НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО МИРА

Странник в Доме книги_1

После того, как Владимир Путин заговорил о Русском Мире, одним из первых написал о создании Русского Мира писатель, редактор «Литературной газеты» Юрий Михайлович Поляков. Недавно я был на встрече с Юрием Поляковым в магазине «Буквоед». Мне удалось задать ему вопрос о новой литературе Русского Мира.


Все мы знаем литературу Русского Мира: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Тарас Шевченко, Шота Руставели, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Борис Пастернак, Сергей Есенин, Михаил Шолохов, Олесь Гончар, Чингиз Айтматов, Юрий Бондарев, Василь Быков, Всеволод Астафьев, Валентин Распутин, Юрий Рытхэу … – всех не назвать!

А кто сейчас является представителем новой литературы Русского Мира?

Я лично затрудняюсь ответить. Татьяна Устинова или Виктор Пелевин? Юрий Поляков или Дмитрий Быков? А может быть, обозреватель Александр Проханов? или автор «Ночного дозора» Сергей Лукьяненко?

Томас Манн признавал: «достойная преклонения русская литература и есть та самая святая литература».
Иван Ильин говорил о русской литературе как особом роде «духовного творчества».

Известно, что русская литература и поэзия – это «колыбель» русской философии. В России философская мысль развивалась преимущественно в формате литературно-художественных произведений, а не в чисто трактатной форме, как это было принято на Западе.

Сейчас много говорят о так называемом Русском Мире. Но существует ли какая-то философия, объясняющая реальность Русского Мира?

20-21 ноября 2014 года я был на ежегодной конференции «Дни философии в Петербурге», которая уже восьмой раз проходит в Санкт-Петербургском государственном университете. На кафедре истории русской философии я участвовал в обсуждении проблемы «Философия в русской художественной литературе».
Заведующий кафедрой истории русской философии доктор философских наук, профессор Замалеев А.Ф. считает, что на начальном этапе развития русского философствования превалировала литературная форма, она была определяющей, в смысле создания условий для развития философских представлений. Русская философия, связанная с литературой и публицистикой, создавала условия для зарождения такого философского феномена как экзистенциализм.

Доктор философских наук, профессор Валерий Александрович Подорога (заведующий сектором аналитической антропологии Института философии РАН) признал: сейчас очень трудно отличить философское произведение от литературного произведения в форме эссе или романа. Это позволяет увидеть существование философской мысли в рамках другого события, которое философии начинает служить.

Доктор философских наук, профессор Воронежского университета Владимир Владимирович Варавва в своём докладе «Языки русской философии» признал, что ближе всего к философии находится язык искусства, особенно литературы. И действительно, литература представляется наиболее подходящим языком для выражения, прежде всего, нравственных вопросов. Здесь нет ни трактатности, ни теоретичности, мысль свободно парит и выражается, как хочет.

Ещё в 1974 году в Париже известный французский теоретик Р.Альберас опубликовал книгу «Литература – горизонт 2000 года». Он утверждал, что к началу нового тысячелетия господствующим приёмом станет внутренний монолог, категории времени и пространства будут полностью трансформированы, не будет ни начала, ни конца, ни причин, ни следствий; характер героя размоется и исчезнет, личности не будет, настанет время анонимов, персонажей-масок без индивидуальных признаков. Отказ от логики и грамматики станет абсолютным и господствующим. «Будущее принадлежит непонятным книгам»!

Я это понял ещё в 1992 году, когда вместо диссертации начал писать свой первый роман-исследование «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак», в котором изложил свой опыт переживания смерти. Рамки диссертации показались мне узкими, и я выбрал междисциплинарную художественно-поэтическую форму изложения своего мистического опыта и философских воззрений. Сегодня, спустя 20 лет, я убедился, что сделал правильный выбор.

На мой взгляд, литература первична по отношению к философии как науке. Вначале тексты существовали как религиозные (ведические гимны), молитвы. Потом появилась литература, и только вслед за ней философия как система научных взглядов на предмет познания.
Взять хотя бы «легенду о великом инквизиторе» Достоевского. Всё творчество Достоевского и Толстого служило и служит источником для философского анализа и обобщений не только русских, но и зарубежных философов.

В России именно литература занималась философскими обобщениями, в связи с отсутствием русской философии. «Проклятые вопросы» ставила именно литература!

В отличие от литературы, в философском языке невозможна поэзия, которая часто является наиболее адекватным средством выражения глубины предмета до апофатических вершин.
Философия это всё-таки наука, основанная на постулатах и доказательствах. Всякое философское знание это система, и поэтому она ограничена и закрыта.

Истина постоянно развивается, и всякие попытки распять её, живую, в интересах какого-то одного учения, превращают Истину в мёртвую догму. Каждый честный исследователь знает, что принятие в качестве неоспоримой догмы пусть даже самого очевидного научного факта перекрывает движение вперед.

Литература исследует жизнь не хуже, а иногда и лучше философии. Ни один философ не способен на то, к чему литература предназначена — просто говорить о сложном.
В попытке универсального объяснения мира, литература всё смелее вторгается в области, которые для науки как реальность не существуют.
Литература может то, на что не способна никакая наука — поразить сердца людей Истиной. Это и долг литературы, и её предназначение — сердцем Истину постигать!

Сегодня очевидно наступает новое время, новый этап развития нашей страны: Россия поворачивается к Западу задом, а к Востоку передом.
Разговоры о самобытности России, её особом пути и оригинальной русской цивилизации всегда возникали на фоне ухудшения отношений с Западом.
Действительно ли Россия оригинальная цивилизация со своей специфической «культурной матрицей»?

Действительно ли существует Русский Мир или, быть может, это симулякр?

Этот вопрос мне удалось задать приглашённому на конференцию «Дни философии в Петербурге» известному телеведущему Виталию Товиевичу Третьякову. Его передачу «Что делать?» на телеканале «Культура» я регулярно с удовольствием смотрю уже более десяти лет.

Недавно в храме Христа Спасителя в Москве проходил Всемирный русский народный собор, на котором была сформулирована «Декларация русской идентичности».

Председатель правления Фонда «Русский мир», председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов считает: «Если семь лет назад, когда мы проводили первый форум, мы говорили о Русском мире как о культурном сообществе, то теперь это понятие очень сильно политизировалось. Но мы по-прежнему рассматриваем Русский мир как цивилизационную общность».

В своё время я сотрудничал с международной ассоциацией «Русская культура», которая выпускала альманах «Русский мiръ» (пространство и время русской культуры). В выпуске Альманаха за 2008 год №1 даются разные представления о «Русском Мире».

На мой взгляд, Русский Мир – это прежде всего великий русский язык. Русский язык является четвёртым по распространённости в мире, 300 миллионов человек считают его родным.

Главным доказательством существования Русского Мира, на мой взгляд, является живущая и развивающаяся русская культура. Это Чайковский и Рахманинов, Врубель и Репин, Анна Павлова и Сергей Дягилев, Фёдор Шаляпин и Вера Холодная, Михаил Шолохов и Борис Пастернак. Признанным мировым явлением до сих пор остаётся великая русская литература. Произведения Льва Толстого, Фёдора Достоевского, Антона Павловича Чехова изучаются во всём мире.

Несколько лет назад я участвовал в работе II культурологического конгресса «Культурное многообразие: от прошлого к будущему». Меня, как и многих, волнует проблема РУССКОГО МИРА. Разумеется, это понятие не столько территориальное, сколько этнокультурное.

Русский Мир скорее духовно-мировоззренческое явление, нежели территориальное.
Марина Цветаева писала: «Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови».
Владимир Набоков так и остался русским писателем. Иосиф Бродский на вопрос, кем он себя ощущает, ответил, что он русский поэт, англоязычный эссеист и гражданин Соединённых Штатов.

Вслед за Чаадаевым, я бы мог повторить: «Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать её, предпочитаю унижать её, только бы её не обманывать»!

Сегодня, когда период игр постмодернизма заканчивается, встаёт вопрос о том, в какую же сторону будет развиваться современная русская литература. Все ощущают потребность в светлой, вечной, возрождающей идее, которая бы придала и литературе, и жизни новый толчок и смысл.
Россия как страна не может жить без большой объединяющей идеи. Надо просто вспомнить, что мы русские, что у нас вселенская душа, перечитать Толстого и Достоевского.

«Только поймите, — писал Лев Толстой, — что вам ничего, ничего не нужно, кроме одного: спасти свою душу, что только этим мы спасём мир. Аминь».

«Человек есть тайна. Её надо разгадывать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Ф.М.Достоевский.

«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно … когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление». М.Ю.Лермонтов.

«В поэзии нужна страсть, нужна ваша идея, и непременно указующий перст, страстно поднятый. Безразличие же и реальное воспроизведение действительности ровно ничего не стоит, а главное – ничего и не значит…» Ф.М.Достоевский.

Как-то я опрашивал людей о будущем литературы. Одни видят будущее русской литературы в философском осмыслении действительности, другие утверждают, что доминирующим трендом останется развлекательность, третьи считают, что литература будет развиваться во все стороны и станет мультикультурной.

Полагаю, что в современной литературе можно выделить условно два трэнда: литература, которая предлагает не думать («отправь мозги в отпуск»), и литература, которая предлагает задуматься (даёт пищу для души и ума). Первая отчётливо ориентирована на развлекательность, отдых, усладу для читателя (потребителя). Эта литература – бизнес, или часть бизнеса. Основная цель представителей данной литературы – заработать! И они не стесняются это признать.

Вторая тенденция – это литература духовного содержания (не путать с религиозной), которая предлагает задуматься над происходящим вокруг и в себе. Эта литература, если не полностью бескорыстна, то, во всяком случае, не является бизнесом, поскольку ставит своей целью не зарабатывание денег, а приобщение читателя к высшим идеалам человеческой культуры и образцам человеческой жизни.

Неустаревающим критерием, по которому можно различить эти два направления в литературе, является понимание искусства, и того, как оно влияет на человека.
Если в результате прочтения литературного произведения с человеком происходит катарсис, духовное очищение, преображение, то это произведение можно назвать искусством, и соответственно образцом духовной литературы. Если же такого преображения не происходит, то это развлекательная литература, которая тоже имеет право на существование!

По моему мнению, русская литература XXI века будет литературой смысла, поиском ответов на вечные вопросы бытия. Но, наверное, необходимо потрясение, чтобы люди поняли важность размышлений о смысле жизни и цели человеческого существования.

Наступила пора осознать себя, понять, кто мы, какие, чего хотим от жизни, каким видим смысл своей жизни, в чём наше сходство и отличие.
Хватит разрушать и бездействовать, пора созидать!
Но надо знать, что созидать и как. Нужна идея. Ещё Платон говорил: всему предшествует Идея.

Литература может помочь в формулировании национальной идеи, смоделировать сценарии развития будущего.
На смену постмодернизму разрушения приходит конструктивизм созидания, конструктивный реализм, а не критический.
Идеологии разрушения нужно противопоставить идеологию созидания.
Хватит критиковать и посыпать голову пеплом. Нужно смело ставить новые цели, нужна новая вера, нужно поверить в себя.
Наступает пора нового синтеза старых идей.

Каждый новый век начинался с новой веры, новых идеалов, новой утопии.
Но без обращения к опыту прошлого, без вечных истин, ничего нового построить невозможно. Это даже скорее возвращение вечных истин в нашу жизнь.
Или мы погибнем в самоубийственной войне или примиримся и начнём созидать.

Сегодня на смену литературе разрушения (постмодернизма) приходит новая русская литература созидания и конструктивизма.

Новая Русская Литература – это продолжение и развитие традиций великой русской литературы.
Новая – потому что по-новому пытается ответить на «вечные вопросы» бытия.
Русская – потому что написано по-русски, о «русских мальчиках» (Достоевский), в традициях великой русской литературы.
Литература – потому что не развлекательное чтиво, а предлагающая размышлять и действовать, постигать истину и совершенствовать себя, свою душу.

Новую Русскую Литературу отличает: 1) духовность (религиозность); 2) реализм в Высшем смысле; 3) бескорыстность мотивов творчества.

Достоевский писал: «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей». «Но нельзя сидеть сложа руки, иначе окончательно дойдешь до самооправдания, до сознания собственного бессилия перед властью обстоятельств: при чём я, эпоха виновата, время-то, мол, какое! — нероново!..»

Как и всегда, главная проблема – поиск идеала в современной жизни. Такое впечатление, что у современных людей вообще нет никаких идеалов.

Литература, если она настоящая, способна изменять сознание людей, а значит и саму жизнь.
Для меня литература – это живое слово, способное выразить сокровенное и преобразить человека.

Писательство не развлечение, а поиск истины, забвение себя и жажда сострадания.
Творчество — средство постичь свою душу, сделать её лучше.
Можешь не писать — не пиши! А если пишешь, то сердцем!
Высшее достоинство писателя — не искать славы, умерщвлять своё тщеславие.
Искусство — это способ спасения души, очищение, катарсис.
Художник не может без правды, его интересует Истина.
Мало написать правду, нужно ещё в правде разглядеть Истину, понять смысл её.
Всё в человеке, все тайны мироздания, и постигать себя значит постигать Бога.
В каждом слове, в каждом вопросе скрыт огромный смысл, и смысл этот есть Бог.
Задача литературы — формировать новые идеалы, вспоминая вечные истины, доказывать их необходимость и возможность!
Долг литературы и её предназначение — сердцем Истину постигать! любовью в душу проникая, вызывать в ней сострадание, уча при этом мудрости милосердия, пророчествовать, призывая к добру, и, постигая причину зла, наставлять людей Пути к Богу!
Искусство слова — кое и есть литература — состоит в умении проникнуть в сердце, и, покорив его, заставить разум побуждать людей творить добро без оглядки, вызвать чувства, которые лучше любого доказательства убедят в необходимости любить несмотря ни на что.
Истинна лишь та литература, где фраза не аргумент, а чувство, где текст не текст вовсе, а мука, радость, боль и любовь; это ключ к разгадке своей души, когда лишь слово одно способно вызвать в душе такие чувства, кои прежде человек в себе и не подозревал.
Литература — это крик, зов к человеку, призыв к лучшему в человеке! И потому всякое слово должно быть от Бога, и слово это должно быть Бог! Другие слова ничего не стоят!
(Из Декларации Новой Русской Литературы – в моём романе-быль «Странник»(мистерия).

Я Бога раб. И нет во мне свободы.
Творю я то — чему необходим!
И подчиняюсь мудрости природы.
Я часть её, и в нас закон Един!
Закон Творца, творения любого,
Универсальный Принцип, Смысл Всего.
Мы все частички Космоса живого,
Рождённые желанием Его.
Вселенский Смысл. Нет, выше, выше, выше!
Что за пределами Вселенной, Что в Ничто!
Где Сердце Мысли, где безмолвье тише,
Где родилось и где почит Оно.
Оттуда вышли и туда уйдём мы,
Чтоб возвратиться в самоё себя,
Осуществив предназначенье жизни
И оправдав тем смысл Бытия.
Спектакль начнётся снова — непременно!
Мы с радостью исполним свою роль,
Стараясь воплотиться совершенно,
И если надо, пережить и боль.
Жизнь — развлеченье в Вечности для Бога.
Мы все частицы замысла Его.
Мне это путешествие не ново.
Я просто вспомнил, что забыл давно!..
Мой Первосвет творит меня сначала.
Вселенная подарит счастье Быть.
Жизнь для меня и долг мой и награда,
Любовь необходимость со-творить.
ЛЮБОВЬ
ТВОРИТЬ
НЕОБХОДИМОСТЬ
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература.

А кого бы из современных писателей Вы отнесли к НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ РУССКОГО МИРА?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , , ,

Комментарии запрещены.