«В старые добрые времена книги писали писатели, а читали все, теперь же книги пишут все, но не читает никто», – острил ещё Оскар Уайльд.
5 декабря объявили победителей премии «Большая книга» за 2024 год. Главную премию за роман «Одсун» получил Алексей Варламов. Это уже его третья (!) премия «Большая книга». Второй раз получили премию Михаил Шемякин и Захар Прилепин.
Неужели нет других достойных авторов?!
Кому и за что дают по 2-3 раза, причём одним и тем же, известно давно. Бывший директор премии ныне в «бегах», как и некоторые неблагодарные лауреаты.
Главный редактор литературного журнала «Нева» писатель Александр Мелихов давно заслужил премию «Большая книга». 8 октября 2024 года в редакции журнала «Нева» Мелихов поделился со мной своей философией жизни.
https://vkvideo.ru/video1243120_456243980
Александр Мотелевич Мелихов родился 29 июля 1947 года в семье Мотеля Аврумовича Мейлахса и Любови Кузьминичны Кириченко в Россошь Воронежская область. Окончил математико-механический факультет Ленинградского университета, работал в НИИ прикладной математики при ЛГУ; кандидат физико-математических наук.
Как прозаик печатается с 1979 года. Проза опубликована в журналах «Аврора», «Нева», «Звезда», «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Дружба народов», «22», «Nota Bene» (Израиль), «Зарубежные записки» (Германия) и др.
Мелихов автор множества книг: «Провинциал», «Весы для добра», «Исповедь еврея», «Горбатые атланты, или Новый дон Кишот», «Роман с простатитом», «Нам целый мир чужбина», «Чума», «Красный Сион», «Любовь-убийца», «Мудрецы и поэты», «Интернационал дураков», «Биробиджан — земля обетованная», «Тень отца», «Республика Корея: в поисках сказки», «Дрейфующие кумиры», «Броня из облака», вышедших в издательствах «Советский писатель», «Новый Геликон», «Лимбус Пресс», «Вагриус», «Ретро», «Время», «Прозаик», «Текст», «АСТ», «Журнал „Нева“».
А.М. Мелихов автор книги «Диалоги о мировой художественной культуре» и нескольких сот журнально-газетных публикаций. Он стал лауреатом Международной литературной премии имени Фазиля Искандера за 2022 год. Романы «Нам целый мир чужбина», «И нет им воздаяния», «Свидание с Квазимодо» входили в шорт-лист премии «Русский Букер». Роман «Сапфировый альбатрос» удостоен премии «Книга года – 2023» в номинации «Проза года».
08\10\2024 я провёл интервью с Александром Мелиховым по поводу опубликованного проекта Закона о «стандарте писателя». Я задал несколько вопросов: нужен ли писателю стандарт? зачем, кому это нужно? Если человек по профессии, например, врач (как Чехов или Булгаков), то имеет ли он право именовать себя писателем? Писатель – это профессия (работа такая) или призвание? В чём для Вас миссия писателя? Какова основная идея, которую Вы пытаетесь передать своим творчеством?
Учение Александра Мелихова основано на нескольких положениях.
«Первое. Человека отличает от животного не умение пользоваться орудиями труда, а умение относиться к плодам своей фантазии (=фантомам, грёзам, идеалам) как к реальным предметам и даже гораздо более серьёзно: „Только человек способен жертвовать во имя того, чего нет, что существует лишь в его воображении“.
Второе. Все низкое в человеке — это маски чего-то высокого. Материальные, „шкурные“, да любые практические интересы и действия важны для человека только потому, что в рамках какой-то грёзы становятся для него символами прекрасного, возвышенного, значительного».
В последние годы Александр Мелихов развивает концепцию «человека фантазирующего», рассматривая историю человечества как историю зарождения, борьбы и распада коллективных грёз.
Вот что пишут о творчестве А.М. Мелихова. «Система взглядов удивительно стройна. Выглядит тезаурус, то есть набор важнейших понятий и схема основных взаимосвязей в мелиховском мире, следующим образом. Мир разделён на реальность и мечту (грёзу, сказку, химеру). Реальность без грёзы отвратительна. Грёза дает силы для жизни и уничтожает страх смерти. В реальности грёза обозначена словом, которое всегда прекраснее явления, поскольку оно является представителем мечты в мире действительности. Грёзы-сказки многообразны, но отличаются прежде всего количеством людей, ими охваченных. Одна из величайших, существующая для двоих, именуется любовью. Далее идут родовые, классовые, общенациональные грёзы и химеры („запас общих сказок, того единственного, что способно нас объединять“). Сбывшаяся грёза называется красотой. Искусство, которое служит красоте, есть, таким образом, мост между двумя мирами:
„Поэзия есть умение видеть в здешнем нездешнее“».
«„Ответ“ ужасу мира в мелиховской прозе — эстетика-стилистика, иначе — красота письма. На стыке безобрáзного (предельно, безнадёжно безобрáзного, то есть безóбразного) и прекрасного, на той стадии прекрасного, которая тяготеет к совершенству, возникает синтез близких Мелихову литературных манер („поток сознания“, „эстетика безобразного“, „суровый (жестокий, жёсткий) стиль“).
«Нерв нравственных поисков героев — „идолоборчество“» «Удивительная систематичность… Мелихова находит выражение в том, что исследование фантомов, которыми живёт человек, не ограничивается у него сферой литературы: Мелихов вполне серьёзно, со свойственной ему основательностью занимается такими проблемами, как наркомания, как жизнь умственно отсталых людей и способы их адаптации к реальности и т.п. И когда такой материал попадает из жизни в роман, обретает художественное воплощение, от этого литература выигрывает сторицей».
Авторский язык у Мелихова есть своего рода разрешение, катарсис. „Приключения языка“, который всегда является у Мелихова одним из „внесюжетных персонажей“, по степени увлекательности соперничают с приключениями героев, а в ужасном мире обнаруживают присутствие чуда бытия».
27\\09\2024 Александр Мелихов пригласил меня в музей Михаила Зощенко на презентацию своей новой книги «Сапфировый альбатрос».
27\\09\2024 Александр Мелихов пригласил меня в музей Михаила Зощенко на презентацию своей новой книги «Сапфировый альбатрос».
«Какой же смысл писательского творчества?», — задал я вопрос.
Мелихов ответил: «Каждый писатель пишет, чтобы избавиться от замысла, который его переполняет. Субъективное желание не совпадает с объективной функцией искусства. Это похоже на беременность у женщин. Искусство это жемчужина, которой душа укрывает раненое место. Мы спасаемся эстетизацией. Жизнь полна несчастий и унижений. Убивает не просто несчастье, а некрасивое несчастье — несчастье в сочетании с унижением. Если человеку его же несчастье изобразить значительным, как делает литература, то он наполовину спасён. Функция литературы и искусства это защита нас от скуки, грязи и унижения».
«Задача моя, как писателя, очищать страдания от грязи; показывать людям, что они достойны воспевания ничуть не меньше, чем Ромео и Джульетта».
«Дело поэзии — красота. Писатель бессознательно защищается от скуки, унижений и грязи».
21 декабря в пресс-центре Росбалта состоялась дискуссия «Естественно ли верить в Бога?» с участием писателя Александра Мелихова, который представил свою новую книгу «Заземление».
«Красоту давно превратили в товар, захватали липкими руками. Продаётся уже не только тело, но и красота. Что же тогда спасёт мир?!
Если мир действительно спасёт красота, то Красота, понимаемая как Совершенство!
Красота вещь необъяснимая — как морозный узор на стёклах. Что делает красивыми снежные торосы: мастерская ветра или наше воображение? И почему они кажутся нам прекрасными? Только потому, что соответствуют нашим представлениям о совершенном?
Красота. Что делает с нами красота! Это не просто мечта, ищущая воплощения в любви, а нечто большее. Это напоминает гипноз, когда мы становимся пленниками собственного воображения и готовы, как лунатики, следовать за красотой повсюду, бежать за ней, в надежде поймать милостивый взгляд, делающий нас счастливыми. Когда глаза любуются очаровательной наружностью, воображение дорисовывает остальное, заставляя восхищаться носителем чуда. Красота околдовывает, и мы, не замечая того, что скрыто за прекрасной оболочкой, добровольно отдаём себя в плен собственных иллюзий. Красота восхищает, возбуждая любовь, однако не она является символом совершенства.
Не красота источник вдохновенья, а Тайна Вечности, Бессмертие Души. Желанье Женщины — Природы повеленье. Бессмертие же требует Любви! Без чистоты нет в чувстве совершенства. А жажда плоти — Космоса игра. Непонятой душе нет в мире места. Прекрасное — не только красота!»
(из моего романа-исследования «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература
20.01.2018 писатель Александр Мелихов беседовал о любви и сексе в информационном агентстве Росбалт, представляя свои книги.
Выступление писателя А.М.Мелихова в библиотеке Маяковского в Петербурге 10.10.2016
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость
4\ Всё есть любовь
А какова Ваша ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: алекандр мелихов, алексей варламов, Захар Прилепин, литература, Николай Кофырин, премия Большая книга, философия жизни