10 ноября 2014 года я был в Эрмитаже на научной конференции «Территория свободы». Конференция была приурочена к 50-летию выставки «Такелажников» в Эрмитаже, 40-летию выставки неофициального искусства в ДК им. И.И.Газа и 25-летию Арт-центра «Пушкинская-10»/Товарищество «Свободная культура».
Цель конференции — через историю нонконформистского движения в городе на Неве показать важность сохранения в искусстве инстинкта свободы.
Я помню общественный резонанс по поводу выставки в ДК им. И.И.Газа и помню выставку в ДК «Невский» в 1975 году. Это был глоток свободы!
Творчество всегда было территорией свободы человеческого духа. Художники отстаивают право на инакомыслие, право быть собой. Все они обладают инстинктом свободы. В СССР некоторые за своё свободолюбивое творчество были привлечены к уголовной ответственности. Например, художник Юлий Рыбаков отсидел 6 лет. Теперь он президент «Арт-центра «Пушкинская-10», депутат Госдумы РФ.
Я поинтересовался у самих художников, как они понимают, почему творчество часто преступление.
Куратор Анастасия Пацей считает, что искусство – это преступление против обыденности, против необразованности. Это очень мощное оружие, но которое всё-таки борется со злом во имя добра.
Доктор философских наук Николай Суворов сделал доклад «Культура протеста», в котором подчеркнул, что протест должен быть перманентным и оставаться неформальным; что искусство – территория свободы.
Он считает, что творчество – это преступление против кровати, против «тёплого местечка», против семьи, это преступление перед традицией, потому что всякое творчество традицию хочет убить.
На круглом столе «Нонконформистское искусство» выступили Юлий Рыбаков, Тамара Буковская, Валентин Самарин (Тиль), Валерий Мишин и другие художники.
Валентин Самарин (Тиль) полагает, что без преступления нет творчества. Потому что нужно что-то преступить, нужно выйти в другое пространство, чтобы творить. Поэтому творчество это преступление.
Человек без творчества это не человек. Творчество – то немногое, что отличает человека от представителей животного мира.
Творчество – это преступление над обыденностью. В творчество художник привносить часть своей натуры. Каждый человек этим занимается.
Всякое творчество есть преступление против разума, поскольку для творчества нужно отключить разум.
Есть мнение, что, наоборот, всякое НЕ творчество есть преступление!
Когда я учился в Университете, то часто посещал неформальные выставки авангардистского искусства, дружил со многими художниками-нонконформистами. Собственно, и наукой я стал заниматься с изучения явления нон-конформизма. Первые мои исследования были посвящены усилию сохранять собственное мнение, несмотря на давление мнения большинства.
Одна моя знакомая поступила учиться в Академию художеств, игнорируя запреты врачей. Как-то она подарили мне свои этюды обнажённой натуры. Когда я вывесил их в своём рабочем кабинете, некоторые сотрудники расценили эти картины как порнографию и посоветовали повесить над дверью «красный фонарь».
Я всегда уважал художников – людей не от мира сего. Ради своего увлечения они готовы жертвовать всем, жить впроголодь, конфликтовать с властью, эмигрировать из страны. И всё только ради того, чтобы заниматься любимым искусством.
Ныне всемирно известный художник Михаил Шемякин работал такелажником в Эрмитаже и стал участником выставки «Такелажников» 1964 года в Эрмитаже.
Ленинградские группы андеграунда в 1950-60-х годах в условиях советской тоталитарной диктатуры были очагами свободы.
Чтобы решиться на творчество, которое могло быть расценено как преступление, нужен был героизм. Тех писателей, которые пытались критически осмысливать ход социалистического строительства, Сталин посылал на перевоспитание. Известно, как преследовалось в Третьем Рейхе так называемое «дегенеративное искусство».
До сих пор памятно посещение Хрущёвым выставки современного искусства в Манеже и его оценки.
1 декабря 1962 года 1-й секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв посетил выставку художников-авангардистов в Манеже под названием «Новая реальность». На выставке экспонировались и авангардистские скульптуры, в том числе произведения Эрнста Неизвестного, впоследствии вынужденного эмигрировать из СССР.
Всем запомнились ругательные высказывания Хрущёва по поводу произведений авангардистов: «Вызывает ли это какое-нибудь чувство? Хочется плюнуть! Вот эти чувства – вызывает». «Это педерастия в искусстве! Там почему, я говорю, педерастам – 10 лет, а этим – орден должен быть?»
Началом освобождения искусства от идеологии стала так называемая «бульдозерная выставка» в Москве. Поскольку художникам-авангардистам запрещали официально выставляться, 15 сентября 1974 года они организовали неофициальную выставку своих картин на открытом воздухе на опушке Битцевского лесопарка в Беляево.
Акция была жестоко подавлена властями с привлечением большого количества милиции, а также с участием поливочных машин и бульдозеров, отчего и получила название «бульдозерная выставка». Картины ломали, художников увозили в участок, где заявляли: «Стрелять вас надо! Только патронов жалко…»
Многие писатели и художники не выдержали тоталитарной диктатуры и покинули СССР. Многие просто не возвращались и оставались на Западе, как, например, Андрей Тарковский, Михаил Барышников, Рудольф Нуриев, Юрий Любимов и другие.
Олимпийские чемпионы по фигурному катанию Людмила Белоусова и Олег Протопопов, находясь на гастролях в Швейцарии, попросили политического убежища и отказались возвращаться в СССР. На Родине их назвали предателями.
Граждане СССР, отказавшиеся вернуться в страну из легальных заграничных поездок или командировок, назывались невозвращенцы. За отказ возвратиться из-за границы в СССР их могли признать преступниками по статье 64 Уголовного Кодекса РСФСР «Измена родине» пункт «Д».
Посадить могли и по статье 58 УК РСФСФ за «преклонение перед Западом». И по статье 70 УК РСФСР «антисоветская агитация и пропаганда».
За творчество в самиздате грозил реальный срок. Будущий лауреат Нобелевской премии по литературе поэт Иосиф Бродский был привлечён к уголовной ответственности и осуждён как преступник по статье за тунеядство. После отсидки ему предложили уехать из страны.
После присуждения Нобелевской премии по литературе пытались выслать Бориса Пастернака; Брежнев выслал Солженицына; многие художники, опасаясь репрессий, сбегали за границу сами.
Ещё французский философ и социолог Эмиль Дюркгейм заметил «двойственность» в понимании преступления. Есть обычные преступники и такие «преступники» как Сократ.
Сократу в 399 году до нашей эры вынесли смертный приговор якобы «за развращение молодёжи и неуважение богов». В 1600 году сожгли на костре Джордано Бруно. Галилео Галилея (1633 год) содержали в темнице за его отказ признать, что Солнце вращается вокруг Земли.
Синод православной христианской церкви обвинил Михаила Ломоносова в распространении в рукописи антиклерикальных произведений по ст. 18 и 149 Воинского артикула Петра I. Это предусматривало смертную казнь. Представители православного духовенства требовали сожжения М.Ломоносова.
«Гений не следует нормам, он нарушает и создаёт их», – писал Иммануил Кант.
Знаменитый химик А.Лавуазье был гильотинирован 8 мая 1794 года в Париже по решению революционного трибунала. Председатель трибунала, в ответ на апелляцию к мировой славе учёного, произнёс: « Республика не нуждается в учёных».
Доктор Джеймс Роджерс в 1965 году был приговорён к казни на электрическом стуле за так называемый «массачусетский эксперимент». Но за два дня до казни, будучи в камере, он покончил с собой. Недавно «Массачусетский университет психологии и невропатологии», в котором работал доктор Роджерс, официально заявил, что этот эксперимент имеет большое научное значение, а его эффективность неоспорима. В связи с этим ректор университета попросил прощения у оставшихся родственников Джеймса.
«Каждый новый шаг вперёд необходимо является оскорблением какой-нибудь святыни, бунтом против старого, но освящённого привычкой порядка», – писал Питирим Сорокин.
В 1914 году русский философ и социолог Питирим Сорокин в работе «Преступление и кара, подвиг и награда» обратил внимание на то, что, в отличие от уголовных преступлений, подвиги и награды совершенно не изучаются.
Преследовали как «политического преступника» известного композитора Рихарда Вагнера.
После революции бежали из России писатель Иван Бунин (впоследствии лауреат Нобелевской премии), создатель вертолетов Игорь Иванович Сикорский, изобретатель телевидения Владимир Козьмич Зворыкин, поэтесса Марина Цветаева и многие другие.
Тех же, кто остался, в 1922 году выслали из России на так называемом «философском пароходе». Как объяснил Лев Троцкий: «расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».
А сколько творцов сгинуло в сталинском Гулаге?!
Умер в тюрьме знаменитый генетик Николай Вавилов. Создатель «Розы Мира» Даниил Андреев сидел в тюрьме, как и отец отечественного ракетостроения Сергей Павлович Королёв.
Скольких учёных, писателей, художников записал в преступники «коммунистический режим» только за их инакомыслие, которое, собственно, и является основанием творчества. Осип Мандельштам, Александр Солженицын, Иосиф Бродский, социолог Александр Зиновьев, философ А.М.Пятигорский, режиссёр Андрей Тарковский и многие другие.
Запрет, как известно, порождает протест. Творчество рок-музыкантов стало формой социального протеста. Всем нам хорошо известны имена: Виктор Цой, Костантин Кинчев, Борис Гребенщиков и другие. За своё творчество был убит Игорь Тальков.
Борис Гребенщиков одно время работал в том же НИИ комплексных социальных исследований, где работал и я. За участие в неформальном фестивале его исключили из комсомола и уволили с работы.
Перестройку во многом обеспечили рок-музыканты и фильм Сергея Соловьёва «Асса». После фильма «Асса» все стали требовать: «Мы ждём перемен»!
«Каждый новый шаг вперёд необходимо является оскорблением какой-нибудь святыни, бунтом против старого, но освящённого привычкой порядка», – писал Ф.Энгельс.
Поскольку за творчество посадить невозможно, чаще всего находят предлог. Писатель Эдуард Лимонов тоже отсидел в тюрьме за якобы совершённое им преступление.
Недавно я побывал на встрече с известным французским писателем Эрик-Эмманюэль Шмитт. Мне очень понравилась его новелла «Оскар и Розовая Дама», особенно в моноспектакле Алисы Фрейндлих. На мой вопрос, что для него есть творчество и может ли быть творчество преступлением, Эрик ответил: «Для меня искусство – полная противоположность преступлению».
«На самом деле писателем становишься для того, чтобы убежать от себя, чтобы вырваться из плена собственной внешности, собственных надежд, для того, чтобы стать другим, чтобы стать кем угодно, чтобы стать вами – своими читателями», – признался Эрик-Эмманюэль Шмитт.
Недавно я побывал на всемирной премьере балета «Великий Гэтсби» (украинский проект с привлечением американских звёзд). В романе Скотта Фицджеральда речь, как известно, шла о преступлении. А можно ли считать преступлением отмену анонсированного участия симфонического оркестра в спектакле?
Может ли быть преступлением произведение искусства?
Может, если в действиях художника или в художественном произведении усмотрят возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (статья 282 УК РФ), призывы к свержению государственного строя, пропаганду наркомании, педофилии или оскорбление чувств верующих.
Трудно сказать, было ли выступление группы Pussi Riot в храме Христа Спасителя творчеством, но судом было квалифицировано как преступление по статье 213 УК РФ «хулиганство». Надежда Толоконникова отсидела два года.
Широко известна своими протестными акциями российская леворадикальная группа «Война». С 15 ноября 2010 года по 22 февраля 2011 года двое активистов группы – Олег Воротников и Леонид Николаев – содержались в СИЗО Лебедевское в Петербурге по обвинению в хулиганстве в связи с участием в художественных акциях группы, носящих, по мнению следствия, «дерзкий и циничный характер выражения протеста против власти».
Даже режиссёра Никиту Михалкова обвиняют чуть ли не в преступлении (растрате бюджетных средств) при постановке картины «Солнечный удар».
В этой связи хочется напомнить понимание преступности, которое даёт доктор юридических наук, профессор Я.И.Гилинский:
«Преступление и преступность – понятия релятивные (относительные) «как договорятся» законодатели». «То, что в одной стране – преступление, в другой – не признаётся таковым. То, что преступным было вчера, непреступно сегодня, и наоборот».
В декабре 1998 года художник Авдей Тер-Оганян показал беспрецедентный перфоманс – он разрубил несколько икон на выставке «Арт-Манеж». Этот перфоманс был расценён православными как оскорбление чувств верующих. Дирекция ответила, что каждый имеет право выставлять то, что хочет. Художнику предъявили обвинение по 1-й части статьи 282 УК РФ (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды).
В 2003 году в центре Москвы в музее Сахарова открылась кощунственная антицерковная выставка под лозунгом «Осторожно, религия». Были выставлены иконы с вырезанными ликами, вместо которых вставлялись дорожные знаки опасности, Крест с изображенной голой женщиной и т.п.
На пресс-конференции один православный архиерей назвал эту «выставку» преступлением и сказал: «мы надеемся, что это преступление никогда больше не повторится в нашей стране».
Директора музея Юрия Самодурова обвинили в разжигании религиозной розни по статье 282 УК РФ. За следующую выставку «Запретное искусство» директора и куратора суд признал виновными по статье 282 УК РФ.
В марте 2005 года в Большом театре состоялась премьера оперы «Дети Розенталя» в постановке режиссера Эймунтаса Някрошюса, музыку к которой написал Леонид Десятников, а либретто Владимир Сорокин. Спектакль вызвал столь сильный резонанс, что у стен театра проводились пикеты и акции протеста. Комитет по культуре Госдумы проверял тогда, не усматривается ли в произведении порнография.
Известный литературовед и общественный деятель Ирина Дмитриевна Прохорова на «Прямой линии» с Президентом РФ Владимиром Путиным выразила опасение: «Мы видим, что не только неуклонно сокращается бюджет на поддержку культуры и образования, но и начинаются гонения на деятелей культуры, которые выражают несколько другую позицию. Начинаются какие-то гонения на современное искусство, которое начинают обвинять во всех немыслимых и мыслимых грехах».
Сейчас много говорят о том, что наступает «новое средневековье».
Ирина Дмитриевна Прохорова считает, что у нас никогда реально не было светской культуры, у нас всегда была клерикальная культура. В 90-е годы прошлого века было реальное первое рождение в России светского общества, которое сейчас в опасности. Оно не успело сформироваться, как снова нам предлагается клерикальная культура.
Большой общественный резонанс вызвала скандальная выставка икон Марата Гельмана в Петербурге в 2013 году.
Недавно я был на встрече с Маратом Гельманом – знаменитым галеристом и арт-менеджером. По его мнению, отношение власти к художникам можно выразить словом «лояльность». Делайте, что хотите, но будьте лояльны, не ходите на всякие оппозиционные митинги, и мы будем платить вам за лояльность. Власть ставит перед искусством задачи: пропагандируйте и прославляйте…
Свобода для искусства подобна крови для организма!
20 октября 2012 года я опубликовал статью о Владимире Набокове «ЛОЛИТА НАБОКОВА: ПЕДОФИЛИЯ ИЛИ ЛЮБОВЬ?» В статье я доказывал, что этот роман не порнография, а литература.
На следующий день в музее современного искусства «Эрарта» должен был состояться моноспектакль Леонида Мозгового «Лолита».
Однако 21 октября 2012 года в Петербурге распространили письмо с требованием отменить спектакль. Авторами послания, согласно бумаге, выступили казаки, а также учителя младших классов и студенты. В вину актёру Леониду Мозговому поставили не только создание спектакля по роману «Лолита», но и то, что он создал положительный образ Гитлера в фильме у «режиссёра, известного пропагандиста содомии». Оскорбления были адресованы известному режиссёру Александру Сокурову.
До сих пор нет чётко определённой границы между высокохудожественной эротикой и порнографией. Например, фильм «Последнее танго в Париже». Одни видят в этом фильме порнографию, другие – высокое искусство.
Недавно в МХТ во время демонстрации спектакля «Идеальный муж» в постановке режиссёра Константина Богомолова православные активисты вышли на сцену и пытались прервать действие, выкрикивая в зал: «как вы можете терпеть издевательство над вашей верой?!»
Православные активисты выступали и выступают против демонстрации по телевидению фильма Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа».
Английский писатель Оскар Уайльд, как известно, отсидел в тюрьме не просто за гомосексуальную связь, но, не в меньшей степени, за своё творчество, которое расценивалось как вызов общественному мнению и пощёчина общественному вкусу.
Французский поэт Поль Верлен и поэт Артюр Рембо состояли в гомосексуальной связи, за что могли также быть привлечены к суду за преступление содомии.
Наш Сергей Есенин часто привлекался за хулиганство.
«Любое творчество – всегда преступление, конечно, не в юридическом смысле этого слова… Творчество (преступление) как созидание, – писал Б.С.Грязнов. – Художник может стать сильнее отпущенного ему природой (Бога), то есть творчество оказывается делом дьявольским … Итак, творчество есть боль, страдание. Творчество есть преступление. Творчество есть дьявольское дело. Творчество есть героизм».
Фридрих Ницше говорил, что творчество и креативность это путь человека к сверхчеловеку, сотворение самого себя, когда «тварь и творец соединены воедино».
Ч.Спирмен определяет креативность как «способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления».
Креативность как форма мышления, превосходит обычное логическое и рациональное. Творчество и креативность – результат дионисийского мышления, в котором мифология и мистика отодвигают рациональность и логику на второй план.
Недавно я побывал на выставке «Винсент Ван-Гог. Ожившие полотна». Всю жизнь он боролся с бедностью, некоторое время лечился в психлечебнице. Инсталляции картин и рассказ о гениальном художнике напомнили мне высказывание Диогена: «Я не сумасшедший. Только ум мой не такой, как у вас».
П.Хиндемит рассматривал творчество и преступление как две стороны единого процесса.
Томаса Манна преследовала мысль: творчество как преступление.
«Человек всегда стремился сделать то, что не позволено (запрещено). Общество фактически использовало все возможные запреты… Я попытался выразить это «не разрешённое», которое является во мне». (Шаруна Саука)
«Гений и злодейство две вещи несовместные», – писал Пушкин.
Когда-то я спорил с этим. Но позднее убедился в истинности этих слов, вкусив, что такое вдохновение, кому и почему оно даётся.
Вдохновение иррационально. Без вдохновения нет творчества. Но оно требует веры.
Творчество — проявление божественной сущности человека, это жажда мира иного, это медитация, это молитва. И потому всякое творчество базируется не на размышлении, а на интуиции. Не может быть постижима Истина через интеллектуальное усилие, но лишь через мистическое откровение, через личный духовный опыт.
Человека от животных отличает именно потребность в творчестве. И смысл жизни даёт только творчество!
На последней конференции по девиантологии мой учитель и научный руководитель доктор юридических наук, профессор Я.И.Гилинский подарил мне свою новую книгу «Творчество как позитивная девиантность».
Он считает, что человеческая активность может проявляться как в позитивном ключе (в творчестве), так и в негативном (преступность и т.п.). Давно замечено, что негативные отклонения и позитивные взаимосвязаны, как связаны гений и сумасшествие. Причём, если с преступностью знают что делать, то что делать с сумасбродным гением, не знает никто.
Творческий процесс и самого творца часто понимают как отклонение от нормы и даже как патологию.
В книге «Творчество как позитивная девиантность» доктор юридических наук, профессор Н.А.Исаев пишет:
«В любом случае творчество – есть своеобразный выход за пределы заданного, отклонение от него. … Специфика любого творчества усматривается в том, что его объектом и одновременно итогом является саморазвитие, создание самой личности, а не её образа, как, скажем, в искусстве».
Станислав Лем писал, что отклоняющееся поведение это «полоса свободы, которую мир оставляет в распоряжении эволюционирующего общества, уже выполнившего долг адаптации…»
В.Поклад пишет: «положительной девиацией следует считать поведение, которое регулируется не позитивными ценностями (деньги, власть, образование), а естественными (абсолютными) ценностями, коими являются Истина, Добро и Красота. В этом же состоит наиболее чёткий критерий отличия позитивных девиаций от негативных».
Всё, что не поддаётся рациональному объяснению, надзору и контролю, все формы поведения, имеющие характер неупорядоченных и хаотичных, определяются властью как источник социального зла.
Восстание графа Эссекса против королевы Елизаветы I началось после представления в театре «Глобус» пьесы Шекспира «Ричард II». Эссексу нужна была поддержка недовольной толпы. И пьеса «Ричард II» «разогрела» толпу недовольных.
Пьеса Бомарше «Женитьба Фигаро» тоже сыграла роль детонатора Великой Французской революции. Позволив смеяться над собой, аристократия вынесла себе приговор.
Известно сколько сделал «Буревестник» Максима Горького в приближении Октябрьской революции 1917 года. Горький был отправлен в ссылку.
Честные художники пытаются нести правду, но власть их не любит. Искусство в руках государства всегда служило цели оболванивания масс.
Власть заигрывает с деятелями искусства, прикармливает угодливых и приручает непослушных.
Властители всегда выступали заказчиками для художников, тем самым их подкупая и заставляя себе служить. Некоторые художники сами готовы служить власти, и делают всё, что прикажут, лишь бы им платили. Такая, с позволения сказать, «проституция» губительно сказывается на таланте.
Взаимоотношения художника и власти можно рассматривать как лакмусовую бумажку происходящих в обществе процессов.
По мнению французского исследователя Пьера Бурдье, искусство, культура это «символическая власть», которая в определённые моменты жизни общества может становиться серьёзным конкурентом реальной политической власти.
На мой взгляд, художник должен быть в оппозиции к власти (в хорошем смысле этого слова). Он должен критиковать власть, показывать её недостатки и призывать к их устранению, быть совестью нации.
ТРАВА, ВЗЛАМЫВАЮЩАЯ АСФАЛЬТ, – вот метафорическое выражение коллизии «художник и власть».
На мой взгляд, истинное творчество — всегда восстание, истинный художник — всегда революционер!
Художник тем и нравится, что бросает вызов обществу своим творчеством, своим образом жизни. Ведь привлекает то, на что сам не способен. Писатель должен говорить то, в чём страшно признаться читателю. В конечном итоге, интересует даже не само произведение, а подвиг его создателя, личность самого творца.
Есть мнение, что для успешного творчества художник должен быть голоден и одинок. Преодоление страданий, дискомфорта и неустроенности стимулируют его творить.
Для А.Эйнштейна, согласно его «автобиографическим заметкам», теория относительности была «актом отчаяния».
Лично я сел писать роман, когда оказался инвалидом, брошенный всеми, фактически без средств к существованию. Творчество было своеобразным преодолением страха смерти.
О страхе смерти как источнике искусств писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, который за свои творческие изыскания отсидел срок на Соловках. Ему я подарил свой роман «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак».
В моей жизни был случай, когда меня хотели посадить за творчество. Осенью 1999 года на книжной ярмарке ко мне подошли двое мужчин.
— Торгуете? — спросил один из них.
— Я не продаю, а распространяю.
— Вы автор?
— Автор у нас один.
— Не понимаю.
— Я лишь ручка.
— А купить книгу можно?
— Если вам интересно, можете взять, почитать. Не понравится — вернёте. Ну а если хотите иметь у себя, то можете внести свой взнос в фонд автора.
— А сколько денег нужно дать?
— Сколько хотите. В магазине такая книга продаётся за пятьдесят рублей.
Один из них вынул деньги, передал их, и в этот же момент объявил:
— Контрольная закупка. Мы сотрудники налоговой полиции. Пройдёмте.
— Разве я сделал что-то противозаконное?
— Вы получаете пособие по безработице?
— Да, минимальное.
— А раз получаете, хотя бы и минимальное, то не имеете права торговать, поскольку таким образом вы обманываете государство.
— Да на пособие прожить невозможно, оно же в десять раз меньше прожиточного минимума!
— Нас это не касается. Вы нарушили закон.
— Тем, что хочу выжить?
— Закон для всех один. Ваши действия образуют состав уголовного преступления и квалифицируются как мошенничество. Так что поедете с нами для составления протокола».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
А Вы согласны, что ТВОРЧЕСТВО КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: Николай Кофырин, преступление, творчество, Эрик-Эмманюэль Шмитт, Юлий Рыбаков, Яков Гилинский