5 августа родился Илья Ефимович Репин (05\08\1844 – 29\09\1930) — русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской Академии художеств. Известен всем со школьной скамьи по картинам «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный убивает своего сына Ивана», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и многие другие.
Недавно мы вновь побывали в музее Ильи Репина «Пенаты», где художник провёл последние 30 лет жизни, из них 13 лет в вынужденной эмиграции, после передачи этой территории Финляндии.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Акварельные краски в дом Репиных впервые принёс двоюродный брат Ильи Ефимовича — Трофим Чаплыгин. Как вспоминал впоследствии сам художник, его жизнь изменилась в тот момент, когда он увидел «оживление» арбуза: чёрно-белая картинка, размещённая в детской азбуке, внезапно обрела яркость и сочность. С этого дня идея преображения мира с помощью красок уже не оставляла мальчика.
В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов. Однако через два года учебное заведение было упразднено, и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику И.М. Бунакову. Вскоре весть о талантливом ученике распространилась далеко за пределами Чугуева; юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были живописцы и позолотчики.
В шестнадцать лет Илья покинул и мастерскую, и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович Репин отправился в Петербург.
Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф.Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником.
Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена. Однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. Эту сумму за Репина внёс покровитель.
Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворождённых египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его друзья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871).
Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения…», Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег. Отчаявшись, воспитанник Академии создал жанровую картину о том, как студент, готовящийся к экзаменам, наблюдает в окно за девушкой из соседней квартиры. Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь!».
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу, и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы».
По словам немецкого историка искусства Норберта Вольфа, картина «Бурлаки на Волге» произвела сенсацию в международном художественном сообществе, потому что её автор «монументализировал жанровую сцену, „низшую“ в академической классификации».
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Стихией художника была современность, и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений.
С самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. В своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня.
Свой реализм Илья Ефимович называл «простонародным», подчёркивая, что попытки сфальшивить ему никогда не удавались: его кисть, по словам Корнея Чуковского, «была правдивее его самого». Художник Яков Минченков считал, что Репина никогда не интересовали эстетские изыскания.
В 1876 году за картину «Садко» Репин получил звание академика.
Когда в 1878 году Репин решил вступить в Товарищество передвижников, ему было сделано исключение и он был принят без прохождения кандидатами «экспонентского стажа».
Картина «Крестный ход в Курской губернии», над которой художник работал три года, как и большинство прежних работ Репина, вызвала неоднозначную реакцию. Игорь Грабарь считал, что эта картина «окончательно установила за Репиным репутацию первого художника России».
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Толстым Репин создал несколько портретов писателя. Мне лично особенно запомнилась из школьных учебников картина «Пахарь. Лев Толстой на пашне» 1887 год.
Картина «Л.Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Толстой работал без отдыха в течение шести часов.
В госпитальной палате Репин в течение четырёх дней — со 2 по 5 марта — писал портрет Мусоргского. На зрителей портрет композитора, скончавшегося через несколько дней после визита Репина, произвёл большое впечатление. По словам Крамского, художник использовал в работе «какие-то неслыханные приёмы, отроду никем не опробованные.
И.Е. Репин «Портрет композитора М. П. Мусоргского» 1881.
В картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» прообразами царевича стали несколько человек, в том числе писатель Всеволод Гаршин. Репин объяснял: «В лице Гаршина меня поразила обречённость: у него было лицо человека, обречённого погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича».
Картина была завершена в 1885 году и показана на 13-й выставке передвижников. Трактовка исторического сюжета вызвала недовольство царя Александра III: император «высочайше повелеть соизволил картину Репина не допускать до выставок и вообще не дозволять распространения её публике». В защиту полотна выступили многие деятели культуры; благодаря их хлопотам, а также стараниям художника Алексея Боголюбова запрет был снят.
В 1913 году картина И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» впервые подверглась акту вандализма. Старообрядец, проникнув в Третьяковскую галерею с криками «Довольно крови!», изуродовал картину, нанеся полотну три ножевых пореза. В мае 2018 года эта же картина пострадала второй раз по вине уроженца Воронежа, который, будучи в неадекватном состоянии, порвал холст в трёх местах.
Мне лично особенно нравится картина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых» (1891 г). Репин пожертвовал её в пользу голодающих. Согласно легенде эта картина была куплена Александром III на 17-й передвижной выставке и в результате повлияла на решение императора создать Русский музей.
В картине «Не ждали» (1888) художнику долгое время не удавалось зафиксировать то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи, поэтому голову героя художник переписывал многократно.
И.Е. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» 1891. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами.
Картину «Юбилейное заседание государственного совета». (1903) Репин делал по государственному заказу. Срочность и стремительность его выполнения не позволили долго шлифовать картину: на каждый из шестидесяти портретов художнику выделялось не более трёх-четырёх сеансов.
Особняком стоит портрет Елизаветы Званцевой (1889). Художник познакомился с девушкой весной 1888 года, когда она по рекомендации пришла в мастерскую к Репину. О том, насколько сильным было увлечение художника своей ученицей, свидетельствуют письма Ильи Ефимовича, адресованные Елизавете Николаевне.
«Как я вас люблю! Боже мой, боже, я никогда не воображал, что чувство моё к вам вырастет до такой страсти. Я начинаю бояться за себя… Право, ещё никогда в моей жизни, никогда никого я не любил так непозволительно, с таким самозабвением. Даже искусство отошло куда-то, и вы, вы — всякую секунду у меня на уме и в сердце…»
Отношения были настолько мучительными, что Званцева даже сменила педагога, перейдя в мастерскую к Павлу Чистякову. Однако встречи продолжались до тех пор, пока в 1891 году Елизавета Николаевна, так и не завершившая учёбу в Академии, не покинула Петербург. Портрет Званцевой Репин увёз с собой в Пенаты; он висел в столовой художника до его последних дней.
И.Е. Репин долгое время преподавал в Академии художеств. Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем».
Вот некоторые известные наставления мастера:
Смотрите больше, рисуйте дольше, пишите проще.
Выражение дороже всего.
Ничего лишнего.
Чувство меры! Чувство меры!
Идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить. Репин отвергал «акробатику кисти, живописность ради живописности» и готов был вслед за Крамским повторять, что «драгоценнейшее качество художника — сердце».
Первый брак Репина длился пятнадцать лет. Супружество сложно было назвать счастливым: Илья Ефимович тяготел к открытому дому, готов был в любое время принять гостей; его постоянно окружали дамы, желавшие попозировать для новых картин.
Супруге Вере Алексеевне, сосредоточенной на воспитании детей, салонный образ жизни был в тягость. За годы брака Вера Алексеевна родила четверых детей: помимо старшей, Веры, в семье росли Надежда, Юрий и Татьяна.
При разводе в 1887 году бывшие супруги поделили детей: старшие остались у отца, младшие перешли жить к матери. Семейная драма настолько серьёзно повлияла на художника, что друзья выражали беспокойство за душевное самочувствие друга:
Второй женой Репина стала писательница Наталья Борисовна Нордман, писавшая под псевдонимом Северова. Их знакомство произошло в мастерской художника. Весной 1900 года Репин приехал на парижскую художественную выставку вместе с Натальей Борисовной, а в конце того же года перебрался с ней в имение Пенаты, расположенное в Куоккале.
Новая супруга была дамой экстравагантной и делала всё, чтобы обеспечить спокойствие мужа. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта», «Прислуга — позор человечества».
Репин был вегетарианцем и вместе с женой его пропагандировал. В Петербурге говорили «в Пенатах питаются сеном», «Репин и Нордман едят траву». Также художник не переносил натопленных помещений и спал с открытыми окнами даже в холодную погоду.
Второй брак Репина закончился драматически: заболев туберкулёзом, Нордман покинула Пенаты. Она уехала в одну из зарубежных больниц, не взяв с собой ни денег, ни вещей. От финансовой помощи, которую ей пытались оказать муж и его друзья, Наталья Борисовна отказалась. Она скончалась в июне 1914 года в Локарно. После смерти жены Репин передал хозяйственные дела в Пенатах дочери Вере.
В усадьбе Пенаты Репин прожил около трёх десятилетий. Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи. Приусадебная территория изначально была заболоченной, поэтому хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы. Из земли, извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора. Почти все объекты сада, окружавшего дом, имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея».
Согласно последней воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». В 1914 году, ознакомившись с текстом завещания, Репин перечислил на счёт Академии художеств 40 000 рублей, предназначенные для организации будущего музея.
Первый музей Репина, появившийся в 1940 году, просуществовал недолго: в 1944 году здание было разрушено. Архив, заблаговременно вывезенный из Куоккалы в Академию художеств, не пострадал. Дом-музей был открыт летом 1962 года.
С возрастом у Репина возникли проблемы с правой рукой: она перестала подчиняться художнику. Друзья, беспокоясь о здоровье Ильи Ефимовича, начали прятать от него кисти и карандаши. Репин, не желая отрываться от любимого дела, стал писать левой рукой. Когда ослабевшие, почти негнущиеся пальцы перестали держать палитру, художник скрепил доску для красок специальными ремнями, перебросил их через шею и продолжал работать. Когда у Репина ухудшилось зрение (развилась дальнозоркость), он сделал кисти на длинных ручках.
После 1918 года, когда Куоккала стала финской территорией, Репин оказался отрезанным от России. В 1920-х годах он сблизился с финскими коллегами, сделал немалые пожертвования для местных театров и других учреждений культуры.
На себя художник тратил очень мало. При этом он не упускал возможности принять участие в разного рода благотворительных акциях и помочь другим.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
В 1925 году в гости к Репину приехал Корней Чуковский. Этот визит стал поводом для слухов о том, что Корней Иванович должен был предложить художнику перебраться в СССР, однако вместо этого «тайком уговаривал Репина не возвращаться».
Спустя десятилетия были обнаружены письма Чуковского, из которых следовало, что писатель, понимавший, что его друг «не должен на старости лет покидать» Пенаты, в то же время очень скучал по нему и звал в Россию в гости.
Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина — Исааком Бродским. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Судя по отчётам финских надзорных служб, коллеги должны были уговорить Репина переехать на родину.
Вопрос о возвращении И.Е. Репина на родину рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне. По итогам одного из заседаний Политбюро ЦК КПСС Генеральным секретарём ЦК ВКП(б) И.В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР».
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что властям требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства»; предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России.
Но художник остался в Пенатах.
Репин скончался 29 сентября 1930 года и был похоронен в парке усадьбы Пенаты. В одном из последних писем друзьям художник успел попрощаться со всеми:
«Прощайте, прощайте, милые друзья! Мне много было отпущено счастья на земле: мне так незаслуженно везло в жизни. Я, кажется, вовсе не стою моей славы, но я о ней не хлопотал, и теперь, распростёртый в прахе, благодарю, благодарю, совершенно растроганный добрым миром, так щедро всегда меня прославлявшим».
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость
4\ Всё есть любовь
А лично Вам какие нравятся картины ИЛЬИ РЕПИНА?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: бурлаки на волге, илья репин, искусство, пенаты, русский музей