ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ЖИЗНИ

Вчера вернулись из поездки по «Золотому кольцу». Посетили Тверь, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострому, Плёс, Суздаль, Владимир, Сергиев Посад. В дороге посмотрели фильм Аллы Суриковой «Чокнутые» (1991 год) об истории создания железных дорог в России.
Недавно я наконец побывал в Музее железных дорог России, что расположен рядом с Балтийским вокзалом в Петербурге . Моё внимание всегда привлекала странная труба, торчащая из товарного вагона. Оказалось, что эта труба часть ракетной пусковой установки, спрятанной в железнодорожном вагоне (есть такое вооружение). Осматривая музейные экспонаты, я вспомнил, что моя жизнь во многом связана с железной дорогой. Как и все дети, любил играть в паровозики на игрушечной дороге. Да и сейчас, как и в детстве, люблю лежать на верхней полке в плацкартном вагоне и смотреть на убегающие леса, поля и реки…


C некоторым преувеличением (метафорически) могу сказать, что вся моя жизнь – железная дорога. Мой дядя работал помощником машиниста и рассказывал мне о трудностях своей работы на паровозе. Мой отец окончил ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта и работал на Александровском заводе (в прошлом «Пролетарском»). Там строили тепловозы. После школы я работал на Октябрьском электровагоноремонтном заводе (ОЭВРЗ). Буквально через месяц после того как мы с одноклассником поступили работать в октябре 1976 года заводу исполнилось 150 лет и его наградили орденом.

Свою историю завод начал в сентябре 1826 года. В 1844 году завод был передан в Главное Управление Путей Сообщения и получил название Александровский Главный механический завод Санкт–Петербургской — Московской железной дороги. В течение 20 лет Александровский завод был основной базой паровозо- и вагоностроения в России.
С 70-х годов XIX века завод специализируется в основном на ремонте и модернизации пассажирских вагонов. Текущая продукция ОЭВРЗ — вагоны метро, сконструированные специально для Петербургского метрополитена, а также вагоны метро, проходящие текущий ремонт на заводе. Когда еду в вагоне метро, изготовленном на ОЭВРЗ, возникает чувство гордости.

Днём рождения российской железнодорожной отрасли считается начало испытаний первого русского паровоза в августе 1834 года. Он был построен механиками и изобретателями Ефимом Алексеевичем Черепановым (1774-1842) и его сыном Мироном Ефимовичем (1803-1849) для транспортировки руды на Выйском заводе в Нижнем Тагиле. Паровая машина, названная «сухопутным пароходом», могла перевозить более 200 пудов тяжестей (около 3,2 т) со скоростью 12-15 верст в час (13-17 км/ч).
В 1788 году в Петрозаводске был построен прообраз промышленной железной дороги — Чугунный колесопровод.

История общедоступных общественных железных дорог началась в Роcсии в 1834 году. Тогда горное ведомство пригласило в Петербург известного инженера Франца фон Герстнера. Он объездил множество городов, вплоть до Урала, а потом подал царю Николаю I отчёт. Вот оттуда цитата: «.…нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путём увеличения скорости передвижения…»

Франц Герстнер

Это совпадало с целями правительства: нужно было объединять, заселять и осваивать огромные территории. Решили построить сначала небольшую линию и посмотреть, как железная дорога перенесёт русские зимы. Это была знаменитая Царскосельская дорога. Сумма ассигнований составила три миллиона рублей.

11 ноября 1837 года состоялось открытие Царскосельской дороги. Всё оборудование дороги и паровоз «Проворный» были привезены из Англии. Пассажиры заняли свои места, и в 2 часа 30 минут пополудни поезд плавно отошёл от перрона. Первый поезд до Царского села и обратно в Петербург водил сам инженер фон Герстнер. Через 35 минут под громкие аплодисменты встречавших и крики «Ура!» первый поезд прибыл на станцию Царское село. Поездка от Петербурга до Царского села заняла 35 минут, а обратная поездка — 27 минут; максимальная скорость достигала 64 км/ч, а средняя составила 51 км/ч.

В вагонах подвижного состава было всегда запрещено курение. Согласно приказу шефа жандармов А.Х. Бенкендорфа курильщики высаживались прямо в пути на промежуточных станциях. Фамилия нарушителя записывалась и передавалась по месту службы.

Задумки руководителя проекта, австрийского инженера Герстнера были воплощены в жизнь, а сам Павловский вокзал стал лучшим концертным залом, где концертировали многие именитые вокалисты и дирижёры.

Герстнер требовал, «чтобы всякая железная дорога, устроенная в России в течение 20 лет без дозволения его, обращалась в его собственность, как лица, получившего привилегию» на неограниченный срок. Но монополию Герстнер не получил и в следующем году уехал в Америку, где и умер — в Филадельфии в 1840 году.
В честь 170-летия российских железных дорог, 30 октября 2007 года, в здании Витебского вокзала в Санкт-Петербурге был открыт памятник Ф.А. Герстнеру.

Колея европейских дорог повторяет ширину ещё римских повозок. В России решили не повторяться, сделать колею шире — так можно перевезти больше грузов, да и пассажирам ехать удобнее.
Жестокая зима 1867—1868 годов привела к тому, что железнодорожное сообщение в России было практически парализовано, так как импортные рельсы полопались от мороза. Хозяин Путиловского (ныне «Кировского завода») Путилов решил проблему комбинированного рельса не только по прочностным и эксплуатационным характеристикам, но и по ценовым. Цена «путиловского рельса» была на 30 процентов меньше цены английского или немецкого.

В 1845 году в России уже строились свои паровозы, а во второй половине XIX века и вовсе начался железнодорожный бум. Среди мировых держав Россия заняла вторую позицию после Англии по созданию своих национальных паровозов, обойдя по этому показателю США и Францию.

Барон Александр Людвигович фон Штиглиц (1814-1884) крупнейший российский банкир и промышленник, управляющий Государственным банком России, меценат и благотворитель в 1857 году выступил соучредителем Главного общества российских железных дорог, созданного для постройки и эксплуатации железнодорожных линий, которые должны были связывать земледельческие районы России с Санкт-Петербургом, Москвой, Варшавой, побережьем Балтийского и Чёрного морей.

1 февраля 1842 года императором Николаем I был подписан указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург – Москва протяженностью 650 км. 13 ноября 1851 года состоялось её официальное открытие. Ровно в 11 часов 15 минут из Петербурга в Москву отправился первый пассажирский поезд, который пробыл в пути 21 час 45 минут. Первое время между Петербургом и Москвой курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда. При строительстве линии была выбрана ширина колеи в 1 тысяча 524 мм (5 футов) – впоследствии она стала стандартом на железных дорогах России (с 1980-х годов железные дороги в СССР были переведены на совместимую колею 1 тыс. 520 мм).

17 марта 1891 года император Александр III поручил своему сыну Николаю Алексеевичу, будущему императору Николаю II, «приступить к постройке сплошной через всю Сибирь, железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений». Торжественная церемония начала строительства дороги прошла 31 мая 1891 года близ Владивостока. Завершилось строительство Транссибирской магистрали 18 октября (5 октября по старому стилю) 1916 года со сдачей в эксплуатацию трехкилометрового моста через Амур рядом с Хабаровском. Эта дорога по своей протяжённости и быстроте сооружения до сих пор не знает равных в мире.

Развитие железных дорог связано с именами П.П. Мельникова и С.Ю. Витте. При Мельникове строились самые дешёвые дороги, а Витте предложил сделать государственную монополию на железнодорожные тарифы и ввести принцип, которым до сих пор определяется цена на железнодорожные билеты: чем дальше, тем дешевле.

Железные дороги сыграли важнейшую роль во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Для нужд фронта было перевезено 20 млн вагонов, по ним эвакуировали мирных жителей и целые заводы, перевозили раненых. Железная дорога продолжала действовать несмотря на то, что на её объекты гитлеровская авиация сбросила 44% всех авиабомб, предназначенных для СССР.

После прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года в освобождённом коридоре шириной 8-11 километров за семнадцать суток (!) под вражескими обстрелами была проложена железная дорога длинной 35 километров. И уже 7 февраля на Финляндский вокзал прибыл первый поезд с продовольствием. Эта «Дорога Победы», как называли её ленинградцы, помогла выстоять Ленинграду ещё один год. Шлиссельбургская магистраль, соединяющая блокадный Ленинград с Большой землёй, находилась в прямой видимости немецкой артиллерии. В День прорыва блокады Ленинграда я проехал по «Дороге Жизни» через «Разорванное кольцо» и посетил музей «Дорога Победы» в Шлиссельбурге.

Сейчас около 80% сети ОАО «РЖД» — это то, что было построено до 1917 года. В советские времена тоже строили новые дороги, но, в основном, в союзных республиках. Самая крупная стройка советских времён на территории России — Байкало-Амурская магистраль, (1974-1984), давшая новый толчок освоению Сибири.

Самый быстрый тепловоз в мире – ТЭП80 построен на Коломенском заводе. В России самая протяжённая железнодорожная линия от Москвы и до Владивостока более 9 тыс. км.
Общая протяжённость эксплуатационной длины железнодорожных путей, по состоянию на 2018 год, составляла 122 тыс. км. По общей протяжённости Россия занимает 3-е место в мире, уступая США (293,564 тыс. км) и Китаю (124,0 тыс. км), и 2-е место — по протяжённости электрифицированных дорог.

17 декабря 2009 года в первый коммерческий рейс с пассажирами между Москвой и Санкт-Петербургом отправился новый скоростной поезд – Siemens Velaro Rus («Сапсан»). Минимальное время в пути при поездках – 3 ч 35 мин. ОАО «РЖД» эксплуатирует 20 десятивагонных «Сапсанов» (максимальная скорость – 250 км/ч).

С 2013 года РЖД эксплуатирует выпускаемые в Германии и России электропоезда Siemens Desiro Rus («Ласточка», максимальная скорость – 160 км/ч).
Новая электричка «Ласточка» очень комфортабельная. Я всегда предпочитаю ездить на ней в Выборг, Лугу и Зеленогорск.
Хочется поблагодарить за бесплатный проезд на электричках для пенсионеров.
Новый дизельпоезд, который курсирует от Зеленогорска до Приморска, комфортный, но слишком мал для наших туристов и садоводов, и очень редко ходит.

История создания железных дорог в России весьма драматична, особенно на Севере.
Со школьных лет помню стихотворение Николая Некрасова «Железная дорога» 1864 года

Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные…
Что там? Толпа мертвецов!
То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд!
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда…
Всё претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!
Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено…
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно?..»
Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого —
Это всё братья твои — мужики!
Стыдно робеть, закрываться перчаткою,
Ты уж не маленький!.. Волосом рус,
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый больной белорус:
Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;
Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век…
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!
Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что господь ни пошлёт!
Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придётся — ни мне, ни тебе…

Нужно сверху почаще смотреть на себя,
Чтоб понять предназначенность своего Я,
Чтобы чувства понять, разобраться в словах,
Настроенье души воплотить вдруг в стихах,
Чтоб понять, что же делать, куда же идти,
Смысл жизни своей где и в чём мне найти,
Разобраться в сомнениях, страхи понять,
И на боль и страдания уж не пенять,
Увидать испытание в мелких делах
И соблазн искушения в славе, в деньгах,
Чтоб ответ отыскать Так зачем я живу?
И что людям в итоге собой принесу?
Как мне жить? И кого я люблю? почему?
В чём же счастья секрет? И когда я умру?
Как прожить, чем наполнить родившийся день,
Чтобы радость творить было мне бы не лень,
Чтобы жертвовать всем, что имею, творю?
И кого же, на самом-то деле, люблю?
Что мне делать, куда же пойти, с кем мне быть?
Как же нам, несмотря на заботы, любить?..
Много вопросов волнует в ночи.
И вдруг мне сердце сказало: «Молчи!
Всё, то что нужно, почувствуешь ты!
Ты только сверху взгляни на себя,
И осознаешь, Зачем ты и я!»
(из моего романа-быль «Странник (мистерия) на сайте Новая Русская Литература

Недавно мы побывали на Варшавском вокзале 1853 года, вернее в его реконструированном здании, где сейчас расположен самый большой в городе фудмолл.

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость
4\ Всё есть любовь

А что для Вас значит ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ЖИЗНИ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , , , , ,

Комментарии запрещены.