ДВА СВЯТЫХ СЕРАФИМА

16 заповедей

В детстве почти каждое лето я отдыхал в Вырице (посёлок Ленинградской области). Но в те времена ничего не слышал о Серафиме Вырицком. Только в начале 90-х годов прошлого века, когда стала возрождаться церковь, впервые заговорили о святом подвижнике Серафиме. В 2000 году Серафим Вырицкий был причислен к лику святых Православной Церкви.
В апреле 2016 года отмечалось 150 лет со дня рождения святого Русской Земли. И я решил совершить паломничество в места, где провёл остаток своих дней Серафим Вырицкий.


Множество паломников едут в Вырицу поклониться преподобному и получить от него помощь. «Приходите ко мне на могилку, как к живому, разговаривайте, как с живым, и я всегда помогу вам», – говорил вырицкий старец.

Серафим Вырицкий прославился добрыми делами. Умер 3 апреля 1949 года прославленный в 2000 году в лике Собора новомучеников и исповедников российских.

Серафим Вырицкий – в миру Василий Николаевич Муравьёв – родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Ярославской губернии. Крещён был с именем Василий. Когда мальчику было 10 лет, умер отец, а вскоре скончалась и сестра Ольга.
Василий приехал в Петербург и сделался рассыльным Гостиного двора. Уже тогда от монаха-схимника он узнал, как сложится его жизнь. Василий обрёл духовника в лице старца Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаха Варнавы (Меркулова).

В 1882 году Василий стал приказчиком. В 1892 году открыл собственное дело и стал весьма крупным мехоторговцем, купцом 2-й гильдии. Обладая большим опытом, он организовал контору по заготовке и продаже пушнины. Большая часть товара поставлялась за границу, куда Василий выезжал неоднократно. Его ежегодный доход составлял в среднем 90 000 рублей.

Серафим Вырицкий в шляпе

В 1894 году Василий женился на Ольге Ивановне Нетрониной. В 1895 году стал действительным членом Общества для распространения коммерческих знаний в России и поступил на Высшие коммерческие курсы, организованные при обществе.

После Октябрьской революции 13 сентября 1920 года подал прошение в Духовный Собор Александро-Невской Лавры о принятии его в число братии. Был принят послушником и получил послушание пономаря.
Василий Николаевич передал в Лавру 40 000 рублей в золотой монете. Как сказано в Евангелие: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19,21).
29 октября 1920 года Василий Муравьёв был пострижен в монахи с именем Варнава.

В 1921 году был рукоположен в иеромонахи. С 1926 по 1929 годы Василий Николаевич (о. Варнава) стал духовником Александро-Невской Лавры. Предположительно в 1929 году принял великую схиму и был наречён именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского, которому всеми силами стремился подражать в течение всей жизни.

Серафим Вырицкий страдал нервным переутомлением, сильными головными болями и острыми болями в области сердца. Поэтому весной 1930 года о. Варнава, по рекомендации врачей и с благословения митрополита, покинул свою келию в Феодоровском корпусе Александро-Невской Лавры и поселился в Поповке, на даче у протоиерея Леонида Богоявленского. А вскоре переехал в посёлок Вырица, где прожил до своей кончины.

В Вырице с 1935 года в течение 10 лет преподобный Серафим каждый день молился перед иконой Серафима Саровского, которая крепилась к яблоне. Поскольку у Серафима Вырицкого сильно болели ноги, к месту моления его вели или несли на руках. Так продолжалось каждый день, в любую погоду.

«Человек молящийся и не молящийся – это люди двух разных миров», – сказал о. Валентин Свенцицкий.

Вскоре к старцу устремился поток богомольцев из Вырицы, северной столицы и других городов для утешения, благословения, совета. Отец Серафим, несмотря на болезни, нёс подвиги молитвы, поста и бдения. В понедельник, среду и пятницу не принимал никакой пищи, а иногда ничего не вкушал и по нескольку дней подряд.

«Бог слушает послушного», – говорил авва Миос Киликийский.

В первые дни германской оккупации в августе 1941 года в Вырице был открыт Казанский храм (закрытый в 1938 году), прихожанином которого числил себя иеросхимонах Серафим.

Серафим тяжело болел, однако, невзирая на боли и непогоду настойчиво требовал старец помочь добраться ему до камня; где по нескольку часов подряд на протяжении 1000 дней он молился, продолжая свой подвиг столпничества.

Основное жизненное правило святого Серафима Вырицкого: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя…»

Серафим Вырицкий провидец

Святой преподобный Серафим обладал несомненным пророческим даром. Наиболее известны его следующие высказывания:
«Спасение миру — от России, а Петербург станет духовным центром страны».

«Наступит такое время, когда будет в России духовный расцвет. Откроются многие храмы и монастыри, даже иноверцы будут к нам приезжать креститься на таких кораблях. Но это ненадолго — лет на пятнадцать, потом придёт антихрист».

«Те, кто были до того грешниками, пьяницами, наполнят храмы, почувствуют великую жажду к духовной жизни, многие из них станут монахами, откроются монастыри, церкви будут полны верующих».

«Наступит время, когда Россию станут раздирать на части. Сначала её поделят, а потом начнут грабить богатства. Запад будет всячески способствовать разрушению России и отдаст до времени восточную её часть Китаю. Дальний Восток будут прибирать к рукам японцы, а Сибирь — китайцы, которые станут переселяться в Россию, жениться на русских и в конце концов хитростью и коварством возьмут территорию Сибири до Урала. Когда же Китай пожелает пойти дальше, Запад воспротивится и не позволит».

«Многие страны ополчатся на Россию, но она выстоит, утратив большую часть своих земель».

«Когда Восток наберёт силу, всё станет неустойчивым: число на их стороне, но не только это — у них работают трезвые и трудолюбивые люди, а у нас такое пьянство».

«Если русский народ не придёт к покаянию, может случиться так, что вновь восстанет брат на брата».

«Самим Господом определено русскому народу наказание за грехи, и пока Сам Господь не помилует Россию, бессмысленно идти против Его святой воли. Мрачная ночь надолго покроет землю Русскую, много нас ждёт впереди страданий и горестей. Поэтому Господь и научает нас: терпением вашим спасайте души ваши».

«Война, о которой повествует Священное Писание и говорят пророки, станет причиной объединения человечества. Люди поймут, что невозможно жить так дальше, иначе всё живое погибнет, и выберут единое правительство — это будет преддверие воцарения антихриста».

«Иерусалим станет столицей Израиля. А со временем он должен стать и столицей мира. Ибо там истинный центр Земли, там был распят и воскрес Спаситель мира».

Известны пророчества подвижника о грядущей Великой Отечественной войне и победе в ней нашего оружия. Он буквально вымолил Россию в своём тысячедневном столпничестве.

Предсказывал также батюшка, что со временем будет основан монастырь и в Вырице, а Ленинград будет вновь переименован в Санкт-Петербург.

Говорил о. Серафим, что придёт время, когда в Москве, Петербурге и ряде других городов России будут действовать православные радиостанции, в передачах которых можно будет услышать душеполезные назидания, молитвы и церковные песнопения.

Вырицкий старец не раз говорил, что Россия обладает бесценным сокровищем – она является хранительницей святой православной веры. Истинное просвещение есть просвещение души светом Православия.

Монахиня Серафима (Морозова) вспоминала, как старец, описывая одно из своих духовных созерцаний, говорил ей:
«Я побывал во всех странах. Лучше нашей страны я не нашёл и лучше нашей веры я не видел. Наша вера – выше всех. Это вера православная, истинная. Из всех известных вероучений только она одна принесена на землю вочеловечившимся Сыном Божиим. Прошу тебя, матушка Серафима, говорить всем, чтобы от нашей веры никто не отступал…»

Грех осуждения о. Серафим называл одним из величайших духовных недугов нашего времени.
«Мы имеем право судить только самих себя. Даже рассуждая о каком-либо человеке, мы уже невольно осуждаем его», – говорил вырицкий старец.

Серафим Вырицкий фото

Отец Серафим был глубоко убеждён в том, что человек должен готовить себя для Вечности. В умно-сердечной молитве он видел бесценное средство для стяжания душевного мира и спасения.
«Если бы люди всего-всего мира, все до единого человека (вновь, как бы нараспев, повторил старец эти слова несколько раз), в одно и то же время встали бы на колени и помолились Богу хотя бы только пять минут о продлении жизни, дабы даровал всем Господь время на покаяние…»

Тихон Шевкунов в книге «НЕсвятые святые» пишет:
«Если человек не смирится, он не станет монахом. Ему не откроется Бог — Такой, Какой Он есть, не в книжках и рассказах других людей, а познанный на собственном опыте. И бесцельно пройдут годы и десятилетия. В осуждение будут самые высокие духовные саны — священство, игуменство, архиерейство».

«Истинные послушники получают от Бога бесценный дар — святую беззаботность, которая лучше и слаще всякой другой свободы…
Упоительное ощущение безмятежного счастья и свободы, которую никто не может отнять, осознание предельной защищённости в этом мире, потому что Бог Сам взял тебя за руку и ведёт к необычайной, ведомой лишь Ему цели, — вот что составляет неповторимое состояние послушничества. Это состояние проходит. Но, говорят, после долгих лет подвижничества оно возвращается в умноженной силе и в умудрённом духе».

Когда я был в музее Достоевского в Старой Руссе, священник отец Агафангел, ночью прочитав отрывок «Два Иисуса» из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак», сказал, что я «сделал большое дело для церкви», и благословил меня возле иконы Серафима Саровского.
На прощание отец Агафангел подарил мне книгу «Угодник Божий Серафим», из которой я многое узнал о жизни святого Русской Земли.

Преподобный Серафим Саровский родился в Курске 19 июля 1754 года в семье богатого именитого купца Исидора Мошнина и его жены Агафии, и был наречён именем Прохор. Когда Прохору было 7 лет, его мать в один из обычных осмотров Сергиево-Казанского кафедрального собора, который она достраивала после смерти мужа, взяла мальчика с собой на самый верх колокольни. По неосторожности он упал на землю, но чудом остался невредим.

В юном возрасте Прохор тяжело заболел. Во сне он увидел Богородицу, пообещавшую его исцелить. Во время Крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения пресвятой Борогодицы, и мать вынесла Прохора, чтобы тот приложился к иконе, после чего он выздоровел.

Повзрослевшего Прохора купеческое дело родителя не привлекало. Он более любил читать книги. С детства Прохор был серьёзным, чуждался обычных детских игр, ища себе товарищей, подобных по духу. «Мир ловил его, да не поймал».
На 17-м году жизни у Прохора возникло стремление покинуть мир и вступить на крестный путь инока. Хотя это не обрадовало мать, она благословила сына.
В 1776 году Прохор совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей (который, как позже выяснилось, был девицей Дарьей из рода рязанских дворян Тяпкиных) благословил его и указал ему место – Саровскую пустынь – там Прохор должен был принять послушание и постриг в монахи.

В 1778 году Прохор стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре, а в 1786 году в возрасте 32 лет принял монашество, избрав имя Серафим, что в переводе с еврейского языка означает «пламенный» и «согревающий».

Ещё Гомер заметил, что не напрасно каждый из нас носит своё имя: в каждом имени таится глубокий смысл.
Серафим – по древнему представлению высочайшее из творений. Это дух светозарный, безгрешный, безупречный, вместивший в себя не только знание, как херувимы, но и ещё высшее состояние – любовь. Серафим – чин ангельский, последнее и ближайшее к Богу состояние жизни, высочайшая степень блаженства.

Саровский глаза

По благословению настоятеля монастыря отца Пахомия, молодой послушник устроил в лесу уединённую кущу и там занимался молитвенными подвигами. После кончины настоятеля, отец Серафим в 1794 году удалился на пустынножительство в дремучий Саровский лес.

Келья находилась в пяти-шести верстах от монастыря, на правом берегу реки Саровки – так называемая «дальняя пустынька». Около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник, который приносил хороший мёд. Носил Серафим одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги, ежедневно подолгу молился.

К трудностям пустынножительства старец добавил столпничество – моление на камне. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: «Боже, милостив буди ко мне грешному». Так он молился 1000 дней и ночей.

Саровский на камне

Целых пятнадцать лет Серафим Саровский прожил уединённо в лесу, в полном безмолвии, соблюдая строгий пост. Он подставлял своё тело под укусы комаров, так что всё оно опухало и было в язвах. Есть свидетельства, как Серафим кормил из рук пришедшего к нему медведя.

Накануне воскресных и церковных празднеств отец Серафим являлся в обитель, слушал там богослужение, исповедовался. А потом всё равно уходил в свою пустыньку.
Любимой иконой старца была икона Божией Матери «Умиление», которой преподобный дал название «Радость всех радостей».

Иеромонаху Серафиму в годы его отшельничества неоднократно предлагали должность настоятеля некоторых обителей с повышением в сане. Но он каждый раз отказывался.

К старцу Серафиму ходили за советом и монахи, и миряне.
Прослышавшие о славе старца, три разбойника из села Кременки, что близ Дивеева, 12 сентября 1804 года напали на отца Серафима. У работавшего в своём огороде отца Серафима в руках был топор, но он не стал сопротивляться. Разбойники проломили отшельнику голову, сломали рёбра, ворвались в келью, но ничего не нашли. Они ушли, оставив отца Серафима связанного по рукам и ногам умирать от жестоких побоев.
Но отец Серафим выжил, освободился от пут и добрался до монастыря.
Разбойников тех нашли, но Серафим простил их и просил судью избавить их от наказания.

Поправившись после пяти месяцев болезни, отец Серафим вернулся в свою дальнюю пустыньку. Только стал он ходить сильно сгорбленным.

Саровский с клюкой

После смерти настоятеля монастыря отца Исайи, отец Серафим сделался молчальником. Он перестал выходить к посетителям своей пустыньки. Скудную пищу ему приносили из обители, поскольку сам он уже с трудом ходил.
В монастырь он возвратился после пятнадцати лет пустынножительства по требованию монастырской братии во главе с новым настоятелем монастыря о.Нифонтом.

Отец Серафим стал затворником. Он никуда не выходил из своей келии и никого у себя не принимал целых пять лет. Келия Серафима никогда не отапливалась, а спал он на мешках с камнями. В сенях поставил собственноручно изготовленный дубовый гроб и просил похоронить себя в нём.

После пяти лет полного затвора отец Серафим стал принимать людей, поучая и наставляя. Количество прихожан, жаждущих встретиться со старцем, измерялось многими тысячами. Ко всем приходящим он обращался словами «Радость моя!» и в любое время приветствовал словами «Христос воскресе!».
Монастырская братия ревностно относилась, когда в Серафиму приходили посетители за советом. Они говорили с упрёком старцу: «и чего ты всё учишь».

Старец Серафим не только поучал, но и исцелял. Так он исцелил от болезни, признанной врачами неизлечимой, помещика М.В.Мантурова. В 1831 году также помещик Н.А.Мотовилов был исцелён старцем от тяжкого недуга.

Последние годы, когда старец уже не мог ходить и был болен, он жил в Саровском монастыре. Скончался отец Серафим в 1833 году в своей келии во время молитвы на коленях.

Георгий Флоровский считал, что Серафим был именно свидетелем тайн Духа, нежели учителем. Его образ и вся его жизнь есть уже явление Духа Святого.

Саровский икона

Икона Серафима Саровского написана с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Иосифом Саровской обители) за 5 лет до кончины старца.

В 2011 году я совершил паломничество на родину моих предков – в Арзамас и места, связанные с именем Серафима Саровского.

В 1991 году в Дивеево были возвращены обретённые мощи Серафима Саровского. Они хранятся в Троицком соборе и доступны для посещения. Прикоснулся к святым мощам и я. Но более меня изумили выставленные там личные вещи преподобного Серафима: его крест нательный, лапти, обувь, мотыга и др.

Серафима Саровского называют небожителем, потому что на земле он жил по законам Неба: никому не делал зла, относился ко всем с любовью. Он как бы одновременно присутствовал и в этом мире, и в мире потустороннем.

Для меня именно Серафим Саровский самый что ни на есть святой человек. Святость, на мой взгляд, есть сопричастность божественным энергиям. Это и продемонстрировал Серафим Саровский помещику Мотовилову, когда тот на морозе ощущал исходящую от старца теплоту и видел свечение вокруг преподобного.

Святые – это доказательство возможности совершенной жизни. Одна мысль о такой возможности уже помогает и спасает от греха. И в этом смысле святой человек есть идеал нашей жизни. В уподоблении ему наше собственное преображение идёт быстрее.

Поклонение святому есть поклонение Свету, который есть в каждом из нас.
Чтобы быть святым, всего-то и надо, что только верить и любить несмотря ни на что.

«Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божия», – говорил Серафим Саровский.
Этой заповеди следовал Серафим Вырицкий.

О таких людях хорошо сказал Блез Паскаль:
«Открыто являясь тем, кто ищет Его всем сердцем, и скрываясь от тех, кто всем сердцем бежит от Него, Бог регулирует человеческое знание о Себе — Он даёт знаки, видимые для ищущих Его и невидимые для равнодушных к Нему. Тем, кто хочет видеть, Он даёт достаточно света; тем, кто видеть не хочет, Он даёт достаточно тьмы».

Как и все православные христиане, Серафим Саровский и Серафим Вырицкий мечтали совершить паломничество в Иерусалим.
В 2008 году я осуществил свою мечту – совершил паломничество по Святой Земле. Мне нужно было проверить, насколько соответствует действительности то, что я написал в своём романе об Иисусе Христе «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак». Я посетил Назарет и Вифлеем, совершил омовение в реке Иордан, приехал в Иерусалим, провёл ночь в Гефсиманском саду, прошёл путь Христа на Голгофу и долго молился в Храме Гроба Господня.

Почему же люди не следуют заветам святых старцев и не живут по заповедям Божьим? Ведь знают, что совершить грех легко, но расплата будет тяжёлой.
Почему же грешат, прелюбодействуют, крадут, лжесвидетельствуют, убивают?

Может быть, всё дело в том, что люди по природе своей звери и живут инстинктами, а инстинкты сильнее культуры?
Но ведь если бы культура была сильнее инстинктов, мы бы, наверное, уже вымерли.

А, может быть, проблема в том, что люди не верят в посмертный суд, где каждому воздастся по делам его. Хотя истина о посмертном суде известна многие тысячелетия до рождения Иисуса Христа.
Почему же опыт тысячелетий и миллионов людей никого не учит?

Люди не просто не верят, они НЕ ХОТЯТ ВЕРИТЬ в посмертный суд, что за все прегрешения придётся расплачиваться. Они отрицают жизнь после смерти, потому что боятся посмертного суда.

«Для многих самым страшным открытием может оказаться именно то, что смерти нет. В действительности, люди не боятся смерти, а жаждут её, поскольку для них она конец всего: мучений, сомнений, тревог, лжи, и даже свободы. Во что превратится человеческая жизнь, если лишить её конца? Не принимая твоего царства небесного, люди не хотят лишать себя права последнего выбора. Но если смерти нет, значит, человек несвободен. Как устроится жизнь, когда в ней не будет смерти, страха и бегства от страха, если люди перестанут ценить прелесть мимолётных мгновений, а существование будет казаться изматывающей дорогой без конца? Только смерть как конец всего, а не как переход в новую жизнь, открывает неповторимые радости земного существования. Разве можно требовать от людей отказаться от всего того, что они имеют, ради неизвестности, столь же пленительной, сколь и сомнительной. Человек хочет наслаждаться всем, что ему доступно, и краткие мгновение земной реальности ему дороже грядущей вечной жизни, пусть даже самой распрекрасной. Люди не столько не верят, сколько не хотят верить тебе при всём своём показном желании».
(из моего романа-исследования об Иисусе Христе «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература)

Как же надо жить: бороться за выживание любой ценой или жертвовать собой ради любви к ближнему?

Если я верю в Бога, то я должен жить по заповеди любви, и при необходимости принести себя в жертву во имя любви к ближнему.
Но если жизнь даётся только раз и ничего после смерти нет, то стоит ли жертвовать своей единственной жизнью ради чего бы то ни было?

Умирая на кресте, Иисус Христос заповедовал нам любить друг друга. Но живём ли мы по заповеди Христовой?
Можно ли выжить, прощая врагов своих и возлюбив их?

Если я возлюблю ближнего как самого себя, то не должен его жрать, и тогда он сожрёт меня. Значит, я из любви к ближнему должен принести себя в жертву? Да никто не живёт по христовой заповеди! Это только на словах призывают к любви, а на деле жрут друг друга. Необходимость заставляет бороться за выживание. Значит, не верна христова заповедь, если противоречит природе человеческой. Выходит, Христос ошибался, раз не под силу людям любить ближнего своего как самого себя.

Божественные законы людьми не соблюдаются! Люди живут инстинктами. Человек — животное! Все хотят сделать человека лучше, а он не может, не может! В реальности правят другие законы. Право силы — вот реальное право. А добро, справедливость, любовь — это всё… Развязавшие войну так называемые цивилизованные нации наплевали на ими же установленные законы, а про божественные даже не вспоминают; они убивают, потому что им это выгодно.

Мне кажется, человек должен жить для Бога и творить добро для людей. Любить Бога и означает любить людей. Без любви к Богу не хватит сил любить ближнего. Ведь человек любит прежде всего себя самого. Но именно любовь к Богу даёт силы любить ближнего, а тем паче врага своего.

Из Вырицы я привёз небольшую фотографию святого Серафима, и теперь она стоит у меня на столе, напоминая о старце.

Серафим Вырицкий

Глубоко пророческими являются строки написанного Серафимом Вырицким в 1939 году стихотворения.

Пройдёт гроза над Русскою землёю,
Народу русскому Господь грехи простит
И крест святой Божественной красою
На храмах Божиих вновь ярко заблестит.
И звон колоколов всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит,
Открыты будут вновь обители святые,
И вера в Бога всех соединит.

Иисус воскрес в людских сердцах и мыслях,
И этим уж бессмертье доказал.
Живёт теперь Он в чужих жизнях.
Он в Вечность путь любви нам указал.

Бесстрашием любви своей примером
Он показал, что Истина — в Любви.
Не словом, но распятием как делом,
Он подтвердил бессмертие души.

Он верить требовал без страха и сомнений,
Поскольку нет без веры ничего,
И не желал хвалебных песнопений,
Не жертвы, милости прося боле всего.

Учил прощать друзей, врагов и близких,
Тем проявляя искренность свою;
Не быть рабом своих желаний низких
И верить в Бога, как в свою мечту.

Он с нами, Он во мне, Он недалече.
Я чувствую, как любит Он меня.
Он Царь Земли, Он Сын Того, что вечен,
Он ради нас пожертвовал себя!

И нечем искупить великой жертвы.
Ему любовь свою хочу дарить!
Смерть не страшна — в ней радость близкой встречи
С тем, кто меня не может не любить!

Воистину воскрес Христос из мёртвых,
Поскольку Он живёт в других, во мне.
Я крест несу с ним из времён далёких,
Чтоб сотворить, что Бог велит судьбе!

(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

Поздравляю со светлым праздником ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА!

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , ,

Комментарии запрещены.