ПОДВОДНЫЕ СИЛЫ РОССИИ

19 марта отмечается День подводника. Я служил на подводной лодке 641 проекта шифровальщиком в Полярном 1978-1980 годы.
Меня, как в прошлом подводника, пригласили 11 марта 2021 года в Президентскую библиотеку им. Б.Н.Ельцина в Петербурге на видеолекторий «115 лет российским подводным силам: история, достижения, традиции», проводимый совместно с Музеем истории подводных сил России им. А.И.Маринеско. Я задал вопрос участникам о современном состоянии подводных сил России.


Я отслужил срочную службу три года в военно-морском флоте. Полгода был в учебке Черноморского флота в Николаеве, стажировался в Севастополе, остальные 2,5 года служил шифровальщиком на подводной лодке и плавбазе Северного флота в Полярном.
На подлодке я прошёл крещение водой (забортной), огнём (борьбы за живучесть) и медными трубами (пролезал через торпедный аппарат). Но главным достижением считаю преодоление страха смерти.
Серьёзные испытания и ответственность сделали меня мужчиной. И тот, кто не служил, никогда не станет настоящим мужиком.

Наши подлодки ремонтировались в сирийском городе Тартус, флотские экипажи ходили в увольнение. У меня до сих пор хранится авторучка фирмы «паркер», которую привезли из Тартуса. Наша подлодка была самая «тихая», и потому могла близко подойти к авианосной группе. Её называли «убийца авианосцев». Задача была сделать залп из всех торпедных аппаратов (если понадобиться, то и двумя ядерными торпедами) и залечь на дно. Американцы называли нас самоубийцами, потому что после первого залпа лодку, как правило, накрывали.

Мой отец долгое время работал на «Пролетарском заводе», где выполнялись и до сих пор выполняются заказы военно-морского флота. Помню, как отец подарил мне значок «Дедушка русского флота» – ботик Петра Великого.
В детстве я часто смотрел фильм про подводников «Командир счастливой Щуки». В фильме была показана база Северного флота времён войны – Полярный.
Случилось, что именно в Полярном я служил на подводной лодке проекта Б-641 (типа «Ярославский комсомолец»). Это был самый успешный проект того времени. Правда спальных мест на всех матросов не хватало. Приходилось спать и между аккумуляторными батареями в родном четвёртом отсеке, и в седьмом торпедном, и в первом на торпедах, и даже в трюме на кандейках из-под регенерации. При этом я всегда был готов расшифровать присланное радио. За автономку во время учений Северного флота я был награждён жетоном «За дальний поход». Дослужился до звания главный корабельный старшина.

Когда в сентября 2020 года я приехал в Калининград, то посетил Музей мирового океана, где в качестве действующего экспоната пришвартована подводная лодка проекта Б-641, точно такая, на какой я служил в Полярном в 1978-1980 годы. Когда я спустился в родную подлодку, то почти час не мог выйти оттуда, переходя из отсека в отсек и вспоминая свою службу. Меня принимали за экскурсовода, а я с удовольствием рассказывал, где ел, где спал и где расшифровывал получаемые радиограммы.

В детстве я много раз смотрел по телевидению фильм «Нейтральные воды»; да и сейчас часто пересматриваю на DVD. Фильм основан на реальных событиях. Подвиг шифровальщика запал мне в душу. Ценой собственной жизни он спас секретные документы.
Волею судьбы я стал шифровальщиком, а мой флагманский специалист рассказывал, как он снимался в фильме «Нейтральные воды» во время боевой службы в Средиземном море.

Через полтора года службы после болезни мне предложили комиссоваться, но я решил дослужить до конца. Меня перевели на плавбазу «Магомед Гаджиев», носящую имя славного подводника времён второй мировой войны.

Гаджиев_Магомет_Имадутдинович

Магомет Гаджиев – Герой Советского Союза, капитан 2 ранга, командир дивизиона подводных лодок Северного флота. С начала войны Гаджиев участвовал в 12 боевых походах. На его личном боевом счету числилось 10 потопленных транспортов противника. Он ввёл в практику подводников потопление транспортов из артиллерийских орудий. Кроме того, Гаджиев ввёл в традицию подводников салют из орудия в знак того, что экипаж одержал очередную победу в море.
12 мая 1942 года подводная лодка «К-23», на которой находился Гаджиев, атаковала конвой, а затем вступила в бой с охранявшими суда тремя противолодочными кораблями. Силы оказались неравны, и попытавшаяся уйти в подводном положении лодка, оставлявшая на поверхности след соляра, была потоплена глубинными бомбами противника.
Магомету Гаджиеву приписывают фразу: «Нигде нет такого равенства, какое существует на подводной лодке, где все или побеждают, или погибают».

До сих пор в Финском заливе и Балтийском море находят подводные лодки времён Второй мировой войны. 5 мая 2017 года в рамках подводно-поисковой экспедиции «Бессмертный дивизион» разведывательно-водолазной командой на глубине около 60 метров в районе острова Большой Тютерс в центре Финского залива была обнаружена подводная лодка Щ-406.
В 1943 году подлодка Щ-406 отправилась в свой боевой поход. На базу она не вернулась. Экипаж считался пропавшим без вести. Всего за период боевых действий, в которых Щ-406 принимала участие, она провела 12 торпедных атак, за которые были выпущены 18 торпед. Считается, что подводники достоверно потопили 2 корабля, результаты ещё трёх их атак не были установлены.
Удалось установить, что подлодка подорвалась на минном заграждении, выставленном немцами и финнами между островами Гогланд и Большой Тютерс. После подрыва лодка легла на грунт, причем часть экипажа выжила и пыталась покинуть лодку. Нашедшие Щ-406 водолазы, обнаружили открытый рубочный и приоткрытый кормовой аварийный люки. Всего в полукилометре от Щ-406 находится Щ-320. Там же обнаружена Щ-317.

В апреле 2018 года «Экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» обнаружила и идентифицировала советскую подводную лодку Щ-317. В ходе одного боевого похода Щ-317 потопила три транспорта противника и повредила ещё одно. Этот поход является одним из самых результативных в истории русского подводного флота.

В 2017 году в день подводника 19 марта мы побывали на подводной лодке С-189, которая пришвартована возле Набережной Лейтенанта Шмидта. Нам удалось даже поговорить с командиром подлодки.

Подводная лодка «С-189″ заложена на Судостроительном заводе имени Серго Орджоникидзе (ныне Балтийский завод) 31 марта 1954 года и спущена на воду 4 сентября того же года (всего за 5 месяцев!). Всего в Советском Союзе было построено 215 подводных лодок проекта 613.
За период службы «С-189″ выполняла боевые задачи в Атлантическом океане и Балтийском море. В боевом составе Военно-морского флота подводная лодка находилась 35 лет, до 19 апреля 1990 года.
В 1990-м году лодка была исключена из состава флота. В 1998-м году из-за неисправности донно-забортной арматуры отсеки лодки заполнились водой и «С-189″, потеряв плавучесть, затонула в Купеческой гавани Кронштадта.
По инициативе подводников лодка была поднята, и в 2010 году в ней открылся музей. В 2014-м году «С-189″ отпраздновала 60-летний юбилей.

У нас принято говорить о героических победах русского флота и одновременно замалчивать его трагические поражения, коих было немало. Я служил в ВМФ СССР в 1977-1980 годах шифровальщиком на подводной лодке в Николаеве, Севастополе, Полярном. И не понаслышке знаю о трагедиях на флоте, информация о которых проходила под грифом «секретно». Небоевые потери флота в мирное время особенно удручают.

Когда приезжаю в Сестрорецк, почти всегда прихожу к мемориалу погибшим подводникам у храма Петра и Павла, чтобы почтить память героев-подводников.

Официальным днём рождения регулярного военно-морского флота России, считается 30 октября 1696 года, когда боярская дума обсудила рапорт Петра I о Втором Азовском походе и решила начать строительство военно-морского флота.

С 1704 года Флот принимает энергичное участие в обороне Петербурга, где шла деятельная работа по постройке судов на только что заложенной верфи, на месте нынешнего главного адмиралтейства. На первых порах роль флота была исключительно оборонительная.

Новая книга известного российского писателя-мариниста Владимира Шигина «Неизвестная трагедия Русского флота 1807 г.» посвящена драматическим событиям в истории российского флота в 1807-1808 гг. Действовавшая тогда в Средиземном море против французов и турок эскадра вице-адмирала Д.Н.Сенявина, одержав блестящие победы в сражениях при Дарданеллах и Афоне, неожиданно оказалась в западне. Император Александр I, заключив Тильзитский мир с Францией, объявил войну Англии, а единственную русскую военно-морскую базу на острове Корфу вернул французам. Отныне российские корабли были предоставлены сами себе, без баз, без союзников, окружённые со всех сторон огромным британским флотом. Но вице-адмирал Д.Н.Сенявин сделал невозможное, сохранив России и моряков, и корабли.

Во время Первой Крымской войны 11 сентября 1854 года поперёк фарватера Севастополя были затоплены семь устаревших кораблей, чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь. Огонь береговых батарей и затопленные корабли делали Севастопольскую бухту недоступной для англо-французского флота. И почти 6 месяцев, до самого перемирия неприятельские армии не могли продолжить наступление.
В 1905 году в Севастополе был сооружён памятник затопленным кораблям. Это событие приурочили к 50-летию Первой обороны Севастополя.

В 2015 году я приехал в Севастополь посмотреть места, где когда-то проходил водолазную подготовку: подгружался на дно, всплывал с глубины, боролся за живучесть, пролезал через торпедный аппарат.

10 сентября 1857 года при переходе на зимнюю стоянку из Ревеля в Кронштадт линейный корабль «Лефорт» попал в жестокий шторм, перевернулся и затонул. Из 843 человек бывших на борту не спасся никто. Корабль погиб в мирное время, и по количеству жертв это была крупнейшая катастрофа Российского военного флота.
В октябре 1859 года в Амурском заливе погиб тендер «Камчадал» со всем экипажем. А в 1861 году в Индийском океане без вести пропал русский клипер «Опричник».

К началу русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Россия не имела на Чёрном море полноценного флота. В мае 1877 года эскадра из 5 турецких броненосцев беспрепятственно подошла к Сухуму, подвергнув его сильной бомбардировке, вследствие чего русские войска были вынуждены оставить город вплоть до конца августа.

8 февраля 1904 года японцы напали на корабли русской Тихоокеанской эскадры Балтийского флота, стоявшие на внешнем рейде Порт-Артура без охранения; торпедами были повреждены 2 новейших русских броненосца и 1 крейсер. В итоге большинство русских кораблей 1-й Тихоокеанской эскадры было затоплено ко времени сдачи Порт-Артура японцам 20 декабря 1904 года. О подвиге крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» узнал весь мир. До сих пор моряки поют «Врагу не сдаётся наш гордый Варяг, пощады никто не желает…»

Самой известной трагедией русского флота является Цусимское морское сражение 28 мая 1905 года, в котором российская 2-я эскадра флота Тихого океана под командованием вице-адмирала З.П.Рождественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии. Русская эскадра была полностью разгромлена. Большая часть кораблей была потоплена противником или затоплена собственными экипажами, часть капитулировала, некоторые интернировались в нейтральных портах, и лишь четырём удалось дойти до русских портов.

После Цусимского разгрома общество стало требовать отставки главного начальника флота и Морского ведомства Великого Князя Алексея Александровича Романова. Девиз Алексея Александровича был неизменен: «мне на всё наплевать!» Когда его любовница французская балерина Элиза Балетта вышла на сцену вся в бриллиантах, публика закричала: «У неё в ушах наш флот!», «На каждом её пальце по крейсеру!», «Вон из России!» Глядя на болонку мадмуазель Балетта в ошейнике из рубинов и изумрудов, честные люди плевались, говоря, что всё это куплено кровью русских моряков.

Царь Николай II отшучивался: «…Великий Князь Алексей пожертвовал бы всем русским флотом, только бы его не разлучали с Зиной…»
Ещё в 1903 году выяснилось, что половина бюджета военного флота России (30 миллионов рублей!) исчезли, но ни один новый корабль не был построен. При этом у Алексея Александровича появился особняк в Париже.
Царь сказал своему дяде: «Лучше бы ты, дядя, крал в два раза больше, но делал бы броню в два раза толще!» и уволил его в отставку.

Флот императрица Мария

20 октября 1916 года, примерно в 6 часов 15 минут утра, в бухте Севастополя раздался мощный взрыв. Над линкором «Императрица Мария» поднялся огромный 300-метровый столб чёрного дыма. В пожаре погибли более 225 моряков, сотни были ранены.
О гибели линкора «Императрица Мария» я впервые прочитал в повести Рыбакова «Кортик». Неожиданная гибель — не в бою в открытом море, а дома, на собственной базе, в родной Севастопольской бухте – стала поводом для конспирологических теорий.
Погибла «Императрица Мария» в той же Севастопольской бухте, что и позднее линкор «Новороссийск».

В 1930-е годы на юге СССР была раскрыта тайная шпионская организация, которую возглавлял некто Виктор Эдуардович Верман. На допросах в ОГПУ разведчик не скрывал, что по его указанию работавшие в Севастополе на доводке «Императрицы Марии» Феоктистов и Сбигнев совершили диверсию, за что им было обещано по 80 тыс. рублей золотом. Сам Верман за руководство диверсией был награжден не только деньгами, но и Железным крестом 2-й степени.

«Новороссийск» затонул в ночь на 29 октября 1955 года в Севастопольской бухте после чудовищного взрыва. По последним данным, которые озвучил главный редактор «Вестника архива президента России» Сергей Кудряшов, причина гибели – старая немецкая мина. А итальянские диверсанты, на которых грешили эксперты многие десятилетия, не имеют отношения к гибели советского линкора.

Трагедия с линкором «Новороссийск» по масштабу и жертвам входит в число самых драматических катастроф нашего военно-морского флота. Погибли сотни матросов и офицеров. Часть команды оказалась заблокированной внутри отсеков, где были воздушные подушки. По воспоминаниям водолазов, замурованные и обреченные на смерть моряки пели: «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг». Только на третьи сутки водолазы перестали слышать стуки. Число жертв по разным источникам – от 607 до 829 человек. Ранены – 139. Спасти из отсеков затопленного корабля удалось лишь девять человек: семь вытащили через прорезанное в кормовой части днища отверстие, ещё двух вывели водолазы.

После Октябрьской революции 1917 года Черноморский флот окончательно утратил боеспособность. По Брестскому миру 3 марта 1918 года Россия должна была разоружить флот. Однако часть кораблей была переведена в Новороссийск. 2 мая немцы вошли в Севастополь и потребовали вернуть корабли Черноморского флота из Новороссийска. Большевистское правительство во главе с Лениным приняло решение затопить корабли в Новороссийске, чтобы не допустить их захвата немцами. Однако некоторые корабли во главе с линкором «Александр» («Воля») не подчинились и вернулись в Севастополь. Эти вернувшиеся новейшие эсминцы немцы увели в турецкие порты.

7 ноября 1941 года немецкий торпедоносец атаковал в Черном море теплоход «Армения». Судно затонуло за четыре минуты. В живых остались всего 8 пассажиров. О числе погибших историки до сих пор спорят, называя цифры от 4,5 тыс. до 10 тыс. Погрузка на «Армению» шла в спешке, списков не было. Перевозили раненых, медперсонал 23 госпиталей, сотрудников «Артека».

Серьёзным ударом по Черноморскому флоту стал распад СССР. С августа 1992 года Черноморский флот существовал как объединённый флот России и Украины.
12 июня 1997 года на кораблях российского Черноморского флота был поднят исторический Андреевский флаг.
Раздел флота стал настоящей трагедией для страны и преданных ей моряков!

В декабре 1952 года дизель-электрическая лодка С-117, готовящаяся к учениям в составе Тихоокеанского флота, потерпела катастрофу в Японском море. Из-за поломки правого дизеля лодка шла в назначенную точку на одном двигателе. Через несколько часов по докладу командира неисправность была устранена, но экипаж больше на связь не выходил. Причина и место гибели подводной лодки до сих пор неизвестны.

21 ноября 1956 года вблизи Таллина (Эстония) подводная лодка М-200, входящая в состав Балтийского флота, столкнулась с эскадренным миноносцем «Статный». Спасти удалось 6 человек. 28 погибли.

Еще одна авария в Таллинском заливе произошла 26 сентября 1957 года, когда дизельная подводная лодка М-256 из состава Балтийского флота, затонула после начавшегося на борту пожара. Хотя изначально её удалось поднять, спустя четыре часа она ушла на дно. Из 42 членов экипажа спасти удалось 7 человек.

27 января 1961 года в Баренцевом море затонула дизельная подводная лодка С 80. Она не вернулась на базу с полигона. Поисковая операция результатов не дала. Только спустя семь лет С-80 была найдена. Причиной гибели стало поступление воды через клапан РДП в её дизельный отсек.

4 июля 1961 года в ходе учений «Полярный круг» произошла утечка радиации на вышедшем из строя реакторе подводной лодки К-19. Экипаж смог самостоятельно устранить неисправность, лодка осталась на плаву и смогла вернуться на базу. От сверхвысоких доз облучения погибло восемь подводников.

14 января 1962 года на военно-морской базе Северного флота в городе Полярный взорвалась дизельная подводная лодка Б-37 из состава Северного флота. В результате взрыва боезапаса в носовом торпедном отсеке погибли все, кто находился на пирсе, на подводной лодке и на торпедно-технической базе – всего 122 человека.

8 августа 1967 года в Норвежском море на АПЛ К-3 «Ленинский комсомол», первой атомной подводной лодке ВМФ СССР, в подводном положении произошёл пожар в 1 и 2 отсеках. Пожар был локализован и потушен способом герметизации аварийных отсеков. Погибло 39 членов экипажа, спаслись 65 человек. Корабль своим ходом вернулся в базу.

8 марта 1968 года погибла дизель-электрическая ракетная подводная лодка К 129 из состава Тихоокеанского флота. ПЛ несла боевую службу в районе Гавайских островов, а с 8 марта перестала выходить на связь. Лодка затонула на глубине 6000 метров. Причина катастрофы неизвестна. На борту лодки обнаруженной в 1974 году американцами, которые неудачно пытались её поднять, было 98 человек.

12 апреля 1970 года в Бискайском заливе в результате пожара в кормовых отсеках затонула АПЛ К-8 проекта 627А из состава Северного флота. Погибли 52 человека, спаслись 73. Лодка затонула на глубине более 4000 метров. На борту находилось два ядерных боеприпаса. Два ядерных реактора перед затоплением были заглушены штатными средствами.

24 февраля 1972 года при возвращении на базу с боевого патрулирования в Северной Атлантике на АПЛ К-19 проекта 658 произошёл пожар в девятом отсеке. Позже огонь перекинулся в восьмой отсек. В спасательной операции приняли участие более 30 кораблей и судов ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К-19, подать на лодку электричество и отбуксировать её на базу. Погибли 28 моряков, спаслись 76 человек.

Об этом есть хороший фильм «К-19″, к сожалению, американский. Наш фильм «72 метра» не произвёл на меня положительного впечатления. Как и фильм «Курск». Зато понравился фильм немецкого режиссёра «Подводная лодка» (1985 год, автор сценария и режиссёр Вольфганг Петерсен).

13 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло столкновение АПЛ К-56 проекта 675МК с научно исследовательским судном «Академик Берг». Лодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб. На стыке первого и второго отсеков образовалась четырехметровая пробоина, в которую стала поступать вода. Чтобы предотвратить окончательное затопление К 56, командир лодки принял решение о посадке субмарины на береговую отмель в районе мыса Гранитного. Погибли 27 человек.

21 октября 1981 года в Японском море затонула дизельная средняя подводная лодка С-178 проекта 613В в результате столкновения с большим морозильным рыболовным траулером «Рефрижератор-13″. Авария унесла жизни 31 моряка.

24 июня 1983 года. АПЛ К-429 затонула недалеко от Камчатки. До этого она проходила ремонт, но была в срочном порядке отправлена на торпедные стрельбы без проверки на герметичность. Корабль затонул при погружении, после того как через вентиляционную систему затопило четвертый отсек. Погибли 16 человек, 104 смогли покинуть АПЛ. Гибель корабля произошла по причине преступной халатности командования, приказавшего неисправной подводной лодке с нештатным экипажем выйти в море на стрельбы. Экипаж покинул затонувшую лодку через торпедные аппараты.

6 октября 1986 года в районе Бермудских островов в Атлантическом океане на глубине 400 метров в результате взрыва ракеты в шахте затонула АПЛ К-219 проекта 667АУ. Оба ядерных реактора были заглушены штатными поглотителями. На борту находились 15 баллистических ракет с ядерными боеголовками и два ядерных боеприпаса. Погибли 4 человека. Остальные члены экипажа были эвакуированы на подошедшее с Кубы спасательное судно «Агатан».

7 апреля 1989 года на глубине 1680 метров в 180 километрах к югу от острова Медвежий в Норвежском море затонула АПЛ К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник». Из 69 находившихся на субмарине человек 42 погибли. Катастрофу спровоцировал пожар в седьмом отсеке субмарины. К-278 «Комсомолец» принадлежит рекорд погружения (1027 метров). Субмарина имеет ядерную силовую установку (ЯСУ) и две торпеды с плутониевыми боевыми частями.

Флот К Комосмолец

До сих пор точно не ясно, что привело к гибели подводной лодки «Комсомолец». Согласно недавно уточнённым данным, максимальный уровень радиации в районе вентиляционной трубы реакторного отсека затонувшей советской атомной подводной лодки (АПЛ) К-278 «Комсомолец» в 800 тысяч раз превышает норму, сообщает Институт морских исследований (Норвегия).

12 августа 2000 года атомный подводный ракетный крейсер «Курск» затонул в Баренцевом море в 175 км от Североморска во время учений. Спасательная операция длилась несколько дней, в течение которых часть экипажа, состоявшего из 118 человек, оставалась в живых. Тяжелые погодные условия и недостаточная оснащённость необходимыми спасательными средствами привели к тому, что один из отсеков лодки был открыт только 21 августа. Все находившиеся на борту подводники погибли. Следствие пришло к выводу, что причиной аварии стал взрыв учебной торпеды внутри четвертого торпедного аппарата, что привело к детонации остальных торпед.

Я не поверил официальной версии причины гибели «Курска», – торпеды самопроизвольно не взрываются. А то, что это могла быть атака американской подлодки, я знал по собственному опыту. Во время учений в Баренцевом море нам приходилось вступать в близкий акустический контакт с американской подлодкой.

Курс в доке_1

Как писали позднее, «Курск» был атакован американской подводной лодкой «Мемфис». Как только «Курск» поставили в док, все сразу обратили внимание на идеально круглое отверстие у границы разрыва обшивки. В её диаметр идеально входит американская торпеда Mark-48, которая способна проходить стальную обшивку субмарин. От этой торпеды спастись почти невозможно: она самостоятельно осуществляет поиск, захват и атаку цели – с первого или второго захода.

«Курск» вероятно и сам атаковал. Крейсер «Петр Великий» 13 и 14 августа принимал сигналы о помощи с иностранной подводной лодки. Спустя несколько дней, после переговоров президентов РФ и США, американцы отказались от разворачивания ПРО, простили России большой долг и даже подкинули кредит на 10 миллиардов долларов.

30 августа 2003 года АПЛ К-159 затонула при буксировке в город Полярный, где должна была быть утилизирована. Девять из десяти находившихся на борту моряков погибли. Причиной аварии стал шторм, который привел к отрыву понтонов, с помощью которых проводилась буксировка. Руководил операцией командующий Северным флотом адмирал Сучков. Я служил в 1978 году на ПЛ проекта Б-641 под командованием кап 3 ранга Сучкова. После аварии с АПЛ К-159 Сучков был снят с должности командующего Северным флотом.

В ноябре 2004 года на подводной лодке К-223 «Подольск» произошёл взрыв, причиной которого стала неисправность неразборного редукционного клапана, отвечающего за регулировку давления в емкости с пресной водой. В результате аварии погиб один матрос. Виновным в халатности, приведшей к взрыву, был признан командир минно-торпедной боевой части.

8 ноября 2008 года во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошла авария на атомной подводной лодке «Нерпа», построенной на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре и ещё не принятой в состав ВМФ России. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объёмная химическая) в отсеки лодки стал поступать газ фреон. Погибли 20 человек, ещё 21 человек был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ было 208 человек.

1 июля 2019 года в Баренцевом море потерпела аварию российская атомная глубоководная станция проекта 10831 АС-31 «Лошарик». Согласно данным Минобороны она занималась проведением батиметрических измерений. Объект, где произошла трагедия, секретный. Официально он назван научно-исследовательским глубоководным аппаратом. Фактически это атомная подводная лодка с характеристиками сверхглубоководного батискафа. Ею управлял экипаж из 25 офицеров. 9 членов команды спаслись (те, кто был на вахте).

Лошарик 14 погибших_1

Указом президента Путина «Золотой Звездой» Героя Российской Федерации посмертно награждены капитаны первого ранга Андрей Воскресенский, Константин Сомов и Денис Опарин, а также капитан второго ранга Дмитрий Соловьев. Десять подводников посмертно награждены орденами Мужества.

На Морском салоне в Санкт-Петербурге 14 июля 2019 года я поинтересовался у посетителей, почему в мирное время гибнут наши боевые подлодки.

Сейчас ВМФ России насчитывает 72 субмарины. Это на одну подводную лодку больше, чем у ВМС США. Однако разрыв в количестве атомных и штурмовых подлодок, а также субмарин с крылатыми ракетами, значителен. У американцев все модели оснащены баллистическими и крылатыми ракетами. Подводный флот ВМС США, в отличие от ВМФ России, полностью атомный.

В СССР построили самую большую в мире подлодку проекта «Акула»; самую скоростную (42 узла) подлодку проекта «Анчар», самую глубоководную подлодку с погружением до 1250 метров проекта «Плавник».

DSC02211

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 941 «Акула». Вооружение — 20 пусковых установок ракет РСМ-52 (200 боеголовок), 6 торпедных аппаратов. Экипаж 160 человек (в том числе 52 офицера).

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667БДР «Кальмар». Вооружение — 16 пусковых установок ракет РСМ-50 (48 боеголовок), 4 торпедных аппарата. Экипаж 130 человек (в том числе 40 офицеров).

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667БДРМ «Дельфин». Вооружение — 16 пусковых установок ракет РСМ-54 (64 боеголовки), 4 торпедных аппарата. Экипаж 130 человек (в том числе 40 офицеров).

Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 949А «Антей». Вооружение — 24 пусковые установки противокорабельных ракет П-700 «Гранит» дальностью 550 км, 6 торпедных аппаратов. Экипаж 107 человек (в том числе 48 офицеров).

Атомная торпедная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б». Вооружение — восемь торпедных аппаратов. Экипаж 73 человека (в том числе 33 офицера).

Подлодки_Борей

Четыре ПЛАРБ проекта 955 «Борей». Каждая из них имеет по шестнадцать баллистических ракет «Булава» с дальностью действия 9300 км и шесть ядерных боеголовок индивидуального наведения мощностью по 150 килотонн. Всего Россия планирует построить восемь таких подлодок.

Затем идут семь субмарин проекта 667БДР «Кальмар» и 667БДРМ «Дельфин» с ракетами «Синева», и завершает ряд гигантская подводная лодка ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула», которая в настоящее время участвует в испытаниях ракет.

Есть и экземпляр, который особенно наводит ужас: подлодка Б-90 «Саров». Это испытательная платформа для торпеды на атомном ходу с огромной 100-мегатонной термоядерной боеголовкой «Статус-6», которая предназначена для атаки береговых объектов, таких как порты и города. Противоракетная оборона США бессильна против «Статус-6», в то время как удар этой ракеты способен уничтожать целые прибрежные районы, делая их непригодными для жизни из-за радиоактивных осадков.

Вице-адмирал Олег Бурцев отметил, что российский подводный флот «вышел из кризисного состояния, в котором он находился» в 1990-х годах. Постепенно вводятся в строй стратегические подводные ракетоносцы нового поколения – «Бореи», оснащённые баллистическими ракетами «Булава», строятся многоцелевые подлодки «Ясень» с новейшими крылатыми ракетами.

В России сегодня создаются перспективные подводные корабли и аппараты. Но ни один суперсовременный подводный крейсер не может обойтись без хорошо обученного и слаженного экипажа.
«Моряки-подводники – наш золотой фонд. Его надо уважать, беречь, лелеять и готовить ему смену. В свое время был государственный заказ, в том числе на подготовку. Сейчас какая-то спонтанность есть в этом вопросе», – отметил бывший командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов. – «И хотя качественный уровень флота сейчас высок, но его количества «пока ещё не хватает».

Нам чужды зависть, тяга к славе,
Бессмертья мрамор и гранит.
Но тем, кто воевал в подплаве,
Завидуй! – сердце говорит.

P.S. Да, есть такая профессия – Родину защищать! Сколько людей погибли, защищая свою Родину, отдавая свою единственную жизнь?! И где теперь эта Родина?!!

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё, что я хочу сказать людям, заключено в главных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость
4\ Всё есть любовь.

А как Вы оцениваете ПОДВОДНЫЕ СИЛЫ РОССИИ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , ,

Комментарии запрещены.