Кронштадт называют морским защитником Петербурга, а значит, и всей России. В Кронштадте в 1890 году родилась моя бабушка Нина Михайловна. Её отец (мой прадед) работал на Кронштадтском морском заводе. У меня даже сохранились фотографии столетней давности, где запечатлено строительство подводной лодки.
Когда я служил шифровальщиком на подводной лодке в Полярном, наши корабли ходили на ремонт в Кронштадт. К сожалению, во время службы мне не довелось побывать в славном городе. Однако недавно, перед Днём ВМФ России, я специально приехал в Кронштадт, чтобы почтить память погибших моряков в отреставрированном Морском Никольском соборе.
Город-порт Кронштадт расположен на острове Котлин и прилегающих к нему более мелких островах Финского залива и дамбе. Население — 43 000 жителей (2010 год).
Остров Котлин представляет собой размытую ледниковую морену. Длина острова 11 км, ширина около 2 км. Западная оконечность затопляется во время наводнений, восточная часть приподнята за счёт подсыпки грунта. Вокруг Котлина свыше 30 островов, в том числе 23 искусственных.
7 (18) октября 1723 года на острове Котлин в торжественной обстановке состоялась закладка Петром I крепости Кронштадт, «…которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон».
Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «коронный город».
С 1323 года остров Котлин служил границей между Новгородской республикой, а затем Россией — с одной стороны и Швецией — с другой. По Столбовскому мирному договору 1617 года остров отошёл к шведам. В 1703 году, когда шведские корабли ушли в свои незамерзающие порты, Пётр Первый начал возводить на острове Котлин крепость.
В 1704 году 7 (18 мая) крепость была освящена и названа Кроншлот. Этот день и считается датой основания города Кронштадта. Архитектором крепости является Доменико Трезини.
Расположение Кроншлота оказалось настолько удачным, что за всю его историю мимо него не прошло ни одно неприятельское судно.
В Кронштадт на постоянное место жительство переселяли дворян, купцов с семьями, и многочисленных работных людей.
С 1720-х годов Кронштадт стал главной военно-морской базой Балтийского флота.
В октябре 1905 года в Кронштадте вспыхнуло восстание, в котором принимали участие около 3 тысяч матросов и 1,5 тысяч солдат. 26 октября город фактически оказался в руках восставших, однако отсутствие руководства и дисциплины привело к погромам винных складов, магазинов и жилых домов. 27 октября прибывшие из Санкт-Петербурга и Ораниенбаума войска подавили восстание.
В 1921 году 28 февраля на выборах в местные советы не прошли члены партии большевиков. Это событие было квалифицировано в Москве как «Кронштадтский мятеж». Среди требований восставших было обеспечение свободных перевыборов Советов.
Участник восстания С.Петриченко позднее писал: «Стоя по пояс в крови трудящихся, кровавый фельдмаршал Троцкий первый открыл огонь по революционному Кронштадту, восставшему против власти коммунистов для восстановления подлинной власти Советов».
7 марта 1921 года войска под командованием Михаила Тухачевского начали обстреливать Кронштадт. Через 10 дней благодаря применению тактики расстрела не желающих принимать участие в штурме восставшего города и стягиванию большого количества войск правительству большевиков удалось подавить восстание.
«Победители» устроить резню, жертвами которой стали не только матросы и солдаты гарнизона, пленённые с оружием в руках, но и безоружные гражданские жители города, которые в равной степени были причислены к врагам большевистского режима.
К расстрелу были приговорены 2103 человека и к различным срокам наказания 6459 человек.
С весны 1922 началось массовое выселение жителей Кронштадта с острова.
Однако «кронштадтский мятеж» заставил В.И.Ленина отменить практику военного коммунизма и перейти к Новой экономической политике.
До сих пор в названиях многих улиц сохранились следы идеологии периода «строительства коммунизма».
В годы Великой отечественной войны Кронштадт находился в блокаде, но удерживался советскими войсками. Город понёс большие разрушения. Но малая дорога жизни связывала Ораниенбаум, Кронштадт и Лисий Нос.
В 1990 году исторический центр города вошёл в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В апреле 2009 года Кронштадту было присвоено звание Город воинской славы.
Сегодня Кронштадт стал частью Комплекса защитных сооружений (КЗС) Санкт-Петербурга от наводнений.
За свою историю Санкт-Петербург испытал более 300 наводнений. Исследования ученых показали, что в Северной столице могут возникнуть подъёмы воды до 5,4 метров.
7 ноября 1824 года уровень воды в Неве поднялся выше уровня Балтийского моря на 4,21 метра. Наводнения сопровождались человеческими жертвами.
А.С. Пушкин так отразил это в поэме «Медный всадник»:
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Народ
Зрит божий гнев и казни ждёт.
Увы! всё гибнет: кров и пища!
Где будет взять?..
Стало ясно, что необходимо принимать срочные меры по защите Петербурга от наводнений. Проект, включающий строительство каменной дамбы поперёк Финского залива с проходами для судов, шлюзами и водосливами разработал инженер Пьер Доменик Базен.
Проект Базена был гениальным, но опередившим свое время на 150 лет, поскольку технологии той эпохи не позволяли решить такие сложные задачи. Проект рассматривался 30 лет, но ничего, кроме насыпки территории Васильевского острова сделано не было.
Во время наводнения 1924 года вода в дельте Невы поднялась до 3,8 метров. Было принято решение построить Комплекс защитных сооружений по проекту, в основе которого были идеи Пьера Доменико Базена. Однако по решению Сталина строительство было отложено.
В 1972 году мы с матерью ездили на экскурсию в Кронштадт. Туда мы добирались на теплоходе, другого сообщения ещё не было.
Лишь в 1974 году начались предварительные работы по строительству дамбы.
Первый камень Комплекса защитных сооружений был заложен 1 октября 1980 года. А 29 декабря 1984 года остров Котлин соединили с материком технологической дорогой.
В 1987 году я участвовал в программе ленинградского телевидения «Общественное мнение». В передаче обсуждалось строительство дамбы, защищающей Санкт-Петербург от наводнений. Тогда было много сомнений относительно экологичности данного проекта.
В 1987 году стройка была остановлена. Потом Советский Союз распался, а в последующее десятилетие на строительство не было средств.
В 2001 году строительство дамбы, находящейся в 60% готовности, было возобновлено. Через десять лет 12 августа 2011 года Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга был введён в эксплуатацию.
Комплекс защитных сооружений включает в себя не только насыпную дамбу, но и два судопропускных сооружения, шесть водопропускных сооружений с 64 гидротехническими затворами и мостами и 11 защитными дамбами, 25-километровый участок автомобильной дороги (часть КАД), а также двухкилометровый тоннель под Финским заливом.
Президент В.В.Путин сумел найти средства, чтобы достроить дамбу. Но чтобы получить необходимые кредиты, комплекс защитных сооружений стал федеральной собственностью. И теперь можно сказать, что вся Россия защищает Петербург от наводнений.
Я был в Венеции – она постепенно тонет. Был в Амстердаме – его пытаются спасти. А родной Петербург – уже спасли!
Защитная дамба Санкт-Петербурга несколько раз предотвращала затопления в Северной столице. В 2011 году в ноябре и декабре КЗС предотвратила три наводнения с общим возможным ущербом свыше 26 миллиардов рублей.
4-6 июля 2016 года шторм «Святой Иуда» создал угрозу наводнений в Санкт-Петербурге. Предотвращённый ущерб составил примерно 19,2 млрд рублей.
При отсутствии дамбы вода могла бы подняться до уровня 2,6 метра. Могли быть затоплены более 6,7 тысячи зданий: Константиновский дворец, Летний сад, подвалы Эрмитажа, Петропавловская крепость, морской порт, Адмиралтейские верфи, Кировский завод, шесть станций метрополитена.
В настоящее время остров Котлин соединён кольцевой автодорогой (КАД), проходящей по комплексу защитных сооружений Петербурга от наводнений, с северным и южным берегами Финского залива. Кронштадт стал доступен для автомобилистов, как со стороны Лисьего Носа, так и со стороны Ораниенбаума.
В городе Кронштадте жили такие известные люди как Александр Маринеско, адмирал Макаров С.О., певица Г.П.Вишневская, поэт Николай Гумилёв, физик Капица П.Л., супруга Президента РФ Светлана Владимировна Медведева.
Городом-побратимом Кронштадта является Севастополь. В 2015 году я вновь побывал в Севастополе, где во время срочной службы проходил водолазную подготовку.
Из трёх лет срочной службы в военно-морском флоте, полгода я был в учебке в Николаеве и Севастополе, остальные 2,5 года служил шифровальщиком на подводной лодке и плавбазе Северного флота в Полярном.
Я ходил в автономку, и награждён жетоном «За дальний поход». Служба была не лёгкая. Приходилось спать между аккумуляторными батареями в своём четвёртом отсеке, и в седьмом торпедном, и в первом на торпедах, и в трюме на кандейках из-под регенерации. При этом я всегда был готов расшифровать присланное радио.
В детстве я много раз смотрел фильм «Нейтральные воды»; да и сейчас часто его смотрю. Подвиг шифровальщика запал мне в душу. Ценой собственной жизни моряк спас секретные документы. Мой флагманский специалист рассказывал, как он снимался в фильме «Нейтральные воды» во время боевой службы в Средиземном море.
Тем, кто хочет понять, что происходит в Турции, Сирии и Египте, рекомендую посмотреть этот фильм.
Так называемые «цветные революции» происходят именно в тех странах, где были наши базы. Планировалась база в Триполи (Ливия), но помешала революция. За Сирию идёт самая настоящая война.
Когда-то у нас были базы в Александрии (Египет), в Дубровнике (Югославия), в Тунисе, в других средиземноморских странах. Наши подлодки ремонтировались в сирийском городе Тартус, флотские экипажи ходили там в увольнение. У меня до сих пор хранится авторучка фирмы «паркер», которую привезли из Тартуса.
Наша подлодка была самая «тихая», и потому могла близко подойти к авианосной группе. Её называли «убийца авианосцев». Задача была сделать залп из всех торпедных аппаратов (если понадобиться, то и двумя ядерными торпедами) и залечь на дно.
Американцы называли нас самоубийцами, потому что после первого залпа лодку, как правило, накрывали.
Наша плавбаза регулярно несла боевую службу в Средиземном море, обеспечивая снабжение подводных лодок.
Самой первой российской подводной лодкой была субмарина «Дельфин», вошедшая в состав флота в 1903 году.
Самую большую в мире подлодку проекта «Акула» построили в СССР. А также самую скоростную (42 узла) подлодку проекта «Анчар», самую глубоководную подлодку с погружением до 1250 метров проекта «Плавник».
Сегодня на вооружении ВМФ России состоят подводные лодки восьми проектов. Лодки проектов «Ясень» и «Борей» планируются к принятию на вооружение. Головной подводный ракетоносец «Юрий Долгорукий» вошёл в состав Северного флота 30 декабря 2012 года. Всего планируется построить 10 ракетоносцев.
До 2020 года для ВМФ предполагается выделить более 4,5 триллионов рублей. В результате будет построено 54 современных боевых надводных корабля, 16 многоцелевых подводных лодок и 8 стратегических подводных ракетоносцев.
Вопрос только в том, чтобы это перевооружение не разорило страну, и Россия не повторила участь СССР.
Россия всегда была морской державой. Достаточно вспомнить морских первооткрывателей Антарктиды Крузенштерна и Беллинсгаузена.
Уже в IX веке древнерусское государство обладало подобием военного флота, что доказывает успешный морской поход на Константинополь в 860 году.
Новгородцы для противодействия экспансии шведов строили корабли, участвовавшие в военных операциях (например, при освобождении новгородско-псковскими войсками крепости Орешек в 1349 году).
В 1570 году Иван Грозный создал флотилию для охраны судоходства на Балтийском море.
В 1648 году казак Семён Дежнёв открыл Берингов пролив, отделяющий Азию от Америки.
Регулярный российский флот создал Пётр I.
Я не истеричный патриот и не оплаченный пропагандист, везде хвалящий власть и всегда голосующий, как власть велит. Ещё во время службы на политинформации я разъяснял экипажу нашей плавбазы, что гонка вооружений имеет цель экономически разорить нашу страну; что и случилось.
Ради стратегического паритета в СССР построили 11 тысяч ядерных ракет. Но разве они спасли страну от развала? Скорее, спровоцировали.
Сегодня у России осталось только два союзника: армия и флот.
Увы, в мире признают только силу, и считаются только с силой. Не будешь сильным – раздавят, будешь слабым – сожрут.
Поэтому без ВМФ нет и не будет России!
В 1996 году Кронштадт перестал быть закрытым городом — въезд в него для россиян и иностранцев стал свободным. Базу Балтийского флота перевели из Кронштадта в Балтийск. А совсем недавно уволили и отправили на пенсию командование Балтийским флотом. И, наверное, правильно сделали.
Когда в 1972 году мы приезжали в Кронштадт на экскурсию, нас провели на площадь и показали полуразрушенный Морской собор, который тогда не планировали восстанавливать.
Закладка Морского Никольского собора в Кронштадте состоялась 21 мая 1903 года. Собор должен был стать «памятником чинам флота, погибшим при исполнении служебного долга». Местом для сооружения собора была выбрана площадь, на которой ранее находился склад громадных якорей от военных судов.
Через 10 лет храм открыл свои двери для первых прихожан. Всего возведение собора обошлось в 1 955 000 рублей, из которых 1 675 000 рублей были отпущены из казны.
Одним из первых жертвователей, направивших личные сбережения на строительство храма, стал священник Иоанн Кронштадтский, которого в XX веке канонизировали в лике православных праведников.
Отец Иоанн дождался начала постройки в сентябре 1902 года. Перед началом работ он лично совершил молебен в присутствии вице-адмирала Сергея Макарова.
Морской собор – самая высокая постройка Кронштадта. Его купол виден со всех точек Невского фарватера. Проект Морского собора разработал архитектор Василий Косяков. Во многом он схож с константинопольским храмом Святой Софии.
Храм, освящённый в июне 1913 года, проработал недолго. Службы в нём проходили до 1927 года, а через два года – в 1929 храм закрыли. Через год с собора скинули купола и кресты, мозаичные иконы замазали, с куполов смыли позолоту и разобрали иконостас.
Вскоре там открылся кинотеатр имени Максима Горького, прозванный в народе «Максимка». Еще через несколько лет в здании собора появился клуб Кронштадтской крепости и концертный зал с театральной сценой, устроенной на месте иконостаса.
В 2000-х годах началась реставрация храма, которая продолжалась до весны 2013 года. На ремонтно-реставрационные работы было затрачено около 1,3 млрд. рублей.
И хотя надпись об участии Светланы Владимировны Медведевой (супруги президента России) отсутствует, хочется поблагодарить её и Д.А.Медведева за помощь в восстановлении Морского собора.
Поскольку собор имеет мемориальный характер, на его стенах можно увидеть 130 досок, размещённых по всему периметру храма. На них золотыми буквами высечены имена тысячи моряков, погибших с 1695 по 1910 годы.
Когда в мае 2013 года собор отмечал своё 100-летие, состоялось великое освящение, в котором принял участием Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Морской собор признали самым главным храмом Военно-морского флота России.
Поздравляю всех с Днём Военно-морского флота России!
Так в чём суть вашего поста? – спросят меня.
Суть заключена в трёх основных тезисах:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что.
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: ВМФ России, Кронштадт, Николай Кофырин