену научных представлений о возникновении вселенной в результате Большого взрыва. Возможно, и они являются заблуждением. Возможно, вселенная и не расширяется, красное смещение ошибочно, и второй закон термодинамики не верен. Если расширения вселенной нет, то и хаос не возрастает, и тепловая смерть вселенной ошибочна.

Сколько на самом деле вселенных в мироздании не может ответить даже «теория струн». Когда-то считали, что «Млечный путь» бесконечен и единственен. Сейчас в наблюдаемой астрономами вселенной замечено около 2 триллионов галактик. Астрономы наблюдают область диаметром около 46 млрд св. лет (это так называемая Метагалактика), но что находится за её пределами, неизвестно. Как недавно установили, вселенная конечна, но её размер и форма неизвестны.

Видимая часть вселенной составляет лишь 5%. Но если мы чего-то не видим, это не означает, что этого нет. Мы до сих пор ничего не знаем о тёмной энергии, которая составляет 72% всей видимой вселенной. Также ничего не знаем о тёмной материи, которая составляет 23% вселенной. Учёные называют её «тёмной», потому что ничего о ней не знают. Но борьба между тёмной энергией и тёмной материей очевидна. Тёмная энергия всё отталкивает, отчего вселенная расширяется всё быстрее.

По мнению современных учёных около 20 млрд лет назад произошёл Большой взрыв, с которого началось развитие нашей Вселенной из «точечного» вакуумоподобного состояния (первичная сингулярность). Спустя десятитысячную долю секунды Вселенная, расширяющаяся с огромной скоростью, составляла в радиусе 1/30 светового года (или 300 млрд км), плотность вещества в тысячи миллиардов раз больше плотности воды, температура порядка триллионов градусов. Через несколько минут расширения радиус Вселенной достиг уже 100 световых лет, а ее температура – 300 млн градусов. Вот тогда стало возможным образование атомных ядер. Спустя миллион лет температура упала ниже 3–4 тыс. градусов, и началось образование атомов. Еще через какой-нибудь миллиард лет стали образовываться галактики, звезды и вещество в своём известном, современном виде (при температуре «всего» в сотню градусов). Наконец, от 4 до 6 млрд лет назад в «нашей» Галактике в результате сжатия огромного газового облака родилось Солнце, а вскоре и планеты, включая Землю. На ней около 2 млрд лет назад появились первые простейшие организмы, 1900 млн лет назад – первые многоклеточные, 220–230 млн лет назад – первые млекопитающие, а в четвертичном периоде кайнозоя – человек.

Возможны два сценария будущего Вселенной. Первый – менее вероятный – бесконечное расширение Вселенной с постоянным угасанием звезд (продолжительность жизни нашего Солнца – порядка 10 млрд лет). В результате через 100 тыс. млрд лет погаснут последние звёзды, так как произойдёт распад всего вещества, из которого состоят эти звёзды и планеты, да и сама жизнь, и человек.
Второй вариант – более вероятный, по мнению специалистов, условно называемый «Пульсирующая Вселенная». Тогда через некоторое время (это порядка 20 млрд лет) расширение Вселенной сменится сжатием. Плотность материи начнёт возрастать, температура повышаться, и, как в киноленте, просматриваемой в обратном порядке, нашу Вселенную ожидает коллапс – переход к новой (вторичной) сингулярности.

Эти космологические гипотезы приводит в своей новой книге «Онтологический трагизм бытия» Яков Ильич Гилинский. Он пишет:
«Одной из тенденций современной науки является поиск наиболее общих, фундаментальных закономерностей, единых для всего мироздания, для всей структурной иерархии форм организации материи (физической, биологической, социальной).
Складывается некая «инфранаука» или «меганаука», объединяющая исследования процессов, протекающих в неживой и живой природе и в обществе, и изучающая их с точки зрения универсальных законов мироздания.
И тогда, например, основные закономерности социальной формы бытия предстают как инобытие всеобщих законов самодвижения, самоорганизации материи, как модификация и доразвитие её фундаментальных свойств.

В конечном счёте всё приходит в мир естественным путём, путём самоорганизации и самоусложнения… Мы в принципе сейчас уже в состоянии представить всю эволюцию Вселенной, включая возникновение жизни, человека и общества как некий единый процесс самодвижения, самоорганизации и самоусложнения материи».

Самодвижение (эволюция) Вселенной осуществляется в двух основных (дополнительных – в боровском смысле) формах: самоорганизации (убывание энтропии, повышение негэнтропии и степени организованности) и самодезорганизации (возрастание энтропии, хаотичности, снижение уровня организованности).

Так вырисовывается функция («смысл?») человечества в мире: «Мы плывём вверх по течению, – писал отец кибернетики Норберт Винер, – борясь с огромным потоком дезорганизованности, который, в соответствии со вторым законом термодинамики, стремится всё свести к тепловой смерти, всеобщему равновесию и одинаковости… В этом мире наша первая обязанность состоит в том, чтобы устраивать произвольные островки порядка и системы».
Априорно можно представить, что вторая функция («смысл», оправдание существования) рода Homo sapiens – служить орудием самопознания материи (Мира, Вселенной).

Итак, во-первых, существование Человека и Общества – лишь фрагмент, элемент, момент Единого мирового процесса самоорганизации материи.
Во-вторых, человечество и общество конечны, преходящи, «смертны», как всё без исключения в этом лучшем из миров…
В-третьих, существование каждой системы, включая человека, человечество, общество, возможно лишь за счёт иных систем (человека – за счёт других людей, природы, общества; общества – за счёт человека, людей, природы, других обществ).
В-четвёртых, если и существует какой-то объективный «смысл» человеческого существования, то он не в идеальных фантомах, а в выполнении онтологических функций: негэнтропийной и «самопознания» Мира.
В-пятых, онтологический трагизм бытия, заключающийся в конечности, смертности и индивидуального, и родового, и социального существования, усугубляется социальным злом».
Так считает Яков Гилинский.

«Истинным началом универсума является зло», — утверждал Артур Шопенгауэр.
Однако трудно предположить, что всё создаётся ради разрушения, а рождается для смерти.
Неужели за миллиарды лет не возникло более совершенного вида, чем homo sapiens (ему несколько тысяч лет, а ведь были и другие виды)?

Вечность на то и Вечность, в ней всё уже было, и что будет, уже было, любая цель достигнута, и само совершенство обретено. Вечность бесконечна и способна всё вместить, любые вариации вечно повторяющихся циклов. Всё движется и меняется, повторяется и развивается, чтоб повториться, и вновь повторяется неповторимо. Это как река, которая течёт из себя в себя.

Мне лично мироздание представляется замкнутой спиралью пространства-времени, перекрученной невероятным образом, имеющим более трёх измерений. В соответствии с этим, время есть показатель определённого места в пространстве, а расстояние пространства измеряет в световых годах. В перекрученной спирали говорить о стреле времени не приходится, поскольку это движение замкнутого цикла, имеющее несколько измерений и направлений. Говорить о «стреле времени» можно лишь в рамках одного цикла. А если этих циклов несколько, все они представляют спираль, и спираль эта замкнута?

Вселенная пребывает в бесконечности круговоротов и циклов.
Вселенная не вечна: она возникает из небытия и в небытие возвращается, чтобы возникнуть вновь.
Бытие суть движение по замкнутой спирали: и поступательно и одновременно циклично.
Движение истории происходит не просто по бесконечной спирали, а по замкнутой спирали, потому она и бесконечна…

Самое сложное — представить столь различные масштабы бытия: существование вселенной и существование человека. При том, что величины несопоставимые по размерам, в них проявляется Единая Универсальная Закономерность. Этот Единый Универсальный Закон присутствует везде и во всём: и в молекуле, и в атомном ядре, и в человеческой истории, и в моей мысли, во мне и во вселенной.

Человек сотворён по вселенским законам, и в этом смысле он модель вселенной, её голограмма, часть, которая не меньше целого; в нём проявляется Универсальный Принцип Бытия. Постигнув законы, по которым живёт человек, мы поймём законы Космоса. Каждый из нас вселенная, и в каждом из нас вселенная. Занимаясь участью индивида, мы заняты судьбой мироздания, и наоборот, постигая вселенную и судьбу человечества, мы открываем путь спасения для индивида. Тайна вселенной в каждом из нас — это причина возникновения вселенной.

Доктор философских наук профессор Григорий Тульчинский написал предисловие к книге Я.И. Гилинского «Онтологический трагизм бытия».
«Наше пребывание в этом мире временно, но оно и есть бытие этого мира. Вечен и неизменен сам процесс метаморфозы бытия, круговорота жизни и смерти, постоянного обновления, без которого невозможно никакое развитие.
<...>
Все мы челноки в плетении ткани бытия, а что мы внесём в эту ткань – целиком и полностью зависит от нас самих.
<...>
Получается, чем больше мы погружаемся в бездну причин происходящего, чем «длиннее» наши мысли, тем предстаём мы более беспомощными, а наши попытки что-то изменить – всё более жалкими и лишёнными всякого смысла.
<...>
Cмысл жизни не в ней самой, а в том, что её превышает. Но и смысл смерти не в ней самой, за её рамками, а значит – в жизни».
Так считает Григорий Тульчинский.

Многие люди не размышляют о смысле жизни, поскольку у них просто нет времени. Они заняты поиском ответов на вопрос как выжить, как заплатить ипотеку, где отремонтировать машину, как устроить своего ребёнка. Только немногие могут позволить себе размышлять о природе Бытия.

Илон Маск, генеральный директор компаний Tesla и SpaceX, а также владелец Twitter, в среду объявил о запуске новой компании по разработке искусственного интеллекта xAI, цель которой – «понять истинную природу Вселенной». Миллиардер пообещал, что его стартап будет специализироваться на «математике глубокого обучения», а также «разрабатывать „теорию всего“ для больших нейронных сетей», сможет вывести ИИ «на новый уровень». А также искать ответы на главные вопросы человечества.

ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, как существа конечные и ограниченные, мы вряд ли сможем понять смысл Бытия, а вот смысл жизни каждый придумывает себе сам.
Да, жизнь есть тайна, и можно лишь строить догадки о смысле жизни и смысле Бытия. Жизнь – только частица Бытия, а Бытие – лишь частица Небытия.

Если смысл понимать как закон, то отсутствие смысла это отсутствие закономерностей в нашей жизни, а значит всё нелепо и случайно, не поддаётся никакому пониманию и управлению, жизнь — абсурдна!

Иногда словом «абсурд» и «бессмыслица» пытаются оправдать неспособность найти смысл.
По моему мнению, найти смысл означает найти закономерность в причинно-следственной связи явлений и сформулировать её как закон.
Поверить в наличие смысла, означает поверить в наличие цели, а значит и в своё предназначение.
Смысл — это наполнение и одновременно предназначение, которое заключено в самой жизни.
Смысл – это процесс, суть которого выражена в его цели. Но цель не может быть просто в продолжении, поскольку возникает справедливый вопрос — а зачем продолжение, ради чего?

«Если не изучишь жизнь, то в ней нет никакого смысла», — утверждал Платон.
Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении человеком своей сущности. «В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро», — говорил Аристотель.

Фридрих Ницше считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека. Ницше не принимал христианство, поскольку оно удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь взамен на предполагаемой потусторонней жизни.

«Я считаю специфически человеческим проявлением не только ставить вопрос о смысле жизни, но и ставить под вопрос существование этого смысла», — утверждал Виктор Франкл. — «Смысл должен быть найден, но не может быть создан».

Философ-прагматик Уильям Джеймс был убеждён, что истина не может быть найдена, но может быть создана, и потому смысл жизни — это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её».

Французский философ Жан-Поль Сартр полагал: «смысла жизни не существует, мне придётся самому создавать его… Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Мы выдумываем ценности. Apriori жизнь не имеет смысла. Это мы создаём ей смысл».

Немецкий философ ХХ века Мартин Хайдеггер считал: «Смысл бытия никогда не может быть поставлен в противоположение к сущему или к бытию как опорному «основанию» сущего, ибо «основание» становится доступно только как смысл, пусть то будет даже бездна утраты смысла».

Николай Бердяев утверждал, что философия есть поиск смысла жизни. «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже даёт смысл жизни… Постигнуть смысл жизни, ощутить связь с этим объективным смыслом – есть самое важное и единственно важное дело, во имя его всякое другое дело может быть брошено».

Философ Н.И.Кареев был убеждён, что человек психологически не способен осознать смысл жизни за рамками своего собственного существования.
А.И. Введенский считал, что, утверждая смысл жизни за пределами человеческой жизни, мы не понижаем человеческий образ и не унижаем этим человека, а наоборот.

Можно сказать, что жизнь осмыслена, «когда она служит какой-то разумной цели, содержанием которой никак не может быть просто сама эта эмпирическая жизнь», утверждал русский философ Семён Франк.

Карл Ясперс писал так: «Смысл нашей собственной жизни определяется тем, как мы определяем своё место в рамках целого, как мы обретаем в нём основы истории и её цель».

«Смысл жизни стал миниатюрой смысла истории. Часто в погоне за смыслом истории мы теряем личность. С угасанием смысла истории поднимается смысл человеческой жизни, смысл личного бытия (для чего человек). Смысл жизни стал смыслом истории, применённой к человеческой личности. Возможно, мы живём совсем не для того, для чего мы думаем. Оценить смысл жизни сможет только другой, после нас оценивающий нашу жизнь. Нам не явлен смысл нашей жизни. Мы можем только задавать его себе. Смысл жизни и смысл истории не конгруенты, напротив. Возвышая смысл, жизни мы удаляемся от смысла истории. И напротив, уделяя слишком много значения смыслу истории, мы нивелируем умаляем смысл человеческой жизни». (Алексей Павлович Козырев 14 декабря 2022 года на «Алёшинских чтениях).

Доктор философских наук, профессор Института философии СПбГУ Константин Семёнович Пигров 1 февраля 2014 года выступил с докладом о смысле Бытия «Мифос–Эпос–Логос». Приведу наиболее значимые моменты.
«Мифос – это энергейное начало бытия. Энергейное начало бытия у Гераклита, где огонь это первоначальная причина мира.
Выступая как проявление Иного, как проявление архаического Хаоса, Мифос дан человеку как его подлинное бытие.
Мифос – это прежде всего предположение о существования мира иного. Это именование иной реальности, которая неизмеримо значимее той горизонтальной реальности повседневного и обыденного, в которой мы повседневно существуем.
Мифос дан нам дорефлексивно (как хайдегеровское бытие Dasein), он дан чувственно, он дан эмоционально в непосредственном переживании.
Соотношение мира и познающего индивида такого, что это разные порядки; мир никогда не может быть познан. И с этой точки зрения в нём есть начало Тайны.
Мифос предполагает обязательное существование двух миров; он утверждает их единство и постоянное перетекание друг в друга. В религии это соединение мира дольнева и мира Горнева. Наша связь с миром иного осуществляется через такой очень важный концепт как чудо. В галилеевой науке чудес не бывает.
Мифос сам по себе это Хаос. В отличие от бытового хаоса, Хаос это космологическая структура. То бытие, в котором мы присутствуем, это рассказанная полоумным повесть, она шумна и яростна, и ничего не значит.
Хаос это не столько космогоническое глобальное состояние мира, онтологически постигаемое, сколько дорефлексивное состояние индивидуальной души, которая оказалась перед безликим ликом мира, в котором она ничего не может понять. Вы хотите понять, что такое Хаос? – это смятение чувств!
Мифос антропоморфен, и он осуществляется человеком. Но этот Мифос, осуществляемый человеком, не считается с его замыслом. Мифос сочиняет нас, наивно полагая, что это мы сочиняем Мифос.
Мифос даёт снисходительно нам надеяться, что мы находимся в центре мироздания, что от нас всё зависит. Это наивное утверждение. Мы должны постоянно помнить о космической скромности перед миром. Мы должны понять, что это совершенно иной план бытия, на который мы не можем повлиять.
Мифос как индивидуальность он неотъемлемо персонифицирован, он индивидуален и творит мифическую историю. Властитель и есть олицетворение мифоса.
Одной из разновидностей мифоса является персональное человеческое бытие. Мифос в каждом из нас. В человеке не только «тварь дрожащая», но и бог или герой.
Чтобы познать мифос, нужно заглянуть в самого себя. Мифос живёт в тебе, и значит каждый человек есть некий прибор, некий инструмент, с помощью которого мы познаём космические стихии мифоса. Таким образом обнаруживается не натуралистическое измерение человеческого бытия.
Наше человеческое бытие, мы должны его приподнять, мы должны понять, что это не часть того мира, который представляется современной новоевропейской естественнонаучной картине.
Мифос не представляет собой некую идеальную сущность. Мифос – это тело. Мифос человеческого бытия не имеет идеальной природы, но он не имеет и материальной природы.
Мифос зооморфен. Я мир рассматриваю как некое гигантское живое существо».

17 ноября 2022 года на конференции «Дни философии в Петербурге» вручили премию «Вторая навигация» философу Александру Куприяновичу Секацкому за книгу «Единство мира: опыт поэзии и метафизики».
В книге Александр Секацкий пишет: «Существует сквозная поэзия мира и со временем потребуется составить некую карту её присутствия – от принципов устройства космоса до таких тонких психологических феноменов как настроения и даже смены настроений».
«В спекулятивном натурфилософском смысле поэзия обеспечивает доступ к свёрнутым или к тут же сворачивающимся измерениям, к тем, которые практически невидимы снаружи и бездонны изнутри» (с.43)
«Как же оно, бытие, бытийствует…» ? «…Dasein знает, что Бытие обретено не путём логических операций-манипуляций, не путём экстракции, обобщения всех принадлежностей, выражаемых, например, глаголом-связкой. Оно было обретено путём трансцендирования и поэтому вообще не дискурсивно, хотя и имеет некую дискурсивную составляющую, логическую проекцию» (с.213)

Мартин Хайдеггер говорил, что философия больше напоминает поэзию; поэты так же, как и философы, являются хранителями дома бытия, т.е. языка. «Поэзия есть учреждение бытия в слове», — пишет Хайдеггер. Он называет поэзию «чистым говором». Поэзия не говорит о том, что было, не описывает происходящее, своим словом она создаёт бытие.

Поэт не рационален, он интуитивен. Поэт силён не своим сознанием, а своим подсознанием. Поэт говорит так, как слышит сердцем!
Цель поэзии – возвращение в сердце. Поэзия, применяемая в качестве инструмента познания мира, не претендует на объективность. Познание бытия не цель поэзии.

Лично я считаю, что поэзия существует не ради поэзии, а для выражения тех высших идей и смыслов, которые недоступны рациональному логическому познанию, которые идут к нам из иного мира и связывают наши миры.

Поэт должен в своём творчестве не столько воплощать уже известные идеи, сколько постигать новые смыслы.
Весь вопрос в масштабах идей и смыслов, постигаемых поэтом. Если они глубинны и жизнеспособны, то им не нужна государственная поддержка, они прорастут сами.

Только поэзии доступны некоторые идеи и смыслы, которые недоступны философии и науке. И в этом огромная ответственность поэзии.

Настоящие стихи не сочиняются, а записываются, это изложение, а не сочинение. Слова не подбираются. Каждое слово, если оно то самое, оно неизбежно, оно и только оно, и никакое другое. Каждое стихотворение это космогония — а потому неповторима и непереводима!

Что общего меж небом и землёю? между дождём и пламенем костра?
И в чём Вселенский смысл нас с тобою?
Зачем иль Почему мне жизнь дана?!
— Вселенский смысл — Всему есть назначенье! Тебе и мне, и Нам, и комару.
Миры едины в рассредоточеньи.
Смеется камень страху моему.
Я часть Всего! Я Тайна Мирозданья!
И всё во мне. Я — мир. И ты. И Мы.
Но и цветок — он чувствует страданья.
А камень прячет ото всех мечты.
— Так в чём же смысл миров разнообразья?
Мы — пола два. А почему не три?
Отсутствует в природе безобразье.
Так познаём иль смысл привносим мы?
— Закон Один — Земле и внеземному, и камню, и цветку, и муравью.
Он объясненье существу любому, и вечной Тайне — почему люблю?!
— Цель Бытия… Иль всё само собою?
За чем? Иль, может, по чему?
Кому необходим? кто видит мною?
Зачем родился? для чего живу?!
— Потусторонний иль трансцендентальный… Смысл — он во всём!
Он — я, ты, люди все, вечный Вопрос — он же Ответ сакральный:
Откуда в нас стремленье к красоте?
Ответ везде, Закон универсален для камня, для цветка, для муравья.
Гармония во всём, и каждый уникален.
Всё предназначено: и мы, и ты, и я.
Всё что даётся — к нашему же благу, что происходит — надобно понять.
Всё принимать должны мы как награду, и ни на что на свете не пенять.
С тобою мы вселенная Вселенной, и космос внешний в нас внутри сокрыт.
Гармония бывает бесконечной, когда Любовь миры свои творит.
Ничто не вечно в этом мире: пришла зима — прощай весна.
Не вечно и служенье лире, не вечна юность, красота.
Всё возникает, чтоб исчезнуть, рождается, чтоб смерть принять.
Всё растворится, канув в Вечность. Но что толкнёт вновь создавать?
Что к творчеству нас побуждает? Что побуждает нас творить?
Ни деньги, ни почет — всяк знает, не смерти страх нам стимул жить.
Творить Любовь нас заставляет, собой Необходимость быть!
Закон творения — во мне он, ведь я творение Творца.
Мир — Мысль, что творится Словом. И создаёт всё Красота!
Творение не произвольно. Первопричина — мир любить.
Творю я будто бы невольно, жаждя себя осуществить.
Творю я, Бога постигая, понять пытаясь в чувстве смысл.
Этим себя осуществляя, я воплощаю чью-то мысль.
Но чью? Зачем всё это миру, коль всё исчезнет без следа?
Зачем Господь вручил мне лиру? Зачем стихи слагаю Я?
Зачем творю, коль всё исчезнет? Зачем живу, раз всё умрёт?
Если конец всему известен, толкает Что меня вперёд?
Закон Бытия универсален — Как, Почему, Зачем творю?!
Возможно, Он парадоксален. Ведь я не думая, дышу.
Небытиё рождает звёзды, чтоб вновь когда-то их убить.
Зачем даруются мне мысли? Зачем не можем не любить?!
Нет! Почему! люблю, творю я. Творение имеет смысл!
Себя же этим развлекая, Вечность играет Театр — Жизнь.
Закон творения любого — Закон Творца, и Он во всём!
Творю для развлеченья Оно, ведь Бытия спектакль в том.
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость
4\ Всё есть любовь

P.S. На вопрос ребёнка «в чём смысл жизни» пожилой раввин ответил: «Какой прекрасный вопрос, мой мальчик! И ты хочешь променять его на ответ?»

А по Вашему мнению, В ЧЁМ СМЫСЛ БЫТИЯ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , , , , , ,

Комментарии запрещены.