Говорят, будто Нобелевскую премию присуждают, руководствуясь политическими мотивами. Многие до сих пор недоумевают, за что получил Нобелевскую премию мира первый и последний президент СССР Михаил Горбачев.
С момента основания и до 2010 года Нобелевскую премию вручали 543 раза. По состоянию на 2010 год персональные премии были вручены 817 лауреатам: представители США (326), Великобритании (115), Германии (102), Франции (57). 16 нобелевских премий получили 21 россиянин и гражданин СССР.
Общее количество русских лауреатов Нобелевской премии, включая рождённых в Российской империи и в СССР, но вынужденных уехать на Запад, значительно больше.
При всём том, я считаю, что присуждение Нобелевской премии гражданину России (пусть даже бывшему), есть присуждение премии России.
В Стокгольме я бывал неоднократно. Недавно посетил шведскую столицу в очередной раз. Мне нравится возвращаться в этот город любви.
Несколько дней назад я в очередной раз получил приглашение из музея Альфреда Нобеля на проводимые там мероприятия. В библиотеке Нобелевского фонда хранятся оба моих романа: роман-исследование «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» и роман-быль «Странник»(мистерия).
Я не специалист в области естественных наук, и могу говорить лишь о премии в области литературы.
В этом году Нобелевскую премию по литературе получил 80-летний шведский поэт и писатель Томас Транстремер – восьмой швед, получивший Нобелевскую премию в области литературы. Премии он был удостоен, как объявили академики, за то, что «благодаря своим ёмким и понятным образам он позволяет нам посмотреть свежим взглядом на действительность».
Сам лауреат признался, что весьма удивлён решением академиков. Его жена сказала, что он и не надеялся дожить до этого счастливого момента.
Нобелевскую премию в шутку называют «поцелуй смерти».
В списке претендентов на премию в этом году были ещё 74 автора, в том числе два российских писателя: Виктор Пелевин и Евгений Евтушенко. Не понимаю только, как можно ставить на одну доску этих двух авторов?!
На сайтах интернет-букмекеров ставки на их победу в конкурсе принимались из расчёта 66:1 и 80:1 соответственно.
Получат ли когда-нибудь российские авторы Нобелевскую премию?
Первым русским лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1933 году стал Иван Алексеевич Бунин (1870–1953) – «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в прозе типичный русский характер». Среди номинантов в тот год фигурировали также М.Горький и Д.Мережковский. Склонило ли чашу весов в пользу Бунина появление первых четырёх книг «Жизнь Арсеньева» или «Окаянные дни», сказать трудно.
Кто-то хорошо сказал об Иване Бунине: «Он хотел любви, а получил Нобелевскую премию».
В 1958 году Нобелевской премии «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы» был удостоен Борис Леонидович Пастернак(1890–1960). Под давлением коллег и партийных органов, Пастернак был вынужден отказаться от почётной награды. «Присуждение награды за художественно убогое, злобное, исполненное ненависти к социализму произведение – это враждебный политический акт, направленный против Советского государства», – таков был приговор партийного руководства. Пастернака даже исключили из Союза советских писателей.
Как сейчас выяснили, публикация романа «Доктор Живаго» за границей являлась хорошо продуманной и осуществлённой операцией западных спецслужб. Роман был напечатан итальянским издателем без разрешения Бориса Пастернака. Шла «холодная война», и в ней использовались все средства, в том числе и Нобелевская премия. В России роман «Доктор Живаго» был напечатал лишь в 1988 году, спустя почти 30 лет после смерти автора.
В 1965 году Михаил Александрович Шолохов (1905–1984) был удостоен Нобелевской премии «за художественную силу и цельность эпоса о русском казачестве в переломное для России время». Но если бы не жёсткая позиция Жан-Поль Сартра, предложившего вручить премию Михаилу Шолохову, то Шолохов не получил бы Нобелевскую премию за лучший образец социалистического реализма – роман «Тихий Дон» – который теперь называют лучшим романом ХХ века. Хотя до сих пор не утихают споры, кто же настоящий автор «Тихого Дона».
В 1970 году Нобелевскую премию получил Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) – «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». Трудно сказать, за «Архипелаг Гулаг», или за «Один день Ивана Денисовича» и «Матрёнин двор».
Ещё в 1951 году, будучи в лагере в Экибастузе, Солженицын случайно узнал о существовании Нобелевской премии, и подумал «вот бы её получить» (при этом не имея ни одной печатной публикации).
Присуждение премии откровенно антисоветскому писателю, советское правительство сочло «политически враждебным». Солженицын награду принял, однако на церемонии награждения не присутствовал. После получения Нобелевской премии в 1974 году, Солженицын записал: «Неужели ради этого тогда в семидесятом году я бы уехал из России, лишился бы родины и не смог бы вернуться?»
В декабре 1987 года лауреатом Нобелевской премии по литературе становится Иосиф Александрович Бродский (1940–1996) – «за всеохватное авторство, исполненное ясности мысли и поэтической глубины», как было сказано в официальном постановлении Нобелевского комитета.
Иосиф Бродский – человек, не закончивший 8 классов средней школы, изгнанный из своей родины, – получил Нобелевскую премию по литературе!
Василий Аксенов писал, что Иосиф Бродский — «вполне середняковский писатель, которому когда-то повезло, как американцы говорят, оказаться «в верное время в верном месте».
Кто бы сейчас изучал творчество Иосифа Бродского, если бы он не был удостоен Нобелевской премии по литературе?
Может сложиться впечатление, что премию присуждают тем русским, которые уехали жить и работать на Запад. Это можно расценить, с одной стороны, как укор России за то, что она не ценит свой интеллектуальный потенциал, а с другой стороны, как призыв к молодым: в России вас не оценят, а вот на Западе оценят по достоинству.
Пока Россия не будет признаваться в мире как действительно великая держава, до тех пор и Нобелевской премии не видать.
Страну считают великой не за её географические размеры и количество вооружений, и даже не за выдающуюся литературу, а за отношение к своим людям (прежде всего старикам и детям), а также за использование творческого потенциала своих граждан.
Нет пророка в своём отечестве, и потому многие предпочитают добиваться признания на Западе.
Лично я считаю, что сейчас в России есть писатели, достойные присуждения Нобелевской премии.
На премию в разные годы номинировались Лев Толстой, Анна Ахматова, Максим Горький, Дмитрий Мережковский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадуллина, Фазиль Искандер.
Однако нет сейчас в России общепризнанного литературного гения, которого не могла бы не заметить Шведская Академия. Вот если бы у нас был писатель масштаба как Лев Толстой или Достоевский, а его бы игнорировали, тогда бы мы могли упрекнуть шведов в необъективности.
Кому интересна тема «некорректности» Нобелевской премии по литературе, тот может познакомиться с книгой Вадима Кожинова «Нобелевский миф».
Но надо отдать должное Нобелевскому комитету, – им до сих пор удаётся поддерживать марку высшей награды в мире, и в денежном выражении, и в плане престижа.
Дело, конечно, не в Нобелевской премии. Хотя о ней не мечтают только люди, лишённые воображения. Лев Толстой отказался от получения Нобелевской премии, помятуя о том, на какие средства она создана.
Отец Альфреда Нобеля нажил своё состояние в России на бакинских нефтяных промыслах. А сам Альфред – на поставках военному ведомству взрывчатых веществ собственного изобретения.
Для Альфреда Нобеля учреждение данной премии было своего рода актом искупления перед человечеством за изобретение орудий смерти (в частности, динамита).
«Торговец смертью», как называли Альфреда Нобеля недоброжелатели, в душе всю жизнь оставался романтиком. Наверное, поэтому в его завещании одна часть премии должна была доставаться «человеку, создавшему наиболее значительное литературное произведение идеалистического направления».
Любопытно, что в детстве Альфред Нобель мечтал стать поэтом. Однако всю жизнь успешно занимался предпринимательством. И всё же в конце жизни он остался верен своему призванию и написал драму «Немезида», реализовав свою мечту стать писателем.
Альфред Нобель говорил: «Если хоть одна из тысячи моих идей послужила добру, я удовлетворён».
Разумеется, получение Нобелевской премии (в 2011 году её размер составил 1,5 млн. долларов США) не может быть мотивом и даже стимулом для творчества. Важен сам высокий уровень претензий и требований, который писатель должен стремиться достичь в своём творчестве. Дело, в данном случае, не в результате, а в процессе!
В августе 2009 года в Пушкинском доме я встречался с лауреатом Нобелевской премии по литературе за 2006 год турецким писателем Орханом Памук. Я задал ему вопрос: «После получения вами высшей награды по литературе – Нобелевской премии – каковы цели вашего творчества?»
Орхан Памук мне ответил: «Всегда спрашивают, что изменилось в моей жизни после Нобелевской премии. И я всегда отвечаю, что изменились две вещи: мой адрес электронной почты, а также мой банковский счёт, который стал больше… Я пишу не ради премии, а ради удовольствия».
Тогда я задал другой вопрос: «Русская литература всегда имела целью духовное совершенствование автора, героя и читателя. Ваша литература имеет целью духовное совершенствование автора, читателя и героя?»
Орхан Памук ответил: «Нет, подобной цели у меня, конечно же, нет. Это, в основном, другая движущая сила. Многие писатели пишут по разным причинам: кто-то ради политики, кто-то ради заработка, – у всех свои цели. Но вся литература приводит к тому, что в конце концов возникает та или иная мысль, та или иная идея. Мне кажется, что причина того, что в 19-20 веке русская литература дала так много шедевров, заключается в том, что русское общество в тот момент было одновременно и проблемным, и в то же время стремительно развивающимся, богатеющим. И люди видели в литературе источник надежды, свет».
Мне кажется, Нобелевская премия это вершина, на которую нужно ориентироваться, но которую совсем не обязательно покорять.
Ни для кого уже не секрет, как, кому и почему даются литературные премии. Об этом хорошо написано в работе французского исследователя Пьера Бурдье «Поле литературы». Присуждение литературной премии произведению не является гарантией его эстетической ценности. Литературные премии не являются показателем социального признания. Литературные премии являются средством управления литературным, и в целом, социальным процессом.
Чтобы получить литературную премию нужно: а\ выдавать ежегодно литературный продукт неважно какого размера и качества, но обязательно ежегодно, и лучше не один; б\ нужно обладать высоким модусом внутригруппового участия (проще говоря, участвовать в литературных тусовках и быть «в обойме»); в\ демонстрировать лояльность к определённым темам и политическим условиям.
На мой взгляд, важно не премию получить, а остаться в истории литературы, или ещё лучше – в человеческих сердцах как можно большего количества людей.
Слава — её можно купить, она как блеск от света прожекторов; тогда как лишь при вечном мерцании звёзд обнаруживается истинная ценность сотворенного.
Если не уверен, что твои произведения будут читать через сто лет, не стоит и бумагу марать. Можно опубликовать тома, а на слуху останутся только строчки. Так что справедливо, когда настоящий талант оценивается после смерти. Купить посмертную славу невозможно. Только Вечность даёт истинную оценку.
Когда признанья нет, поэт, увы, свободен, когда известен — раб пустой толпы. Он лишь тогда ей на потребу годен, когда творит за деньги, без любви. Лишь без наград, без всякого признанья, вдали от липкой жизни суеты творит он для себя, как в покаянье. Он Дара раб, а не людской молвы!»
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
А как Вы считаете, ПОЧЕМУ РОССИЯНАМ НЕ ДАЮТ НОБЕЛЕВСКУЮ ПРЕМИЮ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: Альфред Нобель, Николай Кофырин, Нобелевская премия, нобелевская премия по литературе