ТАЙНЫЙ СМЫСЛ РОЖДЕСТВА

Поздравляю всех с праздником Рождества!
Хотя никто с точностью не может сказать, когда родился Иисус из Назарета. Скорее всего это дата условная. Впервые дата рождения Иисуса в Вифлееме 25 декабря указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году. Отмечать Рождество Христово 25 декабря отцы Церкви постановили лишь в 431 году. Но сама дата выбрана не случайно. Ещё в древности люди знали, что 25 декабря это время рождения ежегодного круговорота Солнца, нового круга жизни.
Воспринимать праздник Рождества как день рождения Иисуса в Вифлееме значит не понимать сути той веры, что дал людям Иисус Христос.
Когда я совершал паломничество по Святой Земле, то посетил Иерусалим, где Иисус был распят, его родной город Назарет, а также место рождения Иисуса в Вифлееме.


Библейское описание рождества Иисуса не содержит указания на дату события. В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 г. до н. э. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой) до 7 г. н.э., когда проводилась единственная известная перепись населения.
По-видимому, исторический Иисус родился между 7 – 5 годами до н.э. Рождение после 4 г. до н.э. маловероятно по двум причинам. Во-первых, по евангелическим и апокрифическим данным Иисус родился во времена Ирода Великого, а тот умер в 4 г. до н. э.

Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество. Поэтому в первые годы существования христианства никто не интересовался датой рождения Христа. После того, как в христианские общины вошли греки (и другие эллинистические народы), под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова. По-видимому, единой даты Рождества не было, каждая община выбирала свою дату.

В христианской церкви с конца II века вплоть до IV века события Рождества вспоминались 6 января. Об этом упоминает ещё около 200 года Климент Александрийский. Празднование Рождества 25 декабря относится к середине IV века. Это было обусловлено стремлением христианской церкви вытеснить широко распространённый в Римской империи культ Непобедимого Солнца, чьё рождение отмечали 25 декабря.

День зимнего солнцестояния занимал важное место в культуре и религии многих древних народов. В той или иной форме этот день отмечался в большинстве известных культур. С моментом завершения периода сокращения дня обычно был связан религиозный праздник «рождения бога солнца». Его праздновали представители многих религий: германские язычники (под названием Йоль), поклонники культа Митры.

Лично для меня Иисус из Назарета это прежде всего человек, личность, и в то же время символ возрождения, начала новой жизни.
Почему-то говоря об Иисусе Христе, чаще называют его Богом, нежели видят в нём человека. Я же хочу более увидеть не в человеке Бога, но в Боге человека.
Это по телу Иисус был как все люди, а по духовному совершенству богоподобен. И мне кажется, что божественное в Иисусе вовсе не совершаемые им чудеса, а то, что позволило ему жить в сердцах людей две тысячи лет.

Я ни в коем случае не хочу уподобиться булгаковскому Берлиозу, и не отрицаю сам факт жизни Иисуса из Назарета. Но для меня очевидно, что из жизни Иисуса Назарея сделали миф. Одно то, что четыре канонических Евангелия противоречат друг другу, уже говорит о многом.

Евангелия, на основании которых возникли «Иисус» и христианство, во многом напоминают символизм египетских, шумерских и вавилонских школ мистерий, связанных с солнцепоклонничеством, секретными ритуалами и прочими эзотерическими концепциями. Это одна и та же базовая история о «рождённом 25 декабря» и «умершем за человечество».

Когда я был в Египте, то заинтересовался общими чертами древнеегипетской и христианской мифологии. Изучаю древнюю мифологию, невольно наталкиваешься на факты, которые заставляют по-новому взглянуть на христианскую религию. Приведу некоторые интересные факты.

В книге Логари Пужол «Иисус родился на 3000 лет раньше Христа» говорится, что уже за 3000 лет до Р.Х. фараон считался сыном Бога. Фараон был одновременно и человеком и божеством, как затем Иисус из Назарета. Фараон был посредником между богами и людьми. Фараон воскресает, как затем Иисус. Фараон возносится на небеса, как и Иисус.

Молитва «Отче наш, Иже еси на небесах! Да святится имя Твоё…» находится в египетском тексте, датированном 1000 годом до Рождества Христова, известном как «Молитва слепого». В том же самом тексте находится то, что впоследствии станет Благодатью Иисуса. Вся теология Древнего Царства проявится затем в фигуре Иисуса… Также в Ветхий Завет (600 лет до Р.Х.) введён монотеизм фараона Эхнатона (Аменхотепа IV, 1360 г. до Р.Х.)…

Существует египетский текст, написанный демотическим письмом и датированный 550 г. до Р.Х., «Миф Сатни», рассказывающий следующее: «Тень бога предстала перед Махитускет (Mahitusket) и объявила: будет у тебя сын и назван он будет Си-Осирис!». Махитускет – «Благодатная»! А Си-Осирис означает «сын Осириса», то есть сын бога…

В египетской мифологии Сет хочет убить младенца Гора, и его мать Исет вынуждена бежать с ним, точно так же как Святое семейство бежит в Египет! Новорождённому Иисусу волхвы преподносят золото, ладан и мирра. Египтяне относились к ним как олицетворениям бога Ра: золото было его плотью, ладан – его благоуханием, мирра – его ростками.

Изображение так называемого «доброго пастыря» сотни раз встречается в египетских храмах. Обрезание – ритуал, распространённый среди египетских жрецов. В сказании Сатни, 12-летний Си-Осирис спорит с мудрецами из храма. Так же как об Иисусе нам рассказывает потом Евангелие от Луки (2:42-49), при том что сам евангелист Лука никогда Иисуса не видел, а писал по пересказам.

Обряд крещения совершался ещё над фараоном в водах Нила. Всё это находится в старинных папирусах, египетских барельефах и рисунках. На рисунке, датированном 300 г. до Рождества Христова, Птолемей стоит напротив Исет (Исида), а Исет говорит ему: «Я подарю тебе все царства Земли». В Евангелии Сатана будет искушать Иисуса, повторив эту фразу слово в слово.

Интересна роспись скамьи, которая находится в гробнице Пахира (1500 год до Р.Х.), и на ней изображено превращение фараоном воды в вино. То же чудо, что сотворил Иисус на свадьбе в Кане галилейской. Кувшинов на росписи ровно шесть. В чуде, сотворённом Иисусом, кувшинов тоже было шесть.
Теологи до сих пор спрашивают, почему именно шесть? Потому что они были воспроизведены по египетскому рассказу. Чудо о хлебах и рыбе сделал бог Себек, как об этом рассказывается в «Текстах Пирамид», датированных 3000 годом до Р.Х. Себек – это бог-крокодил, раздававший рыбу и хлеб людям, жившим в Фаюмском оазисе. И он ходил по воде, как Иисус по морю галилейскому.

В готических росписях со сценами волшебной ловли рыбы апостолами в море галилейском, изображённые рыбы это «tilapias niloticas», разновидность обитающая только в Ниле.

Иисус входит триумфально в Иерусалим, как «царь» – и верхом на осле. То есть, как победитель зла: ослом в Египте был Сет, бог, убивший Осириса, сын которого – Гор обращает его в осла и садится верхом.

Осирис, бог-покровитель посевов, ежегодно умирая, давал египтянам возможность есть свою плоть (хлеб). А в «Текстах Пирамид» он также называется «Господином вина». Осирис даёт испить своей крови из бокала Исет (Исиде), чтобы та узнала его после смерти.

Что касается воскрешение и вознесение Иисуса, в Египте существовал ритуал «воскрешения» мёртвого фараона, в нём принимали участие женщины, в результате чего правитель «возносился на небеса».
Посещая Египет, я даже залез внутрь пирамиды Хеопса, чтобы почувствовать тайну…

Евангелия были составлены эрудитами-священниками, иудеями и египтянами из храма Сераписа в Саккаре (Египет). Они слово в слово воспроизвели тексты египетских папирусов.

Когда я готовился к написанию своего романа-исследования «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак», я изучил многие книги по истории христианства, и в частности книгу английского богослова Фредерика Фаррара «Жизнь Иисуса Христа» (1873), из которой почерпнул много исторических фактов. Например, что разбойник (зелот) Варавва и проповедник из Назарета носили одно и то же имя – Иисус. На этом я и построил свою коллизию сюжета. Кто же из двух Иисусов был Христом? Почему иудеи выбрали не проповедника любви Иисуса Назарея, а Иисуса Варавву – разбойника и убийцу (на самом деле борца с римлянами).

По мнению британского историка библии Уильяма Смита (1846-1894) ещё до нашей эры среди евреев существовала секта назореев, или назарян, почитавших культового бога Иисуса (Иошуа, Иешуа) «га-ноцри», т.е. «Иисуса-хранителя».

Когда я посещал Норвегию, то узнал о мифологическом боге Одине. Любопытной разновидностью мифа об умирающем боге является Висельник. Наиболее важным примером этой концепции могут служить ритуалы Одина, где Один сам себя подвешивает на девять суток на ветке Мирового Дерева и пронзает свой бок священным копьём.
В результате этой великой жертвы Один, подвешенный над глубинами Нифл-хейма, открыл через медитацию руны, или алфавит, посредством которого летописи его народа были сохранены.
Эзотерически Висельник есть человеческий дух, висящий на протянутой с неба единственной нити… Эта мистерия продолжилась в христианстве распятием и смертью Богочеловека — Иисуса Христа.

Мэнли П.Холл в книге «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии» пишет, что миф об умирающем боге является ключом как к универсальному, так и к индивидуальному искуплению и возрождению.

То, что Христос, его чудеса, страдания и воскрешение парафраза на мифы других богов это уже тривиально. Вот лишь некоторые параллели между жизнью Иисуса и более ранними историями великих солнечных богов разных народов.

Во втором веке, Клемент Александрийский обосновывает серьёзный довод, что все, кто верят в Хреста (то есть, «доброго человека»), являются хрестианами и называются ими, то есть, добрыми людьми. (Строматы, кн. II). И Лактанций (кн. IV, гл. VII) говорит, что лишь по неведению люди называют себя христианами, вместо хрестиан.

Термин «Хрестос» – означает гораздо больше, чем «хороший» и «возвышенный человек».
Термин «Христос» – никогда не принадлежал живому человеку, но только посвящённому в минуту его второго рождения и воскресения.
Каждый, кто ощущает в себе Христоса и признаёт его единственным «путём» для себя, становится апостолом Христа, даже если бы он и не был никогда крещён, никогда не встречался с «христианами».

Слово «Хрестос» существовало задолго до того, как услышали о христианстве. В 5 веке до н. э. его используют Геродот, Эсхил и другие греческие классики, причём его значение применялось по отношению как к предметам, так и к людям.

Хрестос — это тот, кто толковал или объяснял оракулов, «пророк, ясновидящий», а хрестериос — это тот, кто принадлежит или находится на службе у оракула, бога, или «Учителя».

Название «христианин» было впервые выдумано насмешливыми и язвительными антиохийцами в 44 г. н. э., но не получило широкого распространения вплоть до преследований Нерона.

Термины «Христос» и «христиане», первоначально произносившиеся «Хрестос» и «хрестиане» были заимствованы непосредственно из храмовой терминологии язычников и имели тот же самый смысл.

Бог евреев стал теперь заменой оракула и других богов; родовое название «Хрестос» стало существительным, относимым к одному особому персонажу; и новые термины, такие как «хрестианой» и «хрестодоулос», «последователь или слуга Хрестоса», были образованы из старого материала. Это показано Филоном Иудеем, несомненным монотеистом, уже использовавшим тот же самый термин для монотеистических целей.

Мирское значение слова «Хрестос» проходит по всей греческой классической литературе наравне с тем смыслом, который давался ему в мистериях. Слова Демосфена «о Христе» (330, 27) обозначали просто «ты милый человек»…

Слово «Хрестос» — это термин, используемый в различных смыслах. Он может быть применен и к божеству, и к человеку. В первом своём значении он используется в Евангелии от Луки (6:35), где он означает «добрый» и «милосердный».

Елена Блаватская в книге «Эзотерический характер евангелий» пишет: Иисус, из Назарета ли он или из Луда (маг, побитый камнями и распятый по приговору Синедриона в этом городе за 100 лет до н.э.), был Хрестос столь же бесспорно, как и то, что его никогда не именовали Христосом ни во время его земной жизни, ни при его последнем испытании…

Дитя, иудейское имя которого изменено в имя Иисуса, родилось в Палестине на 105 лет ранее принятой даты рождения Иисуса Христа, во время консульства Публия Рутилия Руфа и Гнея Маллия Максима. Родители его были бедны, но происходили из благородного рода и воспитывали его на еврейских Св. Писаниях. Пламенная религиозность и ранняя серьёзность отрока Иисуса побудили его родителей посвятить его религиозной и аскетической жизни. Когда ему исполнилось девятнадцать лет, он вступил в монастырь ессеев, находившийся близ горы Сербал; монастырь этот охотно посещался учёными, направлявшимися из Персии и из Индии в Египет…

Исторический Христос есть высочайшее Существо, принадлежащее к великой духовной Иерархии, которая управляет духовной эволюцией человечества; в течение трёх лет он пользовался человеческим телом посвящённого ученика Иисуса и провёл последний год из этих трёх, странствуя и открыто проповедуя по Самарии и Иудее. Он пришёл, чтобы дать новый толчок духовной жизни миру, чтобы вновь ввести сокровенное учение о глубинах жизни духа…

Анна Безант в книге «Эзотерическое христианство, или Малые Мистерии» пишет: в катакомбах нередко находят изображения Агнца, как символа Иисуса; иногда Агнец изображён лежащим на кресте. По этому поводу Уильямсон говорит: «С течением времени Агнца стали изображать на кресте и лишь со времени шестого Константинопольского собора, созванного в 680 году, было постановлено заменить древний символ человеком, распятым на кресте. Постановление это было подтверждено папою Адрианом I». И древний символ Рыб прилагался также к Иисусу, что видим из изображений в катакомбах.

В классическом представлении, Мессия – есть помазанник, спаситель, идеальный царь и посредник между людьми и богом, устроитель судеб вечных избранного народа. Он приносит новое, исправленное состояние всего мирового бытия. Мессия – смысловой центр христианской системы, переосмыслившей образ Мессии иудаистов.

В истории еврейского народа не раз появлялись деятели, притязавшие на мессианское достоинство. В христианских же представлениях образ Мессии переосмыслен: политико-этические аспекты элиминированы (удалены), предельно обобщены намеченные со времени Исайи универсалистские возможности. Христианский Мессия – это, прежде всего, Искупитель человечества от его грехов вместо иудейского избавителя от врагов избранного народа…

В таком контексте Мессия рисуется всего лишь очень могущественным (и при этом «праведным») вождём своего народа, или, в универсалистской перспективе Исайи, вождём всего человечества, возможно, умиротворяющим его путём завоеваний.
Важно представление, по которому Мессия уже существует, но «скрывается», так что ему предстоит не родиться, но «явиться», раскрыть свою тайну.

Известный учёный и знаток античности Сергей Аверинцев в книге «Мессия» пишет: приносимое Мессией избавление покупается муками не только народа, но и самого Мессии. Страдальческий характер носит уже невозможность для него явиться и действовать прежде определённого ему срока, его временная связанность и полонённость силами зла… Но и тогда, когда срок его ожидания окончится, ему грозит искупительная смерть, в связи с чем в иудаической традиции возникает даже версия о двух Мессиях — гибнущем и торжествующем…

Сегодня более востребована версия о Мессии – вожде народа. «Еще во времена римского владычества в Иудее верховный священник, назначаемый администрацией, также носил титул «Священника-Мессии» или «Священника-Христоса». Для зелотов и для всей оппозиции Риму этот священник, по-видимому, был «лжемессией». Настоящий, ожидаемый Мессия был совсем другим; это был законный «потерянный царь», ещё неизвестный потомок Давида, назначенный судьбой спасти свой народ от тирании Рима.

Это ожидание достигнет размеров настоящего коллективного бреда при жизни Иисуса и не исчезнет с его смертью, и бунт 66-70 годов, конечно, был облегчён пропагандой и возбуждением, умышленно поддерживаемыми зелотами во имя будущего пришествия Мессии. Причём ждали именно Мессию-человека, являющегося царём и помазанником, а также, по мнению народа, политическим освободителем.

Короче говоря, по своему происхождению Иисус звался «Иисусом-Мессией», то есть по-гречески «Иисусом-Христом», и это название, чисто функциональное обозначение, деформировалось и стало именем собственным Иисуса Христа.

Известно, что Евангелия писались не во времена Иисуса; по большей части они составлялись между 66-74 и 132-135 годами, то есть между двумя периодами, когда Иудея пыталась реагировать на суровость римской власти. Но их источники явно имели более древнее происхождение: написанные, но исчезнувшие во время всеобщего шквала документы, и особенно устные предания.

Оказывается, в те времена, когда на свет появился Иисус, в Израиле существовало военизированное, хорошо вооружённое движение, оппозиционное Риму, которое возглавил человек, также носивший титул Мессии. Причём он был признан не только своими ближайшими последователями, но и большинством народа. В 66 г. н. э. его сын «возвратился в Иерусалим» и, «облачившись в царские одежды», направился в Храм, чтобы вознести молитвы… Он был, так сказать, временным наместником бога на земле, осуществлявшим непосредственную связь между Богом и человечеством.

Тому, что царь Ирод почувствовал угрозу, исходящую от недавно родившегося ребёнка, можно найти одно-единственное удовлетворительное объяснение: младенец был законным царём, которого, исходя из интересов мира и стабильности, даже Рим мог признать легитимным. Лишь этим можно объяснить беспокойство Ирода.
Иисус не был сыном бедного плотника, вызвавшим страх у узурпатора, — Он был Мессией, законным царём и помазанником — личностью, способной по праву рождения получить народную поддержку и если не свергнуть Ирода с престола, то серьёзно скомпрометировать его политическую доктрину.

В книге «Мессианское наследие» Бейджент, Ли, Линкольн утверждается, что было бы ошибочным видеть в Иисусе простого борца за свободу, агитатора или революционера, характерного для наших дней. В те времена в Святой земле было великое множество борцов за свободу и популярных в народе революционеров, снискавших известность своей деятельностью, но никто из них не мог претендовать на звание Мессии.

С другой стороны, в Евангелиях можно найти немало свидетельств — крещение в Иордане, например, или Торжественный Вход в Иерусалим, — подтверждающих, что Иисус, если не в течение всей жизни, то хотя бы в период Своего общественного служения, — являл собой пример всенародно признанного Мессии. Если Он смог заслужить подобное признание, значит, у Него были на то какие-то особые права, которые выделяли Его… Чтобы снискать звание Мессии и всенародное признание, Иисус должен был обладать законными правами на престол.

«Казнь Иисуса, вполне понятная, если он был бунтовщиком, оказывается совершенно непонятным актом бессмысленной злобы, которая торжествует, несмотря на сопротивление римского наместника, желающего оправдать Иисуса. Это нагромождение нелепостей становится понятным только в том случае, если принять во внимание потребность, возникшую при позднейшей переработке, — затушевать действительный ход событий», – пишет Карл Каутский в книге «Происхождение христианства».

«Народ ждёт Мессию. Но ты пришёл освободить людей не от тирании римлян, а от самих себя. Римский прокуратор по неведению надеется тебя спасти, но он ошибается, — народ выберет Варавву! Для людей ты чужой и непонятный сын бога, а он — Варавва — такой же как они, грешник. Он не будет никого уличать во лжи и лицемерии, потому что сам такой. На словах вы оба желаете людям счастья, а на деле только и мечтаете стать царями. Но ни ты, ни Варавва не знаете своего народа.
Сытые люди готовы оправдать любую власть, тогда как голодные недовольны всем. Народу не нужна свобода, народу нужен покой. Своими проповедями ты захотел уберечь людей от греха. Но они грешили, грешат и будут грешить. Так было и будет всегда. И даже смерть твоя не остановит их!
Ты желаешь людям добра, не так ли? Я так же, как и ты, люблю свой народ, и ради него совершу грех. Сегодня ты умрёшь. Я помогу тебе сыграть роль, которую ты избрал себе. Если ты действительно Сын Божий, то моя задача предать тебя на смерть, а после стать у основания новой веры, чтобы имя моё сохранилось вместе с твоим. А больше мне нечего и желать».
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

В новогоднюю ночь я посмотрел мультфильм «Полярный экспресс». Основная мысль такова: «подлинный дух Рождества хранится у тебя в сердце». Звон рождественских колокольчиков слышит только тот, кто верит в Санта-Клауса.
Я невольно спросил себя: а правильно ли обманывать детей Сантой, который видит и знает всё?

В детстве детей обманывают верой в Деда Мороза (Санта-Клауса), а когда дети вырастают, они становятся атеистами, ну а особо разочарованные – воинствующими безбожниками.

Когда я работал в школе, то решил собрать пожелания детей к Деду Морозу, чтобы потом передать их родителям, а те купили бы детям на Новый год то, о чём они мечтали. Дети меня поняли, а вот родители – нет.

За всеми напластованиями мифов, я уверен, скрыта истина. Но добраться до неё очень сложно.
Санта-Клаус – то есть Святой Николас – в поздней североамериканской традиции это рождественский дед, который дарит подарки детям на Рождество Христово. Это имя представляет собой искажение голландской транскрипции имени святого Николая, день памяти которого отмечается 6 декабря. Родиной Санта-Клауса считается Лапландия (земля на севере Финляндии).

Прообразом Санта-Клауса является общехристианский святой Николай Мирликийский, известный своей благотворительностью. Он тайно дарил подарки бедным людям. Первоначально подарки дарились от его имени 6 декабря. В период Реформации подарки стали дарить 24 декабря от имени младенца Христа. Затем снова персонаж Святого Николая стал дарить подарки, но уже 24 декабря.

Когда я возглавлял благотворительную организацию – Ассоциацию организаций социальной помощи Санкт-Петербурга – мы тоже организовали на Рождество ёлку в Петергофском дворце, где вручали подарки детям-сиротам и детям-инвалидам.

В 1809 году в свет вышла «История Нью-Йорка» американского писателя Вашингтона Ирвинга. В ней он рассказывал о том, что именно голландские колонисты основали Нью-Йорк (Новый Амстердам) и как они чествовали Святого Николая. Именно голландские колонисты привезли в Америку традицию празднования Рождества, поскольку английские пуритане, тоже осваивавшие Северную Америку, Рождество не отмечали.

В 1823 году писатель Клемент Кларк Мур выпустил в свет поэму «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая», в которой рассказал о некоем персонаже, дарящем детям подарки — Санта-Клаусе.
В 1863 году знаменитый американский художник Томас Наст в своих рисунках живописал быт Санта-Клауса. Он же придумал, что Санта живёт на Северном полюсе, что Санта ведёт специальную книгу, куда записывает поступки хороших и плохих детей и.т.д.
В 1931 году «Кока-кола» запустила рекламную кампанию, в которой представила несколько модернизированный образ Санты, разработанный художником Хэддоном Сундбломом. И с тех пор образ Санты ассоциируется с «Кока-колой».

Люди любят сказки. И этим успешно пользуются сказочники, сочиняя правдоподобные небылицы, часто с корыстной целью. Особо циничные наживаются на чужой вере.

Люди верят не зачем, а почему!
В Евангелиях сказано: Вера – это “осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом”(Евр.11:1).

Человек может быть атеистом, но и ему может присниться сон, который вызовет эмоциональное потрясение. Человек проснётся, будет говорить, что это был всего лишь сон, но не сможет забыть пережитое во сне, оно станет частью его духовного опыта, а иногда и причиной перемены жизни.
Как, например, в повести Чарльза Диккенса «Рождественская история», или в фильме Андрея Тарковского «Жертвоприношение». Герой фильма попросил у Бога во сне, и когда проснулся, это сбылось. Так он стал верующим.

Я описал подобный духовный переворот в своём романе «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак». В состоянии «клинической смерти» почувствовал, что у меня нет ничего, кроме того, что в душе, и эта лампадка души единственное, что есть у меня. Об этом опыте можно рассказать, но им невозможно поделиться.
Вера – это дар, это глубоко личный субъективный опыт, о котором можно рассказать, но которым невозможно поделиться.

А в чём для Вас СМЫСЛ РОЖДЕСТВА?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , ,

Комментарии запрещены.