ТАЙНА НАЦИИ

Нации – одна из тайн человеческой истории. Одни считают, что нация это выдумка властителей для управления своим народом; другие полагают, что это природное чувство идентификации «свой-чужой»; третьи убеждены, что «нация это то, что Бог о ней задумал».
Национальный вопрос один из сложнейших. Он может или сплотить страну и обеспечить ей победу, или же разрушить государство, превратив в набор враждующих племён.
Периодические конфликты на национальной почве заставляют учёных и политиков думать над причиной этих конфликтов.
Недавно я был приглашён на семинар в Русской Христианской Гуманитарной академии, где обсуждался вопрос «опасен ли национализм». С докладом «Национализм как свобода духа» выступил преподаватель филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат филологических наук Георгий Медведев.




Нация (от латинского слова nation – племя, народ) — это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе: общности происхождения, языка, территории, общности (единства и целостности) сферы общественного самоуправления, психического склада, проявляющегося в общности культуры.

Есть ещё понятие «политическая нация» – это сообщество людей, устойчиво, осознанно и единообразно ассоциирующее себя с определённой территорией и историей.
Синонимом нации может быть народ, страна. В международном праве нация является синонимом государства.

Если этносы это реальность, то нации и национальные государства – выдумка правящих элит для эксплуатации народов, проживающих на данной территории.

Понятие «национальность», выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов нации и народности. Поэтому оно является более узким, чем понятие «нация».

Ранее 1750 года зачатки национализма обнаружить сложно. Национализм заключается в обособлении и вычленении отдельной нации из общего числа народностей, проживавших до возникновения нации на определённой территории.

Один из первых исследователей национализма Бенедикт Андерсон назвал нацию «воображаемым сообществом», поскольку оно создаётся и удерживается не личным знакомством членов, а силой их воображения, их братских чувств.

Нация может быть однородной и многонародной. Обычно нация включает в себя большое количество этносов. Например, русская нация включает в себя много народов. Американцы вообще не имеют этнической характеристики.
Советский народ был полиэтнической нацией. Так же как и американский.

В формировании национальной идентичности большое значение играет культура. Нация это феномен скорее культурный, нежели этнический. Нация это во многом язык, на котором говорят люди данной национальной принадлежности.

Европейские нации сложились из полиэтнических империй. Теперь такой страной должна стать Россия. Это означает вернуться к европейской модели нации. Надо приблизить Россию к тому, чем нас воспринимают на Западе.
Европейская политическая мысль всегда называла нас русскими – «russians». Ельцинский термин «россияне» оказался не воспринятым. Только в Германии стали использовать термин «русляндиш».

Раньше нации в СССР и России обладали суверенитетом и формально имели право на самоопределение и выход из состава государства. Сегодня региональные элиты встроены во властную вертикаль, и уже не могут самостоятельно решать вопрос о выходе из государства Россия.

Президент РФ Дмитрий Медведев является сторонником теории государства-нации, теории, созданной Великой Французской революцией, сторонником условной «политической нации». По ней в государстве есть одна нация, внутри которой есть разной степени автономные этнические группы.
Президент признаёт необходимость завершения процессов, прерванных Октябрьской революцией 1917 года – процессов превращения России в государство русских. Цель – создание унитарного моноэтнического государства русских, независимо от этнической принадлежности граждан.

Однако, я полагаю, вряд ли можно будет до конца растворить национальную принадлежность в том или ином гражданстве.
Галина Старовойтова (известный политик и социолог, с которой я был лично знаком по работе в Ленинградском Университете), сравнивала создание единой общности «советский народ» и «американский народ» с процессом варки супа, когда в итоге всё равно получится винегрет (то есть полного растворения в единую общность не получается). Каждая нация стремится сохранить свою неповторимость и уникальность.

По данным ООН в мире насчитывается около 200 государств, в которых проживает приблизительно 5 тысяч этнических групп. В 2/3 стран проживает более одной национальной или религиозной группы, которые составляют не менее 10% населения.

Политолог Д.Хелд говорит о тенденции отмирания национального государства в глобальном мире. Национальный суверенитет становится помехой на пути транснациональных корпораций, производящих раздел мира и фактически управляющих миром; и национальные правительства для них как пятое колесо в телеге.

Налицо стремление малых народов к самосохранению через создание национальных государств. В больших многонациональных государствах и мегаполисах возникают крупные диаспоры, стремящиеся защитить свои традиции, язык и культуру от засилья культуры титульной нации.

Самая трудная проблема глобального мира – как сохранить различие внутри единства. Почему-то этносы не хотят растворяться в общемировой культурной «каше», терять собственную идентичность. Человек хочет быть частью всеобщего человечества, принадлежа к сообществу особенных наций, сохраняя при этом свою неповторимость, индивидуальность.

Сегодня русских трудно определить как нацию. Есть лишь россияне (граждане России) – кто живёт в границах России, знает и воспроизводит язык, культуру, историю и традиции данного государства.

На конференции «Дни петербургской философии 2010» профессор К.Х.Момджян (зав.кафедрой социальной философии МГУ) утверждал, что специфика «русского человека» есть, это факт. Различие западного и российского менталитета как факт существует; различия эти серьёзные, их нельзя недооценивать. Если в западном менталитете видна способность договариваться, то в нашем менталитете обнаруживается скорее противоборство.

Особенности российского менталитета, по мнению профессора К.Х.Момджян, в следующем:
1\ российская культура связана не с изменением мира, а себя в мире.
2\ русским свойственен коллективизм и общинность, микроколлективы на основе личной связанности. Внутри этого микроколлектива встречается способность «поделиться последней рубахой». Но не ради государства или всей России.
3\ у нас человека рассматривают как клеточку единого целого.

Приведу наиболее интересные суждения участников дискуссии в РХГА:

«На повестке дня стоит «национальная революция».

«Культурный человек по необходимости обязан быть националистом, ибо «мировая культура» есть только совокупность национальных исторических культур».

«Наш главный национальный недостаток – отсутствие чувства самоуважения и сознания собственного достоинства».

«Национализм – естественная реакция на интернационализм».

«Гений всегда национален, а посредственность всегда интернациональна».

«Отчего идёт иррациональность национального самосознания? – Так космическое бытие проявляет себя в национальном существовании».

«Национализм – это национальный эгоизм».

«Национальная проблема это проблема развития».

«Космополитизм атрофировал живое чувство родины, и является препятствием к нашему земному причастию».

«Мы должны развивать собственную национальную неповторимость. Если сохраним её, то станем примером и для других».

«Национализм – это исторический оптимизм, это соль жизни, без которой жизнь пресна и убога».

«Будущее за национализмом. Уже не призрак коммунизма бродит по Европе, а призрак национализма».

«Национализм наступает. Национализм есть реакция на глобализацию, это ответный процесс».

«Национализм является и опасностью, и препятствием на пути распространения глобализма».

«В чём сущностное отличие национализма от нацизма? – Нацизм это превосходство одной нации над другой. У национализма этого нет».

«Русская национальная идентичность не определяется через превосходство своей культуры и веры над другими».

«Нет никакой русской особенности, есть универсальные законы человеческого общества».

«Особенности русского человека в его духовности, в его святости, в открытости русской души; русский человек всегда искал в себе Бога».

«Духовность не имеет национальности. Национальность это культура и менталитет».

«Определять нацию через государственность это не правильно. Нация первична по отношению к государству».

«За национализмом будущее. А вот каким он будет, зависит от нас!»

ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, национальность, в метафизическом смысле, вещь проходящая. На Страшном Суде не будет ни эллина, ни иудея.
Чем больше я путешествую, тем более ощущаю себя гражданином мира. В Греции меня принимают за православного, в Египте за мусульманина, в Финляндии за протестанта. Но так ли уж важно, кто я? Гораздо важнее, какой я.
То, что я русский, ещё не означает, что я чем-то лучше или хуже представителей других национальностей.

Дело не в том, хорошая или плохая у тебя Родина, важно то, что она ТВОЯ!
Я люблю свою Россию независимо от смены политических режимов.
Ругать свою страну, всё равно что ругать свою жену и тем самым себя самого.

Я не против патриотизма. Хотя есть мнение, что патриотизм – это прибежище негодяев.
Патриотизм – это любовь к своим. Шовинизм – ненависть к чужим. Национализм – это национальный эгоизм. Фашизм – идея превосходства одной нации над другими.

Под знаменем идеи «национального (расового) превосходства» уничтожались другие народы. Немецкие фашисты уничтожали все нации, которые казались им неполноценными.

Человек – существо программируемое. В какой культуре он вырастет, тем и будет себя называть, независимо от цвета кожи. Самый убедительный пример – Александр Пушкин.

Иногда мне говорят, что я похож на татарина, другие спрашивают, не еврей ли я. Да так ли это важно, русский я, татарин или еврей. Если верить, что арап Петра Великого из царского эфиопского рода, ведущего свой род от царицы Савской, которая жила с царём Соломоном, то, возможно, Пушкин был еврей.

«Русский — это не национальность, это мироощущение! У нас душа ребенка! По сравнению с другими нациями мы словно застряли в детском возрасте. Понять нас трудно, как трудно взрослому вернуться в детство. И не ищите в России того, что есть на Западе. Россия никогда не будет страной комфорта — ни материального, ни духовного. Она была, есть и будет страной Духа, местом его непрекращающегося поединка за сердца людей; и потому путь её отличен от других стран.
Отличительная черта русской души — бескорыстность; ни для какого другого народа совесть не является такой мучительной проблемой, как для нашего, потому что совесть заставляет жертвовать выгодой.
Русскому человеку не нужно богатство, мы даже свободны от желания достатка, потому что русский всегда более озабочен проблемами духовного голода, поиском Смысла, нежели накопительством, — в этом пренебрежении материальным заключено духовное средоточие».
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература



А как Вы считаете: ОПАСЕН ЛИ НАЦИОНАЛИЗМ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Комментарии запрещены.