В День народного единства хочется, чтобы мы все объединились, как когда-то в истории, ибо выжить можно только вместе – в этом суть «Русской Идеи».
Недавно мы совершили путешествие по «Золотому кольцу России», о котором мечтали с детства. Посетили Тверь, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострому, Плёс, Суздаль, Владимир, Сергиев Посад. Жемчужиной «Золотого Кольца» по праву считают город Ростов, который ещё называют Ростов Великий. В 2023 году город отметил свой 1161 год. Его красота восхищает и вдохновляет на интересные беседы с людьми.
Идея туристического маршрута «Золотое кольцо России» принадлежит журналисту Юрию Бычкову, который в ноябре-декабре 1967 года проехал по древним городам Северо-Восточной Руси и написал серию очерков об этом в газете «Советская культура».
Ростов (разг. Ростов Великий) — город (с 862 г.) в России, административный центр Ростовского района Ярославской области. Расположен в 186 км к северо-востоку от Москвы, в 47 км к юго-западу от Ярославля, на берегу озера Неро. Площадь города составляет 32,0 км², население — 28122 человека (2021 год).
Ростов один из древнейших городов России, официальное летосчисление ведёт от 862 года. С X века Ростов являлся одним из центров Ростово-Суздальской земли и северо-восточной Руси. В XII веке стал вторым по значению после Суздаля, а в начале XIII века входил во Владимиро-Суздальское княжество. В Ипатьевской летописи при описании событий 1151 года назван Ростовом Великим.
На территории Ростова имеется 326 памятников культуры, треть — федерального значения. В 1970 году Ростов был включён в список исторических городов РСФСР. В 1995 году музей-заповедник «Ростовский кремль» включён в свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
Классикой не только русского, но и мирового искусства стали архитектурные памятники Ростова, в частности постройки бывшего Архиерейского дома XVII века — Ростовский Кремль. На западной окраине города, на берегу озера Неро, расположен красивейший ансамбль Спасо-Яковлевского монастыря.
Название города Ростов традиционно связывают со славянским личным именем Рост (ср. Ростислав), от которого с помощью суффикса -ов образовано притяжательное прилагательное. Ростов упоминается в «Повести временных лет». В записи за 862 год о нём говорится как о городе, которым владел Рюрик и где «первые насельники» принадлежали к племени меря. Также летопись сообщает, что «в Ростове сиде князь, под Олегом суще».
Считается, что упоминание Ростова под 862 годом было внесено в более поздней редакции летописи начала XII века. Самая ранняя дендрохронологическая дата в Ростове получена с раскопа у Часозвона в Кремле — 963 год.
Согласно данным археологии, старинное большое Сарское городище, первое укреплённое поселение на озере Неров, возникло в земле мери в VII веке и долгое время было мерянским племенным центром.
Исследователь Ростова, археолог Андрей Леонтьев считает Сарское городище племенным центром мери, а Ростов — центром княжеской власти.
По мнению краеведа Е. Плешанова, Ростов возник как мерянский посёлок в конце VIII века или несколько раньше. Во времена Рюрика он стал центром сбора дани в пользу Новгорода, оставаясь в других отношениях пригородом Сарского городища; с усиленной славянской колонизацией, начавшейся в 920—930-е годы, Ростов, как база славян, приобрёл господствующее значение.
Согласно летописи в IX веке Ростов вместе со всеми владениями племени мерян был присоединён к государству Рюрика со столицей в Ладоге или Новгороде. В походе князя Олега на Царьград ростовцы участвовали в качестве союзников: в тексте договора Олега с греками дань они обязались платить на отдельные русские города: Киев, Чернигов, Перяславль, Полоцк, Ростов и Любеч. С 989 года по 1010 год в Ростове княжил молодой Ярослав Мудрый.
Со второй половины XI века Ростов — один из двух главных городов Ростово-Суздальского княжества, территории, ставшей основой современной России.
Вплоть до XII века Ростов разделялся на два конца — Чудской (мерянский) с языческим капищем и Русский с христианской церковью. Два народа неплохо уживались между собой, в случае какой-либо угрозы вместе собирали ополчение. Но если мерянин принимал крещение, то он уже признавался русским и должен был оставить прежнее место жительства, переселиться на другой конец города.
Когда столица из Суздаля перешла во Владимир, в Ростове и Суздале вспыхнул бунт. Старые города не желали признавать новую столицу.
В 1207 году появилось самостоятельное Ростовское княжество, быстро ставшее одним из влиятельнейших политических центров русских князей. Основатель княжества, в 1214—1231 годах заново отстроил Успенский собор. К тому времени Ростовский удел стал вторым по значению после Владимирского. Ростов всегда завещали старшему сыну или брату.
Ростов являлся одним из самых больших городов на северо-востоке, площадь его укреплённой части, окружённой валом и рвом, составляла более 100 гектаров. В городе были княжеский и епископский дворы, большой торг, более 15 храмов, несколько монастырей. Авраамиев монастырь был основан в XI веке и является, таким образом, одним из древнейших русских монастырей.
В 1237 году Ростов не оказал сопротивления монгольским войскам, из-за этого город пострадал незначительно. Но ростовская дружина участвовала в битве на Куликовом поле. При Василии II Тёмном Ростовское княжество фактически окончательно входит в состав Москвы. Несмотря на потерю политической самостоятельности, Ростов продолжал оставаться резиденцией митрополита и крупнейшим церковным центром.
В Смутное время Ростов не избежал трагической участи многих российских городов. В 1608 году он был сожжён и разграблен тушинскими отрядами, которые взяли в плен митрополита Филарета (Романова) — будущего патриарха и отца царя Михаила Фёдоровича. В истории Ростова это было последнее нашествие захватчиков.
В 1632—1634 гг. по заказу царя для укрепления города вокруг его центральной части голландский инженер («жилец Голландский земли города Амстердама, городовой мастер») Ян Корнелиус Роденбург построил земляную крепость. Она вошла в мировую культуру как памятник староголландской фортификационной системы.
На протяжении долгих столетий Ростов сохранял за собой значение религиозного центра. Территория Ростовской епархии простиралась далеко за пределы современной Ярославской области, а ростовские иерархи были в числе наиболее влиятельных церковных владык.
В 1589 году Ростовская митрополия была одной из богатейших в России. Во второй половине XVII столетия по инициативе митрополита Ионы Сысоевича в Ростове разворачивается строительство новой архиерейской резиденции. За короткий срок — около 20 лет, в центре города был возведён величественный ансамбль митрополичьего двора, состоящий из культовых, жилых и хозяйственных построек, окружённых крепостными стенами с высокими башнями, известный как Ростовский кремль. На Соборной площади при кафедральном Успенском соборе была построена уникальная звонница, для которой были отлиты огромные тысячепудовые колокола.
Со второй половины XVIII века и почти до конца XIX века в городе проводилась знаменитая Ростовская ярмарка, благодаря которой Ростов сохранял за собой значение важного торгового и экономического центра Ярославской губернии.
Со второй половины XIX века в Ростове начинается восстановление и реставрация архитектурных памятников Ростовского кремля. В 1883 году в кремле открылся «Музей церковных древностей», который в настоящее время является значительным культурным и научным центром.
Соборная площадь возникла в конце X века после сооружения здесь первого Успенского собора. Стоящий сегодня на ней 500-летний Успенский собор — старейшее сооружение города. Ростовская звонница славится звонами своих 15 колоколов. Формирование ансамбля архиерейского двора завершилось к концу XVII века.
Ныне государственный музей-заповедник носит название «Ростовский кремль».
Известный фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевича меняет профессию» снимали в Ростове. Этому посвящён небольшой музей в палатах Кремля.
Говорят, что всё новое это хорошо забытое старое. Многие испытывают ностальгию: их мечты о будущем связаны с желанием вернуться в прошлое.
Прошлое — зеркало будущего!
Мне очень нравятся слова австрийского композитора и дирижёра Густава Малера: «Традиции — это передача огня, а не поклонение пеплу».
Какие же традиции нужно сохранять? какие являются ценностью?
09.11.2022 был опубликован Указ Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
К числу традиционных ценностей относят: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Однако под всем этим перечислением традиционных ценностей нет философского обоснования, концептуальной базы. Требуются доказательства, почему это ценности, почему это НАШИ традиционные ценности, почему ЭТИ ценности, а не другие.
Названы разрушительные идеи и чуждые ценности нашей культуре. Это культ эгоизма, культ вседозволенности, культ безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, отрицание идеалов служения Отечеству, отрицание идеалов продолжения рода, отрицание идеалов созидательного труда, отрицание идеалов позитивного вклада России в мировую историю, отрицание идеалов позитивного вклада России в культуру.
В начале 1990-х главной ценностью были названы деньги и «общечеловеческие ценности». С пеной у рта пропагандисты доказывали, что никаких особых национальных ценностей быть не может. Теперь убеждают в обратном, требуют вернуть идеалы и традиционные ценности, причём чтобы духовное было выше материального.
Но если признать верховенство духовного над материальным, то как тогда относиться к накоплению богатства?
Некоторые сомневаются в существовании духовности и возможности законом регулировать нравственность. Олигархи, купаясь в шампанском на собственной яхте где-нибудь на Мальдивах, полагаю, смеются над этим…
У так называемой «элиты» нет Отечества, для них где хорошо, там и родина. Когда стало трудно, «цвет нации» просто сбежали за границу со своими капиталами. Бывший топ-менеджер «Роскосмоса» 41-летний Владимир Мешков украл 600 млн руб и уехал за границу. Наворовать и сбежать на Запад – вот и весь их смысл жизни.
На Западе государство обслуживает индивида, а в восточном христианстве (православии) индивид служит государству, которое обеспечивает выживание всех, и таким образом является сверхценностью.
Запад – это секуляризация, это духовность без религии.
Восточное христианство пошло по пути мистического Платона, а западная Европа пошла по пути рационалиста Аристотеля.
Азия – это другие ценности, другое мировосприятие, другое мировоззрение.
Одни говорят: «особенности русского человека в его духовности, в его святости, в открытости русской души; русский человек всегда искал в себе Бога».
Другие возражают: «духовность не имеет национальности; национальность это культура и менталитет».
Третьи убеждены: «русская национальная идентичность не определяется через превосходство своей культуры и веры над другими».
Четвёртые утверждают: «нет никакой русской особенности, есть универсальные законы человеческого общества».
Пятые вообще считают, что нет никакой духовности, всё это выдумка.
Если для западных протестантов богатство является проявлением благодати, то для нас богатство чуть ли не проклятие. Благодать выражается не в обретении богатства: «Трудом праведным не наживёшь палат каменных». У нас богатство не в чести, а труд лишь вынужденная необходимость ради поддержания плоти – вместилища духа.
Все наши святые подвижники (Сергий Радонежский, Серафим Саровский и другие) были нищие. Серафим Вырицкий и вовсе отказался от всего своего капитала. Для православных главное в жизни не труд, а молитва, благодать, общение с богом. Как говорил святой Серафим Саровский: «цель жизни христианской – обретение Духа Святого».
«Первичны, конечно, отношения души с Богом. Если такого «романа с Богом» нет, изучать это всё по книгам бесполезно. Человек, который нечто такое почувствовал, захочет узнать больше, а традиция хранит опыт тех, кто особенно преуспел в этом деле. Ты сам можешь никогда не пережить того, что пережил какой-нибудь святой. Я думаю, одна из бед современной цивилизации – ограниченность собственным опытом. Люди понимают только то, что сами пережили».
Только дурак не понимал в 90-е годы, что не втискивается Россия в Европу, что она слишком большая и слишком самобытная. Европе не нужна Россия, а нужны только природные ископаемые и склад для отходов. Многие понимали, что разрушение Берлинской стены станет началом процесса возведения новой Стены, но уже на Востоке.
30 лет нам говорили о глобализации и единстве с Европой, что у России нет и не может быть своего особого пути. Теперь говорят прямо противоположное. Наблюдается откат в прошлое по всем направлениям. Простому человеку очень трудно понять эти пертурбации. И как результат — недоверие ко всему, что говорится с высоких трибун.
В СССР было и много хорошего, и много плохого; чего больше — не берусь судить. В 1990-е младореформаторы отказались от многих положительных достижений социализма, «вместе с водой выплеснули и ребёнка». Но тогда все занимались «прихватизацией», потом «либерализацией», потом «модернизацией». А теперь, когда поняли, что с Европой не удастся породниться, утверждают, что у России свой особый путь.
Разрушение СССР для многих стало шоком, не только психологической травмой, но и вполне материальной, связанной с потерей гражданства, всего нажитого, переселением.
Многие хотят вернуть СССР, где были достойные пенсии и уверенность в завтрашнем дне.
Лично я при СССР не думал, что выйдя на пенсию, буду не жить, а выживать.
Многие недоумевают: почему в такой богатой природными ресурсами стране народ живёт бедно.
Сейчас политологи и философы, видимо, спешно сочиняют проект новой идеологии и Конституции для современной России. Но в союзе с капитализмом создать СССР 2.0. не получится: ни капиталистический социализм, ни социалистический капитализм.
Идеология преуспевания, причем любой ценой, стремление победить, выделиться, привлечь к себе внимание — это болезнь юношеского возраста. Страны с древней культурой проповедуют совсем другую позицию: спрятаться, чтобы тебя не видели, — вот достоинство мудреца.
Казалось бы, самое время для философов проявить свои способности и обосновать необходимость традиционных ценностей. Однако философская дискуссия не возникла ни по поводу «национальной идеи», ни по поводу «кода русской цивилизации», ни по поводу «русского мира». Нужна не просто дискуссия, а философская концепция традиционных ценностей и нового общества.
Социологи уже давно заметили, что проведение политики «традиционных ценностей» и разговоры о самобытности России, её особом пути и оригинальной русской цивилизации всегда возникали на фоне ухудшения отношений с Западом.
Политика требует своего обоснования. Сегодня очевидно наступает новый этап развития нашей страны: Россия поворачивается к Западу задом, а к Востоку передом. Как говорил ещё историк Ключевский: мы должны всё взять у Европы, а потом повернуться к ней задом.
Как и сто лет назад, на щит поднимается идеология евразийства: «Россия не Европа и не Азия, она сама по себе, государство-цивилизация»; «Россия — это страна-цивилизация, создавшая вместе с соседними, духовно близкими народами, неповторимый культурный мир и реализующая самостоятельные модели общественного развития».
П.А.Столыпин писал: «И утрата национальной идентичности, и вычленение отдельной нации из контекста своей цивилизации, её противопоставление с ближайшими по духу и общественному устройству соседями, ведёт, в конечном итоге, к культурной и этнической ассимиляции такого народа внешними силами, превращает его в «удобрение для других народов».
Философ Николай Лооский утверждал: «Доброта – одно из основных свойств русского народа; поэтому даже и бесчеловечный режим Советской власти не искоренил её».
То, что скрывается за словом “народ” и на что так любят ссылаться политики, часто грубая фальсификация, не имеющая ничего общего с реальной действительностью. Те цифры, по которым предлагается судить, о чём народ думает, ничего не говорят о том, почему люди думают так, а не иначе. Чтобы понять, что думает «глубинный народ», нужно больше ездить по России, а не ориентироваться только на столицы. Как социолог-практик с 1981 года, я много общаюсь с людьми. Русский народ умный: он, может быть, не всё знает, но всё понимает.
За последние двадцать лет многое изменилось, не изменилось лишь официальное число россиян, живущих за чертой бедности; их всё так же 20 миллионов.
Прожить на минимальную пенсию в 10 тысяч рублей невозможно. Обещали прибавку, я спрашивал, но соцзащита посылает в пенсионный фонд, а пенсионный фонд направляет в соцзащиту. Куда ж бедному пенсионеру податься?!..
По моему мнению, бедных пенсионеров общество обязано бесплатно кормить. Хотя некоторые считают, что пенсионеры это паразиты на теле общества.
Недавно, чтобы бесплатно отремонтировать протез целый месяц пять справок собирал о нуждаемости. А в СССР всем пенсионерам протезы делали бесплатно.
При СССР я, как и многие, любил песни в исполнении Аллы Пугачёвой. Но когда она в прошлом году покинула родину со словами «были холопами, стали рабами», я перестал её уважать. Вчера Пугачёва вернулась в Россию из Израиля без мужа-иноагента.
Можно только пожалеть тех, кто бежал из страны опасаясь мобилизации, но оказался мобилизованным в другой стране.
Эти люди бегут от трудностей, но от себя не убежишь.
И хотя человек всегда себя оправдывает, не найти им прощения.
Россия – это судьба!
Кто-то считает, что Россия страна ущербная, здесь всё неправильно, а вот на Западе всё правильно и потому нужно всё копировать оттуда, как и было неоднократно в российской истории.
Однако если согласиться, что мы люди «неправильные», надо отказаться от всех достижений русской культуры (Репина, Чайковского, Толстого, Достоевского, от Юрия Гагарина и многого другого), посыпать голову пеплом и подчиниться «цивилизованным народам».
Я побывал в разных странах мира, общался и общаюсь с иностранцами, как социолог провёл несколько опросов в разных странах. И могу сказать, что не считаю себя и своих друзей «неправильными» в сравнении с «западными людьми». Во мне нет чувства «полноценности» и превосходства над людьми Запада. Мы не лучше других, но и не хуже.
Мы не «неправильные», мы особенные, у нас всё по-своему. У нас своё представление о счастье и смысле человеческой жизни, свои приоритеты и ценности.
25 лет назад в романе-исследовании «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» я описал свой спор с американским миссионером, которому доказывал различие русской и западной культуры, отстаивал неповторимость русской цивилизации и своеобразие наших традиционных ценностей, настаивал, что у России свой особой путь.
Если на Западе люди в большей мере обеспокоены идеей личного счастья, то в России их мучит идея счастья всеобщего — как всех осчастливить, даже если для этого необходимо пожертвовать собственной жизнью. Выживать за счет спекуляции — вряд ли это может быть идеалом русского человека, который, напротив, готов сознательно пойти на материальные лишения, дабы ощутить духовную свободу.
Мы, русские, не хотим согласиться с приоритетом материального над духовным, хотя и не в состоянии абсолютно освободиться от бытовых проблем. Выживание по типу “пойду на все, но никогда не буду голодать!” чуждо нашей культуре, проповедующей ценность самопожертвования. Прагматизм никогда не был и никогда не будет чертой русской души. Вот ведь весь мир живет умом, только у нас от ума одно горе, — а все потому, что русский сердцем живет! Нажива не отличительная особенность нашего национального характера.
Мы, русские, все сумасшедшие, потому что не такие нормальные, как вы. В нас менее чем в ком-либо, развит дух прагматизма. Русские — это вечное недовольство собой. Мы, подобно детям, готовы слушать всех, кто встал в позу учителя, и потому представители высокоразвитых стран думают, что они взрослее. Но ведь взрослость определяется не умением получать, а желанием отдавать, причем безо всякой выгоды для себя.
Отличительная черта русской души — бескорыстность; ни для какого другого народа совесть не является такой мучительной проблемой, как для нашего, потому что совесть заставляет жертвовать выгодой. Русскому человеку не нужно богатство, мы даже свободны от желания достатка, потому что русский всегда более озабочен проблемами духовного голода, поиском Смысла, нежели накопительством, — в этом пренебрежении материальным заключено духовное средоточие.
Только русский может летать над пропастью, оказавшись в полном безденежье, и при этом жертвуя всем ради захватившей его идеи. С точки зрения западного обывателя это безумие, но только такое состояние позволяет создавать гениальные творения. Русским все ничего! О чем ни спросишь — все “ничего”. В одном ответе и “да” и “нет”.
Таинство русской души иноземцы склонны объяснять сумасшествием, только потому, что не в состоянии понять и объяснить странные поступки ненормальных русских. А объяснить не могут, потому что не могут принять. Поэтому и Достоевского называют сумасшедшим, и Ивана Грозного. Мы же, не ища никакой выгоды для себя, мечемся из стороны в сторону в поисках Бога, Веры, Любви.
Русский — это не национальность, это мироощущение! У нас душа ребенка! По сравнению с другими нациями мы словно застряли в детском возрасте. Понять нас трудно, как трудно взрослому вернуться в детство. И не ищите в России того, что есть на Западе. Россия никогда не будет страной комфорта — ни материального, ни духовного. Она была, есть и будет страной Духа, местом его непрекращающегося поединка за сердца людей; и потому путь ее отличен от других стран. У нас своя история и своя культура, а значит, и свой путь.
Быть может, судьба России в том, чтобы страдать за все человечество, освобождая народы от засилья зла на земле. Жить в России — значит нести ответственность за судьбы мира. Русским, возможно, более чем кому-либо, нужна свобода, они ищут равенства, а не равноправия, свободы духа, а не свободы желаний, свободы без удобства, свободы от удобств и от выгоды.
Может быть, это мазохизм, но русская душа не может без страдания, а прежде сострадания, потому как только оно освобождает от плена наслаждения и личной выгоды. Мы готовы с радостью мучиться ради всех, находя в этом смысл своего существования. Именно жажда сострадать, причем без всякого расчета, — вот отличительная особенность русской души. Сострадать с выгодой невозможно; это единственное, что невозможно делать с выгодой для себя.
Россия всегда была сильна духом. Она пример того, как наперекор всем логическим доводам Дух Жив! В этом её главная особенность и отличие от других стран. У каждого народа свой путь и своя судьба. Россия была и будет страной свободного духа. Это место – где познаётся Судьба. Поэтому в Россию можно только верить…»
(из моего романа-исследования «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература 1998 год.
P.S. В День народного единства хочется, чтобы все объединились. Но богатые почему-то не хотят объединяться с бедными. Пока одни отдыхают на Мальдивах, другие стоят в очереди за бесплатным супом, который им дал ни Чубайс, ни Абрамович, ни Фридман, а … Иоанн Кронштадский!
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость
4\ Всё есть любовь
А по Вашему мнению, КАКИЕ ТРАДИЦИИ СОХРАНЯТЬ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: день народного единства, золотое кольцо россии, Идеология, иоанн кронштадский, ростов, ростов великий, русская илея