РУССКИЙ КОСМИЗМ ЛЮБВИ

Русский космизм.jpg

Накануне Дня народного единства хочу предложить тему, которая нас всех объединяет. 4–6 ноября в Москве состоится международный научно-фантастический симпозиум «Создавая будущее». В Петербурге мы обсудили эту проблему раньше. 6 июня 2024 года в «Точке кипения» РГПУ им. Герцена состоялся Круглый стол на тему «Прекрасное далёко: искусство созидания позитивного будущего». 7 июня пригласили футурологов, философов, писателей и всех заинтересованных в глубоком философском и научно-практическом обсуждении проблемы «Русский космизм»: одиноки мы во вселенной или всё же есть над нами Высшая Сила?

https://vk.com/video1243120_456243958


Косми́зм (греч. κόσμος — организованный мир, kosma — украшение) — философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. В философии понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. В науке учение о Космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта-Лапласа (18 в.) об образовании солнечной системы конденсацией пылеобразных масс; теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (20 в.), теории относительности А. Эйнштейна и др.

В философии Космизма обозначились два аспекта взаимосвязи человека и космоса. С одной стороны, человек рассматривался как неотъемлемая часть меняющегося Космоса, зависящая во всех своих проявлениях от космического целого. С другой стороны, сам человек рассматривался в качестве фактора эволюции, развивая свои способности таким образом, что, создавая новую технику и технологию, он начинал активно воздействовать на окружающий мир.

Русский космизм возник в России в середине XIX века в результате взаимовлияний естественных и гуманитарных дисциплин на почве самобытной культуры. В русском космизме предпринималась попытка возродить идею органичной связи человека и космоса. Термин «русский космизм» как характеристика национальной традиции мысли возник в СССР в 1970-е годы. Интерес сложился в связи с развитием космонавтики, актуализацией социальных и экологических проблем.

Русский космизм — это течение русской философской мысли, представляющее собой один из оригинальных вариантов мирового космизма. Это мировоззрение с корнями в мифологическом сознании, в смеси христианства с язычеством; намеренное противопоставление западноевропейской науке и культуре, поиск примирения ценностей традиционного общества с динамикой цивилизации.
Характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира.

Русский космизм предложил особый метод мышления: существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми.
Русский космизм, с его верой в мощь разума, предвосхитил многие научные подходы, в частности, современный антропный принцип.
Антропный принцип состоит в следующем: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нём не было наблюдателя, т.е. людей (чувствующих и мыслящих существ). Если бы мир был другим хоть немного – и нас бы не было: чуть бы сместились параметры составляющих мира, какая-нибудь элементарная частица была бы другой или исчезла – не явились бы ни жизнь, ни сознание. Поэтому, когда мы ставим задачу изменения или мира, или человека, необходимо учитывать этот принцип.

Изменять свою (человеческую) природу можно только вместе с изменением мира в том же направлении, и наоборот, когда человек, не изменяя себя, не став на путь собственного одухотворения, начинает покорять или преобразовывать природу (или мир), он приходит к неизбежному дисбалансу, к кризису, экологическому и нравственному. Такое одностороннее вмешательство, произведённое несовершенным, но самодовольным человеком в природу (вместо регуляции, сознательной и разумной) приводит к истощению природы, которая как бумеранг (в виде катастрофы) обрушивается на самого человека.

https://vk.com/video1243120_456243955

Эволюция русского космизма прошла несколько этапов. Её основными направлениями следует считать религиозно-философское и естественно-научное. К естественно-научному обычно относят К.Э. Циолковского, Н.А. Умова, А.А. Чижевского, В.И. Вернадского. Источником размышлений для них явилась идея о том, что «естественные предложения» природы недостаточны для жизни человечества и следует создавать «новую» природу на основе разума, науки. Сам же процесс созидания нового качества носит глобальный эволюционный характер.

Религиозно-мистическое крыло русского космизма связано с идеей единства духовного, космического и человеческого, космического и нравственного. Основные представители — Н.Ф. Фёдоров, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, С. Рерих.

В 1980–1990-х годах в российской литературе первоначально преобладало узкое понимание русского космизма как естественнонаучной школы. Однако впоследствии всё большее значение начинает приобретать широкая трактовка русского космизма как социокультурного феномена.

Приверженцы считают космизм оригинальным плодом русского разума, существенной частью «русской идеи», специфически национальный характер которой предполагается укоренённым в уникальном русском архетипе «всеединства». Актуальность идей космизма видят в разрешении вызовов современности, таких как проблемы поиска нравственных ориентиров, объединения человечества перед лицом экологического кризиса, преодоления кризисных явлений культуры.

Термин «философия русского космизма» ввёл в научный оборот Ф.И. Гиренок в 80-е годы XX века, хотя выражения «космическое мышление», «космическое сознание», «космическая история» и «космическая философия» встречались ещё в оккультной и мистической литературе XIX века. Термин «космическая философия» употреблялся К.Э. Циолковским.

https://vk.com/video1243120_456243954

Каждый из космистов предлагал свой вариант будущего развития человечества.
Космисты предупреждали будущие поколения о возможных негативных последствиях возмутительной эксплуатации природы.

Докучаев.jpg

ДОКУЧАЕВ Василий Васильевич (1846–1903) – учёный-почвовед, первый заговорил, что человечество обречено. Он ввёл в «сознание» людей XIX века идею экологического кризиса. Человечество вместо того, чтобы быть добрым хозяином на планете Земля, является паразитом и захребетником природы, умеющим только выкачивать ресурсы Земли и строящем свою экономику только на этом выкачивании.

Николай Фёдоров.jpg

ФЁДОРОВ Николай Фёдорович (1829–1903) философ-футуролог, один из основоположников русского космизма. Его именовали «московским Сократом». Он полагал, что все беды нашей жизни происходят из-за дисгармонии человека и природы. “Человек сделал, по-видимому, всё зло, какое только мог относительно природы (истощение, опустошение, хищничество), относительно и друг друга (изобретение губительных орудий и вообще средств для взаимного уничтожения)”.

Н.Ф. Фёдоров полагал, что христианство призывает нас не к бегству от мира, а к преобразованию порядка, который установился в нём в результате грехопадения, порядка, порождающего физическую и душевную (в том числе нравственную) ограниченность, борьбу за ресурсы, существование одной формы жизни за счёт другой, неродственность между людьми и смерть, олицетворяющую собой высшее зло. По мнению Н.Ф. Фёдорова, победив смерть и освободив обитателей ада, Христос показал, что порядок, который мы привыкли считать естественным, преодолим, и наша задача – следовать его примеру.

Человек не может перестроить мир, не понимая, как он устроен. Но человек должен превзойти негативные аспекты природного устройства и восторжествовать над смертью, чтобы обрести физическое бессмертие и воскресить к вечной жизни в плоти и крови своих предков. Фёдоров мечтал воскресить людей, с помощью науки намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов».

Науке Фёдоров отводил место рядом с искусством и религией в общем деле объединения человечества, включая и умерших, которые должны в будущем воссоединиться с ныне живущими. Однако бесчисленное множество людей не может поместиться в ограниченном пространстве маленькой планеты. Отсюда Н.Ф. Фёдоров выводит идею необходимости заселения космоса.

Космизм не представим без идеи Федорова о всеобщей регуляции, необходимой для преодоления разрыва между природой и человеком. При этом психофизиологическая регуляция подразумевает управление нашей внутренней силой. Внешняя же развёртывается от нашей планеты к Вселенной и охватывает несколько ступеней, и при прохождении этих ступеней, человечество объединит все существующие звёздные миры.

Положение русского космизма Федоров сформулировал в работе «Философия общего дела». Причина дисгармонии в отношениях природы и человека заключается в отношении людей к природе, бессознательной и враждебной силы, подчинить которую можно при помощи человеческого разума. «Люди должны внести вклад для создания гармонии и наведения порядка в мире», – В результате чего, эволюция природы превратится из стихийной и непредсказуемой в сознательно-регулируемую.

Общее дело выступает как управление стихийными силами природы. В реализации этого проекта Фёдоров в значительной степени полагался на нравственную силу человека и силу его разума. Он писал: “Космос нуждается в разуме для того, чтобы стать космосом, а не хаосом. Космос (каков он есть, но не каковым должен быть) есть сила без разума, а человек есть (пока) разум без силы. Но как же разум может стать силой, а сила – разумом? Сила станет разумной, когда разум станет управлять ею. Стало быть всё зависит от человека”.

Общепланетарное мировоззрение, выдвинутое Н.Ф. Фёдоровым и русскими философами-космистами, ныне называют «мировоззрением третьего тысячелетия».
Трансгуманизм призывает к бесконечному совершенствованию человека с помощью технических достижений, а Фёдоров считал технику временной, побочной ветвью развития цивилизации. Он полагал, что «силы человека должны быть направлены в другую сторону — к улучшению и преображению самого себя».

Большим подвижником в изучении и распространении русского космизма стала Анастасия Георгиевна Гачева. Она постоянно читает лекции в библиотеке им. Н.Фёдорова в Москве, проводит конференции по философии русского космизма.

Космисты сумели соединить заботу о большом целом — Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности — конкретного человека. Человек для эволюционных мыслителей — существо ещё промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь по существу идёт о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении материи духом, об одухотворении мира и человека.

Обращая внимание на факт направления эволюции к порождению разума, сознания, космисты выдвигают идею активной эволюции, то есть необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство; берёт, так сказать, штурвал эволюции в свои руки.

Циолковский.jpg

ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович (1857–1935) — основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришёл к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Важнейшую из задач эволюции живого он видел в освобождении разумных организмов от зависимости по отношению к среде обитания.

Циолковский говорил: «Земля — колыбель человечества, но не вечно же жить в колыбели!» Именно он впервые заявил о том, что перед восстановленным во всей полноте человечеством лежит путь к освоению всего космического пространства, в котором человек играет важнейшую роль носителя Разума, является той силой, которая противостоит разрушению и тепловой смерти Вселенной, которая неизбежно наступит, если человек откажется от своей роли проводника Божественных Энергий в тварный мир.

Циолковский опирался на четыре философских принципа:
1\ Панпсихизм – признание чувствительности Вселенной.
2\ Монизм – материя едина и свойства её во всей Вселенной одинаковы. Согласно этому принципу материальное и духовное начала Вселенной едины, едины также живая и неживая материя, человек и Вселенная.
3\ Принцип бесконечности – сила космического разума и Вселенная бесконечны.
4\ Принцип самоорганизации – Вселенная выстраивает собственную структуру.

В философско-мировоззренческой концепции Циолковского принято выделять три этапа:
Первый этап (1898–1914 гг.). Принцип, сформулированный Циолковским: «Судьба существа зависит от судьбы Вселенной», где под «существом» подразумевается не только человек. Согласно космической философии, есть «атом-дух». Если таких атомов-духов собирается достаточное количество, то они образуют субстанциональную основу мира. Космос – иерархия существ, включая и человека. Сам космос тоже «живое существо», зависящее от поведения человека и других «существ» космоса.

Второй этап (1915–1923 г). Циолковский уделяет внимание проблемам общества будущего, разрешаемым в социально-утопическом духе; проблемам строения и жизни человеческого тела, где Циолковский поднимает такие социальные вопросы, как несовершенство социальных отношений, несправедливость в обществе и др.

Третий этап (1923–1935 гг.). Циолковский разрабатывает «активно-эволюционный» принцип космизма: «судьба Вселенной зависит от космического разума, т.е. от человечества и других космических цивилизаций, их преобразовательной деятельности». Главная задача эволюции – освобождение разумных организмов от зависимости в отношении их среды обитания. Циолковский был убеждён, что освоение космоса объединит людей в цельное государство.

Идея взаимосвязи человека и космоса особенно выделялась в работах К.Э.Циолковского, одну из которых он назвал “Космическая философия”. Циолковский не просто указывает на взаимосвязь человека и Космоса, но и подчёркивает зависимость человека от него. “… Трудно предположить, чтобы какая-нибудь его (космоса) часть не имела рано или поздно на нас влияние”. “Весь космос обусловливает нашу жизнь, всё непрерывно и всё едино”. “Вселенная не имела бы смысла, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром”.

Согласно космической философии «души хотя и нет», жизнь в ритмах эволюции Вселенной «непрерывна, счастлива, могущественна, никогда не прекращалась и никогда не прекратится», т.к. во временно мёртвом веществе нет субъективного ощущения времени.

Основные идеи космизма находят своё отражение в рассуждениях Циолковского о «воле Вселенной». Если всё вокруг «порождено Вселенной. Она – начало всех вещей», то «от неё всё и зависит. Человек или другое высшее существо и его воля есть только проявление воли Вселенной». В контексте «живой Вселенной» метафизика человеческой судьбы состоит в том, что смерти нет. В процессе возникновения и распада союзов «атомов-духов» смерть «сливается с рождением». Новая жизнь «хотя и разрушима, но новое разрушение сольётся с новым совершенным рождением… Разрушения или смерти будут повторяться, бесчисленное множество раз, но все эти разрушения есть не исчезновения, а возникновения».

По словам Циолковского всё, что для нашего ума безначально и бесконечно, то для Первопричины конечно, даже нуль, т.е. для неё мир мог иметь начало. Всемогущая и нежно любящая своё творение Первопричина находится вне Вселенной и может её уничтожить по своей воле. Причина «безмерно выше космоса» и несоизмерима со своим творением, т.к. создаёт вещество и энергию, что «космос сам не в силах делать».

Проникновение в свойства причины приводит к неожиданным выводам этического значения, которые «не могут не иметь благотворного влияния на поступки человека и других сознательных». Её доброта, счастье, мудрость и могущество бесконечны и отсюда следует, по Циолковскому, ряд выводов:
1\ «удовлетворение любознательности и вытекающее отсюда спокойствие»;
2\ «смирение перед причиной»;
3\ «чувство благодарности за не кончающееся возрастающее счастье»;
4\ «могущество причины не принесёт нам зла и в будущем».

Циолковский считал, что человек отнюдь не вершина эволюции. Человечеству предстоит «идти вперёд и прогрессировать – в отношении тела, ума, нравственности, познания и технического могущества. Впереди его ждёт нечто блестящее, невообразимое». По истечении тысячи миллионов лет «ничего несовершенного … на Земле уже не будет. Останется одно хорошее, к чему неизбежно приведёт наш разум и его сила».

Циолковский рисовал вполне идиллическую картину: “… климат будет изменяться по желанию и надобности. Вся земля сделается обитаемой и приносящей великие плоды. Будет полный простор для развития как общественных, так и индивидуальных свойств человека. Техника будущего даст возможность изучить все планеты…, несовершенные миры будут ликвидированы и заменены собственным населением. Земля будет отдавать небесным колониям свой избыток людей… В конечном счёте, мы увидим бесконечную Вселенную с бесконечным числом совершенных существ”.

Богданов Александр.jpg

БОГДАНОВ (Малиновский) Александр Александрович (1873–1928) – основатель тектологии, врач, ученый, писатель-утопист. Для большинства русских космистов Вселенная – это живой организм, дом, в который предстоит вселиться. Для А.А. Богданова Вселенная – это низшая по сравнению с человеком форма организации материи, хотя высшая её форма – жизнь – является продуктом эволюции материи. Но именно в силу этого низшее должно подчиниться высшему – жизни в лице человека и человеческих коллективов как социальных организмов.

Оригинальность космизма А.А. Богданова заключается в идее борьбы человека с природой. В силу своего организационного опыта, человек всегда находится выше природы. Эта онтологическая установка А.А. Богданова противоречит главной идее в русском космизме. Если, например, сравнить с Н.Ф. Фёдоровым, природа понималась как временный враг и вечный друг. Если достичь гармонии между человеком и природой, то это приведёт к управлению её неразумной силой, «ибо природа в разумных существах приобрела себе главу и правителя…»
У Н.Ф. Фёдорова человечество объединяется через общее дело, чтобы управлять силами природы с помощью разума и воли. У Богданова человечество должно объединиться в могучий социальный организм, чтобы покорить природу, подчинить её себе. Таким образом, А.А. Богданов считает, что природа для человека только мастерская, а он в ней работник.

Вернадский.jpg

ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (1863–1945) разработал учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума») — к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ. «Научная работа станет проявлением геологической деятельности человека, а это создаст особое состояние биосферы и подготовит её к переходу в ноосферу».

В.И. Вернадский рассматривал эволюцию биосферы как единство космического, геологического, биогенного и антропогенного процессов. Человечество становится мощной геологической силой. В этих условиях перед ним ставится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Новое состояние, к которому, не замечая того, приближается человечество, охарактеризовано Вернадским как «ноосфера».
В ноосфере (сфере разума) природные и социальные законы составляют неразрывное единство. Эволюционный процесс приобретает новое направление — ноокосмогенетическое, и, таким образом, космическая и планетарная реальность становится новым типом целостности.

Чувство единства и целостности природы указывает человеку на то, что планета, на которой он живёт, и он сам не могут быть исключением из общего движения вещества.
В результате Вернадский пришёл к следующим заключениям:
1\ Пространство и время – реальные свойства природных объектов, а не абстрактные философские понятия и априорные принципы познания, как гласит философия, например, Канта.
2\ В тот же момент, время и пространство – не признаки физической реальности, т.к. не формируются в мире волн, колебаний, орбит и траекторий, а значит, и не являются их характерными признаками.
3\ Характеристики времени-пространства не только соотносятся, но и совпадают. Так, ни время, ни жизнь не подлежат повороту вспять, следовательно, ни одно живое вещество не вернётся в точное прежнее состояние. Это постоянно новое, непрерывно изменяющееся и не похожее на своё предыдущее состояние. Биосфера меняется непрерывно.

УМОВ Николай Алексеевич (1846–1915) — русский физик-теоретик, философ. Он говорил, что “человек может мыслить себя как часть, как одно из преходящих звеньев Вселенной”. Космос Н.А. Умова — это космос физика, который свободен от антропоморфизма. Умов указывает, что «несмотря на прогресс естественных наук, антропоморфную точку зрения находим и у современных мыслителей, отличающуюся от древней тем, что они переносят на природу свойства своей более культурной личности. Это обстоятельство, несомненно, указывает, до какой степени трудно избежать её человеку, стремящемуся определить своё отношение к тому «Всё», которое подавляет его своим величием и мощью».

В общем представлении о космосе у Н.А. Умова не содержится ни малейшего намёка на некие гарантии роста жизни, её безудержной экспансии, и тем более человекоразмерности космоса. Космос абсолютно равнодушен к жизни, к человеку. Весь смысл существования и главная задача человеческого гения в одном: «Охранение, утверждение жизни на Земле».

Под сильным впечатлением русской революции 1905-1907гг., Н.А. Умов приходит к неприятию идеи равенства и уравнительной справедливости, потому что весь смысл эволюции живого заключён в неустранимом неравенстве, в его высокой творческой продуктивности. Там, где равенство утверждается силой, там прекращается развитие, прекращается всякая эволюция.

ХОЛОДНЫЙ Николай Григорьевич (1882–1953) в своей основной работе «Мысли дарвиниста о природе и человеке» (1944 год) в противовес антропоцентризму (ставившему человека в центр всего мироздания) использует антропокосмизм, который выделяет огромное значение человеческой деятельности в процессах эволюции природы, во взаимоотношениях человека и природы.
Антропокосмизм, по замыслу Холодного, влечёт за собой принципиальное изменение отношений человека к природе. Прежде всего он приводит к ощущению человеком своей органической, неразрывной и действенной связи со всем космосом. И космос оказывает воздействие на человека, влияет на его жизнь.

В своей книге Холодный Н.Г. показывает процесс создания человеком своеобразной среды, отличной от естественной, которую он называет антропосферой. Антропосфера, являясь частью биосферы, создана человеком, его трудом. «Человек, несмотря на существенные особенности созданной им жизненной среды, продолжает оставаться неотъемлемой частью космоса, полностью подчинённой действующим в нём законам. Человек находится не над природой, а внутри природы».

Человек и звёзды_2.jpg

ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович (1897–1964) — биофизик, основатель космобиологии. Изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе, на социально-исторические процессы. Обосновал зависимость процессов, происходящих на планете Земля от циклов солнечной активности, в том числе и исторических процессов в работе «Физические факторы исторического процесса» (1924 год). Так, войны и революционные события соответствуют моментам наибольшей солнечной активности, что повторяется периодами с интервалом в 11 лет.

Единство мироздания должно основываться, по мнению Чижевского, не только на едином природном субстрате, но и на едином мировом принципе. «Механика природы должна покоиться на едином, всеобъемлющем принципе» – принципе всеобщего кругообращения (principium universale circulationis), которому подчинено всё окружающее нас.

«Очевидно, что вселенная или её отдельные части – звёздные миры – подвержены тому же космическому принципу, который мы наблюдаем в царстве органической и неорганической материи. Человек, животное и растение рождаются, живут и умирают … То же самое совершается и со звёздными системами: они созидаются, живут и погибают, чтобы вновь … создать новую систему или новый мир. … Нам важно лишь установить факт той общности всех явлений в природе, каковая и приведёт нас в конце концов к признанию вечного круговорота вещей – этого бессмертия Космоса, как Великого Целого».

https://vk.com/video1243120_456243957

Религиозно-мистическое крыло русского космизма связано с идеей единства духовного, космического и человеческого, космического и нравственного. Основные представители — Фёдоров, Соловьёв, Рерих, Бердяев, Флоренский.

Флоренский.jpg

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (1882–1937) считал, что существует «идеальное родство» мира и человека, их «пронизанность друг другом», взаимосвязанность. Подобно древнегреческой философии он соотносит мир и человека как макрокосмос (космос, большой мир, среду) и микрокосмос, являющийся в своём роде «образом и подобием Вселенной» и несущий в себе всё, что есть в мире. У Флоренского картина бытия статична: динамические процессы, эволюция, история определяющего значения не имеют. Как считает Флоренский, вся история мира – это мрак, одна лишь «ночь, один страшный сон, растягивающийся в века».
И мир и человек одинаково сложны и внутренне бесконечны, поэтому они могут рассматриваться как части друг друга. Можно с полным основанием считать мир биологически – вселенским телом человека, а экономически – сферой его хозяйствования. «Мир есть раскрытие Человека, проекция его».

Соловьёв Владимир.jpg

СОЛОВЬЁВ Владимир Сергеевич (1953–1900). Космос у В.С. Соловьёва, как и у Фёдорова, это христианский космос. Этот космос не дан, а задан, так как сегодня это беспорядок и хаос, мир неразумия, «странный извращённый порядок, который лучше бы, кажется, назвать беспорядком».
Основные идеи космизма Соловьёва таковы:
1\ Идея всеединства, вечного органически целостного истинносущего мира, которая имеет религиозный характер (вне божественного начала Бытие – это хаос).
2\ Тайна сопричастности человека космосу в его (человека) божественной природе (человек являясь посредником между Богом и материальным бытием, проводником единящего действия на стихийную множественность, человек – устроитель и организатор вселенной.
3\ В космосе Соловьёва главенствуют нравственно-религиозные смыслы (целесообразности), которые определяют существо всех фаз и узловых моментов его эволюции и бытия.
4\ Проблема полноты познания вообще не может быть представлена как гносеологическая (полное знание – это религиозно-мистическое мировосприятие («восприятие мира в элементе софийности»). Соловьёв критикует рациональность как отвлечённое начало, подчиняя и преобразуя её в свете религиозного опыта и мистического созерцания.

Бердяев Николай.jpg

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874–1948). У Бердяева возможность познания космических факторов исторического процесса связана с космическим углублением сознания. Но такой поворот в эволюции сознания не может осуществиться без переоценки возможностей философии и науки, без их одухотворения. Необходимой предпосылкой философского познания является осмысление человеком своего космического предназначения. Благодаря особенностям своей природы человек оказывается точкой пересечения двух миров – земного и небесного, мира физического и мира иных состояний материи.

Знание связано с вселенским разумом, который живёт и действует как в мышлении, так и в бытии. Таким образом, предпосылки науки, теории познания нужно искать не в науке о духе, а в самой жизни духа, в самих силах бытия, живом опыте сознания.
«Углублённое сознание, – пишет Н.А.Бердяев, – должно прийти к идее космической общественности, т.е. общественности, размыкающейся и вступающей в единение с мировым целым, с мировыми энергиями».

«Вселенная, – пишет Бердяев, – может входить в человека, им ассимилироваться, им познаваться и постигаться потому только, что в человеке есть весь состав вселенной, все её силы и качества, что человек – не дробная часть вселенной, а цельная малая вселенная».

Основная идея Бердяева касается свободы. «Подлинная свобода есть выражение космического (в противоположность хаотическому) состояния вселенной, её иерархической гармонии, внутренней соединённости всех её частей. Космическое всегда есть свободное, в нём нет принудительной необходимости, ибо нет тяжести и давления, нет материализации одной части для другой. В космосе всё живо, ничто не инертно, не отяжелено, не принуждает своей материальностью».

Своё подлинное воплощение творчество находит в любви. Бердяев считает, что любовь ни в коей мере не может сводиться к сексуальному акту, ибо она – не от «мира сего», она – «не здешний цветок». В любви творится вечная, новая жизнь человека. Природа любви носит космический характер, поэтому встреча любящего с любимым происходит в Боге. Любовь как явление космическое приобщает человека к космической иерархии. Истинная любовь есть путь, следуя по которому, человек раскрывает в себе образ и подобие Бога. Смысл любви сводится к созиданию новой жизни, творческому восхождению личности, устроению гармонии мира. Таким образом, истинная любовь есть условие подлинного творчества.

Сущность творческого акта для Бердяева в наибольшей мере раскрывается в творчестве художественном. По своей природе оно является не простым отражением действительности, но всегда прибавлением к ней чего-то ещё не бывшего – красоты мира иного. Красота внутренне присуща Космосу. Опираясь на этот устой мироздания, Бердяев выдвигает заповедь новой эпохи. Эта заповедь в том, чтобы постоянно творить красоту и жить в красоте. «За неисполнение заповеди красоты, – пишет философ, – возможны адские муки». «Ибо красота, – отмечает он в другом месте, – есть великая сила, и она мир спасёт».

https://vk.com/video1243120_456243956

Представление Бердяева о космической природе человека, позволяющей человеку соприкасаться с мирами иных состояний материи, во многом созвучно миропониманию Рерихов, в основе которого также лежит идея единства Космоса и человека.

Рерих Николай.jpg

Николай Константинович Рерих (1874–1947), его жена – Елена Ивановна и сыновья – Юрий Николаевич и Святослав Николаевич создали Учение Живой Этики (Агни Йоги). Рерихи считали, что Космос представляет собой величественную одухотворённую систему, между структурами которой происходит постоянный энергообмен. Человек, будучи частью Космоса, также включён в этот энергообмен. В физическом мире особенности этого процесса можно зафиксировать приборами. Но есть энергообмен невидимый, который осуществляется между человеком и мирами иных состояний материи.

Представителями русского космизма в космонавтике могут быть названы Н.И. Кибальчич, К.Э. Циолковский, Ф.А. Цандер, Ю.А. Гагарин и др.
В музыке А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, С.И. Танеев, Н.А. Римский-Корсаков, М.К. Чюрлёнис и др.
В живописи М.В. Нестеров, В. Кандинский, К. Малевич, П. Филонов, В. Татлин и др.
В литературе это Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.Я. Брюсов, Ф. Тютчев, К.Д. Бальмонт, В. Хлебников, А.П. Платонов, Д.Л. Андреев, И.А. Ефремов и др.

В начале 1920-х годов в Москве и Петрограде сформировались группы поэтов-биокосмистов, которые активно издавали свои произведения.
В литературном произведении можно выделить следующие черты космизма:
1\ Размытость граней потустороннего и этого миров, где земное пространство переходит в космическое, а историческое время соседствует с вечностью.
2\ Единство мира и взаимоотражение друг в друге разнородных явлений. «Всё во всём».
3\ Пространственно разделённые предметы и явления могут ментально соседствовать.
4\ Физическое и психическое состояние людей напрямую связано с состоянием и поведением небесных светил.

Безусловно, русским космистом может быть назван Фёдор Михайлович Достоевский. Достаточно вспомнить его рассказ «Сон смешного человека», где герой мысленно (во сне) перемещается на похожую на Землю планету и приобретает мистический опыт, который изменяет его сознание и жизнь.
Устами Ивана Карамазова Достоевский возвещает: «…тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твёрдого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были хлебы».

Несмотря на разногласия, подавляющая часть представителей русского космизма признаёт наличие смысла в существовании Вселенной и человечества, проживающего в этой среде, наличие связи человека и космоса, из-за чего выдвигается на передний план деятельность людей.

Звёздный портрет.jpg

Если согласиться, что человек это микрокосмос и в нём действуют те же законы, по которым живёт вселенная, то познавая человека, можно познать и вселенную. И наоборот, познавая вселенную, можно познать человека.
Антропологический подход здесь может быть преградой в познании законов вселенной, поскольку возможности человека ограничены.
Вселенную можно представить как подвижный изменяющийся организм, живущий по законам мироздания. Следуя этим законам, человек способен справляться с жизненными трудностями.
Сейчас человечество находится в состоянии кризиса, близкого к краху. Это состояние наступило в результате нарушения людьми законов мироздания.
Каковы же эти законы? Все понимают, что всё со всем связано, но никто не знает КАК .
Предполагают, что в мире царит любовь, по закону Любви мир и существует.
Закон Творца, творения любого,
Универсальный Принцип, Смысл Всего.
Мы все частички Космоса живого,
Рождённые желанием Его.
Вселенский Смысл. Нет, выше, выше, выше!
Что за пределами Вселенной, Что в Ничто!
Где Сердце Мысли, где безмолвье тише,
Где родилось и где почит Оно.
Оттуда вышли и туда уйдём мы,
Чтоб возвратиться в самоё себя,
Осуществив предназначенье жизни
И оправдав тем смысл Бытия.
Спектакль начнётся снова — непременно!
Мы с радостью исполним свою роль,
Стараясь воплотиться совершенно,
И если надо, пережить и боль.
Жизнь — развлеченье в Вечности для Бога.
Мы все частицы замысла Его.
Мне это путешествие не ново.
Я просто вспомнил, что забыл давно!..
Мой Первосвет творит меня сначала.
Вселенная подарит счастье Быть.
Жизнь для меня и долг мой и награда,
Любовь необходимость со-творить.
Любовь творить необходимость!
Теперь я знаю почему.
Ведь правит миром Божья милость:
Когда я должен, что могу!
Таков Закон существованья,
Вселенский Смысл и суть Творца.
Доступно каждому то знанье,
Как каждому дана душа.
Творение имеет принцип,
И он во всём, всегда, везде:
Любовь творит необходимость
И в Космосе, и на Земле.
Необходимость жить любовью,
Необходимость мир любить,
И принимать любовь и с болью,
И даже мучаясь, творить.
Творить любовь — необходимость!
И всё подчинено тому.
Ведь всё, к чему бы ни стремилось,
Творит зачем и почему.
Зачем себя осуществляем?
И почему хотим любви?
Тем волю Бога исполняем,
Достичь желая Красоты.
Творить себя — необходимость,
Любовь нас требует себе.
Что в Космосе — и в нас вместилось,
Вселенский смысл — он и во мне! —
ЛЮБОВЬ
ТВОРИТЬ
НЕОБХОДИМОСТЬ
(из моего романа-быль «Странник (мистерия) на сайте Новая Русская Литература

Поздравляю с Днём народного единства!
6 июня 2024 года в «Точке кипения» РГПУ им. Герцена в Петербурге состоялся Круглый стол на тему «Прекрасное далёко: искусство созидания позитивного будущего». Я задал вопрос участникам: каков образ будущего России и как сохранить единство?

https://vk.com/video1243120_456243869

P.S. В статье использованы материалы открытых источников. Автор благодарит всех пишущих по данной теме.

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость
4\ Всё есть любовь

А как лично Вы понимаете РУССКИЙ КОСМИЗМ ЛЮБВИ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , , , , , ,

Комментарии запрещены.