Кажется, всё в этой жизни повторяется. Многие люди хотят понять, что происходит, в чём смысл российской истории?
«Россия – сфинкс», – писал А.Блок. Тютчев ему вторил: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить». Некоторым кажется, что вся история России это бег по кругу.
11 апреля 2018 года в пресс-центре ИА «Росбалт» состоялась дискуссия на тему «Разве Россия ходит по кругу?». Основными спикерами были доктор исторических наук, профессор факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Борис КОЛОНИЦКИЙ, и Сергей ШЕЛИН – политический, экономический и социальный аналитик.
Я поинтересовался у участников дискуссии: неужели вся история России это бег по кругу?
9 апреля 2018 года в журнале «Россия в глобальной политике» была опубликована статья помощника президента Владислава Суркова. В ней он предсказал, что Россию ждут от ста до трёхсот лет «геополитического одиночества», и констатировал отказ страны от «многократных и бесплодных попыток» породниться с Западной цивилизацией.
«Россия четыре века шла на Восток и ещё четыре века на Запад. Ни там, ни там не укоренилась. Обе дороги пройдены. Теперь будут востребованы идеологии третьего пути, третьего типа цивилизации, третьего мира, третьего Рима», — пишет советник президента Владислав Сурков.
«Вестернизация, легкомысленно начатая Лжедмитрием и решительно продолженная Петром Первым, за четыреста лет была испробована всякая. Чего только ни делала Россия, чтобы стать то Голландией, то Францией, то Америкой, то Португалией. Каким только боком ни старалась втиснуться в Запад. Все оттуда поступавшие идеи и случавшиеся там трясения наша элита воспринимала с огромным энтузиазмом, отчасти, может быть, и излишним».
Сурков называет Россию не альтернативной, третьей, а «сдвоенной и двойственной» цивилизацией, вместившей в себя и Восток, и Запад.
«И всё-таки вряд ли мы третья цивилизация. Скорее, сдвоенная и двойственная. Вместившая и Восток, и Запад. И европейская, и азиатская одновременно, а оттого не азиатская и не европейская вполне».
«При внешнем подобии русской и европейской культурных моделей, у них несхожие софты и неодинаковые разъёмы. Составиться в общую систему им не дано. Сегодня, когда это старинное подозрение превратилось в очевидный факт, зазвучали предложения, а не шарахнуться ли нам в другую сторону, в Азию, на Восток. Не нужно. И вот почему: потому что Россия там уже была», – пишет помощник президента Владислав Сурков.
В начале 2000-х олигархи говорили: «Это быдло будет думать то, так и тогда, что, как и когда мы покажем ему по телевизору».
12 апреля 2018 года в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» выступил писатель Андрей Константинов. Тема его выступления «Все мы вышли из «Бандитского Петербурга». Андрей Константинов написал более 50 книг, включая цикл очерков «Бандитский Петербург», ставший основой для одноимённого сериала.
Михаил Делягин считает, что Россия ходит по кругу. Существует неизменная культурная матрица. Это проявляется во всех сферах деятельности, во всех формах поведения. В том числе и в экономике.
Наиболее специфической чертой нашей культуры является противоречивое сочетание в ней европейских и азиатских черт: русский индивидуализм и азиатское насильственное объединение. Принудительное внешнее объединение полностью свободных внутренне элементов — это и есть формула российского общества.
Легендарная пассивность носителей русской культуры, готовность терпеть до самой последней возможности, уклонение от открытого конфликта является в том числе и следствием «власти пространств над русской душой». В результате возникает ошибочное ощущение полной безнаказанности практически любого произвола по отношению к обществу.
Особенностью русской культуры является органическая неспособность её носителя существовать без «сверхзадачи», без некоей цели, возвышающейся далеко над его повседневным существованием и придающей этому существованию философский смысл.
Потребность в «сверхзадаче» вместе с тягой к «справедливости» сформировали в рамках русской культуры весьма специфический тип трудовой мотивации, ориентированной на деньги лишь как символ этой справедливости.
Простое материальное стимулирование оказывается эффективным лишь при наличии внятно осознаваемой «сверхзадачи». Не меньшее влияние на формирование трудовой мотивации наложила всё же экзистенциальная тяга к справедливости.
Климатические условия в нашей стране формируют специфический трудовой цикл, который начинается с длительного периода раскачки, за которым следует нормальная работа «в охотку», сменяющаяся диким авралом, в ходе которого могут быть значительно перевыполнены первоначальные задания.
Самый главный, едва ли не фатальный порок носителей русской культуры – боязнь счастья и инстинктивное бегство от него как от греха, неумение и, главное, искреннее нежелание любить себя и принимать себя таким, каким он является.
Так полагает Михаил Делягин.
Только дурак не понимал в 90-е годы, что не втискивается Россия в Европу, что она слишком большая и слишком самобытная. Европе не нужна Россия, а нужны только природные ископаемые и склад для отходов.
Правители России вроде бы умные люди, изучали историю, но почему-то повторяют ошибки прошлого.
Почему?
Политики поступают, как им подсказывают инстинкты. Инстинкты сильнее культуры. А если бы культура была сильнее, то мы бы, наверное, уже давно вымерли. Доминирование – в человеческих инстинктах. И потому вся политика по сути есть борьба за доминирование. При этом о культуре напрочь забывают.
3 апреля 2018 года в НИИКСИ (где я работал с 1981 по 1991 год) в гостях у Центра изучения гражданского общества и прав человека был Глеб ПАВЛОВСКИЙ – президент Фонда эффективной политики. Он выступил с докладом «Политика культуры и культура политики в современной России».
Ничего принципиально нового выдумать невозможно. Существует ограниченный список известных сюжетов (нарративов), которые лишь по-разному интерпретируются.
Елена Батенкова и Дмитрий Бродский в статье «Великий соблазн» задаются вопросом: «Куда мы идём? Чего хотим?»
Мы безнадёжно отстали от цивилизованного, работающего над своими и чужими ошибками, мира.
Самыми благополучными для жизни людей признаются те страны, в которых защищена частная собственность и работают такие инструменты демократии, как независимый суд и выборная система власти.
Если нет понимания того, что мы не справимся в одиночку, противопоставляя себя всему цивилизованному миру, никакие реформы не осуществятся.
Идём ли мы вместе с цивилизованным миром или объявляем ему войну, прикрываясь «истинным православием» и ролью «великой державы»?
Нельзя поддаваться соблазну самомнения, то есть неадекватно завышенной самооценке себя в мире, ибо такое восприятие отбрасывает нас вспять, к невежеству, а отсюда – к страху, отчаянию и ненависти. Выражаясь языком Ф.М. Достоевского, «великое самомнение» всегда присуще народам-творцам, народам-цивилизациям.
Ф.М.Достоевский писал: «Всякий великий народ верит и должен верить, что в нём-то и только в нём одном и заключается спасение мира, что живёт он на то, чтоб стоять во главе народов, приобщить их всех к себе воедино и вести их, в согласном хоре, к окончательной цели, всем им предназначенной… Великое самомнение, вера в то, что хочешь и можешь сказать последнее слово миру, есть залог самой высшей жизни наций».
Д.С.Мережковский писал в своей книге «Не мир, но меч»:
«Каждый народ должен отречься от себя, от своей «синтетической личности, от своего особого бога», должен сделаться жертвой за все другие народы, умереть как народ во всечеловечестве, для того чтобы воскреснуть в богочеловечестве.
Каждый народ должен Христу сораспяться, чтобы со Христом воскреснуть.
А народ, который утверждает своё первенство на том, чтобы не самому быть слугою всем, а чтобы все были слугами ему одному, который не собой жертвует всем, а всеми жертвует себе, такой народ не со Христом распинается, а распинает Христа, Богочеловека — в богочеловечестве».
В 1945 году русский философ Г.П.Федотов в статье «Россия и свобода» писал:
«Весь процесс исторического развития на Руси стал обратным западноевропейскому: это было развитие от свободы к рабству. Рабство диктовалось не капризом властителей, а новым национальным заданием: созданием Империи на скудном экономическом базисе. Только крайним и всеобщим напряжением, железной дисциплиной, страшными жертвами могло существовать это нищее, варварское, бесконечно разрастающееся государство».
Существует представление, что у России свой особый путь развития. Представление об «особом пути» может быть отнесено к одному из «вечных» и одновременно чисто «русских» сценариев национальной идентификации.
14 марта 2018 года в Европейском университете в Санкт-Петербурге состоялась презентация книги «Особый путь: от идеологии к методу». Книгу представили профессор факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Михаил Велижев и старший научный сотрудник Центра публичной политики и государственного управления, старший преподаватель РАНХиГС Тимур Атнашев. Вёл встречу руководитель Центра исследований модернизации, профессор Дмитрий Травин.
Литературовед Лев Анненский считает, что мы находимся в точке бифуркации. Если Россия начнёт распадаться на отдельные национальные организмы, тогда будут нормальные средние национальные формы культуры. Если же России предстоит ещё дальше тащить на себе груз имперский, груз сверхдержавы, ничего хорошего и лёгкого для людей не будет, но, может быть, будут великие потрясения и великая культура… Великие культуры рождаются в великих империях из сопротивления личности этим империям внутри.
27 января 2018 года в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» писатель и культуролог Андрей Столяров выступил с лекцией «Русская мечта о великой державе». А.Столяров считает, что русские чувствуют себя уверенно, когда государство может отвечать на все угрозы. Поэтому русские могут пойти на ущемление личных свобод ради сильного государства.
Президент РФ Владимир Путин отметил, что всех россиян отличает особый культурный код, который с каждым новым поколением становится всё богаче. «Практически каждый из награждённых сегодня говорил о своей семье, о своих учителях, говорил о детях, — отметил Путин на церемонии вручения премий президента молодым деятелям культуры и за произведения для детей 6 апреля 2018 года. — Первый наш лауреат замечательные слова сказал о нашем коде, который делает нас особенными. Этот код складывается из поколения в поколение».
По моему мнению, говорить о «русском культурном коде» можно лишь условно, поскольку это идеологема и в реальной жизни не существует. С начала года я провёл небольшое социологическое исследование с целью выяснить, каков же культурный код России. Я не оплаченный агитатор, не пропагандист, я – независимый исследователь. Моя задача как социолога показать различные мнения.
Известный культуролог Маргарет Мид говорила: «Хотите узнать культуру — спросите, что она считает успешной биографией». Воин и аскет — это одна культура, бизнесмен и бюрократ — это уже другая, если шоумен — тут мы, похоже, в точке современности. Сейчас показатель успеха определяется количеством лайков.
Я считаю, что культура входит в понятие цивилизации, является её духовной составляющей. Цивилизация есть результат приспособления человека к окружающей среде. А культура – это уже плоды человеческого разума, взрастающие на природной почве. О развитии той или иной цивилизации судят именно по памятникам культуры. В основе любой культуры лежит представление о вечном, о бессмертии, о высшей справедливости.
Климат и география играют важнейшую роль в определении образа жизни, а значит и образа мыслей людей. Именно география определяет особенности национального менталитета и мировоззрения.
«Россия – ледяная пустыня, по которой бродит лихой человек». Эти слова приписывают Победоносцеву или Шестову.
Россия – страна, где никогда не заходит солнце! Мы называем себя Европой, но у нас 80% территории находится в Азии. Поэтому мы скорее Азиопа.
В книге «Россия и Европа» Н.Я.Данилевский поставил вопрос ребром: быть Европой или быть собой – Россией?
Наша страна находится в условиях рискованного земледелия, где многое зависит от природы. Это объясняет естественную веру славян в языческих богов природы. Сезонные уборки требовали героического напряжения всех сил. Зато потом были праздники, когда отдыхали что есть мочи.
Особенности менталитета формируются условиями жизни. Доктор философских наук К.Х.Момджян считает, что русским свойственен коллективизм и общинность, микроколлективы на основе личной связанности. Внутри этого микроколлектива встречается способность «поделиться последней рубахой». Но не ради государства или всей России.
Российская культура связана не с изменением мира, а себя в мире. У нас человека рассматривают как клеточку единого целого. Если в западном менталитете видна способность договариваться, то в нашем обнаруживается скорее противоборство.
В этом году отмечается 100 лет восстановления патриаршества в России.
Всё возвращается! Это хорошо видно по переименованию улиц.
Вновь православие становится чуть ли не «официальной идеологией». Даже предлагается новое мировоззрение – русский православный традиционализм.
«Мы русские – с нами БОГ!» Эти слова всё чаще приходится слышать.
Действительно ли Бог управляет Россией?
«Русское государство имеет то преимущество перед всеми остальными, что оно управляется непосредственно Самим Господом Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно вообще существует», – утверждал генерал-фельдмаршал Христофор Антонович Миних.
Всё настойчивее раздаются голоса и по поводу восстановления монархии.
16–18 марта 2017 года ВЦИОМ провёл опрос, в котором приняли участие 1800 россиян. Против монархии в России открыто высказываются 68% респондентов.
28% россиян не против или даже за такую форму правления. Из них 6% могут назвать человека, подходящего на роль самодержца.
22% выбрали вариант ответа «в принципе не против монархии, но не вижу такого человека, который бы мог стать монархом в России».
Директор департамента исследований ВЦИОМ Степан Львов так прокомментировал результаты исследования.
«Возврат в прошлое, в архаику, в историю с её перипетиями и трагическими страницами – такие ассоциации возникают у многих россиян при мысли о восстановлении монархии. При этом отчётливо видно, что старшие, «советские» поколения сопротивляются этой идее заметно сильнее, чем молодежь, для которой монархическая форма правления является одной из допустимых».
Я часто проезжаю мимо станции «Александровская» и вижу поминальный крест «Николаю II – благодарная Россия». 17 октября я специально приехал на станцию, чтобы узнать, почему этот крест поставили и за что Россия благодарна последнему царю.
Русским катастрофически не хватает Утопии!
После монгольского ига на Руси была создана великая держава, построенная по монгольскому образцу и рассчитанная на экспансию. Как и у монголов, она состояла из ставки и многочисленных податных территорий. Управление было деспотическим. Но это была жизненная необходимость. Потому как иначе управлять такой огромной разнородной территорией было невозможно.
Историк Н.М.Карамзин видел в монголо-татарском иге «благо, которым обернулось несчастье».
В 1547 году Иван IV, позднее известный под именем Грозного, впервые в истории страны венчался на царство. Великое княжество Московское объявило себя наследником всех русских земель. С тех пор монахи и летописцы писали «Русское царство».
В 1721 году царь Пётр I назвал своё государство «Российская империя», переведя на греческий язык древнее название восточноевропейских земель – Русь. Словом «империя» Пётр ставил свою страну и свой титул выше всех европейских монархов, кроме австрийского императора.
Россия возникла как империя и могла существовать только как империя. Этот процесс разворачивался за счёт экспансии и включения новых народов. И сейчас управлять такими разнообразными народами может лишь авторитарная власть.
В России всегда побеждала авторитарная власть. Иначе с таким государством было не справиться, неминуем распад на удельные княжества. История учит, что малейшее ослабление государства российского ведёт к его распаду и разделу страны.
Некоторые отечественные интеллектуалы считают, что демократии в России никогда не было, потому что она невозможна и не нужна. Поскольку невозможно самоуправление на таких огромных территориях, удалённых друг от друга.
Излишнее самоуправление неминуемо усиливает центробежные тенденции, которые ведут к развалу страны и государства.
Сильное государство в России всегда было вынужденной необходимостью. При такой разбросанности населения по территории как в России, без централизованного руководства не обойтись. Иначе государство либо само развалится, либо разорвут на куски.
Россия не сможет существовать, если каждый будет жить по одиночке. Вся наша долгая и трудная история привела к осознанию простой идеи – СПАСТИСЬ МОЖНО ТОЛЬКО ВМЕСТЕ!
Россия – страна не для труда, а для молитвы!
Для православных главное в жизни не труд, а молитва, благодать, общение с богом. Как говорил святой Серафим Саровский: «цель жизни христианской – обретение Духа Святого».
Для нас благодать выражается не в обретении богатства. Поэтому у нас богатство не в чести, а труд лишь вынужденная необходимость ради поддержания плоти – вместилища духа. Если для протестантов богатство является проявлением благодати, то для нас это чуть ли не проклятие. В России «трудом праведным не наживёшь палат каменных».
«Всяк кулик своё болото хвалит», – гласит русская народная пословица. Во всяком случае так записал собиратель русских пословиц и поговорок В.Даль. Однако на самом деле на Руси говорили иначе – «Всяк кулик своё болото хает».
Россия на 2\3 азиатская страна, и потому у нас интересы единства государства объективно важнее интересов отдельной личности.
Если в Западной Европе государство для человека, то в России человек для государства. В «западной модели» государство служит человеку, уважает его права. В «восточной модели» государство важнее отдельной личности, которая может заменяться как испорченная шестерёнка. «Западная цивилизация» построена на договорном праве, а «восточная» – на принуждении.
Часто спрашивают: в чём предназначение России? – Никому не дать овладеть миром в одиночку, – в этом предназначение России!
Когда-то «железный канцлер» Германии Отто фон Бисмарк сказал:
«Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут — не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть».
Русский народ умный: он, может быть, не всё знает, но всё понимает…
Только в русском менталитете существует дилемма «по закону или по совести».
В России вопрос «по закону или по совести» всегда был религиозный. Русский человек всегда ориентировался не столько на формальный юридический закон, сколько на Закон Божий. В России всегда старались решать спорные вопросы «по-божески», следуя правилу «с богатым и сильным не судись».
Ещё в XIX веке поэт-юморист Б.Н.Алмазов вложил в уста известного славянофила К.С.Аксакова такое стихотворение:
По причинам органическим
Мы совсем не снабжены
Здравым смыслом юридическим,
Сим исчадием сатаны.
Широки натуры русские,
Нашей правды идеал
Не влезает в формы узкие
Юридических начал…
Именно в западной юриспруденции возникла конструкция «права человека». На востоке это невозможно, потому там источник права не человек, а Бог.
Вопрос о законе и справедливости это по сути вопрос об источнике права: либо оно от Бога, либо от человека. На западе оно однозначно есть человеческое установление – общепринятые правила поведения. На востоке у человек нет прав, а есть лишь обязанности по отношению к царю как наместнику Бога на земле.
Чаадаев считал Россию аномальной страной. Он писал, что в русском народе есть что-то неотвратимое, а именно – его полное равнодушие к природе той власти, которая им управляет.
Константин Аксаков писал: «всё зло от угнетательной системы нашего правительства, оно вмешалось в нравственную жизнь народа и перешло, таким образом, в душевредный деспотизм».
Карамзин задавался вопросом: русский народ придумал таких властителей, или властители сделали таким народ?
В доказательство того, что в России ничего не меняется, часто приводят слова Салтыкова-Щедрина: «Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют…»
Вы никогда не задумывались, почему так популярна и ныне пьеса Гоголя «Ревизор»? Да потому что ничего в России не меняется. И сейчас, проехав по глубинке, найдёшь и Чичиковых, и Плюшкиных, и Коробочек, и Ноздрёвых, и губернаторы всё такие же, как и сто пятьдесят лет назад.
В 1873 году, уже на склоне жизни, Тютчев писал: «Судьба России уподобляется кораблю, севшему на мель, который никакими усилиями экипажа не может быть сдвинут с места, и лишь только одна приливающая волна народной жизни в состоянии поднять его и пустить в ход».
Николай Бердяев в книге «Судьба России» признавал: «…для нас самих Россия остаётся неразгаданной тайной. Россия – противоречива, антиномична. Душа России не покрывается никакими доктринами… И поистине можно сказать, что Россия непостижима для ума и неизмерима никакими аршинами доктрин и учений».
27 марта 2018 года в Европейском университете в Петербурге состоялся батл по поводу новой книги «Российский путь» с участием авторов Дмитрия Травина и Андрея Заостровцева. Я задал участникам вопрос, в чём же главная беда России помимо общеизвестных двух?
«Россия — единственная страна, которая способна спасти Европу, – писал немец Вальтер Шубарт в книге «Европа и душа Востока». – Как раз из глубины своих беспримерных страданий она будет черпать столь же глубокое познание людей и смысла жизни, чтобы возвестить о нём народам Земли. Русский обладает для этого теми душевными предпосылками, которых сегодня нет ни у кого из европейских народов».
«Россия никогда не будет страной комфорта — ни материального, ни духовного. Она была, есть и будет страной Духа, местом его непрекращающегося поединка за сердца людей; и потому путь её отличен от других стран. У нас своя история и своя культура, а значит, и свой путь. Россия спасётся духовностью, чем удивит мир; спасёт и его и себя!»
«Так что же представляет собой наша жизнь? Куда мы идём и откуда? — Ниоткуда и никуда. Даже в рамках твоей ограниченной жизни легко заметить, что ничего не меняется. Революции и войны тоже ничего по существу не меняют, а лишь создают часто ненужное для всех беспокойство. Законы существования невозможно изменить никакими благими пожеланиями. Одни правители сменяют других, пытаются что-то преобразовать, как они уверяют, “к лучшему”, но всё рано или поздно возвращается на круги своя».
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость
А по Вашему мнению, РОССИЯ – ЭТО ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: Владимир Путин, Владислав Сурков, культурный код России, Николай Кофырин