В мире постоянно происходят военные конфликты. Учёные Швейцарского статистического центра подсчитали, что за 5000 лет человеческой истории, только 292 года ,в общем подсчёте, на Земле не было войн. Всё остальное время люди уничтожали друг друга. С 3600 года до н.э. по настоящее время свыше 15 тысяч войн унесло около 3,5 млрд. человеческих жизней. Только за 80 лет ХХ века в мире произошло 154 войны, стоившие человечеству свыше 100 млн. жизней. После 1945 года было всего 26 мирных дней.
Недавно Израиль подвергся атаке из сектора Газа. Военное крыло ХАМАС объявило, что проводит операцию под названием «Потоп Аль-Аксы». Армия обороны Израиля в ответ начала операцию «Железные мечи», а власти одобрили решение о переводе страны в состояние войны.
В чём же отличие состояния войны от всех прочих военных операций?
20 января 2023 года в музее Анны Ахматовой в Петербурге выступил доктор исторических наук, профессор Борис Иванович Колоницкий об эпохе войн и революций. Обсудили вопросы: как проговариваются грядущие войны? как подготавливаются войны в культурном отношении? как они проживаются и переживаются?
Я социолог, по образованию юрист. Поэтому постараюсь, не нарушая Закон и не вторгаясь в политику, строго академически разобраться в юридическом значении понятия «война». В этом мне поможет книга Арсения Куманькова «Война», вышедшая в Петербурге в 2019 году, а также учёные Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Когда я учился на юридическом факультете ЛГУ, запомнился семинар по международному праву, который пригласили провести представителя нашей страны в ООН. Он рассказал о трудностях работы в Организации объединённых наций.
С момента выхода в 1625 году трактата «О праве войны и мира» люди пытались ограничить право войны соглашениями о ненападении, объявляли войну вне закона, преступлением против мира. Ныне право на ведение военных действий ограничено международным правом и представляет собой ряд критериев, с которыми нужно соотноситься прежде, чем участвовать в войне, чтобы определить, допустимо ли вступление в войну, то есть, определить — является ли применение силы справедливой войной.
Понятие «право войны» определяется как историческое право государства на ведение военных действий. Отдельно от права войны существуют правила и обычаи войны (международное гуманитарное право), которые касаются субъектов, уже вовлечённых в войну. Они определяют правила защиты прав гражданских лиц в условиях военного времени, «пропорциональность» использования военной силы.
С развитием международных отношений государства пришли к сознанию, что во время войны необходимо установить некоторые обязательные для воюющих сторон ограничения их произвола в их же общих интересах. Первоначально стало общепризнанным запрещение убийства раненых и пленных.
К середине ХХ века основные нормы ведения войны были закреплены в Гаагских конвенциях (законы и обычаи войны, права и обязанности государств); в Женевских конвенциях (права раненых, военнопленных, гражданских лиц); в резолюциях и конвенциях ООН.
Устав ООН определил войну «преступлением против мира», объявил агрессию международным преступлением, которое подлежит суду. Агрессивная война была запрещена Уставом ООН в «Определении агрессии» от 14 декабря 1974 года.
Устав ООН обязывает страны искать разрешение споров мирным путём и требует разрешения ООН прежде, чем одна страна сможет начать любое использование силы против другой, если только это обязательство не нарушает права на самооборону против вооружённого нападения.
Статья 5 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3314 гласит:
1. Никакие соображения любого характера будь то политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии.
2 Агрессивная война является преступлением против международного мира. Агрессия влечёт за собой международную ответственность.
3. Никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными.
«На войне как на войне», гласит французская поговорка (À la guerre comme à la guerre).
«Война – это акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю», сформулировал немецкий военный историк и философ Карл Филипп Готтлиб фон Клаузевиц (1780-1831).
Ныне используются понятия «гибридная война», «прокси-война», «информационная война», «экономическая война», «психологическая война», «интернет-войны» и др. Даже будучи переименованной в «гуманитарная интервенция» или «полицейская акция» или «контртеррористическая операция», суть войны не меняется.
Не претендуя на полный перечень, выделю следующие виды современных войн, которые существуют наряду с «горячей» и «холодной» войной.
1\ экономические войны («игра на понижение» цен с целью подрыва экономики стран-экспортёров)
2\ финансовые войны (с целью дефолта, девальвации национальной валюты и подрыва национальной финансовой системы)
3\ информационные войны (использование СМИ для дискредитации соперника)
4\ интернет-войны (использование интернета для информационной войны и нарушения систем управления)
5\ антитеррористические «операции» (бомбёжки баз боевиков на территории других стран)
6\ идеологические войны (формирование оси «стран-изгоев» и создание «образа врага» в лице вероятного противника).
7\ межнациональные войны (создание межнациональных конфликтов с целью расчленения страны по принципу «разделяй и властвуй»)
8\ торговые войны (использование «эмбарго» на торговлю со странами «изгоями» с целью подрыва их экономической мощи)
9\ цивилизационные войны (наиболее целостный и конкретный взгляд на будущие цивилизационные войны изложил Сэмюэль Хантингтон в книге «Столкновение цивилизаций»).
Некоторые считают войну иррациональным, инстинктивным, нелогичным и бесчеловечным, даже мифологическим явлением, будто война господствует над человеком. Но это не всегда так.
Согласно археологическим находкам, первая война зафиксирована у Джебель Сахаба на реке Нил, к северу от Судана, в 12 тыс. лет до н.э.— из-за нехватки продовольствия.
Интенсивность вооружённых конфликтов возрастает с тех пор, как 6 тыс. лет назад группы охотников в Европе уже вели оседлый образ жизни, со всё более многочисленными популяциями.
Сейчас в мире ведутся военные действия, происходят военные конфликты и военные операции. Но их редко называют «войной» в строгом значении этого слова. А без этого юридического определения невозможно констатировать положение, имеющее чёткий международно-правовой статус.
Почему же часто военный конфликт предпочитают не называть войной?
Во-первых, потому что это вызовет безусловную реакцию мирового сообщества и нарушение норм международного права.
Во-вторых, это требует изменения норм внутренней жизни общества, объявление военного положения, наступление условий «форс-мажор».
В-третьих, слово «война» имеет отрицательную окраску и воспринимается общественностью крайне негативно.
В чём же отличие военных конфликтов от войн?
Войной следует признать крупномасштабный вооружённый конфликт, в котором задействованы значительные военные силы. Это главное отличие от небольших военных операций. Ныне в войнах могут участвовать не только государства, но и негосударственные субъекты (террористические организации, повстанческие движения, преступные группы, частные военные компании).
Социологическую дисциплину, которая занимается исследованием войны, называют полемологией.
Гомер в поэме «Илиада» использовал термин «polemos», что означает «приступать, преследовать».
«Война (Полемос) – отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других – людьми, одних творит рабами, других свободными», – писал греческий философ Гераклит (544 – 483 гг до н.э.).
Гераклит называл войну основным принципом, управляющим космосом: «Должно знать, что война общепринята, что вражда – обычный порядок вещей, и что всё возникает через вражду и заимообразно».
Платон и Аристотель считали, что невозможно и даже опасно отказаться от войн совершенно. Любовь к миру и покою ведёт к слабости, а слабый полис непременно будет порабощён. Вооружённое столкновение между греческими полисами называли распрей (stasis), а войну с варварами признавали полноценной войной polemоs.
Аристотель говорил: «Военное искусство можно рассматривать до известной степени как естественное средство приобретения собственности, ведь искусство охоты есть часть военного искусства; охотиться должно как на диких животных, так и на тех людей, которые, будучи от природы предназначенными к подчинению, не желают подчиняться, такая война по природе своей справедлива».
Аристотель выделяет две морально обоснованные причины войны:
1\ это самозащита от порабощения, то есть от внешнего нападения; допустимым признаётся также и упреждающее нападение на агрессивного соседа.
2\ оправдано завоевание, если оно принесёт пользу покорённым полисам или народам; при этом запрещается война ради установления деспотической власти над всеми.
Война ужасна, но необходима как средство восстановления естественной справедливости и мира.
Для осмысления феномена войны выделяют политико-философские теории «политический реализм» и «теория справедливой войны» (а также пацифизм и милитаризм).
«Политический реализм» – это когда государства руководствуются не моралью, а интересами; когда невозможно установить гармонию национальных интересов.
«Теория справедливой войны». Задача теории выяснить, в каком случае война морально оправдана. Речь идёт о признании справедливым или морально необходимым обращение к военной силе в обстоятельствах, когда иные методы разрешения конфликта уже неэффективны.
Римский политик и философ Марк Юлий Цицерон (106 – 45 гг до н.э.) считал: «Строже всего надо соблюдать право войны. Так как существует два способа разрешать споры, один – путём обсуждения, другой – силой, причём первый свойственен человеку, второй – диким зверям, то ко второму надо обращаться тогда, когда воспользоваться первым невозможно. Поэтому войны надо начинать с целью, не совершая противозаконий, жить в мире; но после победы надо сохранять жизнь тем, кто во время войны не был ни жесток, ни свиреп».
Христианский богослов Августин Аврелий (354-430) считается автором христианской доктрины справедливой войны. Августин полагал, что человек испорчен грехом и не способен отказаться от насилия; вечный мир в граде земном недостижим. Если насилие используется ради собственной выгоды, тогда оно греховно. Насилие человека над человеком оправдано только в одном случае – если оно становится средством воздаяния или мести за прегрешения. Война цель которой состоит в наказании греха, признаётся законной, морально оправданной и справедливой.
Католический теолог Фома Аквинский (1225-1274) сравнивал войну с врачебной операцией по отсечению органа, «который гниёт и заражает другие члены».
«Необходимо, чтобы воюющая сторона имела справедливое намерение, то есть чтобы её намерением было утверждение добра или предотвращение зла. Поэтому Августин говорит, что истинная религия полагает мирными те войны, которые ведутся не ради превозношения или жестокости, но ради укрепления мира, наказания злодеев и утверждения добра». В самом деле, подчас случается так, что война объявляется законной властью и по справедливой причине, но тем не менее является несправедливой в силу злого намерения».
Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) писал:
«Высокое значение войны состоит в том, что благодаря ей … сохраняется нравственное здоровье народов, их безразличие к застыванию конечных определённостей; подобно тому как движение ветров не даёт озеру загнивать, что с ним непременно случилось бы при продолжительном безветрии, так и война предохраняет народы от гниения, которое непременно явилось бы следствием продолжительного, а тем более вечного мира».
Нидерландский юрист Гуго Гроций (1583-1645) уподоблял войну судебному процессу, замечая, что «война ведётся против тех, кого невозможно принудить к чему-нибудь в судебном порядке, но как и справедливый суд, справедливая война требует нравственного поведения. Основными справедливыми причинами войны Гроций называет самозащиту, возвращение имущества и наказание, а также помощь союзнику или народу, попавшему в беду.
Государства могут вступать в войну, и при этом, если не нарушают определённых правил (объявляют войну публично, отказываются от чрезмерного насилия), их действия нельзя считать преступными, несмотря на то, что они могут и не соответствовать требованиям морали.
Николо Макиавелли в трактате «Государь» пишет: «Ибо та война справедлива, которая необходима, и то оружие священно, на которое единственная надежда».
Швейцарский юрист Эмер де Ваттель (1714-1767) полагал, что война это правовое состояние, а государственная армия представляет собой юридическое лицо, обладающее правом на её ведение. То есть оно всегда действует в правовом поле, а потому действия армии не являются преступлением, если не нарушает право войны .
Самое известное определение «Война – это продолжение политики иными средствами» дал немецкий военный историк и философ Карл Филипп Готтлиб фон Клаузевиц (1780-1831). Он считал войну крайне опасным предприятием и сравнивал с игрой в карты, в которой карты тасуют случай и время. Война ведётся с тем, чтобы разбить вооружённые силы врага и занять его территорию. Но поскольку цель войны – политическая, то и победа не всегда будет связана с оккупацией. В войне высока степень неопределённости и случайности, полностью контролировать войну невозможно.
В Средние века войны между феодалами церковь называла разбойничьими и считала грехом. Папа Римский называл войны феодалов грабежами, в отличие от священной войны за Гроб Господен – крестовый поход на Иерусалим.
В эпоху Ренессанса с пацифистской проповедью ярко выступил «князь гуманистов» Эразм Роттердамский (1466-1536). Он называл войну не соответствующей заповеди Христа, приносящей больше несчастий, чем выгод, и интересной лишь «подонкам общества».
Жан-Жак Руссо (1712-1778) считал, что вечный мир даёт обогащение народам, но это не то, чем обычно обеспокоены государи. Они привыкли использовать войну для того, чтобы утверждать свой деспотизм. Им выгодно запугивать войной народы, чтобы продолжать грабить их. В войне также заинтересованы и министры, которые наживаются на ней и благодаря ей подтверждают собственную значимость. Избавившись от войн между собой, европейские государи могут пожелать вести захватнические войны объединёнными силами.
Древнегреческий историк, основатель исторической науки, автор «Истории Пелопонесской войны» Фукидид (ок 460 – ок 400 до н.э.) утверждал, что государства взаимодействуют согласно принципу силы: «… право имеет решающее значение только при равенстве сил на обеих сторонах; если этого нет, то сильный делает то, что может, а слабый уступает».
Российский банкир Иван Блох (1836-1901) в 1898 году выпустил труд «Будущая война в техническом, экономическом и политическом отношениях», в котором доказывал, что война между мировыми державами стала бы губительной и для побеждённых и для победителей.
Однако история развивалась вопреки предупреждениям учёных, они переоценили благоразумие правительств. Первая мировая война унесла 18 млн жизней, Вторая мировая война унесла 75 миллионов жизней.
Пройдя через две мировые войны, человечество поставило себя на грань того состояния, которое Иммануил Кант (1724-1804) называл вечным миром на «гигантском кладбище» народов. Кант считал войну признаком варварства и безусловно осуждал её.
Автор «Левиафана» и термина «война всех против всех» Томас Гоббс (1588-1679) утверждал, что беспрестанное желание всё большей и большей власти, это желание, прекращающееся лишь со смертью».
Политический теоретик Ханс Моргентау (1904-1980) полагал, что именно в природе человека следует искать корни всех социальных и политических процессов. Пороки человеческой природы не позволяют людям строить отношения исключительно на принципах морали. Желание доминировать оказывается основой всех конфликтов. Воля к власти – ключевой принцип человеческих отношений, в том числе и международной политики.
Немецкий юрист и политический теоретик Карл Шмитт (1888-1985), автор «теории политического», утверждал, что война выходит из подчинения политики и не воспринимается как средство установления мира, она начинает разрушать политику и государство. Само государство как институт оказалось перед угрозой быть уничтоженным вместе с населением и экономикой. Последствия этого катастрофичны: конфликт не может быть решён политически, он превращается в эсхатологическую борьбу с противником, в котором начинают видеть воплощение мирового зла.
Политический философ Кеннет Уолтц (1924-2013) говорил: «… война происходит потому, что её ничто не может предотвратить. Между государствами, как и между людьми, не существует автоматического согласования интересов. В отсутствие высшей власти сохраняется постоянная возможность того, что конфликт будет разрешён силой».
В 1977 году вышла книга Майкла Уолцера «Справедливые и несправедливые войны: нравственный аргумент с историческими иллюстрациями». Как пишет Уолцер, война иногда необходимо, но обоснованной эта необходимость становится только в том случае, если удастся доказать именно моральную значимость обращения к военной силе.
Что же можно назвать справедливыми войнами?
По мнению Майкла Уолцера:
1\ Оборонительная война, поскольку она вызвана агрессией и фактически не оставляет выбора жертве агрессии; конфликт не может быть решён иным способом, кроме как обращением к военной силе.
2\ Помощь государству, которое находится под несправедливым ударом агрессора.
3\ Упреждающий удар.
4\ Помощь народу, восставшему против своего правительства, которое ответственно за массовые нарушения прав собственного населения.
5\ Контринтервенция.
6\ Гуманитарная интервенция.
Некоторые психологи утверждают, что человеку по природе вещей свойственна агрессия. Человек превращает своё недовольство жизнью или собой в ненависть к другим. Если война является неотъемлемой частью человеческой натуры, как предполагается многими психологическими теориями, то полностью изжить её никогда не удастся.
Зигмунд Фрейд считал агрессивность одним из основных инстинктов, определяющих психологические «пружины», направленность и смысл человеческого существования. Фрейд даже отказался участвовать в движении борцов за мир, так как считал войны неизбежным следствием периодических вспышек человеческой агрессивности.
Некоторые философы видели в войне высший смысл. Так, Гегель видел высокое значение войны в том, что благодаря ей сохраняется нравственное здоровье народов, война «предохраняет народы от гниения».
Фридрих Ницше писал, что «война и мужество сотворили больше великого, чем любовь к ближнему».
По Прудону, война — «божественное явление, справедливое, добродетельное, нравственное, святое, особый вид религиозного откровения».
А вот Эразм Роттердамский утверждал, что в войне нет ничего святого, она неразумна, является воплощением всех бед и страданий, «словно моровая язва, она разъедает совесть и веру», развязывает всяческие пороки, противна христианским понятиям о братстве, согласии, кротости.
Философ Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900) утверждал, что мир есть добро, а война зло, которое с общенравственных позиций оправдать невозможно. Но смысл войны не исчерпывается её отрицательным определением, поскольку она при определённых условиях бывает реально необходимой.
Потери в войнах европейских стран (убитые и умершие от ран и болезней) составили: в XVII веке — 3,3 миллиона человек, в XVIII веке — 5,4 млн, в XIX и начале XX веков (до Первой мировой войны) — 5,7 млн, в Первой мировой войне — свыше 9 млн, во Второй мировой войне (включая погибших в нацистских концлагерях) — свыше 50 миллионов человек.
В чём же причины войн?
Основная причина возникновения войн — стремление политических сил использовать вооружённую борьбу для достижения внешне- и внутриполитических целей. Только небольшое количество войн в истории было действительно результатом волеизъявления народа. Гораздо чаще народ насильно втягивается в войну своими правителями.
Случаются войны только тогда, когда к власти приходят лидеры с психологически ненормальным отношением к человеческой жизни. Войны затеваются правителями, которые преднамеренно стремятся воевать. Подобные люди становятся во главе государств во времена кризиса, когда население ищет вожака с твёрдой волей, который, как им кажется, способен решить их проблемы.
Психолог Эрих Фромм на примере истории Европы XV—XX веков указывает, что число и интенсивность войн являются не постоянными величинами, а значительно возрастают по мере успехов технической цивилизации и процессов усиления правительственной власти.
Человеческие войны — это аналог поведения животных, которые сражаются за территорию или конкурируют за еду или партнёра. Животные агрессивны по своей природе, а в человеческой среде подобная агрессивность выливается в войны. Однако, с развитием технологии человеческая агрессивность достигла такого предела, что начала угрожать выживанию всего вида.
Подобные теории были раскритикованы учёными, такими как Джон Г. Кеннеди, которые считали, что организованные, продолжительные войны людей существенно отличаются от драк за территорию у животных — и не только в части технологии. Война всё-таки является человеческим изобретением, имеющим свои исторические и социальные корни.
Томас Мальтус (1766—1834) писал, что население всегда увеличивается до тех пор, пока его рост не ограничивается войной, болезнью или голодом. Согласно мальтузианским теориям причины войн кроются в росте населения и нехватке ресурсов. Так, папа Урбан II в 1095 году, накануне Первого крестового похода, писал: «Земля, которую вы унаследовали, со всех сторон окружена морем и горами, и она слишком мала для вас; она едва даёт пропитание людям. Вот почему вы убиваете и мучаете друг друга, ведёте войны, вот почему столь многие из вас гибнут в гражданских раздорах. Уймите свою ненависть, пусть вражда закончится. Вступите на дорогу к Гробу Господню; отвоюйте эту землю у нечестивой расы и заберите её себе».
«Теория преобладания молодёжи» существенно отличается от мальтузианских теорий. Её сторонники считают, что сочетание большого количества молодых мужчин с нехваткой постоянной мирной работы ведёт к большому риску войны.
В случае, когда на одну женщину приходится 2,1 ребёнка, сын занимает место отца, а дочь — матери. Это приводит к замещению предыдущего поколения, тогда как более низкий коэффициент ведёт к вымиранию населения.
В случае, когда в семье рождается 4-8 детей, отец должен обеспечить своим сыновьям не одну, а две-четыре социальные позиции (работы), чтобы они имели хоть какие-то перспективы в жизни. Учитывая, что количество уважаемых должностей в обществе не может увеличиваться с той же скоростью, как количество еды, учебников и вакцин, множество «обозлённых молодых мужчин» оказываются в ситуации, когда их юношеский гнев выливается в насилие.
По большому счёту, люди, которые идут убивать других людей, — это мужчины в возрасте от 16 до 30 лет.
Рационалистические теории предполагают, что если бы обе конфликтующие стороны знали заранее, чем кончится война, то было бы лучше для них принять результаты войны без сражений и без напрасных жертв.
Теория отвлекающей войны — когда военный конфликт используется правительством государства для улучшения своего внутриполитического положения, инициации эффекта сплочения вокруг лидера воюющей страны, а также для сообщения населению затратного, а значит достоверного сигнала о компетентности действующего правительства.
Есть теория, согласно которой войну можно рассматривать как рост экономической конкуренции между странами. Войны начинаются как попытка овладеть рынками и природными ресурсами.
Теория перехода власти объясняет крупнейшие войны вызовом действующему гегемону со стороны великой державы, которая не подчиняется его контролю.
Существует теория, объясняющая агрессивную внешнюю политику или даже вовлечение в военные действия стремлением «отвлечь» внимание граждан страны от внутренней политической повестки в неблагоприятной для политических лидеров ситуации или улучшить своё политическое положение за счёт эффекта сплочения.
Современные биологи считают убийства в ходе войн адаптивным инстинктом человека как биологического вида, характерным также для ближайшего к человеку виду — шимпанзе.
Однако только человеческий вид (homo sapiens) ведёт внутривидовую борьбу в таких огромных масштабах. Львы не воюют с львами, гиены с гиенами, никто не добивает сдавшегося.
Важным для цивилизованных народов всегда было признание войны законной.
Каким же образом войну считают законной?
Есть три категории принципов легитимизации войны:
1\ Право на войну
2\ Право во время войны
3\ Право после войны.
Принципы «Право на войну» (jus ad bellum) предполагают:
1\ Войны можно объявить только при наличии действительно веской причины.
2\ До начала войны необходимо испробовать все невоенные средства: переговоры, санкции, ультиматумы.
3\ Война – ответ на некое злодеяние, она должна быть соразмерна совершённому злу.
4\ До начала войны нужно оценить возможность успешно закончить эту войну.
5\ Целью участия в войне должно быть восстановление справедливости и мира.
6\ Война должна быть объявлена только лицом, наделённым соответствующими полномочиями.
Принципы «Право во время войны» (jus in bello)
1\ В каждой операции допустимо использовать только необходимый уровень насилия.
2\ Разрешается атаковать только военные цели, а гражданские лица обладают «иммунитетом» от насилия.
Принципы «Право после войны» (jus post bellum)
1\ Агрессора необходимо наказать в соответствии с мерой причинённого ущерба.
2\ Наказанию подлежат лица, непосредственно ответственные за агрессию.
3\ Агрессор обязан возместить жертве агрессии военные расходы.
4\ Территориальная целостность и суверенитет агрессора незыблемы.
5\ Политическое и военное руководство агрессора должно быть изменено во избежание новых агрессий.
Цель боевых действий не ограбление противника, а нанесение ему существенного вреда, главным образом военного поражения, которое позволит подчинить неприятеля своей воле.
Война должна завершиться духовным очищением неприятеля. После подписания мирного договора можно вернуться к ненасильственным отношениям с бывшим противником или даже заключить с ним союз.
Все войны начинались во имя мира на вечные времена. Завоеватели убеждали, что они не хотят войны, но вынуждены защищать национальные интересы. В оправдание агрессии политиканы устраивали гнусные провокации. Все помнят, как Гитлер спровоцировал начало Второй мировой войны. Чтобы оправдать развязывание войны против Польши в 1939 году, гитлеровцами была создана спецгруппа, которую переодели в форму польских пограничников. Эта спецгруппа совершила нападение на жителей приграничных немецких деревень. С целью защиты мирных немецких граждан и была развязана Вторая мировая война.
В финале фильма Карена Шахназарова «Белый тигр» (2012 год) показано интервью человека, похожего на Адольфа Гитлера (не знаю, выдуманное или документальное).
«Война естественное обыденное дело. Война идёт всегда и повсюду. У неё нет начала, нет конца. Война это сама жизнь. Война это отправная точка».
Политики верят только в силу. Они убеждают в необходимости войны и защиты национальных интересов. Для этого они придумывают разные красивые оправдания: «война во имя мира», «мягкая сила», «умная сила».
На самом деле, действуют по принципу: «сила есть, ума не надо». Слабого никто не слушает. На право и мораль плюют, если всего можно добиться силой. Опыт показывает, что все вопросы можно решить за столом переговоров. Но если война возникает, значит кому-то нужна война.
Войну начинают якобы в интересах большинства населения. Но простым людям не нужна война. Правители сводят друг с другом счёты, а гибнут при этом ни в чём не повинные гражданские. Воюют элиты, а гибнут люди!
Все хотят мира, но на своих условиях. Все борются за мир, но с позиции силы, проводя в жизнь известное изречение римлян «хочешь мира, готовься к войне». Нужна новая парадигма в противовес древнеримской «мир с позиции силы».
Когда-то мы надеялись, что войны прекратятся с исчезновением капитализма, потом думали, что вместе с коммунизмом исчезнут причины для войн. Однако причина войн не в «-измах», а в природе людей. Порочна не столько цивилизация, сколько само создание – человек. Достаточно вспомнить, почему Каин убил Авеля (из ревности к Богу). Убийства на почве ревности были и будут всегда!
Древние утверждали, что мир лежит во зле. И сейчас считается, будто правит им Сатана. Всё происходит по какому-то давно прописанному сценарию и наш мир летит в пропасть самоуничтожения.
Возможно, войны это биологическая саморегуляция планеты?
Война всегда была борьбой за вытеснение (уничтожение) экономического конкурента. Люди всегда воевали за выживание. В мире идёт откровенная борьба «за место под солнцем». Нигде честной конкуренции уже давно нет. За всей ложью и ухищрениями скрывается чисто животная борьба за существование.
Люди – это животные с небольшим налётом цивилизованности («политическое животное», как говорил Платон). Ни одно животное не потерпит на своей территории чужака, отбирающего средства к существованию, и будет бороться с ним не на жизнь, а на смерть.
Жизнь – борьба! Каждый хочет выжить за счёт другого. Одни эксплуатируют других. А всё остальное лишь служит прикрытием этой борьбы за наилучшее существование.
Люди живут инстинктами, инстинкты сильнее культуры. Люди гораздо лучше понимают насилие, чем доводы разума.
Нельзя допускать войн, потому что во время войны человек быстро звереет. Цивилизационный слой культуры очень тонок, и человек в экстремальных условиях быстро превращается в животное, желающее выжить несмотря ни на что, даже убивая себе подобных.
В человеческом сообществе действуют те же законы джунглей, что и среди диких зверей; господствует право силы, а не сила права, выживает сильнейший, и сильнейший всегда прав. Доказывать невиновность бесполезно – «у сильного всегда бессильный виноват»!
В чём же тогда прогресс человеческой цивилизации, если, как и две тысячи лет назад, «кто сильнее, тот и прав»?
«Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни», – размышлял князь Андрей перед Бородинской битвой в романе Льва Толстого «Война и мир». – «Сойдутся как завтра на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей. А потом будут служить благодарственные молебны за то, что побито много людей, и число которых ещё прибавляют, и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга тому, кто убил больше народа, дают большую награду. Как Бог оттуда смотрит и слушает?!!!»
В отличие от Толстого, который воевал при обороне Севастополя, Достоевский, хотя и закончил военно-инженерное училище, никогда не принимал участия в боевых действиях. Возможно, поэтому в 1877 году Ф.М. Достоевский был сторонником начала войны с Турцией и призывал к захвату Константинополя. Свою позицию знаменитый мыслитель выразил в рассказе “ПАРАДОКСАЛИСТ”. «Дикая мысль, – говорил он, между прочим, – что война есть бич для человечества. Напротив, самая полезная вещь. Один только вид войны ненавистен и действительно пагубен: это война междоусобная, братоубийственная. Она мертвит и разлагает государство, продолжается всегда слишком долго и озверяет народ на целые столетия. Но политическая, международная война приносит лишь одну пользу, во всех отношениях, а потому совершенно необходима».
Николай Никулин в книге «Воспоминания о войне» пишет:
«Война — самое грязное и отвратительное явление человеческой деятельности, поднимающее всё неизменное из глубины нашего подсознания. На войне за убийство человека мы получаем награду, а не наказание, мы можем и должны безнаказанно разрушать ценности, создаваемые человечеством столетиями, жечь, резать, взрывать. Война превращает человека в злобное животное и убивает, убивает…»
«Война — признак интеллектуального бессилия или коварства властителей. Таким образом они решают задачу повышения собственного рейтинга за счёт чужих жизней. Властители, развязывающие войну, не любят свой народ, если они вообще кого-то любят. Ведь политиком, как и любым человеком, в конечном итоге управляет либо ненависть, либо любовь».
«Люди живут инстинктами. Человек — животное! Все хотят сделать человека лучше, а он не может, не может! В реальности правят другие законы. Право силы — вот реальное право. А добро, справедливость, любовь — это всё… Оглянись вокруг! Развязавшие войну так называемые цивилизованные нации наплевали на ими же установленные законы, а про божественные даже не вспоминают; они убивают, потому что им это выгодно. Выгодно!»
(из моего романа-быль «Странник» (мистерия) на сайте Новая Русская Литература –
Я убеждённый толстовец. Что может удержать человечество от самоуничтожения? Только любовь. Она — необходимость. Внутренняя необходимость! А возможно и внешняя. Мы сконструированы для любви. Любовь – жизненная потребность. Без любви человечество обречено на самоуничтожение. Мир существует не благодаря господству, а благодаря ЛЮБВИ! Поэтому ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!
P.S. Данная статья написана с соблюдением законов РФ.
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
4\ Всё есть любовь.
А по Вашему мнению, как сочетается ПРАВО ВОЙНЫ И ЗАКОН?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: арсений куманьков, война, закон, ИЗраиль, палестина, право войны