Наконец-то начали воссоздавать то, что многие с гордостью называют «русская философия».
Недавно в Русской Христианской Гуманитарной академии была презентация книг издательства «РОССПЭН» серии «Философия России первой половины ХХ века». Книги представляли главный редактор журнала «Вопросы философии» доктор философских наук Борис Исаевич Пружинин и доктор философских наук Татьяна Геннадьевна Щедрина.
Есть мнение, что сегодня в мире существует только русская философия; на Западе заняты рефлексией постмодернизма.
Однако некоторые эксперты выражают сомнения, насколько оправданно говорить о «русской философии».
Одни считают, что русская философия как отдельный феномен существует, питается определёнными духовными и культурными корнями.
Другие полагают, что философия вненациональна, и не может быть национальной философии. Говорить о русской философии всё равно что говорить о русской физике или русской арифметике.
Слышатся призывы: «Давайте сначала будем философами, а потом уже русскими философами».
Лично я считаю, что русская философия это не территориальное образование, а мировоззренческое, также как и русский это не национальность, а миропонимание.
Часто приходится слышать, будто современные философы оторваны от реальной жизни, живут в своём идеальном мире.
Миссия философа – всегда оставаться критически настроенным по отношению к действительности, даже при всеобщем воодушевлении и оптимизме.
Сегодня философы всё чаще выступают на телевидении, им задают вопросы и хотят услышать ответы на злободневные и вечные проблемы бытия.
Однако большинству слушателей ответы философов чаще всего кажутся непонятными.
Есть мнение, что философ, если он настоящий, должен говорить непонятно для масс.
Я же считаю, что подлинный философ исповедует истину, которая понятна для всех. Гениальное просто!
Сегодня Интернет дал возможность приобрести огромную аудиторию слушателей и почитателей. Фактически аудитория – весь мир! Если, конечно, тебе есть чем заинтересовать мир. Большинство философов ничего предложить не могут, кроме набивших оскомину банальностей. Нет в их идеях простоты и одновременно глубины.
Нынешние философы не хотят мир изменить, нет у них таких Идей. А ведь мир, согласно Платону, изменяют именно Идеи (с большой буквы).
Многим людям не понятен сам статус – «профессиональный философ». Философия это профессия или любовь к мудрости?
Профессиональные философы, как правило, историки философии. А подлинный философ изгой – как Фридрих Ницше!
Должна ли философия быть ясной и понятной широкой публике?
Я задал этот вопрос заведующему кафедрой социальной философии философского факультета Санкт-Петербургского госуниверситета Константину Семёновичу Пигрову.
К.С.Пигров сравнил судьбу философа с кетой, которая идёт на нерест. Кета преодолевает пороги, сети рыболовов, чтобы наконец отложить икру, из которой выживет, возможно, одна икринка; но ради этой единственной икринки и стоит преодолевать столько трудностей.
В кулуарах мне удалось побеседовать с главным редактором журнала «Вопросы философии» доктором философских наук Борисом Исаевич Пружининым.
Я спросил его, должна ли быть философия понятной широкой публике. Борис Исаевич ответил, что Сократ говорил понятно, но за его внешне простыми высказываниями скрывалась глубина. По словам Бориса Исаевича, когда приходится выступать перед общественностью, возникает двоякое чувство: вроде бы ясная мысль утрачивает глубокий философский подтекст. Философское общение это во многом личное общение. Не всегда простому человеку будут понятны некоторые коннотации и смыслы, скрывающиеся за внешне ясными и понятными формулировками.
Доктор философских наук, профессор Владимир Владимирович Варава полагает, что сегодня религия подменяет философию во всех направлениях. Философия опять служанка. То она была служанкой науки, потом служанкой религии, а сегодня она служанка политтехнологий.
«Философия не должна быть ни чьей служанкой (ни религии, ни науки), но лишь помощницей; и в качестве помощницы она избавляет и религию, и науку, и литературу от лишнего, ненужного, от того, что вредит им».
Философия, как и прежде, политически ангажирована. Не могут философы сказать всю правду о власти. При том, что в мире ни одна другая философия не содержит так много размышлений о судьбе своей страны, как философия русских мыслителей.
Русская философия всегда была в изгоях; её не любили ни светская власть, ни власть церковная. Возможно, поэтому в России не появились философы такого масштаба как Гегель, Кант, Фихте.
Философствовать в России дозволялось в рамках государственной идеологии и с оглядкой на изречения правителей. Наиболее запомнившиеся: «Экономика должна быть экономной» (Л.И.Брежнева), и «Свобода лучше, чем несвобода» (Д.А.Медведева).
Философия идёт от жизни. Какая жизнь – такая и философия.
Судьбы Чаадаева, Радищева, Чернышевского, Герцена, Огарёва, Белинского, Николая Бердяева и других русских мыслителей весьма показательны. Быть философом в России опасно для жизни!
В 1922 году многих русских философов выслали из России на так называемом «философском пароходе». Как объяснил Лев Троцкий: «расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».
Буквальное значение слова «философия» = от греч. phileo – люблю + sophia – мудрость, – любовь к мудрости. У древних греков это слово означало «стремление к пониманию», «стремление к знанию», «жажду знания». Следовательно, любовь – это философия во всей полноте смысла этого термина. София – мудрость, ею владеет лишь бог.
Без любви нет философии. Любовь делает позитивной не только свободу, но и истину.
Специалисты по античной философии полагают, что термин «философия» в качестве названия особой сферы знания впервые употребил Платон. Платон считал чистое философское созерцание идей – высшей формой познания, способом восхождения к высшим идеям.
Аристотель писал: «Люди, философствуя, ищут знание ради самого знания, а не ради какой-то практической пользы».
Философия понимается как движение вперёд. Окончательной догмы в философии не будет, иначе философия как процесс бесконечного познания остановится и умрёт.
Философия – знание о целом как повод обратиться на себя, к пониманию своей личности и своей свободы.
Философия – это личный опыт разумного освоения фундаментальных проблем бытия. Это опыт ошибок цельного разума личности в его движении к проблемам.
Занятие философией захватывает всю личность, а не только разум.
Для меня философствование это состояние, переживание, мышление, вечный поиск ответа на вечные вопросы, который бесконечен, как бесконечна вселенная.
Философия это вечный поиск свободного духа, который пребывает там где хочет? или философия это академическая институция, доступная кругу избранных – посвящённых в звание философа, скованная регламентированными правилами и специфическими постулатами?
В. И. Вернадский говорил: «Можно быть философом, и хорошим философом, без всякой учёной подготовки, надо только глубоко и самостоятельно размышлять обо всём окружающем, сознательно жить в своих собственных рамках. В истории философии мы видим постоянно людей, образно говоря, «от сохи», которые без всякой другой подготовки оказываются философами» («Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление». Кн. 2. М, 1977. С. 73).
На мой взгляд, философия это расшифровка первоначального удивления, той самой первоначальной интуиции, которая приходит в качестве неосознанного образа, какой была ИДЕЯ у Платона.
Философия, на мой взгляд, существует в индивидуальных интерпретациях, в которых только и живёт Дух. А когда объявляется, что «учение всесильно, потому что оно верно», это означает смерть данного учения.
Вряд ли философией можно считать лишь деятельность рацио (ума). Философия это любовь к мудрости, а не любовь к знанию. Многознание, как известно, мудрости не научает.
Мне кажется, что философия это состояние души, состояние сознания, не только деятельность ума, но и деятельность всего существа человека.
Я считаю, что философствование есть некая медитация, вовсе не имеющая цель, чтобы её восприняли и поняли посторонние.
Цель философа прежде всего постичь эту истину собой, запечатлеть её, расшифровать и самому измениться.
Додуматься самому до философской формулы жизни гораздо важнее, чем вычитать её в чьей-то книге.
Постижение границ человеческой жизни, границ человеческого познания и границ человеческой свободы – вот что делает философа философом.
Если верно, что «философы читают послание Бога в подлиннике», то, по моему мнению, философы рационально осмысливают послание, которое приходит в форме некой интуиции. Философия занимается рефлексией первоначального откровения. Разум постигает то, что знает душа!
«Вопрос о том, чтó есть философия, есть вопрос мировоззренческий, – считает руководитель семинара «Русская мысль» доктор философских наук, профессор А.А.Ермичёв. – И поэтому навязывать трактовку философии, как она принята в прекрасной Германии для нас – ну точно также как навязывать русскую трактовку философии каким-нибудь англичанам или французам. Ну не пойдёт!»
Пётр Юрьевич Нешитов считает, что «русская философия – это утопия. То, что у нас неточно называют философией, по справедливости следует назвать её преддверием».
«Если русская мысль действительно хочет быть философской и занять в истории какое-то место, она первым делом должна научиться знать своё место, то есть воздерживаться от привычных невоспитанному русскому чувству националистических замашек».
«При нашей нравственной культуре, при нашем вороватом жлобстве и гнилостной неверности, при нашем выродившемся искусстве, при нашей официозной и сопливой поэзии, при нашей карликовой политике и рахитичной экономике ничего хорошего не выйдет».
Франкфуртская школа это определённая философская концепция. Есть ли такая концепция у русской философии? Что может отличить русскую философию от другой, прочей?
«Русские философы доверяют интеллектуальной интуиции, нравственному и эстетическому опытам, раскрывающим нам высочайшие ценности, но прежде всего они доверяют мистическому религиозному опыту, который устанавливает связь человека с Богом и Его Царством» (Н.О. Лосский)
Русская философия складывалась как соединение восточных и западных направлений, как конгломерат различных теорий, концепций, школ.
Западная философия проникла в Россию благодаря реформам Петра I. Но оригинальная или самобытная русская философия появляется лишь в начале XIX века.
У истоков русской философии стояли такие философы-славянофилы как Пётр Чаадаев, который задавался вопросом о смысле России как отдельной цивилизации; Алексей Хомяков отстаивал идею соборности в русской философии.
Характерными чертами русской философии являются космизм, соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность.
Центральной фигурой русской философии конца XIX века был Владимир Сергеевич Соловьёв (1853—1900). Он выдвигал идею положительного всеединства, во главе которого стоит Бог. Весь материальный мир философ видел подконтрольным Ему, человек же в философии Соловьёва выступал связующим звеном между Богом и природой, Им созданной, но не совершенной. До совершенства (вплоть до одухотворения) должен довести её человек, в этом смысл жизни человека – движение к Богу. Поскольку человек занимает промежуточное положение между Богом и природой, его нравственная активность проявляется в любви к другому человеку, к природе и к Богу.
Николай Бердяев уделял огромное внимание идее свободы, в которой раскрывается связь между Богом, Вселенной и человеком. Он утверждал, что свобода не создаётся Богом, и поэтому Бог не может быть ответственным за свободу, которая породила зло. Первичная свобода обуславливает возможность как добра, так и зла. Таким образом, действия человека, обладающего свободной волей, не может предвидеть даже Бог, он выступает помощником, чтобы воля человека становилась добром. Личность, проявляющая творческую деятельность, тем самым находит в себе божество.
Николай Бердяев утверждал: «У русского художника трудно встретить культ чистой красоты, как у русского философа трудно встретить культ чистой истины. И это во всех направлениях. Русский правдолюбец хочет не меньшего, чем полного преображения жизни, спасения мира».
Долгое время в России философскими обобщениями занималась литература. Поэтому в русской философии видное место занимают писатели Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский.
«В историю русской философии Достоевский входит не потому, что он построил философскую систему, – писал Г.В.Флоровский, – но потому, что он широко раздвинул и углубил самый метафизический опыт…»
Доктор философских наук, профессор В.В.Варава полагает, что «русская нравственная философия предстаёт не как теоретическая философия и не как философия морали; это пронизанность бытия высшими, предельными, проклятыми вопросами».
Доктор философских наук, профессор В.Н.Сагатовский считает, что вопрос о том, есть ли будущее у русской философии надо ставить вместе с вопросом, а есть ли будущее у человечества вообще. У современного человечества нет такого мировоззрения, которое бы уничтожило военные противоречия и конфликты.
Доминирующие черты русской философии следующие:
1\ Нацеленность на решение практических смыслозначимых проблем конкретной жизни.
2\ Жизнь это не бизнес, не биржа, а литургия; Земля – это храм.
3\ Антропокосмизм русской философии противостоит антропоцентризму. Антропоцентризм – причина всех глобальных проблем. Человек не есть центр мироздания. Человек включён в мироздание, он его часть, а не центр. Мир наш – и дом, и сад. Поэтому наше отношение к миру это не воля к власти, а воля к любви, к гармонии.
Такие черты русской философии как софийность, соборность, сотворчество – всё это проявления антропокосмизма.
Соборность как понятие русской философии признаёт самоценность человека, и преодолевает это противоречие.
Софийность в русской философии – это мир сотворчества. Любовь к миру не исключает сопротивление злу силой, как говорил русский философ Иван Ильин.
Среди основных идей русской философии следует также выделить отношение к смерти, поскольку оно является определяющим в отношении к жизни. Эту тему разрабатывал Лев Карсавин.
Отличие русской философии ещё и в том, что это не абстрактное теоретизирование, а практическое переживание конкретного человека, для которого философствовать означает жить сообразно своим убеждениям. Примером может быть и Павел Флоренский, и Лев Карсавин, и Николай Бердяев, и другие.
Русская философия ныне не только возможна, но и необходима. Она необходима для понимания места России в глобальном мире и для выработки модели нового многообразного мира, основанного на солидарности, а не на вражде.
Фактически речь идёт о будущем справедливом устройстве мира, основанного на справедливых социальных сообществах.
Вопрос в том, кто предложит более справедливую и удовлетворяющую как можно более разные слои общества социальную модель, имеющую наибольший потенциал развития, то есть модель будущего человечества. Модель, в которой общемировые цели будут связаны с индивидуальными целями и смыслами существования, где будут учитываться религиозные и этнические особенности. То есть некая новая универсальная модель социального устройства.
Процесс глобализации детерминирует эти процессы, требуя создание одной или нескольких универсальных моделей будущего социального устройства.
Это не должна быть чисто национальная модель, что автоматически исключает взаимодействие с китайской, американской, европейской, исламской культурной моделью.
В основе этой модели, метафизической и антропологической по своему характеру, должен лежать Смысл, то есть Бог. Модель должна быть мультикультурной по сути, по структуре антропологической, то есть основанной на природе человека, его особенностях.
Метафизичность этой модели должна отражаться и в том, что, во-первых, в ней присутствуют Всеобщие закономерности бытия, во-вторых, она устремлена и действует за границами индивидуальной жизни. В ней должны быть воплощены принципы справедливости мироустройства.
Или это очередная утопия, и война за господство одних над другими разведёт человечество по этническим «углам»?
Разумеется, будущее за сотрудничеством. Но жажда господства и подчинения в природе человека, и этого нельзя не учитывать.
Какую идею, объединяющую мир, может предложить Россия?
Суть «Русской идеи» заключается в том, что СПАСТИСЬ МОЖНО ТОЛЬКО ВМЕСТЕ!
Потенциал русской культуры – «русская идея» – борьба за счастье всего мира, самопожертвование ради счастья других.
Сегодня надо рассуждать не с позиций интересов нации, а с позиций всего человечества.
Русская идея счастья и понималась как счастье всеобщее.
Мне часто говорят: «В твоих мыслях нет логической стройности и законченности философской системы». – А кому она нужна? Да и что в ней пользы? Людям нужны не учения, им нужна любовь.
Мой дух просто не умещается в «прокрустово ложе» какой-либо одной религии.
Истина постоянно развивается, и всякие попытки распять её, живую, в интересах какого-то одного учения, превращают Истину в мёртвую догму.
Я как бы на грани между философией и поэтикой, и не хочу сходить с этой грани, жажду балансировать на ней.
«Главным является не чья-то философия истории, а история и философия своей собственной жизни. Когда я пользуюсь чужим знанием, это каждый раз эксперимент. Но чаще непосредственным руководством к действию служит собственный, пусть даже ограниченный опыт. Это лишний раз доказывает, что он важнее чужих правильных наставлений. Поэтому додуматься самому до извечной мудрости гораздо важнее, чем пытаться вычитать её в чьей-то книге. Самая важная книга лежит в нашей собственной душе; прочитать нужно прежде всего её!» (из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература
А по вашему мнению, СУЩЕСТВУЕТ ЛИ РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ СЕГОДНЯ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: Николай Кофырин, Новая Русская Литература, русская философия