Философию определяют как науку о наиболее общих законах бытия; учение о бытии человека в мире и его взаимодействии с ним. Но может ли сегодняшняя философия дать ответ что происходит с обществом и человеком? Как показать практическую значимость философии?
Одни говорят, что философия занимается поиском истины. Другие требуют от философии конкретных ответов на жгучие вопросы современности. Но даже пост-нормальная наука не может дать ответ. Философия это незаконченный поиск истины, а не поиск эффективности или пользы.
«Польза философии не доказана, а вред от неё возможен», — заявили власти России и запретили преподавание её в университетах (в XIX веке). Сейчас преподавание философии сокращается, финансирование урезается, философские центры ликвидируются, хотя и не везде.
16 ноября во всемирный День философии я участвовал в работе конференции «Дни философии в Петербурге», где провёл опрос о философии и Сизифе.
Философов с давних времён почитают мудрецами, способными объяснить всё, ну или почти всё, правда без гарантий истинности. Отдельные философы умножают и без того избыточные сущности, вместо того, чтобы ответить на главный вопрос. А главный, на мой взгляд, вопрос философии — о Смысле Бытия. Это та самая «печка», от которой возникают все философии. Без решения этого вопроса, нельзя разрешить все остальные проблемы сознания и жизни. Вопрос смысла жизни — основной вопрос человеческого существования.
Философы и в целом гуманитарии много сделали для постижение природы общества и человека, чтобы его улучшить. Однако всё усилия оказались напрасными – люди как уничтожали, так и продолжают уничтожать друг друга со всё большей жестокостью.
Я спросил доктора философских наук Константина Семёновича Пигрова, как он относится к тому, что философия – это «сизифов труд». Пигров ответил: «Да, это великое и бессмысленное занятие. Но без неё жить невозможно.»
Философ не профессия, а скорее характеристика личности человека. «Все русские люди философы», – утверждал Достоевский. «Даже тот, кто отвергает философию, практикует её, не отдавая себе в этом отчёта», – говорил Карл Ясперс.
Когда в 1980-1981 годах я учился на подготовительном отделении философского факультета ЛГУ, приятель по группе дал мне почитать перепечатанное на машинке эссе Альбера Камю «Миф о Сизифе». Я с интересом прочитал несколько раз и даже написал приятелю ответ.
В древнегреческой мифологии Сизиф – строитель и царь Коринфа. Согласно Гомеру, это был мудрый, порочный и корыстолюбивый человек, пытавшийся безуспешно обмануть Богов и смерть. Когда пришло время умирать, Сизиф попытался сбежать из преисподней. За это Боги решили его наказать: вечно он должен был вкатывать огромный камень в гору, откуда тот неизменно скатывался вниз, и всё нужно было начинать сначала.
Сохранились разные варианты мифов, дающие объяснения причин столь тяжёлой кары, постигшей Сизифа (разглашение тайн богов, многочисленные ограбления путешественников, похищение и заточение бога смерти Танатоса). Сизиф попытался обмануть смерть, воспрепятствовать нисхождению душ в преисподнюю и соответственно смене поколений.
Наиболее распространена версия мифа, в которой Сизиф обманом заковывает бога смерти Танатоса и держит его в плену. По другой версии, обманул и заковал в цепи самого Аида. В отсутствие Танатоса люди перестают умирать. Боги обеспокоены сложившимся положением, и по прошествии нескольких лет Арес, бог войны, освобождает бога смерти. Танатос исторгает душу Сизифа и отводит её в царство теней умерших.
Но и тут Сизиф сумел обмануть богов. Он запретил своей жене совершать после своей смерти погребальные обряды. Аид и Персефона, не дождавшись погребальных жертв, разрешили Сизифу вернуться ненадолго на землю, чтобы наказать жену за нарушение священных обычаев и велеть ей устроить подобающие похороны и жертвоприношения.
Сизиф не вернулся в царство Аида. Он остался в пышном дворце пировать и радоваться тому, что единственный из всех смертных сумел вернуться из мрачного царства теней.
Прошло несколько лет, до тех пор, пока отсутствие Сизифа в царстве мёртвых не было обнаружено. За хитрецом пришлось посылать Гермеса. За проступки при жизни (до и после смерти) Боги приговорили Сизифа к наказанию — вечно вкатывать на гору тяжёлый камень, который скатывался опять вниз, а он должен был его возвращать вверх на прежнее место. Боги полагали, что на свете нет ничего ужасней, чем тяжёлая и бесполезная работа.
Сизиф жил в своё удовольствием и никогда не думал о смысле жизни, а задумался лишь когда боги обрекли его на беспощадный труд вкатывать камень на гору, который всегда скатывался вниз.
Камю убедительно показал, какой мукой может быть бессмертие, если оно не наполнено смыслом. Камю считал, что жить означает исследовать абсурд, бунтовать против него. “Я извлекаю из абсурда три следствия, — писал философ, — мой бунт, мою свободу и мою страсть”.
У Альбера Камю Сизиф — это человек, который поднялся над бессмысленностью своего существования, который в этой бессмысленности обрёл свой смысл и свою гордость. Камю заключает, что «всё хорошо», и несомненно «Сизифа следует представлять себе счастливым».
У философа Диогена на ужин были хлеб и чечевица. Его заметил философ Аристипп, который жил комфортно, поскольку льстил правителю.
— Если бы вы научились быть любезны с правителем, вам бы не пришлось есть одну чечевицу, — сказал Аристипп.
Диоген ответил:
— Если бы вы научились жить, питаясь чечевицей, то не стали бы унижаться перед правителем.
В России слово «философ» часто используется уничижительно как насмешка.
Настоящих философов в истории единицы; большинство из них не были профессионалами и дипломированными специалистами.
Директор Института философии РАН академик А.Гусейнов полагает:
«Философствуют все в той или иной мере – и дети, и взрослые, и высоко образованные, и не очень. … Философа как такового, конечно, не сформируешь – это от Бога. Философское творчество требует особого таланта. Настоящий философ – большая редкость, часто опознаваемая через много лет, даже через столетия. А вот философа как исследователя можно сформировать, обучив, как обучают любой профессии».
Что же такое философия: наука или искусство размышления?
14-16 декабря 2022 года в Москве на «Алёшинских чтениях» под общим названием «Философия — как способ жить» доктор философских наук, профессор Виктор Игоревич Молчанов поставил вопрос ребром: что же это такое – философия?
Аристотель с самого начала объявил философию бесполезной с точки зрения общественной и практической значимости. На самом деле философия одна из самых используемых практических наук, но делается это не наилучшим образом. Начиная с пифагорейцев и Гераклита философия это производство общих (социальных) идей. Философы производят общие идеи для общества, а для этого выбирают особую деятельность, которую трудно назвать профессией, но выражается она в единичном уме. Философские учения могут порождать идеи, ведущие к противоестественным формам существования. Философское дело предстаёт почти как сверхъестественное.
Философы Института философии РАН потратили 742 тысячи бюджетных рублей на исследование «Является ли злом существование ада».
Нефилософы считают такие траты бесцельными.
В чём же задача философа: созерцать, изменять или просвещать?
Кандидат философских наук, доцент РГПУ им. Герцена Андрей Николаевич Муравьёв в своём докладе «О философии, философах и философских задачах нашего времени» в частности, сказал:
«Философия есть всеобщий метод познания истины.
Философ есть индивид, занятый созданием собственного учения.
Философа можно рассматривать как явление и как сущность.
Философия как сущность не стоит в одном ряду с другими делами. Философ это не одно из явлений, и не одно из многих, а просто один.
Философ есть гений человечества, в ком каждую историческую эпоху человеческий дух приходит к абсолютному самосознанию.
Философ не индивидуальность и не личность, а форма самосознания истины.
Философ есть не имеющий личной воли, орудие духа и самосознания вечности.
Философия никому кроме философа не интересна и не известна.
Не философия собственность философа, а философ собственность философии.
Путь познания истины всегда путь сверхчеловеческий.
Задача современной философии – разрешение противоречия между явлением и сущностью.
Нужно чтобы философия перестала быть предметом замкнутого круга жрецов от философии.
Чтобы философия стала понятна многим людям, а не отдельным философам. Настоящая философия должна перестать быть эзотеричной, а стать экзотеричной.
Необходимо возвысить явление философии к её сути!»
Декан философского факультета МГУ им. Ломоносова к.ф.н. Алексей Павлович Козырев полагает:
«Философия, безусловно, имеет дело с общим — с картиной мира. Она пытается рассматривать мир как целое, подниматься над узкими границами отдельных наук, частных наук, которые в большинстве своём выделились из философии. Поэтому философия — знание и научное, и художественное. … Некоторые мои коллеги прямо утверждают, что философия — это прививка критического мышления. … Философ совсем не обязательно должен всё ниспровергать и ко всему относиться с подозрением. Но критическое мышление — это одна из компетенций, как сегодня говорят, философии. Вне философии мы критического мышления выработать не можем». (из интервью в журнале «Знание – сила» № 4 за 2022 год).
Доктор философских наук Роман Викторович Светлов убеждён:
«Философия в любом случае учит критическому мышлению, мировоззрению, умению мыслить методически. Сейчас философия в реальности не является «царицей наук» и критерием истины. В 1997 году был большой философский конгресс в России с целью определить «русскую идею». В итоге решили, что идея должна созреть сама. До сих пор зреет. Если ничего не предлагать, то предложат другие».
После развала СССР многие философы перековались в политологов и социологов. Однако многочисленные политологи из числа преподавателей «научного коммунизма» так и не смогли создать теорию нового общественно-политического строя России.
Помню, как нам внушали: «марксистко-ленинское учение всесильно, потому что оно верно». Я как-то спросил: «А почему оно верно?» – Мне ответили: «Потому что оно всесильно».
Если в марксистско-ленинской философии критерием истины была практика, то нынешняя философия не претендует на истинность и плохо связана с практической жизнью. Это скорее «творчество концептов» и напоминает пророчество, даже поэзию. Никто не слушает философов, их взгляды многим кажутся оторванными от реальной действительности.
Казалось бы, сейчас самое время для философов проявить свои способности. Однако философская дискуссия не возникла ни по поводу «русской идеи», ни по поводу «традиционных ценностей», ни по поводу «русского мира». Зато спорят: является ли профессор философии представителем народа? Предлагают даже создать должность «министр философии» (в шутку, наверное).
Превратится ли философия из абстрактно-кабинетной теории реальным экзистенциальным знанием, способным адекватно осмыслить и понять происходящее в России и мире?
Олег Измеров считает: «Современные философы ушли от преобразования мира и пережёвывают банальные истины. Дайте работоспособную теорию строительства нового общества или признайтесь в собственной беспомощности».
Фёдор Гиренок полагает, что философия сегодня это сознательное сумасшествие; философ – это юродивый; философ работает со смыслами, он воин в войне смыслов.
Философы ныне заняты перекодировкой смыслов: старые понятия наполняются новыми определениями, слова остаются те же, а содержание становится подчас противоположным прежнему. Философствование всё больше напоминает «игру в бисер».
«На протяжении века философия лежит на смертном одре и не может умереть, ибо задача её не исполнена. Поэтому конец вынужденно мучительно затягивается. Она или похоронила себя, предавшись пустой игре в мысли, или пребывает в агонии, во время которой её посещают откровения и она высказывает то, что забывала сказать на протяжении всей жизни. Перед лицом смерти ей хочется быть честной и открыть свою последнюю тайну. Она признаёт: все великие темы были сплошь уловками и полуправдой. Прекрасные, но тщетные взлёты мысли: Бог, Универсум, Теория, Практика, Субъект, Объект, Тело, Дух, Смысл, Ничто — всего этого не существует. Всё лишь словечки для юнцов, профанов, клерикалов да социологов», — считает немецкий философ Петер Слотердайк.
В книге «Седьмой день Сизифа» доктор философских наук, профессор В.В. Варава пишет:
«С незапамятных времён философия представляется делом чрезвычайно трудным, заумным, требующим каких-то особых знаний, специфического склада ума, и при этом, не имеющим никакой практической значимости. Всё это основание для того, чтобы вычеркнуть философию из круга важных человеческих занятий, снабдив её приверженцев убийственными уничижительными эпитетами «чудак», «сумасшедший», одним словом, «философ».
В эссе «СREDO PHILOSOPHIAE» Варава раскрывает место и роль философии в современном мире.
«Философия – это онтологический императив, вернее, раскрытие этого императива, который может звучать так: нравственная обязанность существования в непонятном, конечном и бессмысленном мире, существования вопреки злу, абсурду и смерти, существования благодаря удивлению, вопрошанию и надежде».
Credo philosiphiae выглядит так: этическая обязанность быть, несмотря на метафизическую неопределённость Бытия».
«Философия для реальной жизни нужна как мастурбация для секса», – утверждает один из героев фильма «Философы».
Нужна ли философия в нашей обыденной повседневной жизни? – спросил я у доктора философских наук, профессора Константина Семёновича Пигрова.
Он ответил: «Философия просто необходима. Каждый человек в сущности философ. Философия составляет основное содержание нашей жизни. Высшее содержание жизни это не есть и не пить, это мыслить, разговаривать, читать и писать. Философия это радость жизни! Радость, которая не может быть уничтожима. Это праздник!»
«Чем должна быть в России философия? Какую социальную роль она должна играть?»
Философ Борис Межуев отвечает: «С моей точки зрения, она должна быть своего рода социальным медиатором. Она должна открывать одной части общества глаза на существование другой. Сегодняшняя Россия характеризуется тем, что здесь все внутренне сплочённые страты не признают существования других страт и их приоритетов.
<...>
Поэтому, конечно, нужна какая-то новая философия, способная отшатнуться от всех расхожих социальных истин, понимая, тем не менее, их серьёзность.
<...>
Философия на 35 процентов именно идеология, на 35 процентов – и в самом деле критическое мышление, а что оставшиеся 35 процентов? Оставшиеся 35 – это знание чужих мыслей, релевантных для собственного идеологического выбора.
<...>
Философ – это человек, для которого тот или иной идеологический выбор опосредован способностью его систематически обосновать, критически отнесясь к возможным иным точкам зрения».
Приглашаю посмотреть мой опрос студентов вузов о философии и Сизифе.
ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, философия – это расшифровка первоначального удивления, той самой первоначальной интуиции, которая приходит в качестве неосознанного образа, как идея у Платона.
Если верно, что «философы читают послание Бога в подлиннике», то философы рационально осмысливают послание, которое приходит в форме некой интуиции. Философия занимается рефлексией первоначального откровения. Разум постигает то, что знает душа.
Вряд ли философией можно считать лишь деятельность рацио (ума). Философия это любовь к мудрости, а не любовь к знанию. Многознание, как известно, мудрости не научает. Философия – это состояние души, состояние сознания, не только деятельность ума, но и деятельность всего существа человека.
Философствование есть некая медитация, вовсе не имеющая цель, чтобы её восприняли и поняли посторонние. Цель философа прежде всего постичь эту истину собой, запечатлеть её, расшифровать и самому измениться.
Постижение границ человеческой жизни, границ человеческого познания и границ человеческой свободы – вот что делает человека философом.
Есть ли среди философов-теоретиков люди, которым изучение философии помогло на практике в решении каких-то проблем?
Философия помогает не задавать такие вопросы и по возможности не ввязываться в практику. Сидя каждый в своей «пещере», философы создают иллюзии, называя их философскими системами. Это вообще странная наука, наука об изнанке мира, о том, что требует перестройки ума.
Некоторые преподаватели философии считают, что их задача выработать критическое мышление у студентов. Но боюсь, что скоро и эта задача перестанет быть востребованной государством.
Задача философии состоит в примирении сознания с действительностью. Поскольку сознание вторично, а действительность первична. Сознание адаптируется к жизни, изменяя её.
Миссия философа – всегда оставаться критически настроенным по отношению к действительности, даже при всеобщем воодушевлении и оптимизме.
Всякая авторская философия есть в какой-то степени объяснение и оправдание своей собственной жизни. При этом далеко не все философы живут в соответствии с провозглашаемыми принципами.
Философы всегда были не нужны. Они скорее излишнее, чем необходимость. Сократа почитали мудрейшим из греков, но большинство афинян проголосовали за лишение его жизни.
Настоящий философ должен своей жизнью подтверждать и доказывать истинность своего учения, как это сделал Сократ. В противном случае его учение нельзя назвать философией.
Сократу приписывают слова, что настоящий философ только тем и занят всю жизнь, что подготовкой к смерти.
У греков был очень хороший термин – ПАРРЕСИЯ, означающий говорить истину, непосредственно, без риторических приёмов и при этом неизбежно подвергая себя риску.
Я спросил у главного редактора журнала «Вопросы философии» доктора философских наук Бориса Исаевича Пружинина, должна ли быть философия понятной широкой публике.
Борис Исаевич ответил, что Сократ говорил понятно, но за его внешне простыми высказываниями скрывалась глубина. По словам Бориса Исаевича, когда приходится выступать перед общественностью, возникает двоякое чувство: вроде бы ясная мысль утрачивает глубокий философский подтекст. Философское общение это во многом личное общение. Не всегда простому человеку будут понятны некоторые коннотации и смыслы, скрывающиеся за внешне ясными и понятными формулировками.
Есть мнение, что философ, если он настоящий, должен говорить непонятно для масс. Я же считаю, что подлинный философ исповедует истину, которая понятна для всех. Гениальное просто!
Большинство философов ничего предложить не могут, кроме набивших оскомину банальностей. Нет в их идеях простоты и одновременно глубины.
Нынешние философы не хотят мир изменить, нет у них таких Идей. А ведь мир, согласно Платону, изменяют именно Идеи (с большой буквы).
Многим людям не понятен сам статус – «профессиональный философ». Философ – человек, окончивший философский факультет или любой другой мыслитель? Философия это профессия или любовь к мудрости?
Профессиональные философы, как правило, историки философии. А подлинный философ всегда изгой – как Фридрих Ницше!
В.И. Вернадский говорил: «Можно быть философом, и хорошим философом, без всякой учёной подготовки, надо только глубоко и самостоятельно размышлять обо всём окружающем, сознательно жить в своих собственных рамках. В истории философии мы видим постоянно людей, образно говоря, «от сохи», которые без всякой другой подготовки оказываются философами» («Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление». Кн. 2. М, 1977. С. 73).
Буквальное значение слова «философия» = от греч. phileo – люблю + sophia – мудрость, – любовь к мудрости. У древних греков это слово означало «стремление к пониманию», «стремление к знанию», «жажду знания». Следовательно, любовь – это философия во всей полноте смысла этого термина. Без любви нет философии. Любовь делает позитивной не только свободу, но и истину.
Специалисты по античной философии полагают, что термин «философия» в качестве названия особой сферы знания впервые употребил Платон. Он считал чистое философское созерцание идей – высшей формой познания, способом восхождения к высшим идеям.
Аристотель писал: «Люди, философствуя, ищут знание ради самого знания, а не ради какой-то практической пользы».
Философия понимается как движение вперёд. Окончательной догмы в философии не будет, иначе философия как процесс бесконечного познания остановится и умрёт.
Философия – знание о целом как повод обратиться на себя, к пониманию своей личности и своей свободы. Это личный опыт разумного освоения фундаментальных проблем бытия. Это опыт ошибок цельного разума личности в его движении к проблемам. Занятие философией захватывает всю личность, а не только разум.
Для меня философствование это состояние, переживание, мышление, вечный поиск ответа на вечные вопросы, который бесконечен, как бесконечна вселенная.
Вопрос: философия это вечный поиск свободного духа, который пребывает там где хочет или философия это академическая институция, доступная кругу избранных – посвящённых в звание философа, скованная регламентированными правилами и специфическими постулатами?
Сегодня мир нуждается в конструктивной позитивной философии, готовой ответить на главные вопросы современности: как выжить в мире в этом безумном мире? И возможно ли быть счастливым, когда жизнь – катастрофа?
В конце концов, человек хочет понять, зачем он живёт. Когда он найдёт ответ на свой вопрос, возможно, он будет счастлив. Философия должна помогать человеку жить и чувствовать себя счастливым, пусть даже это иллюзия.
Постмодернизм привёл к разрушению базовых иллюзий. Постмодернизм рассматривается как иррациональный маргинальный философский дискурс, где каждое философствование имеет равное право на существование. Всякая системность в философии и любое упорядочивание смыслов считается недопустимым, как и претензия на истину в последней инстанции.
Философия – одна из условностей, спекулирующая на природном любопытстве человека. Каждый философ предлагает свои иллюзии, называя их философскими системами. Для многих занятия философией не поиск истины, а интеллектуальное развлечение. Часто за обилием научных терминов и красивыми словесными оборотами не скрывается никакого смысла. Каждый старается придумать свой «– изм», считая это чуть ли не высшим достижением.
Неужели они не видят и не понимают нищеты своей философии?!
Философия – это «сизифов труд», потому что величайший самообман. Хитроумные ответы, которые даёт философия, годны лишь для успокоения беспокойного разума, проверить их и применить на практике невозможно.
Философы любят говорить сложно о простом и просто о сложном. давать простые ответы на сложные вопросы и сложные ответы на простые вопросы.
«Есть вопросы, на которые лучше ответов не знать».
«Хочешь ли ты узнать правду о вселенной? Выбор за тобой. Хотя у тебя нет выбора».
«Никакого ответа это тоже ответ».
«В этом вся прелесть жизни. Мы не просто должны принимать бессмысленность жизни, но радоваться тому, что в ней нет никакого смысла».
«Наслаждайся тем, что жизнь бессмысленна».
«Не осознанная жизнь не стоит быть прожитой».
«Живи каждый день как последний и когда-нибудь не ошибёшься».
«Жизнь это комедия, написанная садистом».
«Нами всеми кто-то играет».
«Надо признать, что система несправедлива».
«Я хочу придумывать смысл, а не быть тем, что придумали другие, не быть идеей».
«Хаосом зовётся Квантовая Неопределённость из которой человек и другие существа лепят свой Порядок».
«В своей логической софистической части философия всё равно обладает множеством приёмов и некой изощрённостью, которая преднамеренно культивируется. Для Хайдеггера самой страшной движущей силой был страх перед банальностью, страх просто сказать что-то такое, что мог бы сказать каждый. И кто тогда ты такой здесь: где твой копирайт, твой авторизация… На самом деле страх перед банальностью, перед простым порядком слов он в общем-то в каком-то смысле поощряет изощрённость философии, но затрудняет тот удивительный, всегда возможный контакт, связанный с детскостью души, связанный с образом князя Мышкина, который поэтому оказывается столь трудным». (Александр Куприянович Секацкий в беседе с Александром Синицыным).
«Мир, в который мы пришли, не только грубый и жестокий, но и божественно прекрасный, — писал Карл Густав Юнг в работе. «Воспоминания, сновидения, размышления». — Что берёт верх: смысл или бессмысленность — зависит от темперамента. Если бессмысленность, то жизнь чем дальше, тем больше начинает постепенно терять всякое значение. Но мне кажется, это не так. Возможно, как всегда бывает с метафизическими вопросами, правда и там, и там: в жизни есть и то и другое — и смысл и бессмысленность, жизнь имеет смысл, и жизнь смысла не имеет. Я хочу надеяться, что смысл выиграет эту битву».
Недавно американский миллиардер Илон Маск заявил, что искусственный интеллект приведёт к тому, что человечеству больше не придётся работать, а главным вопросом будущего для человечества станут поиски смысла жизни.
«Мы становимся свидетелями самой разрушительной силы в истории, — заявил Маск. —Наступит день, когда работать больше не понадобится — вы сможете выполнять работу себе в удовольствие, но ИИ сможет делать абсолютно все». «В этом есть как плюсы, так и минусы, — продолжил Маск. — Одной из наиболее трудных задач будущего станет поиск смысла жизни».
Хотите ли Вы действительно знать правду о Вселенной?
В конце концов, Вам важнее собственная жизнь или правда (истина)?
Готовы Вы ради истины пожертвовать собственной жизнью?
Будет ли заниматься освобождённый от работы человек поиском смысла жизни или чем-то другим, я попытался выяснить у студентов Сорбонны в Париже.
Долго считалось, что сознание это предмет философских дискуссий. В 2017 году на конференции «Дни философии в Петербурге» выступала Т.В. Черниговская с докладом о тайнах мозга и сознания. Недавно вышла книга «Быть собой. Новая теория сознания» британского нейроучёного Анила Сета. Сет показывает, как миллиарды нейронов нашего мозга ежесекундно выстраивают наш повседневный сознательный опыт. Как поверхность коры, с сетью тонких красных вен способна рождать вселенную мыслей, чувств, ощущений — целую жизнь. Рассматривая огромное количество теорий сознания от присутствия его везде (панпсихизм) до отрицания существования сознания в привычном для нас виде, разбирая уровни сознания, ощущения себя сознательным «я», учёный выдвигает революционную идею — мы живём в контролируемой галлюцинации!
Мы все приходим в эту жизнь зачем-то. Зачем? — об этом знает только Бог. Осуществить ведь что-то непременно, как будто бы исполнить чей-то долг. Волнуемся, надеемся, страдаем, пытаемся постигнуть жизни смысл, и в суете подчас не замечаем, как попусту души уходит пыл. Но всякому дано предназначенье. Осуществить его, затем и жизнь дана. И каждый в душе слышит повеленье исполнить то, что требует душа. Мы родились исполнить Божью волю и научиться всех людей любить. Жить и страдать — мы выстрадали Долю, и вновь вернёмся этот мир творить. Судьба есть цель земного воплощенья, и жизнь дана осуществить судьбу. Всё повторяется, душа избегнет тленья, и смерти нет, покуда я люблю. Нет смерти! Есть лишь смены формы. Бессмертны мы! Конец — начало есть! Всё возвращается! И в вере мы упорны, что жизней в Бытии не перечесть. Всё в этом мире создано на радость, и даже боль на пользу нам дана. Прекрасна молодость. Но мудрость — дарит старость. А жить любовью можем мы всегда. Любовь есть Бог, а мы — его творенья, и всякий человек есть Божий лик. И всякая любовь есть Откровенье, и всякая любовь есть Богу крик. Любовь есть путь в бессмертие и к Богу, и жизнь — шанс уподобиться Ему. Смысл — он везде, и нужно верить Слову, и в Вечность дверь откроется тому».
(из моего роман-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
P.S. Вот уже на протяжении двадцати лет я записываю мнения философов о самых разных явлениях.
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
4\ Всё есть любовь.
А Вы согласны, что ФИЛОСОФИЯ – ЭТО СИЗИФОВ ТРУД?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: Альбер Камю, дни философии в петербурге, миф о сизифе, Николай Кофырин, Новая Русская Литература, санкт-петербургский госуниверситет, сизиф, философия