Двадцать лет назад 28 января 1996 года в своём доме в Нью-Йорке скончался русский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе Иосиф Александрович Бродский. Известно много фактов из жизни и творчества Бродского, но смерть его до сих пор остаётся тайной.
Каждый раз в родном Петербурге проходя мимо дома Мурузи, я смотрел на балкон Бродских и мечтал об открытии здесь музея знаменитого поэта.
И вот 24 мая 2015 года в день 75-летия Иосифа Бродского я был на открытии музея «Полторы комнаты» в доме Мурузи. Это было СОБЫТИЕ! Ничего подобного я не видел уже давно. Очередь желающих побывать в музее Бродского растянулась до Литейного проспекта. Многие любители творчества Иосифа Александровича искренне сожалели о его скоропостижной смерти. Некоторые спрашивали: как же случилось, что Бродский ушёл так рано?
Январь 2016
ТАЙНА СМЕРТИ БРОДСКОГО
28.01.2016МАКБЕТ XXI ВЕКА
23.01.2016Недавно я посмотрел сразу две премьеры пьесы «Макбет»: спектакль на новой сцене Александринского театра и новую киноэкранизацию известной трагедии Шекспира (режиссёр Джастин Курзель).
Постановку пьесы «Макбет» на новой сцене Александринского театра в Петербурге осуществил польский режиссёр Кшиштоф Гарбачевский. Этот «артхаус без антракта» правильно было бы назвать «по мотивам» пьесы. Спектакль, балансирующий на грани драматического искусства и кино, сам режиссер часто называет «театральными инсталляциями». Попытки осовременить пьесу Шекспира можно назвать неудачными. Хотя поднимаются вечные проблемы власти и грехопадения.
«Макбет» – это архетипическая история об опасности чрезмерной жажды власти. Это история о трагической и закономерной судьбе тирана, а также о влиянии пророчеств на нашу судьбу, о тирании зла и о воле к власти.
Почему же трагедия «Макбет» и сегодня не теряет своей актуальности и злободневности?
ИДЕАЛЬНЫЙ СЕЙСМОГРАФ ОБЩЕСТВА
16.01.20162016 год в России объявлен годом кино. Эйзенштейн говорил, что кино – это идеальный сейсмограф, оно точно диагностирует состояние общества. Если судить по нашему кино, то состояние общества удручающее. Последние фильмы российских режиссёров («Левиафан» Андрея Звягинцева, «Родина» Петра Буслова, «Духless 2» Романа Прыгунова и другие) вызвали разочарование, если не сказать больше.
Художники всегда были идеальными сейсмографами общества. Андрей Тарковский говорил: «Художник ощущает будущее как пророк, как собака, которая начинает выть при приближении землетрясения…»
В новогодние праздники я посмотрел фильм «Страна чудес». Заинтриговал подзаголовок фильма: «Мы такие одни во вселенной». Россия – страна чудес. С этим, пожалуй, трудно не согласиться. Мы смогли в этом убедиться, встречая Новый Год 2016 на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.
ДУБАЙ – НАСТОЯЩЕЕ БУДУЩЕЕ
10.01.2016После «закрытия» для отдыха россиянам Турции и Египта, осталось немного мест, где можно зимой встретить весну и проводить лето. Одним из таких мест пока остаются Объединённые Арабские Эмираты. Несмотря на ведущуюся на Ближнем Востоке войну, в эмиратах ещё можно спокойно отдохнуть. Мы для отдыха выбрали Дубай. Хотя другие предпочитают эмират Шарджа или Абу-Даби. Но тот, кто хочет сегодня посмотреть, каким может быть возможное будущее, едет в Дубай.
РОЖДЕСТВО КАК ВОЗРОЖДЕНИЕ
07.01.2016В детстве мы часто гуляли возле места, где стоял полуразрушенный храм из красного кирпича. При строительстве станции метро «Ломоносовская» храм снесли. Помню, как строители ломали стены, а стоящие рядом люди плакали. Тогда я не знал, что этот был храм Сошествия Святого Духа.
До революции моя бабушка жила на окраине Петербурга в деревне Щемиловка и работала на Императорском фарфоровом заводе. Человек она была верующий и, конечно же, посещала храм Сошествия Святого Духа, пока в 1938 году он не был закрыт. От бабушки у меня сохранились две иконы, Евангелие 1900 года и золотой нательный крест. От неё я впервые услышал о Рождестве, об Ироде и об Иисусе Христе.
Недавно на месте разрушенного храма Сошествия Святого Духа построили временную часовню. Накануне Рождества я в очередной раз зашёл в часовню. Там я побеседовал с настоятелем протоиереем Иоанном (Соколовым).