На флоте до сих пор хранят память о героях-подводниках: Александре Маринеско, Магомеде Гаджиеве, Иване Колышкине, Фёдоре Видяеве и других. В Санкт-Петербурге на Кондратьевском проспекте в качестве экспоната «Музея Подводных Сил им. А.Маринеско» стоит рубка подлодки проекта Б-641 – на такой же служил я шифровальщиком сорок лет назад в Полярном.
Я внимательно осмотрел все экспонаты Музея истории подводных сил России, а потом прошёл на Богословское кладбище, где похоронен Маринеско, чтобы отдать честь герою Советского Союза.
Александр Иванович Маринеско — командир подводной лодки С-13 бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, капитан 3-го ранга, Герой Советского Союза, известный по «Атаке века».
Родился Александр Иванович 2 (15) января 1913 года в Одессе, в семье румынского рабочего Иона Маринеску и крестьянки Татьяны Михайловны Коваль, (она родом из Херсонской губернии). В 1920-1926 годах Александр учился в одесской трудовой школе № 36, где окончил 6 классов, после чего стал учеником матроса. За прилежность и терпеливость был направлен в школу юнг, по окончании которой ходил на судах Черноморского пароходства матросом 1 класса. В 1930 году поступил в Одесское мореходное училище, и окончив его в 1933 году, ходил третьим и вторым помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот».
Александр Иванович никогда не хотел быть военным, а мечтал исключительно о службе в торговом флоте. Но в ноябре 1933 года по путёвке комсомола был направлен на специальные курсы комсостава РККФ, после окончания которых его назначили штурманом на ПЛ Щ-306 («Пикша») Балтийского флота.
В марте 1936 года в связи с введением персональных воинских званий Маринеско получил звание лейтенанта, в ноябре 1938 года — старшего лейтенанта. Окончив курсы переподготовки при Краснознамённом учебном отряде подводного плавания имени С.М.Кирова, Маринеско служил помощником командира на подлодке Л-1, затем командиром М-96, экипаж которой по итогам боевой и политической подготовки 1940 года занял первое место, а командир был награждён золотыми часами и повышен в звании до капитан-лейтенанта.
В первые дни Великой Отечественной войны подлодка М-96 под командованием Маринеско была перебазирована в Палдиски, затем в Таллин, стояла на позиции в Рижском заливе. В октябре 1941 года Маринеско исключили из кандидатов в члены партии за пьянство и организацию в дивизионе ПЛ азартных карточных игр.
14 февраля 1942 года подлодка под командованием Маринеско во время обстрела была повреждена артиллерийским снарядом, ремонт занял полгода. Лишь 12 августа 1942 года М-96 вышла в очередной боевой поход. 14 августа 1942 года лодка атаковала немецкий конвой, состоявший из трёх транспортов в охранении двух тяжёлых плавбатарей. По докладу Маринеско, он выпустил две торпеды по немецкому транспорту, результатов атаки не наблюдал, слышал сильный взрыв, интерпретированный как результат попадания торпеды, в результате лодке было засчитано потопление транспорта.
Но согласно немецким источникам, атака была неудачной — корабли конвоя наблюдали след одной торпеды, от которой успешно уклонились, а затем безрезультатно атаковали подводную лодку артиллерией и глубинными бомбами.
Возвращаясь с позиции раньше срока (заканчивались топливо и патроны для регенерации воздуха), Маринеско не предупредил советские дозоры, при всплытии не поднял военно-морской флаг, в результате чего лодку едва не потопили собственные катера.
В ноябре 1942 года М-96 вышла в Нарвский залив для высадки группы разведчиков для операции по захвату шифровальной машины «Энигма» в штабе немецкого полка. Но шифровальной машины в нём не оказалось. Тем не менее, действия командира на позиции оценили высоко, и Маринеско наградили орденом Ленина.
В конце 1942 года Маринеско было присвоено звание капитана 3-го ранга, его снова приняли кандидатом в члены партии. Но в хорошей в целом боевой характеристике за 1942 год командир дивизиона капитан 3-го ранга Сидоренко всё же отметил, что его подчинённый «на берегу склонен к частым выпивкам».
В апреле 1943 года Маринеско назначен командиром ПЛ С-13, на которой он прослужил до сентября 1945 года. В 1943 году С-13 в боевые походы не выходила, а командир попал в очередную «пьяную» историю. В поход подлодка под его командованием вышла только в октябре 1944 года. В первые же сутки похода, 9 октября, Маринеско обнаружил и атаковал транспорт «Зигфрид». Атака четырьмя торпедами с небольшой дистанции не удалась, по транспорту пришлось вести артиллерийский огонь из 45-мм и 100-мм орудий подлодки. По наблюдению командира, в результате попаданий корабль (водоизмещение которого Маринеско в докладе завысил до 5000 тонн) начал быстро погружаться в воду. В действительности, повреждённый германский транспорт был позднее отбуксирован противником в Данциг и к весне 1945 года восстановлен. За данный поход Маринеско получил орден Красного Знамени.
С 9 января по 15 февраля 1945 года Маринеско находился в своём пятом боевом походе, в течение которого были потоплены два крупных транспорта противника — «Вильгельм Густлофф» и «Штойбен»
Перед этим походом командующий Балтийским флотом В.Ф.Трибуц решил предать Маринеско суду военного трибунала за самовольное оставление корабля в боевой обстановке (в предновогоднюю ночь командир на двое суток покинул корабль, а экипаж за это время «отличился» выяснением отношений с местным населением). Но исполнение этого решения В.Ф.Трибуц задержал, дав возможность командиру и экипажу искупить вину в боевом походе. Таким образом, С-13 стала единственной «штрафной» подлодкой советского флота.
30 января 1945 года С-13 атаковала и отправила на дно корабль военного флота Германии «Вильгельм Густлофф» (бывший лайнер), на котором находилось 10582 немца. Из них 1626 военнослужащих — 918 курсантов младших групп 2-го учебного дивизиона подводных лодок, 173 члена экипажа судна, 373 женщины из состава вспомогательного морского корпуса, 162 тяжелораненых военнослужащих и 8956 гражданских, в основном стариков, женщин и детей.
Транспорт, бывший океанский лайнер «Вильгельм Густлофф», шёл с малым конвоем (торпедолов учебной флотилии TF-19 вернулся в порт Готенхафен, получив повреждение корпуса при столкновении с камнем, в сопровождении второго судна из состава приданного «Густлоффу» эскорта — лёгкого миноносца «Löwe»).
Из-за нехватки топлива лайнер шёл прямым курсом, без выполнения противолодочного зигзага, а повреждения корпуса, полученные ранее при бомбардировках, не позволяли развить ему большую скорость (на скорости всего 12 узлов (22,2 км/ч).
В результате торпедной атаки Маринеско на «Густлофф» погибли из 918 матросов и офицеров 2-й учебной дивизии подводных сил 406 человек (44%), из 173 членов экипажа — 90 (52 %), из 373 военнослужащих вспомогательной службы ВМФ — 250 (67 %), из почти 5150 беженцев и раненых — 4600 (89 %).
Ранее считалось, что немецким ВМС был нанесён серьёзный урон. Так, по свидетельству журнала «Марине» (1975, №2-5, 7-11, ФРГ), с кораблём погибли 1300 подводников, среди которых находились полностью сформированные экипажи подводных лодок и их командиры. Погибших немецких подводников хватило бы для укомплектования 70 подводных лодок среднего тоннажа.
Впоследствии советская печать потопление «Вильгельма Густлоффа» назвала «атакой века», а Маринеско — «подводником №1», что не совсем обоснованно, поскольку подводники других стран топили значительно более крупные корабли, в том числе и боевые.
«Вильгельм Густлофф» был крупнейшим по тоннажу теплоходом, потопленным советскими подводниками, и вторым по числу жертв.
Оценки действиям Маринеско и экипажа С-13 сильно разнятся, от чрезвычайно положительных (в советских источниках) до осуждающих (в иных источниках).
Исследователь катастрофы Гейнц Шён заключает, что лайнер представлял собой военную цель, и его потопление не являлось военным преступлением, так как:
1\ суда, предназначенные для перевозки беженцев и госпитальные суда должны были быть обозначены соответствующими знаками (красным крестом),
2\ не могли носить камуфляжную окраску,
3\ не могли идти в одном конвое вместе с военными судами,
4\ на их борту не могли находиться какие-либо военные грузы,
5\ стационарные и временно размещённые орудия ПВО, артиллерийские орудия или иные аналогичные средства.
«Вильгельм Густлофф» был вспомогательным кораблём ВМС, на который позволили подняться шести тысячам беженцев. Вся ответственность за их жизнь, с того момента как они поднялись на боевой корабль, лежала на соответствующих должностных лицах немецкого военного флота. Таким образом, «Густлофф» являлся законной военной целью советских подводников, ввиду следующих фактов:
1\ «Вильгельм Густлофф» не являлся безоружным гражданским судном: на его борту имелось вооружение, которым можно было бороться с кораблями и авиацией противника;
2\ «Вильгельм Густлофф» являлся учебной плавучей базой для подводного флота Германии.
3\ «Вильгельм Густлофф» шёл в сопровождении боевого корабля военно-морского флота Германии ( миноносец «Лёве»);
4\ «Вильгельм Густлофф» не имел опознавательного знака «красный крест» и нёс камуфляжную окраску.
5\ Большая часть погибших не имела отношения к ВМС Германии. Из находившихся на борту (оценочно) 1464 здоровых военнослужащих погибло (предположительно) около половины.
10 февраля 1945 года последовала новая победа — на подходе к Данцигской (Гданьской) бухте С-13 потопила транспорт раненых «Штойбен», на борту которого находились 2680 раненых военнослужащих, 100 солдат, около 900 беженцев, 270 человек военного медперсонала и 285 членов экипажа судна. Из них спаслось 659 человек, из которых раненые составляли около 350. Потопленное судно было вооружено зенитными пулемётами и орудиями, шло в боевом охранении и перевозило в том числе здоровых солдат: в связи с этим, строго говоря, его нельзя было относить к госпитальным судам. Сам Маринеско идентифицировал атакованное судно как лёгкий крейсер «Эмден».
Командиру С-13 Маринеско не только простили прежние прегрешения, но и представили его к званию Героя Советского Союза. Однако командир бригады ПЛ капитан 1 ранга Л.А.Курников понизил статус награды до ордена Красного Знамени.
Шестой боевой поход 20 апреля по 13 мая 1945 года был признан неудовлетворительным. 31 мая командир дивизиона ПЛ подал рапорт вышестоящему командованию, в котором указывал на то, что командир подлодки всё время пьёт, служебными обязанностями не занимается, и его дальнейшее пребывание в данной должности нецелесообразно. Появились первые признаки эпилепсии Маринеско, и как отмечает В. Е. Звягинцев, «пил и безобразничал уже больной человек».
14 сентября 1945 года вышел секретный приказ № 01979 наркома ВМФ Н.Г.Кузнецова, по которому Маринеско был уволен с должности командира подлодки и разжалован до старшего лейтенанта. В 1960 году приказ о разжаловании был отменён, что дало возможность Маринеско, к тому времени уже очень больному, получать полную пенсию.
С 18 октября 1945 года по 20 ноября 1945 года Маринеско был командиром тральщика Т-34 2-го дивизиона тральщиков 1-й Краснознамённой бригады траления Краснознамённого Балтийского флота.
20 ноября 1945 года по приказу наркома ВМФ № 02521 старший лейтенант Маринеско А. И. был уволен в запас.
Подводные лодки под командованием Александра Маринеско совершили шесть боевых походов: два транспорта потоплены, один повреждён.
Александр Маринеско рекордсмен среди советских подводников по суммарному тоннажу потопленных судов противника.
После войны в 1946-1949 годах Маринеско работал старшим помощником капитана на судах Балтийского государственного торгового пароходства, в 1949 году — заместителем директора Ленинградского НИИ переливания крови.
Тогда же в 1949 году Маринеско был осуждён на три года лишения свободы по обвинению в разбазаривании социалистической собственности; наказание отбывал в 1949—1951 годах в Ванино. В 1951—1953 годах работал топографом Онежско-Ладожской экспедиции, с 1953 года — руководил группой отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон».
Маринеско умер в Ленинграде после долгой и тяжёлой болезни 25 ноября 1963 года.
Подвиг Маринеско долгое время замалчивался. В 1977 году скульптор-моряк Валерий Приходько на собранные моряками деньги поставил в городе Лиепая памятник Маринеско и его героическому экипажу.
5 мая 1990 года Указом Президента СССР Михаила Горбачёва, после реабилитации, инициированной газетой «Известия», Александру Ивановичу Маринеско посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В Петербурге есть музей подлодки С-189 – примерно на такой же служил Александр Иванович Маринеско. Я посетил этот музей в День моряка-подводника 19 марта 2017 года.
Судьбе Маринеско посвящены художественные фильмы «О возвращении забыть», «Первый после Бога» и «Густлофф» / Die Gustloff (ФРГ).
Потопление «Вильгельма Густлоффа» описывается в романе немецкого писателя Гюнтера Грасса (род.1927) «Трактория краба».
30 мая 2007 года я был в актовом зале Ленгосуниверситета, где выступал Гюнтер Грасс — лауреат Нобелевской премии в области литературы (1999 г.) Грасс представил свой роман «Луковица памяти», вышедший в Германии в 2006 году, и прочитал отрывки из романа «Траектория краба». Очень интересно было послушать из уст Гюнтера Грасса, как он описывает атаку советской подводной лодкой С-13 под командованием Маринеско судна «Вильгельм Густлофф». Для нас это героическая победа, для немцев — преступление и трагедия.
Памятники А.И.Маринеско установлены в Калининграде, в Санкт-Петербурге и в Кронштадте.
Памятник Маринеско в Калининграде
Недавно я вновь посетил город моряков Кронштадт. Памятник Маринеско находится на территории военно-морской части Балтийского флота, и осмотреть невозможно.
Зато есть мемориальная доска на доме №2 по Коммунистической улице, где он жил Маринеско, и музей героя в магазине того же дома.
В Ленинграде улица Строителей, на которой жил Александр Иванович, в 1990 году переименована в улицу Маринеско, установлена мемориальная доска.
На Большом Сампсониевском проспекте у проходной завода «Мезон», где с 1953 года работал А.И. Маринеско, установлен бюст герою-подводнику.
Именем А.И. Маринеско названы набережная в Калининграде и улица в Севастополе и Кишинёве. В Центральном музее Вооружённых Сил экспонируется флаг подводной лодки «C-13».
В сентября 2020 года я приехал в Калининград и на набережной Маринеско сфотографировался у памятника Герою Советского Союза.
Потом посетил Музей мирового океана, где в качестве действующего экспоната пришвартована подводная лодка проекта Б-641 — точно такая, на какой я служил в Полярном в 1978-1980 годы. Когда я спустился в родную подлодку, то почти час не мог выйти оттуда, переходя из отсека в отсек и вспоминая свою службу. Меня принимали за экскурсовода, а я с удовольствием рассказывал, где ел, спал и где расшифровывал получаемые радиограммы.
11 марта 2021 года меня, как в прошлом подводника, пригласили в Президентскую библиотеку им. Б.Н.Ельцина в Петербурге на видеолекторий «115 лет российским подводным силам: история, достижения, традиции», проводимый совместно с Музеем истории подводных сил России им. А.И.Маринеско.
Служба на подводных лодках военно-морского флота без преувеличения считается самой сложной и героической.
Когда приезжаю в Сестрорецк, почти всегда прихожу к мемориалу погибшим подводникам у храма Петра и Павла, чтобы почтить память героев-подводников.
В 2020 году я был на празднике День военно-морского флота в Санкт-Петербурге, где поинтересовался у мореманов, каким им видится будущее военно-морского флота России.
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё, что я хочу сказать людям, заключено в главных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость
4\ Всё есть любовь
Поздравляю с днём Военно-Морского Флота России!
А по Вашему мнению, МАРИНЕСКО – ПРЕСТУПНИК ИЛИ ГЕРОЙ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: атака века, день ВмФ, Маринеско, подводные лодки