Известно, что именно знание истории своей страны делает человека гражданином. Сейчас вновь обострился интерес к отечественной истории. Поводом стал новый «учебник Мединского» для 10 и 11 классов, по которому станут учить в школе с 1 сентября 2023 года. И уже приступили к созданию единых учебников по истории для учеников 5–9-х классов.
Я живу напротив школы и слышу как дети поют гимн, вижу подъём флага. Помню, как и мы пели когда-то: «Славься Отечество наше свободное. Дружбы народов надёжный оплот партия Ленина, сила народная, нас к торжеству коммунизма ведёт…»
1 сентября я пришёл к родной 331 школе, где учился десять лет с 1966 по 1976 год, а потом работал учителем, и поинтересовался у выпускников, учащихся и родителей отношением к «переписыванию истории».
В школьные годы моим любим предметом была история. Я был отличником по предмету и для учителя истории (Елены Георгиевны) любимым учеником. Елена Георгиевна снисходительно относилась к отдельным темам, а по некоторым требовала безукоризненного знания. Вместе с ней по воскресеньям я посещал лекции по общественно-политическому положению в Центральном лектории общества «Знание» на Литейном, 42.
Помню, как на все экзаменационные билеты мы писали конспекты (часто ночами), зубрили работы В.И. Ленина и классиков марксизма, изучали материалы XXIV съезда КПСС. До сих пор не могу забыть выпускной экзамен по истории. Учителя с пониманием относились к нашим трудностям. Спасибо им за помощь.
Каждый год мы встречаемся с одноклассниками, вспоминаем наших учителей и любимого классного руководителя Наталью Васильевну Куркумели.
Учебник истории, разумеется, был единый для всех. Мы верили всему в нём написанному, хотя понимали, что написано далеко не всё; однако никто не смел усомниться.
Мне было мало учебника. Я не просто повторял прочитанное, но в библиотеке готовил доклады по истории, выступал с ними на школьных мероприятиях, делал политинформации. Мне было интересно раскапывать неизвестные исторические факты, о которых вычитывал в книгах, и рассказывать одноклассникам. Мне даже доверяли выступать перед младшими школьниками, за что я был награждён знаком «Отличник ленинского зачёта».
После школы я поступал на исторический факультет педагогического института, но получил двойку за сочинение, хотя в школе меньше четверки (а чаще были пятёрки) не получал. В результате поступил в Университет, сдав все вступительные экзамены на пятёрки.
В 1995 году вернулся в родную 331 школу работать учителем правоведения. Создал службу социальной и психологической помощи. По моей инициативе в школе проводился эксперимент по правовому воспитанию. Свою учительскую эпопею я описал в романе-быль «Странник»(мистерия).
Помню какая смута была в головах не только учеников, но и учителей в те годы. Многие школьные учебники издавались на средства Фонда Сороса, и потому трактовки были соответствующие. Сложившаяся подача исторических знаний приводила к тому, что дети зачастую просто не понимали, о чём идёт речь.
Насчитывалось до 65 наименований учебников истории для 10-х классов. Директор средней школы №91 Нижнего Новгорода И.М. Богданов заявлял, что у каждого региона России должен быть свой учебник истории.
ЕГЭ ничего не дало для понимания смысла истории. Знали только даты и «правильные ответы».
Но задача изучения истории не в запоминании фактов, а в понимании смысла истории и сути происходящего.
Нас учили не просто знать, но и понимать историю. А сейчас, похоже, опять «Умные нам не надобны. Надобны верные…»
И кто теперь станет отрицать, что история повторяется?!..
В 2016/2017 учебном году было начато изучение российской истории в школах по учебникам, переформатированным под новый историко-культурный стандарт. На 2022 год к использованию в школах были одобрены три разные линейки учебников истории от трёх разных издательств.
7 августа 2023 года был представлен новый единый государственный учебник по всемирной истории и истории России для 10 и 11 классов. Там по-новому трактуется история последних пятидесяти лет, начиная с 70-х годов прошлого века и по настоящее время.
Авторы учебника: бывший министр культуры России Владимир Мединский, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. Учебник охватывает историю России с конца Второй мировой войны по современность (включая 2023 год). Это первый российский учебник для старшеклассников, в котором синхронизированы курсы истории России и всемирной истории.
По словам Владимира Мединского, работа над учебником началась в апреле 2023 года и велась в экстремально короткие сроки. Уже 7 августа 2023 года был представлен новый учебник. Было отмечено, что он начнёт использоваться с 1 сентября 2023 года во всех школах России. Мединский заявил, что это первый подобный учебник с распада СССР. Стоимость 849 рублей.
Владимир Мединский отметил, что в данном учебнике меньше статистики и больше рассказов о людях и событиях. Проект учебника ставил перед собой задачу пересмотра структуры и содержания всемирной истории и истории России.
В учебнике представлен переработанный раздел, посвящённый современной истории России с 1970-х годов. Был также добавлен раздел, охватывающий события на Украине в 2014 году и дальнейшие события вплоть до 2022 года.
По словам соавтора учебника ректора МГИМО Анатолия Торкунова, трактовка изложенных в учебнике событий исходит из современного «понимания того, что происходило и что происходит в настоящий момент».
Мединский отметил, что из-за возрастной рейтинговой маркировки «18+» пришлось исключить из учебника ссылки на фильмы «Поднятая целина», «Тихий Дон» и «Бриллиантовая рука».
16 ноября я участвовал в работе VI Санкт-Петербургского международного культурного форума. Особенно понравилась открытая лекция министра культуры РФ Владимира Мединского «Культура в революции. Революция в культуре. 1917-2017″.
Мне жаль современных школьников, которые постоянно вынуждены переучитываться по новым учебникам.
Я родился в 1959 году, история страны за последние полвека прошла перед моими глазами, я был и есть её живой свидетель.
В новом учебнике истории (с некоторым преувеличением, метафорически) «переписана» история моей жизни, и я не могу согласиться с отдельными трактовками.
В новом учебнике истории события 1960-х годов описываются как «революция благосостояния», характеризующаяся повышением уровня бытового комфорта в городах. Тем не менее, авторы учебника указывают на различия между уровнем жизни в городах и развитых странах Запада. Авторы отмечают, что сложности в развитии животноводства и освоении неурожайных земель в начале 1960-х годов привели к дефициту мяса, молока и масла, а также к росту цен.
«Смерть Л. Брежнева в 1982 г. усилила ожидание перемен. Приход к власти представителя «третьего поколения» в руководстве КПСС М. Горбачёва был с надеждой встречен во всех слоях общества».
В учебнике даётся негативная оценка Михаила Горбачёва. Подчёркивается его роль в распаде СССР, а он сам описывается как некомпетентный лидер. В качестве положительного аспекта авторы отметили гласность, сопровождаемую публикацией ранее запрещённых материалов, что считалось положительным.
Вообще, смена оценок поражает воображение. Невольно вспоминается фильм «Свадьба в Малиновке» («опять власть меняется»). Мой дядя 1922 года рождения по этому поводу говорил:
«Да уж, на своём веку мне пришлось повидать разных правителей. Каждый из них обещал манну небесную, чтобы впору хватило на время его правления. На смену одному приходил другой, который начинал врать по-своему. Теперь уже трудно кому-нибудь верить, раз однажды веру отобрали. Помню, в детстве бегали мы на митинги, где разоблачали врагов народа. Так, бывало, сегодня одного судят, а назавтра вчерашний обличитель сам оказывается вредителем».
(из моего романа-исследования «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература
Вообще Россия страна с непредсказуемым прошлым.
По поводу ГКЧП 1991 года написано следующее: «Подписание нового союзного договора подтолкнуло консервативные силы в руководстве страны к решительным действиям. Превращение СССР в конфедерацию, по их мнению, означало бы юридическое оформление распада СССР». Они хотели это предотвратить, приостановили деятельность организаций, «препятствующих нормализации обстановки», объявили «о верховенстве Конституции, законов и органов власти СССР».
В начале 1990-х годов, по словам авторов учебника, россияне ещё испытывали доверие к власти и, несмотря на значительное падение уровня жизни, поддерживали курс на реформы, однако позже «большинство населения страны стало скептически относиться к либеральным идеям, которые ассоциировались со снижением жизненного уровня, утратой геополитических позиций нашей страны».
«Распад великой страны, резкое социальное расслоение, отсутствие общественного идеала стало тяжёлым испытанием для людей. „Открытие Запада“ сопровождалось хлынувшим в страну потоком низкопробных культурных подделок, общим падением нравов и ростом преступности».
В начале XXI века, как сказано в учебнике, Россия рассчитывала на улучшение отношений с Западом, надеясь на развитие сотрудничества и добрососедские связи. Однако, по мнению авторов учебника, страна стала сильнее в начале 2000-х годов, что «не устраивало» США. Они указывают на стремление Запада дестабилизировать положение внутри России с целью контролировать ресурсы страны. Авторы также подчёркивают недружелюбное отношение Запада к России через расширение НАТО на Восток.
«США и Евросоюз потратили огромные суммы на подготовку специальных образовательных программ по истории, так называемых «учебников». Ни сил, ни средств не жалели, дабы «перезагрузить нам мозги» (это их профессиональный термин), убедить нас в «извечной агрессивности и колонизаторской сущности» России».
В учебнике истории версии 2023 года уточняется, что в новой Конституции «уточнены ограничения, связанные с количеством сроков пребывания на посту Президента страны».
Глава «Россия — страна героев» посвящена подвигам военных на фронте.
Раздел «Специальная военная операция» занимает лишь один короткий абзац, в который включена цитата Путина о стремлении России завершить войну на Украине. По словам авторов учебника, российские военные на Украине «сражаются за добро и правду», «подрывая себя вместе с врагом» и «ведя бой в горящем танке».
Учебник завершается утверждением: «Век XXI должен стать веком новой, возрождённой России».
Отчётливо ощущается пропагандистская функция учебника. Авторы обращаются к эмоциям и чувствам, используют множество призывов и обращений. Призывают учащихся быть бдительными, думать критически и обращать внимание на манипуляции с информацией, не доверять альтернативным источникам информации.
Я за единый учебник истории, но с условием допустимости различных оценок и трактовок. Исторические факты не могут существовать в отрыве от различных интерпретаций; в ином случае это может привести к ограничению мышления и формированию однозначной идеологической версии прошлого.
В мае 2014 года группа историков и учителей призывала к бойкоту конкурса по созданию единого учебника, утверждая, что его целью является формирование «идеологически правильной» версии истории России.
Я отрицательно отношусь к переписыванию истории. Попытки взятия прошлого под контроль в обществе, где есть Интернет, напрасна. Стремление контролировать прошлое обречено на провал в долгосрочной перспективе из-за изменчивости исторических обстоятельств.
Научить по книгам патриотизму невозможно. Нужна память предков, личное участие и присутствие в истории страны. Вот, например, мой дед погиб, защищая Сталинград. В прошлом году я побывал в Волгограде, чтобы отдать честь деду и всем погибшим в Сталинградской битве.
Историю, как известно, пишут историки. Доктор исторических наук И.Н. Данилевский заявлял, что единого учебника быть не может, так как история всегда субъективна.
Мой хороший знакомый доктор исторических наук Иван Курилла критиковал стремление государства создать единый учебник как способ контроля. Курилла считает, что идея единого учебника не соответствует современным реалиям, так как проблема «формирования нации» изменилась.
«История давно перестала быть уделом только лишь учёных, — пишет Иван Курилла в книге «Битва за прошлое. Как политика меняет историю», — превратившись в одно из самых мощных орудий в битвах политиков. Разрушенные монументы, переписанные учебники, новые названия улиц — мы это видели не раз и, похоже, не избежим в будущем».
Одной из тенденций современности стало переписывание истории, «перекодировка смыслов». С позиций современной исторической науки никакой «исторический факт» не может существовать и осмысляться в отрыве от различных и подчас противоречащих друг другу оценок. В ином случае история превращается в перечень фактов или в идеологическую доктрину, «героический национальный миф».
Недавно установили новые памятники Сталину. Согласно опросам общественного мнения Сталина сейчас уважают 47% опрошенных. Правда, в 2012 году появилась новая категория людей: они в ответ спрашивали, кто такой Сталин. Зато тогда тех, кто отвечал «с ненавистью и отвращением», было 16%, а к июлю 2023-го — всего пять.
Доктор философских наук Лев Гудков подчёркивает, что сталинский миф — это продукт бюрократической работы, массовой пропаганды. Не отрицается факт массовых репрессий и подчеркиваются заслуги Сталина по превращению СССР в супердержаву.
«Кто владеет прошлым – тот владеет настоящим, кто владеет настоящим – владеет и будущим», — утверждал Лев Николаевич Гумилёв.
Я считаю: кто контролирует прошлое, властвует в настоящем и создаёт будущее. Прошлое изменить невозможно, но можно изменить его трактовку, понимание, смысл, изменить отношение к памяти. Однако пока есть живые свидетели, они противостоят искажениям истории.
Если говорить о современной исторической науке, то налицо тенденция к обелению отдельных страниц (в первую очередь недавнего прошлого) и конструированию «славного» его варианта. То есть историческая политика проводится с помощью как минимум провластных историков и публицистов.
Существует набор практик, с помощью которых отдельные политические силы стремятся утвердить определённые интерпретации исторических событий. Оправданием исторической политики служат ссылки на плачевное состояние патриотизма и преподавания истории в школе, что, в свою очередь, используется как аргумент для отказа от плюрализма в учебниках и концепциях.
Новая трактовка старой истории свидетельствует об отказе от либеральных проектов реформирования России и о возврате к традиционным ценностям. С 1 сентября в школах вновь появится и трудовое воспитание. Речь идёт прежде всего о дежурствах по классу и школе и работе на пришкольных территориях. Вновь будут вручаться «серебряные медали». Во всех регионах появится «золотой стандарт» образования, то есть единая база знаний для всех. Старшеклассники начнут изучать историю России по новым учебникам. Вернётся и начальная военная подготовка. 157 часов будет отведено на изучение русского языка и литературы. Минпросвещения решило вернуть некоторые литературные произведения, которые проходили в советское время, например «Тихий Дон» Михаила Шолохова.
Сколько себя помню, мы всегда знали, что власть нас дурит: говорит одно, а делает другое. Но русский народ умный: он, может, не всё знает, но всё понимает. В «Перестройку» мы ещё надеялись, что власть нас пусть не слушает, но хотя бы слышит. Сейчас иллюзии рассеялись. Слова потеряли всякую силу. Господствуют постправда и фейки. Миром правит Её Величество ЛОЖЬ. Так и живём в «зазеркалье»!
Нейробиологи утверждают, что мы воспринимаем мир в форме «контролируемых галлюцинаций». Недавно вышла книга британского нейроученого Анила Сета «Быть собой. Новая теория сознания». Учёный выдвигает революционную идею: мы живём в контролируемой галлюцинации. Наш мозг выстраивает окружающий мир как наиболее вероятное предположение, самоощущение, наше я — тоже разновидность контролируемой галлюцинации. Восприятие же это корректировка иллюзии. Мозг не просто прогнозирует внутреннее состояние организма, но и «предсказывает» происходящее вокруг.
Задача изучения истории не в запоминании фактов, а в понимании смысла истории. «Мы изучаем историю для того, чтобы нам стала ясной та ситуация, в которой нам предстоит действовать», – писал в книге «Смысл истории» английский учёный Робин Джордж Коллингвуд. – «То прошлое, которое изучает история, является не мёртвым прошлым, а прошлым, в некотором смысле всё ещё живущим в настоящем».
«Могу ли я вообще понять смысл истории, и что для этого нужно? Я или должен верить учёным-историкам, или должен предположить, что моя жизнь во многом похожа на жизнь миллионов людей, живших до меня. Я могу не верить историкам, но и не могу не верить себе, а потому выводы о прогрессе человечества, о том, господствует в мире добро или зло, делаю лишь на основе личного опыта. И этот опыт убеждает меня больше, чем пример тысяч других чужих жизней и чьи-то летописи. Я верю лишь в то, что созвучно моему собственному опыту. Но если я поверю историкам, это не сделает для меня более понятной жизнь миллиардов людей, живших до меня, а значит, и не объяснит цель моего рождения. Даже опытом своей жизни я вряд ли смогу измерить опыт миллиардов предыдущих жизней. Невозможно меньшим измерить большее, лишь предположив, что это однородные явления. Поэтому я убеждён: только анализ собственной жизни может сделать понятным смысл истории, если таковой, в принципе, существует.
Мне кажется, история вообще никого не учит, потому что люди учатся не у истории, а прежде всего у самих себя. Я вообще не вижу во всемирной истории какого-либо смысла или, если хотите, не усматриваю прогресса. Насилия и войн не стало меньше, земля не становится краше, а жизнь миллионов людей в расчете на душу населения не становится лучше. Конечно, невозможно отрицать истории как некой связующей череды жизни поколений. Однако человеческая история это не есть постоянная смена революций и войн, а скорее непрекращающаяся борьба любви и ненависти».
(из моего романа-исследования «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература. Я начал писать роман в январе 1993 года и закончил в мае 1998 года. В нём нашли отражение многие исторические события, которым я был свидетель.
27 августа я случайно попал на детский праздник, посвящённом Дню знаний. Приятно было глядеть на детей, радующихся участию в спектакле «Бременские музыканты». Такие праздники нужны и важны. Спасибо организаторам. Однако почему-то не отпускала мысль, что, возможно, кто-то из отцов этих детей сейчас воюет на поле брани…
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость
4\ Всё есть любовь
А как Вы К НОВОЙ СТАРОЙ ИСТОРИИ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: горбачёв, история, история россии, Ленин, Сталин, учебник мединского