ИОАНН КРОНШТАДСКИЙ

Накануне Дня Военно-морского флота я в очередной раз побывал в Кронштадте. Мои предки из Кронштадта. Бабушка была глубоко верующий человек. Очевидно, она не могла не знать батюшку Иоанна, служившего в Андреевском храме Кронштадта. Это был знаменитый на острове человек, послушать его проповеди приезжали даже из Санкт-Петербурга.
Недавно в Петербурге был построен храм Иоанна Кронштадского. А месяц назад я вновь побывал на острове. На пересечении улиц Андреевской и Посадской находится дом, в котором более полувека жил Иоанн Кронштадтский. Я посетил квартиру, где жил батюшка Иоанн, а ныне создан его музей.

[
Иоанн Кронштадтский – настоящее имя — Иоа́нн Ильи́ч Се́ргиев – Родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пи́нежского уезда Архангельской губернии, был первенцем в бедной семье. «За слабостью здоровья» был крещён в доме в день своего рождения.

Предки в роду отца были священниками на протяжении по меньшей мере 350 лет. Отец — Илья Михайлович Сергиев всю жизнь служил дьячком Никольской церкви села Сура, около которой и был похоронен.
Мать — Феодора Власьевна, урождённая Порохина в браке имела шестерых детей, четверых мальчиков и двух девочек, из которых выжили трое.

В 1839 году Иоанн поступил воспитанником в Архангельское приходское училище, к окончанию которого был первым учеником. После окончания перешёл в Архангельскую духовную семинарию, окончил её в 1851 году вторым учеником. За успехи был в том же году отправлен учиться на казённый счёт в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1855 году со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию «О Кресте Христовом в обличении мнимых старообрядцев».

По словам отца Иоанна, учась в духовной академии, он увидел себя во сне в священнических одеждах, служащим в соборе города Кронштадта. Через несколько дней он получил предложение взять в жёны дочь настоятеля того самого собора и согласился.
«Брак о. Иоанна <…> был только фиктивный, нужный ему для прикрытия его самоотверженных пастырских подвигов». Детей у отца Иоанна не было; супруги «приняли на себя подвиг девства».

С 14 декабря 1856 года отец Иоанн вёл дневник, которому поверял самые сокровенные мысли и переживания. Записи дневника батюшки отличаются самокритичностью и даже самоосуждением.
Запись в дневнике 1883 года свидетельствует, что «домашние» отца Иоанна не говели и выказывали «неуважение к постановлениям церковных». Супруга Елизавета, судя по записям личного дневника отца Иоанна, с половины 1870-х годов стала проявлять ревность, подозрительность и даже враждебность по отношению к нему.

Иоанн хотел принять монашество и поступить в миссионеры, чтобы проповедовать христианство народам Сибири и Америки. Но увидев, что жители столицы «знают Христа не больше, чем дикари какой-нибудь Патагонии», решил остаться в Кронштадте.

Отец Иоанн был среднего роста, движения порывистые и резкие, выглядел не по годам молодо и для своего возраста был очень бодр. На лице его обычно светилась приветливая улыбка. Особенно выразительными были голубые глаза, которыми он словно просвечивал человека.

Вставал батюшка Иоанн около четырёх часов утра, после службы в Андреевском соборе, оканчивавшейся около полудня, посещал приезжих и местных жителей Кронштадта, пригласивших его.
Затем отправлялся в Петербург. Летом на пароходе до Ораниенбаума, а зимой по льду на санях. В Петербурге посещал людей, просивших его о посещении, а также общественные мероприятия и торжества.
Богослужения в приходах Петербурга, совершаемые им по приглашению купечества, временами вызывали трения с местным духовенством, а также недовольство петербургского митрополита Исидора.

С самого начала своего служения Иоанн Кронштадский занимался частной благотворительностью. Он основал «Дом трудолюбия», школу для бедных, женскую богадельню, детский приют. В «Доме трудолюбия» существовали различные мастерские, школы, ночлежный приют, народная столовая и амбулаторная лечебница.
Успешная деятельность кронштадтского Дома трудолюбия получила широкую известность, что привело к появлению подобных учреждений по всей России — к концу XIX века их было уже около ста.

В Кронштадте отец Иоанн посещал лачуги, землянки, бедные квартиры. Он утешал брошенных матерей, нянчил их детей, пока мать стирала; помогал деньгами; вразумлял и увещевал пьяниц; раздавал всё своё жалованье бедным, а когда не оставалось денег, отдавал свою рясу, сапоги и сам босой возвращался домой в церковный дом. Это привело даже к тому, что одно время его жалование выдавали не ему, а его жене.

Новаторское отношение отца Иоанна к своим пастырским обязанностям, выражалось, в частности, в чрезвычайной эмоциональности его проповедей. Как говорили очевидцы, он нередко на них обливался слезами. Это встречало в 1860-е годы непонимание и неодобрение у других клириков собора, в котором Иоанн был тогда только третьим священником, а также школьного начальства.

Иоанн составлял вдохновенные проповеди, ежедневно писал духовный дневник, ставший знаменитой книгой «Моя жизнь во Христе».
Поскольку было большое число желающих попасть к нему на исповедь, она часто длилась с часу или двух дня до двух часов ночи, а иногда отец Иоанн исповедовал до самой утренней службы. Исповедь, проводимая Иоанном Кронштадтским, была не общей, а публичной (каждый мог слышать грехи другого).

К началу 1890-х годов батюшка Иоанн получил такое почитание в народе, что всюду в России, где только становилось известно о его приезде, заранее собиралось множество людей и буквально рвали его одежду, желая иметь у себя кусочек.

Во время служения молебна отцом Иоанном на Соборной площади Харькова 15 июля 1890 года собралось более 60 тысяч верующих. Аналогичные картины происходили в поволжских городах: в Самаре, Саратове, Казани, Нижнем Новгороде.

Рост известности и почитания Иоанна Кронштадтского привели к тому, что ему стали жертвовать большие денежные суммы — лично и почтовыми переводами. Крупные суммы (до 50 тыс. рублей) жертвовал отец Иоанн на строительство и поддержание благотворительных учреждений, школ, больниц, монастырей и храмов, жертвовал в благотворительные общества в том числе других конфессий.

Секретарь отца Иоанна говорил, что за июнь 1895 г. им было послано по почте различным просителям 25 тысяч рублей, не считая личных жертв из рук в руки, сумму которых никто не знал, даже сам отец Иоанн.

О своей благотворительности отец Иоанн говорил так: «У Бога нет ни эллинов, ни иудеев. У меня своих денег нет. Мне жертвуют и я жертвую. Я даже часто не знаю, кто и откуда прислал мне то или другое пожертвование. Поэтому и я жертвую туда, где есть нужда и где эти деньги могут принести пользу».

Передвигался по Кронштадту отец Иоанн в сопровождении целой «армии» нищих, которым он раздавал милостыню дважды в день — утром и вечером. Перед раздачей толпа нищих распределялась на десятки, каждому из которых давался рубль, далее он разделялся на 10 человек. Этой суммы — 10 коп. утром и 10 коп. вечером — хватало, чтобы найти дневное пропитание и оплатить ночлег. По самым умеренным подсчётам число бедняков, живших за счёт о. Иоанна, достигало тысячи человек.

Чем более Иоанн раздавал деньги, тем более ему жертвовали. По разным источникам, через руки отца Иоанна проходило от 150 тысяч до миллиона рублей в год. На опасения домашних, как бы им при отзывчивости о. Иоанна не остаться в крайней нужде, он отвечал: «Я священник, чего же тут? Значит, и говорить нечего – не себе, а другим принадлежу.»

Ввиду физической невозможности уделить внимание всем желающим, Иоанн был вынужден нанять штат сотрудников (женщин-секретарей), ведавших отбором посетителей. К 1890-м годам в Кронштадте сложилась местная индустрия по обслуживанию значительного потока паломников, приезжавших в надежде на встречу с Иоанном.

Нередко в течение дня он не имел возможности подкрепиться пищею надлежащим образом. Не имел личного времени. Спал очень мало, не всегда даже 3-4 часа. В таком режиме он жил ежедневно в течение нескольких десятилетий.

Ряд авторов отмечали, что передвигался батюшка Иоанн по России (кроме Москвы) в министерском салон-вагоне, стоимость которого оплачивала принимающая сторона.
Некоторые лица ставили в вину отцу Иоанну дорогую одежду. Однако, по свидетельству очевидцев, он не заказывал её себе и принимал лишь для того, чтобы не обидеть даривших лиц, искренно хотевших чем-либо отблагодарить его или услужить ему.

Вот что говорил сам батюшка Иоанн: «Я знаю, что многие осуждают меня за шёлковые рясы, за езду в карете и подобное. Насчет шёлковой рясы скажу вам. Прислала мне её старушка одна. Сама она её шила, хоть и плохо видит… Шила и радовалась невесть как, думая, как я стану носить её подарок. За что же я огорчу и обижу добрую женщину? “Соблазн”, – говорят мне подчас иные… А я так думаю, что горший соблазн – в тщеславии. Изображать из себя праведника в рубищах иной раз куда легче бывает, чем стараться жить по-христиански в шёлковой рясе. Господь глядит не на одежду, а на душу человеческую».

Пребывание отца Иоанна у одра умирающего царя Александра III способствовало дальнейшему росту популярности батюшки в обществе. В то же время после смерти царя Иоанн более не приглашался к императору и императрице.
Публикация в печати состоявшегося, согласно изложению самого Иоанна, между ним и царём диалога, сделало его неуязвимым для имевшей до того место критики со стороны священноначалия и попыток «усмирить» его.

Лейб-хирург Николай Вельяминов, ставший вместе с отцом Иоанном в Ливадии свидетелем последних дней жизни императора Александра III, так оценивал отца Иоанна и отношение к нему императора (в книге, изданной в эмиграции в 1920 году):
«Думаю, что это был человек по-своему верующий, но прежде всего большой в жизни актёр, удивительно умевший приводить толпу и отдельных более слабых характером лиц в религиозный экстаз и пользоваться для этого обстановкой и сложившимися условиями».

После опубликования в газете «Новое время» 20 декабря 1883 года сведений о творимых батюшкой Иоанном чудесах, обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев вызвал отца Иоанна для объяснения. По преданию, обер-прокурор сказал: «Говорят, что Вы молебны служите, чудеса творите; смотрите, как бы Вы плохо не кончили».

С начала 1890-х годов всё резче отец Иоанн критиковал популярного писателя и влиятельного общественного деятеля графа Льва Толстого. Иоанн полагал, что Лев Толстой разработал религиозную систему пантеистического характера («Бога Творца нет; я — часть Бога»). В дневниках отец Иоанн неоднократно молился о смерти для Льва Толстого.

Иоанн Кронштадтский остро переживал политические и военные поражения России. Считал причинами их маловерие и недальновидность царя Николая II, его потворство неверию и богохульству, грехи народа.

Батюшка Иоанн подвергся критике со стороны либеральных и старообрядческих изданий, а также некоторых частных лиц, за свой отъезд 27 октября 1905 года из Кронштадта в Санкт-Петербург во время Кронштадтского восстания.

Драматург Виктор Протопопов на основе критических газетных публикаций про Иоанна Кронштадтского написал в 1907 году пьесу «Чёрные вороны». В этом сочинении Иоанн Кронштадтский был изображён как псевдоцелитель, а его сторонники-иоанниты как фанатики-сектанты.

С именем Иоанна Кронштадтского связано возникновение религиозного течения — иоанниты. В 1880-е годы из среды его почитателей обособилась группа фанатичных поклонников, получившая наименование иоаннитов, которые почитали его за воплотившегося вновь Христа (что расценивалось как разновидность секты хлыстов).
Сам отец Иоанн их отвергал и осуждал, но само её наличие создавало в определённых кругах скандальную репутацию.

После смерти Иоанна Кронштадтского Святейший синод в 1912 году осудил иоаннитов и объявил их сектой, одним из течений в хлыстовстве.

Последние три года батюшка страдал «мучительной болезнью мочевого пузыря». Последнюю литургию совершил 9 декабря 1908 года.
Скончался батюшка Иоанн в Кронштадте 20 декабря 1908 года в 7 часов 40 минут утра на 80-м году жизни; не оставил духовного завещания и каких-либо денежных сбережений.

22 декабря тело Иоанна было доставлено из Кронштадта в Петербург. Его похороны стали общественно значимым событием. Похоронен отец Иоанн согласно его воле в храме-усыпальнице, который он устроил для себя в крипте Иоанновского монастыря на Карповке в Петербурге. Сразу после погребения гробница стала местом паломничества многочисленных богомольцев.

В 1923 году Иоанновский монастырь был закрыт. Президиум Ленсовета принял секретное постановление: «Помещение гробницы Иоанна Кронштадтского замуровать, и спустя два-три месяца гроб опустить ниже на один-два аршина, а пол над могилой забетонировать».
Среди верующих распространялись слухи о том, что мощи якобы тайно вывезены и перезахоронены на одном из кладбищ Ленинграда или уничтожены. Но поток паломников на Карповку не иссякал: люди приходили к внешней стене монастыря с молитвой к батюшке Иоанну, над окном недоступной крипты был выбит крест, стояли свечи, лежали записки.

В 1981 году я жил на Петроградской стороне и работал дворником на Карповке прямо напротив монастыря. Моё внимание привлекал заколоченный и закрытый в строительных лесах необычный храм. Сейчас Иоанновский монастырь открыт. Недавно я посетил монастырь и храм, в крипте которого захоронен батюшка Иоанн Кронштадский.

После кончины отца Иоанна святость его квартиры в Кронштадте была запечатлена устроением в ней храма Божия. Св.Патриарх ТИХОН, посетивший Квартиру в 1918 г., благословил устроить в ней церковь Живоначальной Троицы. Это позволило сохранить Кронштадтскую Святыню до 1930 г.

В 1931 году мемориальная Квартира была превращена в рабочую коммуналку. В 1960-е гг. дом был надстроен, и Квартира оказалась разделенной на пять отдельных квартир. Андреевский собор был уничтожен.

В 1995 г. группа почитателей памяти о.Иоанна Кронштадтского под духовным руководством священника Геннадия Беловолова начала работу по возвращению Квартиры Всероссийского Пастыря, поставив своей целью восстановить ее и сделать доступной паломникам.

17 мая 2008 года в сквере дома, где жил Иоанн, был установлен памятник Иоанну Кронштадтскому работы скульптора Андрея Соколова. Памятник стал частью мемориального комплекса святого Иоанна Кронштадтского, в который входит мемориальная квартира, скверик, Андреевская улица, камень на месте Андреевского собора.

В 1964 году Иоанн Кронштадский был канонизирован в лике праведных Русской Православной Церковью за границей, а в 1990 году признан святым и на родной земле.

Дневник отца Иоанна стал в дальнейшем знаменитой книгой «Моя жизнь во Христе». В качестве предисловия к изданию выдержек из своего дневника Иоанн писал: «Всё содержащееся в нём есть не иное что, как благодатное озарение души, которого я удостоился от Всепросвещающего Духа Божия в минуты глубокого к себе внимания и самоиспытания, особенно во время молитвы».

«Никакое знание не может так мобилизовать человека, как вера. И на смерть люди идут ради веры, а не ради знания. Потому что стоит только убедиться на своём опыте, что вера есть Закон, благодаря которому открывается всё совершенство Творения, частью которого мы являемся, как сразу же вера становится не просто частью мировоззрения, но самой жизнью. Только с помощью веры человек научается познавать мир, открывая неведомое. Без веры никакое познание невозможно. Нужно лишь верить, даже не всегда понимая суть того, во что веришь.

Вера — это ключ к постижению Тайного. Но не надев очки веры, вы никогда не увидите истины и не прочитаете того, что она гласит.

Но нельзя требовать от людей слепой веры. Отсутствие веры идёт от непонимания того, что Закон Божий существует и будет действовать, как и закон всемирного тяготения, независимо от нашего к нему отношения.

Истинная вера та, которая требует действия, заставляя достигать то, во что веришь. Быть может, это даже закон такой, когда для того, чтобы понять, нужно первоначально поверить. Закон веры. Проще говоря, пока не поверишь — не поймёшь. Без веры не может быть ни познания, ни сознательной жизни вообще».
(из моего романа-исследования «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость
4\ Всё есть любовь

P.S. Поздравляю мореманов с Днём Военно-морского флота!
Приглашаю совершить водную экскурсию по фортам Кронштадта

https://youtu.be/3rhLEEsHlyU

А как Вы относитесь к ИОАННУ КРОНШТАДТСКОМУ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , ,

Комментарии запрещены.