НОВЫЕ ЗАДАЧИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Россия была великой державой во многом благодаря великой русской литературе.
Почему сегодня русская литература перестала быть великой?
Литература отказалась от статуса великой, потому что народ наш перестал чувствовать себя первопроходцем, отказался от «русской идеи», забыл о своей пассионарности.
Происходящие в литературе процессы являются отражением процессов, происходящих в обществе, и даже с некоторым пророческим опережением.
Новое время ставит новые задачи перед литературой. Каковы же эти новые задачи?


Мудрый правитель понимает, что время эпохи его правления сохранится в памяти потомков не благодаря его достижениям, а благодаря художественным произведениям. Поэтому-то Сталин так заботился о писателях, опекал Максима Горького и Михаила Булгакова, ожидая от них романа, посвящённого ему – вождю народов.

Владимир Путин тоже регулярно проявляет внимание к писателям.
Для достойного человека интересы общества и государства важнее личных интересов. Он не может не думать о том, каким останется в памяти потомков.
Почти каждый хочет оставить после себя добрый след, и чтобы этот след как можно дольше сохранился.

Самое лучшее хранилище человеческой памяти – это художественное произведение. Достаточно вспомнить Данте Алигьери, который в своём величайшем произведении «Божественная комедия» дал яркие характеристики изгнавшим его недругам, поместив каждого в надлежащий круг Ада.

А у нас некоторые писатели до сих пор задаются вопросом: допустимо ли писателю в России иметь точку зрения, не совпадающую с властью?
«Что касается того, ругать власть хлеще или, наоборот, помягче, это уже не самоцель ругать власть, – ответил Владимир Путин писателям. – Это должно быть сделано талантливо, любая критика должна быть талантливой, и самое главное, на мой взгляд, чтобы этот процесс был лишён – никого не хочу обидеть – самолюбования, чтобы это было по существу, заинтересовано, тогда наверняка будет реакция».

Ещё недавно мы везде читали, что обязательным признаком демократического правового государства является сменяемость власти. Сегодня всем очевидно, что нам ещё четверть века предстоит жить в путинскую эпоху. Какой она будет, во много зависит не только от писателей, но и от нас – читателей!

На съезде Российского книжного союза Владимир Путин посетовал на уменьшение количества людей, читающих книги. Новой национальной задачей, по его мнению, должно стать повышение интереса к чтению.

Да, ещё недавно мы были самая читающая страна в мире. Мы много читали, потому что чтение было одной из доступных сфер свободной самореализации.
Но что мы читали?
Достать хорошую книгу было трудно, а некоторые вообще были под запретом.
Чтобы купить хорошую книгу, нужно было сдать 20 кг макулатуры, или заплатить втридорога спекулянтам.

Проблема не в том, чтобы люди читали, а в том, какие книги стоит читать. Заставляют ли книги сегодняшних российских авторов думать, размышлять, анализировать?

«Чтение качественной, серьёзной литературы оказывает непосредственное влияние на уровень просвещения и образования людей, задаёт общественные тренды, формирует настрой нации на прорыв в науке, экономике, других областях и, значит, в огромной степени определяет стартовые позиции и конкурентные возможности всей нашей страны».

«Интеллектуальный потенциал и культура нации зависят не только от того, сколько мы читаем, сколько издаём, но и какие нравственные, духовные ценности, морально-этические ориентиры формирует та или иная книга, заставляют ли эти книги думать, размышлять», – сказал на недавней встрече с писателями премьер Владимир Путин.

Некоторые писатели, записавшие себя ещё при жизни в «великие» и в «классики», откровенно корыстно используют своё привилегированное положение и близость к власти.
«Люди-бренды», паразитируя на искусственной распиаренности своего имени, пытаются получить доход с каждой своей фразы. Основной вопрос, который их мучает, это «как срубить бабла по-настоящему».

Я с детства любил читать и собирал книги. И потому горячо поддерживаю продажу книг для юношества по доступной цене в журнальных киосках. Сам вчера купил книгу американского автора Гарри Гаррисона «Неукротимая планета» – любимую книгу детских лет.

Но сегодня на смену печатным изданиям приходят электронные тексты. Только за текущий год у нас было продано около 1 миллиона так называемых ри́деров, всего за последние четыре года их продажи увеличились в 200 раз! Это создаёт проблему соблюдения авторских прав в интернете.

На последнем съезде Российского книжного союза премьер-министр Владимир Путин призвал бороться с пиратством в интернете.
На мой взгляд, гораздо важнее совершенствовать законодательство об интеллектуальной собственности. Создать закон, который был бы выгоден и писателям, и читателям, и издателям, несравнимо труднее, чем закрыть несколько пиратских сайтов.
Либерализация законодательства авторских прав в интернете – веление времени. Что доказала победа «партии пиратов» в Германии.

Лично я распространяю свои тексты в Интернете бесплатно, к чему призываю и других авторов.
Настоящие писатели пишут не ради денег, хотя и не отказываются от вознаграждения.
Мотивы истинного творчества всегда бескорыстны.

Авторам пора избавляться от корыстной мотивации в творчестве, придумывать схемы, которые будут выгодны читателям, и писателей не обидят. Уже давно доказано, что при бесплатном скачивании добровольные пожертвования творцам превосходят гонорары от издателей (если творение действительно достойное).

Издательский бизнес заканчивается. Автор сам может, минуя издателя, обеспечить распространение своих текстов. Кстати, так ещё в 19 веке поступала жена Льва Толстого и жена Фёдора Достоевского.

Профессия «писатель» постепенно исчезнет. Интернет сводит на нет тиражи печатных изданий, а значит, и доходы писателей. Вряд ли профессиональный литератор согласится издаваться бесплатно.
Успех автора будет определяться не тиражами, а силой его идей.

Сегодня от литературы ждут новых идей и нового видения, а не переливания из пустого в порожнее. Главная проблема, как и всегда, это проблема идеала в современной жизни. Такое впечатление, что у современных людей вообще нет идеала.

Недавно я участвовал в работе международного научно-практического семинара «Русская литература в XXI веке: ориентиры и ориентации». Заседания проходили в Российской национальной библиотеке и в рамках Санкт-Петербургского международного книжного салона. С докладами выступали известные литературные критики и эксперты по современной русской литературе.

Марина Петровна АБАШЕВА, д.ф.н., профессор ПГПУ (Пермь) считает, что курс нынешней отечественной словесности это курс на массовость, на историю («story»), на приключения, на карнавальность… Для прозы последних лет характерен «журнализм». Успех книги в сетевой среде обеспечивается сходством с компьютерной игрой. Ориентация на образцы западной литературы вполне заметная сейчас тенденция – тенденция к универсализму, космополитизму.

Татьяна Михайловна КОЛЯДИЧ д.ф.н., профессор МПГУ (Москва) полагает, что закончилась эпоха высокой моды, наступила пора литературы для повседневной носки. Нет возможностей и способов воспитания сегодняшнего читателя. Но такой читатель придёт, когда мы уйдём от коммерциализации литературы. Интерес к определённым авторам сохраняется именно потому, что в их произведениях поднимаются общечеловеческие проблемы.

Мария Александровна ЧЕРНЯК – д.ф.н., профессор РГПУ им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург) привела любопытные данные опроса «Что такое современная литература?»
«Современная литература – это попытка автора описать нашу сумбурную действительность, сдобрить нетривиальными героями с породистыми тараканами и приправить всё это извечными проблемами». «Современная литература – это краеугольный камень непрофессионализма со скороспелостью, жаждой наживы». «Современная литература больше разобщает, чем воспитывает; чтиво на один раз». «Это большая помойка, но и на ней иногда удаётся найти гениальные цветы жизни».

Сегодня писатель уже не учитель жизни, а литература не квинтэссенция мудрости, – в лучшем случае «чтиво», способное развлечь во время поездки в транспорте.
Писатели ныне – «производители литературы». Литературный процесс превратился в бизнес, мало чем отличающийся от прочих видов бизнеса, где главную скрипку играет потребитель, то есть читатель.
Литературные премии стали частью книжного бизнеса по искусственному «раскручиванию» того или иного автора.

Я не считаю себя писателем на фоне огромного количества самопровозглашённых поэтов и писателей. Если Ксюша Собчак – писатель, и Юлия Высоцкая – писатель … то я в таком случае – неписатель!

Я не понимаю, как можно быть всего лишь писателем. Это всё равно что быть любителем музыки. Писатель не профессия, а призвание и служение. Возможно, даже долг! Настоящий писатель — это Пророк, потому как его совестью Бог судит происходящее.

Ныне звание «писатель» обесценилось. Писателя уже никто не воспринимает как совесть народную. Писатель ныне жалкий фигляр, пытающийся любыми средствами привлечь к себе внимание читателей, готовый на любой пиар, любой эпатаж, делающий перфоманс из собственного эксгибиционизма.

Для кого-то книга товар, а для меня – исповедь. Исповедью не торгуют!
Для издателей я не интересен, поскольку на мне невозможно заработать. Все свои произведения я выкладываю в Интернет для бесплатного скачивания.

Моя позиция такова: если кто-то хочет бесплатно распространять мои тексты, пожалуйста; но кто хочет нажиться на моём труде, тот должен делиться.

Я разделяю позицию Льва Толстого: каждый должен жить тем, что сам лично заработал!
«Такая мания – это писательство. За деньги писать, это как есть, когда не хочется, или как проституция, когда не хочется предаваться разврату», – говорил Лев Толстой.
«Только поймите, что вам ничего, ничего не нужно, кроме одного: спасти свою душу, что только этим мы спасём мир. Аминь».

Как и Лев Толстой, я принципиальный противник института наследования, в том числе и наследования авторских прав.
Лев Толстой отказался от авторских прав на произведения, созданные им после 1891 года. В 1895 году Толстой формулировал в дневнике свою волю на случай смерти. Между прочим он советовал наследникам отказаться от авторского права на его сочинения. «Сделаете это, – писал он, – хорошо. Хорошо это будет и для вас; не сделаете – это ваше дело. Значит вы не готовы это сделать. То, что сочинения мои продавались эти последние 10 лет, – было самым тяжёлым для меня делом жизни».

Я согласен с Борисом Пастернаком: «Цель творчества – самоотдача!»
И я разделяю точку зрения французского писателя Пьера Мишона, что адресат нашего творчества – БОГ!

Публикуя свой роман, я не имел цели заработать денег или стать известным. Я писал ради того, чтобы помочь своим опытом самоспасения тем, кто оказался в схожей трудной ситуации.
Цель моего творчества – не других переделать, а себя создать!

Главный итог прожитой жизни — не количество написанных книг, а состояние души на пороге смерти.

Сегодня, в День Учителя, мне хотелось бы напомнить о великой ответственности учителя за судьбу своих учеников.



Я с благодарностью вспоминаю своих учителей по русскому языку и литературе. В 5-7 классах у меня учителем по русскому языку и литературе была Раиса Ивановна. Она считала, что у меня хроническая незнание русского языка, и я с ней постоянно конфликтовал. Писать сочинения правильно, как того требовали, я не мог, и писал неправильно, но зато как хотел. Сочинение – значит, нужно что-то сочинить, — наивно полагал я, и пытался придумывать, вместо того чтобы переписать из учебника, как это делали почти все одноклассники. И, конечно, больше тройки не получал.
Спустя тридцать лет, на праздновании 70-летия школы, я подарил Раисе Ивановне свой второй роман-быль «Странник»(мистерия).
С благодарностью я вспоминаю учителя литературы в 9-10 классе Александру Николаевну. С ней у меня было полное взаимопонимание. Единственный из мальчишек я ходил к ней на факультатив по литературе, участвовал в поэтических вечерах, и ниже четвёрки за сочинение не получал.

По моему мнению, русская литература XXI века будет литературой смысла, поиском ответов на вечные вопросы бытия. Но, наверное, необходимо потрясение, чтобы люди поняли важность размышлений о смысле жизни и цели человеческого существования.

Книга будущего будет представлять собой сложное творение, содержащее текст, фотографии, видео, аудиозапись и компьютерные спецэффекты.



Каковы же задачи новой русской литературы?
Для меня литература – это живое слово, способное выразить сокровенное и преобразить человека.
Долг литературы и её предназначение — сердцем Истину постигать!
Истинна лишь та литература, где фраза не аргумент, а чувство, где текст не текст вовсе, а мука, радость, боль и любовь; это ключ к разгадке своей души, когда лишь слово одно способно вызвать в душе такие чувства, кои прежде человек в себе и не подозревал.
Литература, если она настоящая, способна изменять сознание людей, а значит и саму жизнь.
Задача литературы — формировать новые идеалы, вспоминая Вечные истины, доказывать их необходимость и возможность.
Искусство слова — кое и есть литература — состоит в умении проникнуть в сердце, и, покорив его, заставить разум побуждать людей творить добро без оглядки, вызвать чувства, которые лучше любого доказательства убедят в необходимости любить несмотря ни на что.
Литература — это крик, зов к человеку, призыв к лучшему в человеке!»
(из Декларации Новой Русской Литературы – в моём романе-быль «Странник»(мистерия)

А по Вашему мнению, КАКОВЫ СЕГОДНЯ ЗАДАЧИ ЛИТЕРАТУРЫ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , , , ,

Комментарии запрещены.