МОНРЕПО МОЁ ОТДОХНОВЕНИЕ

Не знаю другой столицы, которая столь окружена великолепными парками, как Санкт-Петербург. Всемирно известны парки Петродворец, Павловск, Царское село. Недавно к ним прибавился после реставрации парк Монрепо в Выборге.
МОНРЕПО ( с фр. «мой покой», «моё отдохновение») — скальный пейзажный парк на берегу бухты Защитной Выборгского залива, на острове Твердыш в северной части Выборга. Площадь парка — 161,4371 га.
Парк Монрепо был создан в удивительном месте и сразу прославился как один из самых красивых парков Европы. Сочетание необычной природы и вдохновенной романтики пейзажного парка придаёт Монрепо особую притягательность. Я побывал там зимой и летом.


Редкой красоты скальный пейзажный парк XVIII-XIX веков расположен на землях бывшего частного поместья, владельцами которого на протяжении 150 лет были бароны фон Николаи, служившие России на поприще просвещения и дипломатии.

Ландшафт острова Твердыш, на котором находится музей-заповедник, уникален. По мнению геологов, скалы острова являют собой мощные выходы гранита на поверхность, а их живописный и необычный рельеф, дающий множество поводов для версий и фантастических легенд, сформирован ледником и последующими постледниковыми землетрясениями.

Над созданием парка работали садовник из Померании Йохан Бистерфельд и художник из Венеции Джузеппе Антонио Мартинелли, английский архитектор Чарльз Тэйтем и итальянский живописец Пьетро Гонзаго, немецкий художник Якоб Меттенляйтер и французский архитектор Огюст де Монферран, датский скульптор Готтхельф Боруп и финский скульптор Йоханнес Таканен.

В Монрепо бывали и им восхищались люди, без которых невозможно представить русскую историю и культуру – от членов Российского императорского дома до Михаила Глинки и Осипа Мандельштама. Список велик – и почти каждое имя в нем – это отдельная глава в истории России.

Историческая часть парка органично переходит в лесопарковый массив — зону ценного природного ландшафта, который находится в особом физико-географическом регионе — Фенноскандии. Эта территория состоит из двух больших участков, примыкающих с юга и севера к историческому ядру парка. Он характеризуется уникальными каменными грядами ледникового периода из гранитов рапакиви, на отдельных участках достигающих высоты 20 м.

В Монрепо гармонично сосуществуют различные эпохи и культурные традиции от античных образов до мифологии эпоса «Калевала».

В шведские времена, в XVI, на острове Слотсхолмен (современное название Твердыш) был устроен скотный двор — Лилль Ладугорд, часть хозяйственных угодий Выборгского замка. Местность эта по преданиям называлась «Старый Выборг». Из легенды следует, что здесь находилось карельское поселение — предшественник города. В XVII веке — начале XVIII века эти земли сдавались в аренду выборгским бюргерам и чинам шведской администрации.

В 1710 году во время русско-шведской войны Пётр I взял крепость Выборг приступом.
В 1720-е—1740-е годы в Выборге усилились политические позиции немцев. Доля немецкого населения в городе существенно увеличилась также и благодаря беженцам. Прибалтийские немцы занимали многочисленные государственные посты в Русской Финляндии, и немецкий язык заменил шведский в официальном делопроизводстве и преподавании.

В 1760 году земля Лилль Ладугорда была отдана в потомственное пользование коменданту Выборгской крепости Петру Ступишину (1718—1782). К 1770 году он устроил здесь свою загородную дачу и начал первые работы по созданию парка, который он назвал Шарлоттенталь («Долина Шарлотты»), в честь своей жены-немки.
По указанию Ступишина была насыпана плодородная земля, проведена мелиорация заболоченных мест, построен деревянный усадебный дом, оранжерея, разбит фруктовый сад, высажены лиственные деревья. Поскольку территория усадьбы холмистая, и ровное место найти было сложно, то новый дом строится на небольшом холме, выровненном при помощи насыпной террасы. После смерти Ступишина имением владел принц Вюртембергский, который и дал усадьбе имя Монрепо.

Расцвет Монрепо связан с именем президента Санкт-Петербургской Академии наук Людвига Генриха Николаи, который приобрел имение в 1788 году, а после ухода в 1803 году в отставку всецело предался украшению и воспеванию в стихах любимого поместья. По проекту его друга, итальянского архитектора Жозефа Мартинелли, прежний деревянный усадебный дом перестраивается в стиле классицизма (1798—1804 годы), строится Библиотечный флигель (1804 год) и другие помещения.

При сыне Людвига, Пауле Николаи в парке обустраиваются места для эмоциональных переживаний, как светлых, так и грустных. Возводятся архитектурные изыски — статуя героя эпоса Калевалы Вяйнямейнена (1873 год) со скандинавскими гуслями «кантеле» на коленях, турецкая палатка, китайские мостики и китайский павильон Мариентурм (дань тогдашней европейской моде на Восток), павильон над источником «Нарцисс» (1820-е годы), храм Нептуна (1830-е годы, сейчас его называют «Павильон „Храм“»), готические ворота на входе (1821 год), павильон Паульштайн (1790-е годы, назван в честь Пауля Николаи), «Хижина отшельника», тосканская колонна, посвящённая императорам Павлу I и Александру I (1804 год), неоготическая капелла Людвигсбург (1822) и фамильный некрополь Николаи на скалистом острове Людвигштайн («На краткий миг, о холм, ты мой, потом навек я буду твой» — стихи Людвига Генриха посвящены тому месту, где он позже был похоронен).

Слава о романтической усадьбе была столь широка, что парк даже посетил в 1863 году российский император — Александр II.

Когда российское правительство захотело выкупить у семьи Николаи часть поместья для строительства военных укреплений, призванных защитить выход из Сайменского канала в Финский залив, Николаи землями предков торговать не стали, а сдали требуемый кусок суши в бесплатную аренду государству «до тех пор, пока в сём есть надобность».

В результате советской-финляндской войны Выборг и весь Карельский перешеек отошли к СССР. Уже весной 1940 года, сразу после войны, Монрепо стал предметом интереса новых советских властей. Имение и парк были признаны имеющими архитектурную и историко-культурную ценность, после чего в усадебном комплексе был размещен дом отдыха солдат.
Наиболее ценные экспонаты были вывезены в Эрмитаж (они хранятся там по сей день в разрозненном виде).

В июне 1941 года между Финляндией, ставшей союзником Германии, и СССР возобновилась война. До конца сентября финские войска заняли все территории, утраченные в 1940 году. За эти три года, когда Выборг снова стал финским, в Монрепо вернулись его жители. С 1942 по 1944 год усадьбой Монрепо владел граф Николас фон дер Пален (1896—1963), сын баронессы Софии Николаи и Константина фон дер Пален. В августе 1943 года София Луиза Татьяна фон дер Пален скончалась. Её похоронили в семейном некрополе баронов Николаи на острове Людвигштайн. Вскоре от фамильного кладбища останутся лишь осквернённые воспоминания.
В 1960-е годы граф Николас фон дер Пален смог приехать в Монрепо и увидеть своё бывшее имение. Больше всего он был потрясён осквернением фамильного кладбища своих предков на острове Людвигштайн.

Летом 1944 года на Карельском перешейке советские войска начали наступление. 20 июня ими штурмом был взят Выборг. Война для Финляндии закончилась в сентябре 1944 года. Выборг и Монрепо снова были переданы Советскому Союзу.

В мае 1953 года в Монрепо открыли парк культуры и отдыха. В 1954 году в Монрепо проводилось, среди прочего, «народное гулянье в честь трёхсотлетия воссоединения Украины с Россией».

С середины 1950-х в Главный усадебный дом въехал детский сад «Лесная сказка».

В 1960 году Совет министров РСФСР принял постановление, по которому весь усадебно-парковый комплекс «бывшего парка Монрепо» был объявлен памятником истории и культуры республиканского значения.
В 1966 году городской парк отдыха получил статус Центрального. После этого вся культурно-массовая работа в Выборге (концерты, праздники, народные гуляния, спортивные соревнования) была сосредоточена в Монрепо.
С 1988 года полное нынешнее его название — Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо». Начались реставрационные работы.

В парке регулярно проводятся различные культурные мероприятия: Всемирная акция «Ночь музеев», праздник для детей и их родителей «Сиреневый день в Монрепо», театрально-музыкальный фестиваль «Дачные сезоны в Монрепо», фестиваль «Кедр».

Летом 2011 года павильон «Храм Нептуна» полностью сгорел. Спустя 7 лет, в 2018 году павильон восстановили. Новый Храм Нептуна выполнила и безвозмездно подарила парку петербургская компания «ЛВЛ Конструкции» .

В 2012 году была восстановлена Хижина Отшельника, вместе с прилегающими деревянными пешеходными мостиками. Эти объекты также были обновлены в 2018 (мостики) и 2021 (Хижина) годах в ходе реставрации парка 2017—2020 гг.

В 2014—2015 году в ходе проекта «Сохранение и использование культурного наследия в России» Международного банка реконструкции и развития Всемирного банка было выделено 972,7 млн руб. на реставрацию парка Монрепо.

Остров, получивший название Людвигштайн (Людвигштейн), превратился в фамильное кладбище Николаи. На нем была установлена траурная урна с надписью: «Памятник уважения, посвящённый дружбе». На другом надгробии было выбито четверостишие Людвига Николаи, в переводе с немецкого звучащее так: «На краткий миг, о холм, ты мой, потом навек я буду твой». Помимо надгробий, на острове с 1798 года находился и грот Медузы с маской Медузы Горгоны — одна из романтических достопримечательностей парка.

Превращение острова в семейную усыпальницу повлекло за собой принятие мер по ограждению захоронений от посторонних глаз многочисленных посетителей парка. Вместо деревянного моста, наведённого через узкий и мелкий пролив в 1798 году, с 1820-х годов была устроена паромная переправа, доступная только владельцам парка. Путь по переправе на «Остров мёртвых» открывался, главным образом, в дни похорон. На острове-кладбище не высаживались лиственные деревья, поэтому первоначально осенью он не расцвечивался яркими красками. Тёмная зелень елей и сосен создавала ощущение вечного покоя, тишины и печали.
Паромная переправа символизировала путь в загробный мир.

Мы все умрём, возможно, очень скоро.
Но что оставим мы после себя?
Ни книги, ни почёт нам так не дорог,
Лишь память о любви как смысле бытия,
Что ни забыть, ни вычеркнуть нельзя.

Потухнет Солнце, упадёт Луна
И схлопнется вселенная когда-то.
Но для того была нам жизнь дана,
Чтобы любить – любви учиться надо!

Средь истин всех любовь неоспорима,
Превыше всех наук и всех искусств.
Ведь главное – была ли ты любима,
Познала ли всю мудрость этих чувств.

Жизнь измеряется тем, сколько мы любили,
Кого и как, иль только одного.
Когда любили – лишь тогда мы жили.
Всё есть любовь, любовь есть смысл всего!
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
24.01.2023

Я люблю бывать в Выборге – этом старинном финском городе (фин. Viipuri, швед. Viborg, нем. Wiburg) – часто приезжаю туда погулять по городу и в парке Монрепо.

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
4\ Всё есть любовь

А Вы бы хотели побывать в парке МОНРЕПО В ВЫБОРГЕ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , ,

Комментарии запрещены.