ЛЕГЕНДАРНЫЕ ПОДЛОДКИ

19 марта отмечается День моряка-подводника. Я служил на подводной лодке 641 проекта шифровальщиком в Полярном 1978-1980 годы. До сих пор храню свою бескозырку и флотские награды. Недавно побывал в Музее военно-морской славы в Кронштадте, где открылась для осмотра легендарная атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол». Это первая советская и третья в мире атомная подводная лодка, головной корабль проекта 627 «Кит». В 1958-1987 годах К-3 входила в состав Северного флота ВМФ СССР. К-3 совершила шесть боевых служб и четыре дальних похода, суммарно прошла 128443 морских мили за 14115 ходовых часов. В 1962 году она стала первой советской подводной лодкой, достигшей Северного полюса.


В 1954 году американцы создали первую подводную лодку «Наутилус» и в 1955 году вторую «Сивулф». В 1958 году «Наутилус», пройдя в подводном положении подо льдами, достиг Северного полюса, став первым кораблем в истории человечества, прошедшим эту точку Земли своим ходом.

В СССР с 1952 года разрабатывалось два проекта атомного двигателя для подлодки. В отличие от упомянутых американских проектов, использующих классические конструкции корпусов дизель-электрических лодок, корпус К-3 проектировался с нуля с упором на качество подводного хода. Лодка получилась быстроходнее «Наутилуса»: на испытаниях в погруженном состоянии был достигнут ход в 28 узлов без выхода реакторов на полную мощность.

Изначально лодка предназначалась для атаки береговых военно-морских баз одиночной термоядерной торпедой очень большого калибра. Но проект был пересмотрен в сторону более традиционного торпедного вооружения с возможностью использования ядерных боеголовок. Подводная лодка была спущена на воду 9 августа 1957 года.

С 11 по 21 июля 1962 впервые в истории Советского Военно-Морского Флота она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса. Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР. Весь личный состав корабля был награждён орденами и медалями.

Осипенко и Жильцов в книге «Атомная подводная эпопея» упоминают о том, что на полюс лодка пошла без трети парогенераторов, которые были заглушены из-за утечек. Мощность ГЭУ была ограничена 60%. Ресурс же оставшихся парогенераторов оценивался в 800 часов, и оценивался справедливо — после возвращения из похода потекли и эти оставшиеся, переоблучив экипаж. Фактически, лодка после похода исчерпала ресурс и потребовала ремонта с заменой отсека.

Лучевая болезнь и иные последствия облучения среди членов экипажа были почти обычным делом. Переоблучение экипажа считалось неизбежным злом для столь революционно нового корабля. Из соображений секретности, многим пострадавшим в медицинскую историю записывались ложные диагнозы.

При возвращении с боевого дежурства 8 сентября 1967 года в Норвежском море произошел пожар в I и II отсеках, погибло 39 человек. Взрыва торпед, а среди них были и торпеды с атомными боевыми частями, удалось избежать. Лодка самостоятельно вернулась в базу.
За годы службы корабля 10 членов экипажа удостоены звания Героев Советского Союза, 13 стали кавалерами Ордена Ленина, 60 были награждены Орденом Красной Звезды.

В конце 2002 года К-3 доставили для утилизации в город Полярный. Затем лодку решили утилизировать до конца 2013 года на судоремонтном заводе «Нерпа». Для сохранения лодки, для последующего переоборудования в музей, требовалось 50 миллионов рублей. Деньги для реализации первого этапа работ были выделены Министерством Обороны.

В сентябре 2021 года К-3 была доставлена с Северного флота в Кронштадт. С июля 2023 года К-3 «Ленинский комсомол» является одним из главных экспонатов Музея военно-морской славы в Кронштадте.

Я отслужил срочную службу три года в военно-морском флоте. Полгода был в учебке Черноморского флота в Николаеве, водолазную подготовку проходил в Севастополе, 2,5 года служил шифровальщиком на подводной лодке и плавбазе Северного флота в Полярном.
На подлодке я прошёл крещение водой (забортной), огнём (борьбы за живучесть) и медными трубами (пролезал через торпедный аппарат). Но главным достижением считаю преодоление страха смерти.
Серьёзные испытания и ответственность сделали меня мужчиной. И тот, кто не служил, никогда не станет настоящим мужиком.

В детстве я часто смотрел фильм про подводников «Командир счастливой Щуки». В фильме была показана база Северного флота времён войны – Полярный. Случилось, что именно в Полярном я служил на подводной лодке проекта Б-641 (типа «Ярославский комсомолец»). Это был самый успешный проект того времени.

DSC02242

Наша подлодка была самая «тихая», и потому могла близко подойти к авианосной группе. Её называли «убийца авианосцев». Задача была сделать залп из всех торпедных аппаратов (если понадобиться, то и двумя ядерными торпедами) и залечь на дно. Американцы называли нас самоубийцами, потому что после первого залпа лодку, как правило, накрывали.

Правда спальных мест на всех матросов не хватало. Приходилось спать и между аккумуляторными батареями в родном четвёртом отсеке, и в седьмом торпедном, и в первом на торпедах, и даже в трюме на кандейках из-под регенерации. При этом я всегда был готов расшифровать присланное радио. За автономку во время учений Северного флота я был награждён жетоном «За дальний поход». Дослужился до звания главный корабельный старшина.

DSC02225

Когда в сентября 2020 года я приехал в Калининград, то посетил Музей мирового океана, где в качестве действующего экспоната пришвартована подводная лодка проекта Б-641, точно такая, на какой я служил в Полярном в 1978-1980 годы. Когда я спустился в родную подлодку, то почти час не мог выйти оттуда, переходя из отсека в отсек и вспоминая свою службу. Меня принимали за экскурсовода, а я с удовольствием рассказывал, где ел, где спал и где расшифровывал получаемые радиограммы.

В детстве я много раз смотрел по телевидению фильм «Нейтральные воды»; да и сейчас часто пересматриваю на DVD. Фильм основан на реальных событиях. Подвиг шифровальщика запал мне в душу. Ценой собственной жизни он спас секретные документы.
Волею судьбы я стал шифровальщиком, а мой флагманский специалист рассказывал, как он снимался в фильме «Нейтральные воды» во время боевой службы в Средиземном море.

Через полтора года службы после болезни мне предложили комиссоваться, но я решил дослужить до конца. Меня перевели на плавбазу «Магомед Гаджиев», носящую имя славного подводника времён второй мировой войны.

Гаджиев_Магомет_Имадутдинович

Магомет Гаджиев – Герой Советского Союза, капитан 2 ранга, командир дивизиона подводных лодок Северного флота. С начала войны Гаджиев участвовал в 12 боевых походах. На его личном боевом счету числилось 10 потопленных транспортов противника. Он ввёл в практику подводников потопление транспортов из артиллерийских орудий. Кроме того, Гаджиев ввёл в традицию подводников салют из орудия в знак того, что экипаж одержал очередную победу в море.

12 мая 1942 года подводная лодка «К-23», на которой находился Гаджиев, атаковала конвой, а затем вступила в бой с охранявшими суда тремя противолодочными кораблями. Силы оказались неравны, и попытавшаяся уйти в подводном положении лодка, оставлявшая на поверхности след соляра, была потоплена глубинными бомбами противника.
Магомету Гаджиеву приписывают фразу: «Нигде нет такого равенства, какое существует на подводной лодке, где все или побеждают, или погибают».

На флоте до сих пор хранят память о героях-подводниках: Александре Маринеско, Магомеде Гаджиеве, Иване Колышкине, Фёдоре Видяеве и других.
В Санкт-Петербурге на Кондратьевском проспекте в качестве экспоната «Музея Подводных Сил им. А.Маринеско» стоит рубка подлодки проекта Б-641 – такой же, на которой служил я сорок лет назад. Я посетил музей А. Маринеско и его могилу.

Александр Иванович Маринеско — командир подводной лодки С-13 бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, капитан 3-го ранга, известный по «Атаке века», Герой Советского Союза.
С 9 января по 15 февраля 1945 года Маринеско находился в своём пятом боевом походе, в течение которого были потоплены два крупных транспорта противника — «Вильгельм Густлофф» и «Штойбен» Перед этим походом командующий Балтийским флотом В.Ф.Трибуц решил предать Маринеско суду военного трибунала за самовольное оставление корабля в боевой обстановке (в предновогоднюю ночь командир на двое суток покинул корабль, экипаж которого за это время «отличился» выяснением отношений с местным населением). Но исполнение этого решения В.Ф.Трибуц задержал, дав возможность командиру и экипажу искупить вину в боевом походе.

30 января 1945 года С-13 атаковала и отправила на дно корабль военного флота Германии «Вильгельм Густлофф» (бывший лайнер), на котором находилось 10582 немца. Из них 1626 военнослужащих — 918 курсантов младших групп 2-го учебного дивизиона подводных лодок, 173 члена экипажа судна, 373 женщины из состава вспомогательного морского корпуса, 162 тяжелораненых военнослужащих и 8956 гражданских, в основном стариков, женщин и детей.

Впоследствии советская печать потопление «Вильгельма Густлоффа» назвала «атакой века», а Маринеско — «подводником №1», что не совсем обоснованно, поскольку подводники других стран топили значительно более крупные корабли, в том числе и боевые.
10 февраля 1945 года на подходе к Данцигской (Гданьской) бухте С-13 потопила транспорт раненых «Штойбен», на борту которого находились 2680 раненых военнослужащих, 100 солдат, около 900 беженцев, 270 человек военного медперсонала и 285 членов экипажа судна. Из них спаслось 659 человек, из которых раненые составляли около 350. Потопленное судно было вооружено зенитными пулемётами и орудиями, шло в боевом охранении и перевозило в том числе здоровых солдат: в связи с этим, строго говоря, его нельзя было относить к госпитальным судам. Сам Маринеско идентифицировал атакованное судно как лёгкий крейсер «Эмден».

За потопление «Вильгельм Густлофф» и «Штойбен» командиру С-13 Маринеско не только простили прежние прегрешения, но и представили к званию Героя Советского Союза. Однако командир бригады ПЛ капитан 1 ранга Л.А.Курников понизил статус награды до ордена Красного Знамени.

14 сентября 1945 года нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов разжаловал Маринеско до старшего лейтенанта. В 1960 году приказ о разжаловании был отменён, что дало возможность Маринеско, к тому времени уже очень больному, получать полную пенсию.

До сих пор в Финском заливе и Балтийском море находят подводные лодки времён Второй мировой войны. 5 мая 2017 года в рамках подводно-поисковой экспедиции «Бессмертный дивизион» разведывательно-водолазной командой на глубине около 60 метров в районе острова Большой Тютерс в центре Финского залива была обнаружена подводная лодка Щ-406.

В 1943 году подлодка Щ-406 отправилась в свой боевой поход. На базу она не вернулась. Экипаж считался пропавшим без вести. Всего за период боевых действий, в которых Щ-406 принимала участие, она провела 12 торпедных атак, за которые были выпущены 18 торпед. Считается, что подводники достоверно потопили 2 корабля, результаты ещё трёх их атак не были установлены.

Подлодка подорвалась на минном заграждении, выставленном немцами и финнами между островами Гогланд и Большой Тютерс. После подрыва лодка легла на грунт, причем часть экипажа выжила и пыталась покинуть лодку. Нашедшие Щ-406 водолазы, обнаружили открытый рубочный и приоткрытый кормовой аварийный люки. Всего в полукилометре от Щ-406 находится Щ-320. Там же обнаружена Щ-317.

В апреле 2018 года «Экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» обнаружила и идентифицировала советскую подводную лодку Щ-317. В ходе одного боевого похода Щ-317 потопила три транспорта противника и повредила ещё одно. Этот поход является одним из самых результативных в истории русского подводного флота.

В 2017 году в день подводника 19 марта мы побывали на подводной лодке С-189, которая пришвартована возле Набережной Лейтенанта Шмидта. Нам удалось даже поговорить с командиром подлодки.

Подводная лодка «С-189″ заложена на Судостроительном заводе имени Серго Орджоникидзе (ныне Балтийский завод) 31 марта 1954 года и спущена на воду 4 сентября того же года (всего за 5 месяцев!). Всего в Советском Союзе было построено 215 подводных лодок проекта 613.
За период службы «С-189″ выполняла боевые задачи в Атлантическом океане и Балтийском море. В боевом составе Военно-морского флота подводная лодка находилась 35 лет, до 19 апреля 1990 года.
В 1990-м году лодка была исключена из состава флота. В 1998-м году из-за неисправности донно-забортной арматуры отсеки лодки заполнились водой и «С-189″, потеряв плавучесть, затонула в Купеческой гавани Кронштадта.
По инициативе подводников лодка была поднята, и в 2010 году в ней открылся музей. В 2014-м году «С-189″ отпраздновала 60-летний юбилей.

4 июля 1961 года в ходе учений «Полярный круг» произошла утечка радиации на вышедшем из строя реакторе подводной лодки К-19. Экипаж смог самостоятельно устранить неисправность, лодка осталась на плаву и смогла вернуться на базу. От сверхвысоких доз облучения погибло восемь подводников.
Об этом есть хороший фильм «К-19″, к сожалению, американский. Наш фильм «72 метра» не произвёл на меня положительного впечатления. Как и фильм «Курск».

7 апреля 1989 года на глубине 1680 метров в 180 километрах к югу от острова Медвежий в Норвежском море затонула АПЛ К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник». Из 69 находившихся на субмарине человек 42 погибли. Катастрофу спровоцировал пожар в седьмом отсеке субмарины. К-278 «Комсомолец» принадлежит рекорд погружения (1027 метров). Субмарина имеет ядерную силовую установку (ЯСУ) и две торпеды с плутониевыми боевыми частями.

Флот К Комосмолец

До сих пор точно не ясно, что привело к гибели подводной лодки «Комсомолец». Согласно недавно уточнённым данным, максимальный уровень радиации в районе вентиляционной трубы реакторного отсека затонувшей советской атомной подводной лодки (АПЛ) К-278 «Комсомолец» в 800 тысяч раз превышает норму, сообщает Институт морских исследований (Норвегия).

12 августа 2000 года атомный подводный ракетный крейсер «Курск» затонул в Баренцевом море в 175 км от Североморска во время учений. Спасательная операция длилась несколько дней, в течение которых часть экипажа, состоявшего из 118 человек, оставалась в живых. Тяжелые погодные условия и недостаточная оснащённость необходимыми спасательными средствами привели к тому, что один из отсеков лодки был открыт только 21 августа. Все находившиеся на борту подводники погибли. Следствие пришло к выводу, что причиной аварии стал взрыв учебной торпеды внутри четвертого торпедного аппарата, что привело к детонации остальных торпед.

Флот Курс утоневший

Как писали позднее, «Курск» был атакован американской подводной лодкой «Мемфис». Как только «Курск» поставили в док, все сразу обратили внимание на идеально круглое отверстие у границы разрыва обшивки. В её диаметр идеально входит американская торпеда Mark-48, которая способна проходить стальную обшивку субмарин. От этой торпеды спастись почти невозможно: она самостоятельно осуществляет поиск, захват и атаку цели – с первого или второго захода.

На Морском салоне в Санкт-Петербурге 14 июля 2019 года я попытался узнать почему гибнут подлодки.

30 августа 2003 года АПЛ К-159 затонула при буксировке в город Полярный, где должна была быть утилизирована. Девять из десяти находившихся на борту моряков погибли. Причиной аварии стал шторм, который привел к отрыву понтонов, с помощью которых проводилась буксировка. Руководил операцией командующий Северным флотом адмирал Сучков. Я служил в 1978 году на ПЛ проекта Б-641 под командованием кап 3 ранга Сучкова. После аварии с АПЛ К-159 Сучков был снят с должности командующего Северным флотом.

1 июля 2019 года в Баренцевом море потерпела аварию российская атомная глубоководная станция проекта 10831 АС-31 «Лошарик». Согласно данным Минобороны она занималась проведением батиметрических измерений. Объект, где произошла трагедия, секретный. Официально он назван научно-исследовательским глубоководным аппаратом. Фактически это атомная подводная лодка с характеристиками сверхглубоководного батискафа. Ею управлял экипаж из 25 офицеров. 9 членов команды спаслись (те, кто был на вахте).

Указом президента Путина «Золотой Звездой» Героя Российской Федерации посмертно награждены капитаны первого ранга Андрей Воскресенский, Константин Сомов и Денис Опарин, а также капитан второго ранга Дмитрий Соловьев. Десять подводников посмертно награждены орденами Мужества.

Когда приезжаю в Сестрорецк, почти всегда прихожу к мемориалу погибшим подводникам у храма Петра и Павла, чтобы почтить память героев-подводников.

В СССР построили самую большую в мире подлодку проекта «Акула»; самую скоростную (42 узла) подлодку проекта «Анчар», самую глубоководную подлодку с погружением до 1250 метров проекта «Плавник».
Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 941 «Акула». Вооружение — 20 пусковых установок ракет РСМ-52 (200 боеголовок), 6 торпедных аппаратов. Экипаж 160 человек (в том числе 52 офицера).

DSC02211

Четыре ПЛАРБ проекта 955 «Борей». Каждая из них имеет по шестнадцать баллистических ракет «Булава» с дальностью действия 9300 км и шесть ядерных боеголовок индивидуального наведения мощностью по 150 килотонн. Всего Россия планирует построить восемь таких подлодок. В ближайшие годы морские стратегические силы будут укомплектованы новейшими субмаринами проекта 955 «Борей».

Есть и экземпляр, который особенно наводит ужас: подлодка Б-90 «Саров». Это испытательная платформа для торпеды на атомном ходу с огромной 100-мегатонной термоядерной боеголовкой «Статус-6», которая предназначена для атаки береговых объектов, таких как порты и города. Противоракетная оборона США бессильна против «Статус-6», в то время как удар этой ракеты способен уничтожать целые прибрежные районы, делая их непригодными для жизни из-за радиоактивных осадков.

Нужно ли прогибаться под давлением обстоятельств и приспосабливаться? или же бороться и пытаться преодолевать несмотря ни на что? Смириться, чтобы выжить, или бороться и, возможно, погибнуть?

Допустимо ли сдаваться на милость врагу, чтобы сохранить жизнь?
«Никогда не сдавайся!» – говорят одни. – «Русские никогда не сдаются».
Если враг не сдаётся, его уничтожают.
Некоторые предпочитают умереть, нежели предать свои принципы.
Другие предпочитают сохранить жизнь, пожертвовав своими принципами.
Как же поступать правильно? Что важнее: жизнь или принципы?
Подводники не сдаются. Они или все вместе побеждают или все погибают!

Нам чужды зависть, тяга к славе,
Бессмертья мрамор и гранит.
Но тем, кто воевал в подплаве,
Завидуй! – сердце говорит.

Поздравляю с Днём моряка-подводника!

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё, что я хочу сказать людям, заключено в главных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость
4\ Всё есть любовь.

А какие Вы знаете ЛЕГЕНДАРНЫЕ ПОДЛОДКИ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , , , , ,

Комментарии запрещены.